Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, капельмейстер, виртуозный органист. Более двух веков прошло после его смерти, а интерес к написанным произведениям не угасает. По версии «Нью-Йорк Таймс» был составлен рейтинг мировых композиторов, которые создали шедевры, стоящие над временем, и Бах занимает в этом списке первое место. Его музыку как лучшее, что смогло сотворить человечество, записали на Золотую пластинку Вояджера, прикрепили к космическому аппарату и запустили с Земли в Космос в 1977 году.

Содержание

Иоганн Бах

Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор, виртуоз игры на органе, представитель барокко, талантливый музыкальный педагог.

Как жил Иоганн Себастьян Бах гениальный композитор у которого могло быть 7 детей, но осталось 4

Детские годы

Родился (21) 31 марта 1685 года в городе Эйзенах. В маленьком Бахе изначально была заложена страсть к музыке, ведь его предки были профессиональными музыкантами.

Обучение музыке

В десятилетнем возрасте после смерти родителей Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе.

В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700–1703 годах начинается музыкальная биография Иоганна Себастьяна Баха. Им была написана первая органная музыка.

Семейная жизнь

Важным событием в биографии Баха является женитьба. В 1707 году он женится на своей сестре Марии Барбаре. В семье родилось семеро детей. К сожалению, трое из них умерли в младенческом возрасте. Остальные четверо пошли по стопам отца и стали известными музыкантами. В 1720 году умерла жена Баха Мария.

Спустя год после ее кончины композитор начал задумываться о новой женитьбе, чтобы создать полноценную семью. Однажды Бах оказался на концерте в Кетене. Девушка была намного моложе Иоганна. Несмотря на это, когда он сделал ей предложение, она согласилась.

После женитьбы в доме воцарились любовь, забота, чистота и уют. В этом браке было рождено 13 детей, из которых в живых осталось шестеро.

Дочери Баха

Одна из дочерей – Элизабет Юлиана Фридерика вышла замуж за одного из учеников Баха. Этот факт примечателен тем, что именно она продлила род Бахов до наших дней. Потомки Иоганна Себастьяна Баха по её линии живут сейчас где-то в Америке.

Три её сестры остались старыми девами. Все они бедствовали. Известно, что Бетховен в свое время участвовал в благотворительных концертах в пользу совсем обнищавшей последней оставшейся в живых дочери Баха. Её звали Регина Сусанна.

Сыновья Баха

Что касается шести сыновей Баха, то вектор их карьеры был задан профессией отца, деда и вообще всей музыкальной династией Бахов.

То есть все сыновья Баха стали музыкантами.

Их успехи на этом поприще были неодинаковыми, что совершенно закономерно. Но в целом можно только поразиться педагогической одарённости их отца (Бах сам занимался музыкальным образованием своих детей). Ведь четверо из его детей не просто стали хорошими музыкантами, они повлияли на развитие европейской музыки, и их биографии есть во всех энциклопедиях. Вряд ли найдется хоть один другой отец, который может похвастаться ТАКИМИ результатами своего воспитания.

Вильгельм Фридеман Бах (“галльский Бах”)

Как жил Иоганн Себастьян Бах гениальный композитор у которого могло быть 7 детей, но осталось 4

Вильгельм Фридеман Бах

Он был первым, старшим и самым любимым сыном Баха, и прославился как виртуозный клавесинист, композитор и легендарный органист. Отец дал ему великолепную музыкальную подготовку.

До сих пор дети всего мира учатся играть на фортепиано по сборнику инвенций, прелюдий и прочих пьес, которые Иоганн Себастьян Бах написал для своего первенца (он называется “Нотная книжечка Вильгельма Фридемана Баха”). Кроме того, Вильгельм Фридеман получил юридическое университетское образование (как и его братья), и вообще был способнейшим человеком.

Но его импульсивная и беспорядочная натура мешала ему достичь высот в своей карьере. После смерти отца, который всегда контролировал его служебное продвижение, он пустился во все тяжкие, и в итоге умер в бедности, оставив вдову и дочь без средств к существованию. Его могила утеряна.

Однако же среди сыновей Баха считалось, что только он один приблизился по таланту и учености к их великому отцу. Кстати, он был очень на него похож.

Вильгельму Фридеману досталась большая часть бесценных рукописей его отца, к которым он относился крайне безалаберно: то выдавал их за свои сочинения, то раздавал рукописи отца в счёт своих долгов, то вообще забывал драгоценный архив на старой квартире при переезде. “Благодаря” ему, многие рукописи его великого отца были утеряны.

Карл Филипп Эммануил Бах (“берлинский” или “гамбургский Бах”)

Как жил Иоганн Себастьян Бах гениальный композитор у которого могло быть 7 детей, но осталось 4

Карл Филипп Эммануил Бах

При жизни сам Иоганн Себастьян Бах не знал такой славы, которой достиг этот его сын. Если для нас “Бах” – это, конечно же, Иоганн Себастьян, то для меломана второй половины 18 века это имя подразумевало только Карла Филиппа.

Он был знаменитым клавесинистом и вообще мастером на все руки. Гайдн и Моцарт считали его композиторский уровень недостижимым для себя. “Мы все дети, а он отец”, – восторженно говорил о нём Моцарт. Карл Филипп Бах оказал сильное влияние и на Бетховена, что видно в его Патетической и Лунной сонатах.

Иоганн Кристоф Фридрих Бах («бюккебургский Бах»)

Этот сын Баха был ребёнком от его второго брака, и он оказался в тени своих более одарённых братьев.

Он унаследовал некоторые черты характера своего отца: не был тщестлавен, отличался добросовестностью и трудолюбием, был хорошим семьянином и многодетным отцом.

Как жил Иоганн Себастьян Бах гениальный композитор у которого могло быть 7 детей, но осталось 4

Иоганн Кристоф Фридрих Бах

Кстати, один из его сыновей (единственный из внуков Иоганна Себастьяна Баха) стал профессиональным музыкантом.

45 лет он прослужил в качестве капельмейстера на одном месте – в немецком городе Бюккебурге при дворе графа Шаумбург-Липпе, и пользовался большим уважением всех, кто его знал.

Но его музыкальная одарённость уступала его трудолюбию.

Иоганн Кристиан Бах (“миланский” или “лондонский Бах”).

Как жил Иоганн Себастьян Бах гениальный композитор у которого могло быть 7 детей, но осталось 4

Томас Гейнсборо. “Иоганн Кристиан Бах”

Его портрет написал сам Томас Гейнсборо.

Этот Бах был младшим сыном Иоганна Себастьяна. Он был очень знаменитым и популярным композитором при жизни, сочинявшим в модном “галантном” стиле.

Иоганн Кристоф дальше всех своих родственников отошёл от семейных традиций. Во-первых, он в отличие от всех других Бахов, постоянно живших в Германии, искал счастья за границей и жил сначала в Милане, а потом в Лондоне.

Во-вторых, он отрёкся от протестанской религии и крестился в католичестве, за что был осуждён семьёй. И в-третьих, он единственный из всех Бахов сочинял оперы.

Его очень любил как композитора и человека Моцарт, который в юности копировал его стиль.

Природа отдохнула на двух оставшихся сыновьях Баха.

Готфрид Генрих Бах

Он страдал слабоумием, хотя был очень одарён музыкально и хорошо играл на клавесине. В семье относились к нему с любовью, и после смерти отца он до конца своих дней жил в доме старшей сестры.

Иоганн Готфрид Бернхард Бах

Этот сын отлично иллюстрирует известную пословицу “в семье не без урода”. Он тоже был музыкантом (органистом), но был склонен к авантюрному образу жизни, и принёс много страданий отцу. Он был игроком и кутилой, игнорировал свои служебные обязанности, брал у кого только можно деньги взаймы и никому не отдавал. Его отцу приходилось объясняться с возмущённым начальством сына и оплачивать все его долги.

В итоге Готфрид бросил очередную работу, на которую его пристроил отец, и исчез из поля зрения семьи на год. Поиски ни к чему не привели. Спустя год Иоганн Себастьян получил извещение о смерти сына. Готфриду Бернхарду было 24 года.

Этапы трудовой деятельности

Иоганн Себастьян Бах очень много работал, чтобы обеспечить свою большую семью. Биография композитора Баха включает служебные периоды его жизни. Работать он начинал в Арнштадте и Мюльхаузене (1703-1708 гг.). Далее композитор переехал в Веймар (1708-1717 гг.), потом он продолжил органное творчество в Кетене (1717-1723 гг.). Окончил свою службу он в Лейпциге (1723-1750 гг.).

Как жил Иоганн Себастьян Бах гениальный композитор у которого могло быть 7 детей, но осталось 4

Жизнь и творчество Баха

В биографии Баха Веймарский период занимает важное место. Он начал свою службу в Веймаре. Работал придворным органистом в капелле герцога Иоганна Эрнста. Это место Бах занимал семь месяцев. За это время он стал известным исполнителем, но собственную музыку пока не писал. Вскоре его пригласили на должность органиста в собор Св. Бонифация, который располагался в городке Арнштадте. Жалование он получал хорошее, хотя работал всего три дня в неделю. Именно в этот период Бах написал множество своих бессмертных произведений.

Однако через несколько лет возникло напряжение между ним и властями города. Баху не нравился уровень подготовки певцов в церковном хоре. Кроме того, в 1705 году он самовольно оставил работу на несколько месяцев. В тот период в соседнем городе Любеке давал концерты знаменитый Букстехуде. Бах отправился пешком в Любек, чтобы послушать виртуозную игру. Его биограф писал, что Иоганн Себастьян прошел пешком 50 км, однако документальных подтверждений этому нет. Отсутствовал он в Арнштадте 4 месяца.

Разумеется, власти города его за это наказали. Дополнительно они обвинили Баха в том, что он не умеет управлять хором.

В 1706 году композитор переехал в более крупный город Мюльхаузен, где ему предложили должность органиста в церкви Св. Власия. Теперь он получал еще более высокое жалование. Через 4 месяца он женился на Марии Барбаре. Власти в Мюльхаузене Бахом были очень довольны, даже согласились на реставрацию органа, хотя это требовало больших затрат. В этот же период за кантату «Господь – мой царь» Иоганн Себястьян получил высокую премию.

Через год семья Баха снова вернулась в Веймар. На этот раз музыканту предложили место придворного органиста и устроителя концертов. Его жалованье значительно возросло. Вероятно, это и стало главным фактором, повлиявшим на переезд. В 1709 году в семье родился первенец. Тогда же к ним переехала старшая сестра Марии Барбары, которая начала помогать по хозяйству. Она прожила в этой семье до самой своей смерти.

Именно в Веймаре у Баха начался расцвет творчества. Он создал свою знаменитую «Органную книжечку» и около двадцати произведений для хора и оркестра.

Как жил Иоганн Себастьян Бах гениальный композитор у которого могло быть 7 детей, но осталось 4

Кетенский период

После Веймара Бах отправился в город Кетен. Герцог Кетенский пригласил его на службу в 1717 году. Бах согласился, так как ему пообещали очень высокое жалованье и свободу действий. Спустя время Бах начал понимать, что его не устраивает Кетен, так как здесь мало перспектив. Кроме того, в этом городе не было университета, а Бах начал задумываться об обучении своих детей. В Кетене не было и органа. Поэтому композитор начал играть на клавире. Итогом Кетенского периода явились такие произведения:

  • «Бранденбургские концерты»;
  • цикл композиций под названием «Хорошо темперированный клавир»;
  • «Хроматическая фантазия и фуга»;
  • сонаты для скрипки и другие произведения.

Несмотря на расцвет творчества в Кетене, здесь у Иоганна Себастьяна случилось горе — умерла жена. Он даже не смог присутствовать на похоронах, так как в это время был очень далеко — в городе Карлсбаде.

Через год Бах повторно женился.

Как жил Иоганн Себастьян Бах гениальный композитор у которого могло быть 7 детей, но осталось 4

Лейпцигский период

В 1723 году Иоганн Себастьян с семьей переехал в Лейпциг. В этот период Бах начал работать кантором хора святого Фомы в церкви. Церковные праздники обязывали композитора писать праздничные произведения. Бах создал праздничные композиции: «Рождественская кантанта», «Страсти по Иоанну» и многие другие. Через некоторое время он стал музыкальным директором всех церквей, находящихся в Лейпциге. Этот период его жизни длился шесть лет. В Лейпциге Бах сочинил множество светских произведений. В 1729 году он стал руководителем Музыкальной коллегии.

Композиции Баха

Великий композитор воплотил множество образов в своих музыкальных композициях. К примеру, в «Мессе си минор» Бах использовал тему страдания, скорби, жертвенности, силы духа и торжества.

Как жил Иоганн Себастьян Бах гениальный композитор у которого могло быть 7 детей, но осталось 4

Во все свои произведения он вкладывал религиозный смысл, ведь он всю жизнь служил церкви. В музыкальные композиции знаменитый классик включил размышления о жизни, смерти, назначении человека, о морали. Главным образом в своих композициях Бах выделял Иисуса Христа. Этот образ для него был чистым, непорочным, благородным, воплощал все лучшие человеческие качества.

Слушая музыку Иоганна Себастьяна Баха, можно понять, что нужно делать, чтобы стать лучше. Произведения Баха — это своеобразное «очищение души».

На службе

После окончания учёбы Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его поменять работу. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. Краткое содержание статьи не даёт возможности подробно остановиться на творчестве великого композитора, но именно в это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами. В 1707 Бах переезжает в Мюльхузен, продолжает работать церковным музыкантом и заниматься творчеством. Власти довольны его работой, композитор получает вознаграждение.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.

Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным.

Краткая биография Баха не даёт полного представления о сложном жизненном пути композитора, о его личности. Подробно с его судьбой и творчеством можно познакомиться, прочитав книги Иоганна Форкеля, Роберта Франца, Альберта Швейцера.

Характеристика стиля

Как жил Иоганн Себастьян Бах гениальный композитор у которого могло быть 7 детей, но осталось 4

Стиль творчества Баха формировался на основе различных музыкальных школ и жанров. Иоганн Себастьян органично вплетал в свои произведения самые лучшие созвучия. Для того чтобы понять музыкальный язык итальянских и французских композиторов, он переписывал их сочинения. Его творения были насыщены текстами, ритмами и формами французской и итальянской музыки, северо-немецким контрапунктическим стилем, а также лютеранской литургией. Синтез разнообразных стилей и жанров гармонично сочетался с глубокой пронзительностью переживаний человека. Его музыкальная мысль выделялась особой уникальностью, универсальностью и некой космичностью. Творчество Баха относится к стилю, который прочно утвердился в музыкальном искусстве. Это классицизм эпохи высокого барокко. Для баховского музыкального стиля характерно владение необычайным мелодическим строем, где в музыке доминирует главная идея. Благодаря мастерству техники контрапункта одновременно могут взаимодействовать сразу несколько мелодий. Немецкий композитор был настоящим мастером полифонии. Ему были присущи склонность к импровизации и блестящая виртуозность.

Основные жанры

Творчество Баха включает различные традиционные жанры. Это:

  • Кантаты и оратории.
  • Пассионы и мессы.
  • Прелюдии и фуги.
  • Хоральные обработки.
  • Танцевальные сюиты и концерты.

Безусловно, перечисленные жанры он позаимствовал у своих предшественников. Однако он придал им широчайший размах. Маэстро умело обновил их новыми музыкально-выразительными средствами, обогатил чертами других жанров. Ярчайшим примером является «Хроматическая фантазия ре-минор». Произведение создано для клавира, но содержит драматическую декламацию театрального происхождения и выразительные свойства больших органных импровизаций. Несложно заметить, что творчество Баха «обошло стороной» оперу, которая, между прочим, была одним из ведущих жанров своего времени. Однако стоит обратить внимание, что многие светские кантаты композитора трудно отличить от комедийной интермедии (в это время в Италии они перерождались в оперу-буффа). Некоторые кантаты Баха, созданные в духе остроумных жанровых сценок, предвосхитили немецкий зингшпиль.

Органное творчество

Органная музыка в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха — Пахельбелю, Бёму, Букстехуде и другим композиторам, каждый из которых по-своему влиял на него. Со многими из них Бах был знаком лично.

В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. На композитора оказала влияние как музыка северонемецких композиторов (Георг Бём, с которым Бах встретился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде в Любеке), так и музыка южных композиторов: Бах переписывал себе произведения многих французских и итальянских композиторов, чтобы понять их музыкальный язык; позже он даже переложил несколько скрипичных концертов Вивальди для органа. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода (1708—1714) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий и фуг и токкат и фуг, но и сочинил неоконченную Органную книжечку — сборник из 46 коротких хоральных прелюдий, в котором демонстрировались различные техники и подходы к сочинению произведений на хоральные темы. После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа; тем не менее, после Веймара были написаны многие известные произведения (6 трио-сонат, сборник «Clavier-Übung» и 18 Лейпцигских хоралов). Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при постройке инструментов, проверкой и настройкой новых органов.

Прочее клавирное творчество

Бах также написал ряд произведений для клавесина, многие из которых можно было исполнять и на клавикорде. Многие из этих творений представляют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений. Большинство клавирных произведений Баха, изданных при его жизни, содержались в сборниках под названием «Clavier-Übung» («клавирные упражнения»).

  • «Хорошо темперированный клавир» в двух томах, написанных в 1722 и 1744 годах, — сборник, в каждом томе которого содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую употребительную тональность. Этот цикл имел очень важное значение в связи с переходом на системы настройки инструментов, позволяющие одинаково легко исполнять музыку в любой тональности — прежде всего, к современному равномерно темперированному строю.
  • 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций — небольшие произведения, расположенные в порядке увеличения количества знаков в тональности. Предназначались (и используются по сей день) для обучения игре на клавишных инструментах.
  • Три сборника сюит: Английские сюиты, Французские сюиты и Партиты для клавира. Каждый цикл содержал по 6 сюит, построенных по стандартной схеме (аллеманда, куранта, сарабанда, жига и необязательная часть между последними двумя). В английских сюитах аллеманде предшествует прелюдия, а между сарабандой и жигой присутствует ровно одна часть; во французских сюитах количество необязательных частей увеличивается, а прелюдии отсутствуют. В партитах стандартная схема расширяется: кроме изысканных вступительных частей, присутствуют дополнительные, причём не только между сарабандой и жигой.
  • Гольдберг-вариации (около 1741) — мелодия с 30 вариациями. Цикл имеет довольно сложное и необычное строение. Вариации строятся скорее на тональном плане темы, чем на самой мелодии.
  • Разнообразные пьесы вроде «Увертюры во французском стиле», BWV 831, «Хроматической фантазии и фуги», BWV 903, или «Итальянского концерта», BWV 971.

Оркестровая и камерная музыка

Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло — 6 сонат и партит для скрипки соло, BWV 1001—1006, 6 сюит для виолончели, BWV 1007—1012, и партиту для флейты соло, BWV 1013, — многие считают одними из самых глубоких творений композитора. Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба, сопровождаемых лишь генерал-басом, а также большое количество канонов и ричеркаров, в основном без указания инструментов для исполнения. Наиболее значимые примеры таких произведений — циклы «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».

Бах написал множество произведений для оркестра и солирующих с ним инструментов. Одни из самых известных — «Бранденбургские концерты». Они были так названы, потому что Бах, послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году, думал получить работу при его дворе; эта попытка оказалась безуспешной. Эти шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. Другие дошедшие до нас оркестровые шедевры Баха включают два скрипичных концерта (BWV 1041 и 1042), концерт для 2 скрипок ре минор BWV 1043, так называемый «тройной» ля-минорный концерт (для флейты, скрипки, клавесина, струнных и непрерывного (цифрованного) баса) BWV 1044 и концерты для клавиров и камерного оркестра: семь для одного клавира (BWV 1052—1058), три — для двух (BWV 1060—1062), два — для трёх (BWV 1063 и 1064) и один — ля минорный BWV 1065 — для четырёх клавесинов. В наше время эти концерты с оркестром часто исполняются на фортепиано, поэтому их можно назвать фортепианными концертами Баха, но не стоит забывать, что во времена Баха фортепиано не было. Кроме концертов, Бах сочинил 4 оркестровые сюиты (BWV 1066—1069), некоторые отдельные части из которых в наше время в особенности широко популярны и имеют популярные переложения, а именно: так называемая «шутка Баха» — последняя часть, badinerie второй сюиты и вторая часть третьей сюиты — ария.

Вокальные произведения

Как жил Иоганн Себастьян Бах гениальный композитор у которого могло быть 7 детей, но осталось 4

Почтовая марка ФРГ, посвящённая И. С. Баху, 1961, 20 пфеннигов (Скотт 829)

  • Кантаты. В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви Св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только 200 дошли до наших дней (последняя — в виде единственного фрагмента). Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые — всего несколько инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus. Наиболее известными из духовных кантат Баха являются «Christ lag in Todesbanden» (номер 4), «Ein’ feste Burg» (номер 80), «Wachet auf, ruft uns die Stimme» (номер 140) и «Herz und Mund und Tat und Leben» (номер 147). Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям, например, к свадьбе. Среди самых известных светских кантат Баха — две Свадебных кантаты и шуточная Кофейная кантата и Крестьянская кантата.
  • Пассионы, или страсти. Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727) — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в страстную пятницу в церквях Св. Фомы и Св. Николая. Пассионы являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха. Известно, что Бах написал 4 или 5 пассионов, но только эти два полностью дошли до наших дней.
  • Оратории и магнификаты. Наиболее известна Рождественская оратория (1734) — цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. Пасхальная оратория (1734—1736) и магнификат представляют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская оратория или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной (ми-бемоль мажор, 1723) и более поздней и известной (ре мажор, 1730).
  • Мессы. Наиболее известная и значимая месса Баха — месса си минор (закончена в 1749 году), представляющая собой полный цикл ординария. В эту мессу, как и во многие другие произведения композитора, вошли переработанные ранние сочинения. Месса никогда не исполнялась целиком при жизни Баха — впервые это произошло только в XIX веке. Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за несоответствия лютеранскому канону (в него входили только Кирие и Глория), а также из-за длительности звучания (около 2 часов). Кроме мессы си минор, до нас дошло 4 коротких двухчастных мессы Баха (Кирие и Глория), а также отдельные части, как Sanctus и Kyrie.

Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.

Идейное содержание и круг образов Иоганна Себастьяна Баха

Как жил Иоганн Себастьян Бах гениальный композитор у которого могло быть 7 детей, но осталось 4

Творчество композитора богато по своему образному содержанию. Из-под пера настоящего мастера выходят как предельно простые, так и чрезвычайно величественные творения. Искусство Баха содержит и простодушный юмор, и глубокую скорбь, и философское размышление, и острейший драматизм. Гениальный Иоганн Себастьян в своей музыке отобразил такие значимые стороны своей эпохи, как религиозно-философские проблемы. При помощи удивительного мира звуков он размышляет о вечных и очень важных вопросах человеческой жизни:

  • О моральном долге человека.
  • О его роли в этом мире и назначении.
  • О жизни и смерти.

Эти размышления непосредственно связаны с религиозной тематикой. И это неудивительно. Композитор практически всю свою жизнь служил при церкви, поэтому большую часть музыки для нее и написал. Вместе с этим он был верующим человеком, знал Священное писание. Его настольной книгой была Библия, написанная на двух языках (латинском и немецком). Он придерживался постов, исповедовался, соблюдал церковные праздники. За несколько дней до смерти принял причастие. Главным героем у композитора является Иисус Христос. В этом идеальном образе Бах видел воплощение лучших качеств, присущих человеку: чистоты помыслов, силы духа, верности избранному пути. Жертвенный подвиг Иисуса Христа ради спасения человечества являлся для Баха самым сокровенным. В творчестве композитора эта тема была самой важной.

Символика произведений Баха

В эпоху барокко появилась музыкальная символика. Именно через нее раскрывается сложный и удивительный мир композитора. Музыка Баха воспринималась современниками как прозрачная и понятная речь. Это происходило за счет наличия в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные эмоции и идеи. Такие звуковые формулы носят название музыкально-риторических фигур. Одни передавали аффект, другие подражали интонациям человеческой речи, третьи носили изобразительный характер. Вот некоторые из них:

  • anabasis — восхождение;
  • circulatio – вращение;
  • catabasis – нисхождение;
  • exclamatio – восклицание, восходящая секста;
  • fuga – бег;
  • passus duriusculus – хроматический ход, применяемый для выражения страдания или скорби;
  • suspiratio – вздох;
  • tirata – стрела.

Постепенно музыкально-риторические фигуры становятся своего рода «знаками» определенных понятий и чувств. Так, например, нисходящая фигура catabasis часто использовалась с целью передачи печали, грусти, скорби, смерти, положения в гроб. Постепенное восходящее движение (anabasis) употреблялось для выражения вознесения, приподнятого духа и прочих моментов. Мотивы-символы наблюдаются во всех произведениях композитора. В творчестве Баха преобладал протестантский хорал, к которому маэстро обращался в течение всей своей жизни. Он тоже имеет символическое значение. Работа с хоралом велась в самых разнообразных жанрах — кантатах, пассионах, прелюдиях. Поэтому совсем логично, что протестантский хорал является неотъемлемой частью баховского музыкального языка. Среди важных символов, встречающихся в музыке этого деятеля искусства, следует отметить устойчивые сочетания звуков, которые имеют постоянные значения. В творчестве Баха преобладал символ креста. Он состоит из четырех разнонаправленных нот. Примечательно, что если расшифровать фамилию композитора (BACH) нотами, то образуется такой же графический рисунок. B — си бемоль, A — ля, C — до, H — си. Большой вклад в разработку музыкальных символов Баха внесли такие исследователи, как Ф. Бузони, А. Швейцер, М. Юдина, Б. Яворский и другие.

«Второе рождение»

При жизни творчество Себастьяна Баха не было оценено по достоинству. Современники знали его больше как органиста, нежели композитора. О нем не было написано ни одной серьезной книги. Из огромного числа его произведений только некоторые были опубликованы. После смерти имя композитора вскоре забылось, а сохранившиеся рукописи пылились в архивах. Возможно, мы бы ничего так и не узнали об этом гениальном человеке. Но, к счастью, этого не произошло. Истинный интерес к Баху возник в 19 веке. Однажды Ф. Мендельсон обнаружил в библиотеке ноты «Страстей по Матфею», которые его очень заинтересовали. Под его управлением это произведение с успехом было исполнено в Лейпциге. Многие слушатели были восхищены музыкой еще малоизвестного автора. Можно сказать, что это было вторым рождением Иоганна Себастьяна Баха. В 1850 году (к 100-летию со дня смерти композитора) в Лейпциге было создано Баховское общество. Цель этой организации состояла в издании всех найденных рукописей Баха в виде полного собрания сочинений. В итоге было собрано 46 томов.

10 самых известных произведений Иоганна Себастьяна Баха

Иоганн Себастьян Бах создал более 1000 произведений. Он появился на свет в семье Бахов, они давно славились музыкальностью. В 9 лет у него умерла мать, в 10 – отец. Его воспитывал старший брат, который научил его играть на клавире и органе. В 15 лет он учился в вокальной, известной тогда школе Св. Михаила. В 1707 году музыкант решил жениться на своей двоюродной сестре Марии Барбаре. Они стали родителями 7 детей, но 3 из них скончались в раннем возрасте.

Стараясь занять более высокое положение, получать хорошее жалование и работать с лучшими музыкантами, он не раз переходил с одного места на другое.

Его сочинения были очень популярны, постоянно издавались. После смерти его популярность стала уменьшаться, но его очень ценили крупные композиторы, Моцарт и Бетховен.

И сейчас самые известные произведения Иоганна Себастьяна Баха исполняются лучшими музыкантами мира.

10. Хроматическая фантазия и фуга

Это было одним из самых новаторских произведений композитора. Это музыка для клавесина, созданная в 1720 году, но окончательный вариант был готов в 1730 году.

«Хроматическая фантазия и фуга» исполнена экспрессии, и это при том, что в ту эпоху эстетические установки были таковы, что чувства должны были пробуждаться постепенно.

Создавая эти произведения, автор придерживался традиций органного искусства, т.е. монументальность и импровизационный размах, но одновременно развивает и приемы, которые применялись для создания музыки для скрипки, а также драматические декламации духовных кантат.

«Хроматической» ее назвали современники композитора.

Хорошо темперированный клавир  –  48

Бах был не просто одним из величайших композиторов-гениев в истории; он также был преданным семьянином и часто писал клавишные в качестве учебного пособия для своих многочисленных детей. Хорошо темперированный клавир – это набор прелюдий и фуг во всех 24 мажорных и минорных тональностях (всего 48 работ). Если это звучит суховато, просто помните, что мы говорим о Бахе. А учитывая, что эта музыка никогда не предназначалась для публики, неудивительно, что даже в самых обширных и грандиозных произведениях чувствуется интимность.

8. Рождественская оратория

«Рождественская оратория» состоит из 6 частей. Все они единообразны, т.е. вначале мы слышим роскошный, торжественный хор или же инструментальную пьесу, симфонию с очень праздничным характером. А в конце у каждой части – церковный хорал.

Во всех частях есть свое евангельское повествование. Оратория была написана в 1734 году, на основе сочиненных им ранее кантат. Впервые ее исполнили в рождественские праздники в 1735 году в лейпцигской церкви Святого Фомы. Основа – сюжет, изложенный в Евангелиях от Матфея и от Луки, речитативы полны сердечности и возвышенности.

7. Страсти по Иоанну

Слово «страсти» (пассионы) когда-то значили боль и страдание. В Средние века так стали называть один из жанров духовной музыки.

В этом творении «Страсти по Иоанну» использовали 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна, которые мы слышим в речитативе. Также есть и поэтический текст арий, но неизвестно, кто его написал.

Это первое произведение Баха в этом жанре, и оно пока не так совершенно, как «Страсти по Матфею». Всего в ней 68 номеров, на первую часть которой приходится 20.

При жизни автора они могли прозвучать лишь в церкви. И из-за этого у Баха возник конфликт с властями. В Лейпциге было такое предписание, что во все четные годы пассионы нужно было исполнять в церкви св. Николая, а в остальные – в церкви св. Фомы.

В 1724 году «Страсти по Иоанну» должны были радовать слушателей в 1 церкви, но Баху это не понравилось. Во второй инструмент был лучше и места для хористов намного больше, и он попытался устроить премьеру в церкви св. Фомы, из-за чего возник спор.

Композитору пришлось пойти на уступки, но ему обещали, что инструмент к этому времени приведут в порядок.

Страсти по Матфею

Страсти по Матфею – это масштабные хоровые произведения, повествующие о страданиях и смерти Христа из которых можно выделить: святой Иоанн и святой Матфей. Последняя – одна из величайших икон музыки, но после смерти Баха она не исполнялась почти 80 лет, пока молодой Феликс Мендельсон не представил ее миру. Сочетание масштаба, торжественности и трогательной человечности (воплощенное в глубоко скорбной арии «Erbarme Dich» для альта и скрипки) придает ей не проходящую привлекательность, пленяющую как верующих, так и неверующих.

5. Токката и фуга ре-минор

Это одно из самых популярных сочинений Баха. Однако нет уверенности в том, что его написал именно этот композитор. В авторстве стали сомневаться еще в 1980-ых годах, т.к. в этом произведении есть элементы стиля, которые не встречаются в музыке Баха или же нетипичны для него.

Но один из авторитетных исследователей, Кристоф Вольф, уверен, что «Токката и фуга ре-минор» принадлежит Баху, просто была создана им в ранний период творчества. Считается, что она была написана между 1703 и 1707 годами, когда он был в Арнштадте.

4. Гольдберговские вариации

Это музыкальное произведение состоит из Арии и 30 вариаций для клавесина. Считается, что автор написал их по просьбе российского посланника Германа Карла фон Кейзерлинга, который покровительствовал композитору.

Почему именно «Гольдберговские вариации»? В честь юного Иоганна Готлиба Гольдберга, который исполнил их для заказчика.

Есть версия, что дипломат сделал этот заказ не просто так. Стоило Кайзерлингу заболеть, у него начиналась бессонница. Музыка могла бы отвлечь его от недуга. Бах решил написать для него вариации, и граф был от них в восторге, называл их своими вариациями. Он не поскупился на награду. Подарил композитору золотой кубок, наполненный луидорами. Но не все исследователи верят в правдивость этой версии.

3. Искусство фуги

Это произведение было написано предположительно для клавира, состоит из 14 фуг и 4 канонов. Создавалось в период с 1742 по 1749 года.

Были задуманы, как полифонические разработки, выполненные в одной тональности ре-минор. Одну из фуг исполняют очень редко, т.к. она почти копирует другую – 16 и 17.

Считается, что «Искусство фуги» создано для клавира, но чаще всего его можно услышать на фортепиано.

2. Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор)

Это одно из самых популярных произведений композитора. Его оригинал не сохранился, но считается, что он был написан для скрипки.

В первой части мы слышим суровую энергичную мелодию. Вторая часть отличается мрачной и сосредоточенной экспрессией. Третья часть подвижная и упругая, она только подчеркивает драматический характер произведения.

«Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор)» поражает своим драматизмом, широтой масштабов.

Бранденбургские концерты

Многие композиторы эпохи барокко написали десятки или даже сотни концертов, но Бах сумел суммировать весь жанр всего шестью, в каждом из которых был состав солистов с широким диапазоном и даже структур (тогда концерты должны были иметь три формы темпа: быстро-медленно-быстро). Таким образом, мы прыгаем с головокружительных высот невероятно сложной игры на трубе, которая украшает второй Бранденбургский концерт, который приобретает свои темные оттенки из-за отсутствия скрипок. А для чистой виртуозности послушайте великолепную № 5, в которой флейта, скрипка и клавесин привлекают всеобщее внимание.

Восемь историй из жизни И. C. Баха

Как жил Иоганн Себастьян Бах гениальный композитор у которого могло быть 7 детей, но осталось 4

В этот день, 21 марта (по юлианскому календарю) 1685 года, родился великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. Имя этого музыканта известно каждому, и каждый о нем что-то да слышал. Чем проходит больше времени, тем дальше от нас отодвигается образ реально существующего человека под именем Иоганн Себастьян Бах. Остаются легенды, истории, сказания, достоверность которых опровергнуть или доказать уже практически невозможно.
О некоторых из наиболее известных и интересных из них мы и хотим рассказать сегодня.

1. Семейство Бахов

Еще с XVII века в Германии ходила шутка «Каждый Бах — музыкант, каждый музыкант — Бах». У самого И. С. Баха было 20 детей от двух браков. Выжило только семь, но все они тоже стали музыкантами, продолжив семейную традицию.

2. История с лунным светом

Иоганн рано лишился родителей. Уже в 10 лет он перебрался из родного Эйзенаха в Ордруф к брату, который и начал обучать его музыке. Иоганн учился быстро и обладал сильной тягой к знаниям. У брата был шкафчик, в котором хранились рукописи многих произведений именитых тогда композиторов. Но Иоганну было запрещено просматривать эти ноты. То ли брат считал, что Себастьян еще недостаточно взрослый, чтобы понять эту музыку, то ли причина была в качестве нот — они были старыми и вот-вот могли рассыпаться.
Однако несмотря на запрет, Иоганн все же нашел способ обмануть брата. Тайком, по ночам, Себастьян пробирался в комнату, где стоял желанный шкафчик, доставал ноты и переписывал их при лунном свете. Но счастью музыканта наступил конец, когда однажды ночью брат застал Иоганна за перепиской. Он отобрал ноты, оставив Себастьяна в печали, сравнимым, по описанию одного из первых биографов, «с той горечью, которую испытывает мореплаватель, которому сообщили о гибели его судна, везущего заморские специи и сладости».

3. Лучший органист

Бах никогда не упускал возможности послушать игру лучших музыкантов своего времени. Так, например, Иоганн совершил длительное пешее путешествие только для того, чтобы услышать игру знаменитого в то время Дитриха Букстехуде. Лишь позже И. Бах стал признанным виртуозом игры на «короле инструментов», как говорил В. Моцарт, — органе, — и тогда уже люди совершали путешествия, чтобы услышать его игру.

4. Соревнования в игре на клавесине

В те далекие времена между музыкантами было принято устраивать соревнования, кто лучший. Учавствовал в подобном и Бах. Но как только его соперники слышали его игру, то тот час же уезжали из города, тем самым признавая свое поражение и преклоняясь перед мастерством игры И. Баха.

5. Каприччио на отъезд возлюбленного брата

Когда один из братьев И. Баха отправлялся служить у короля Карла XII в качестве военного музыканта, Иоганн сочинил произведение под названием «Каприччио на отъезд возлюбленного брата». Это единственное сочинение И. Баха с программным содержанием, указанным рукой музыканта.
А жизнь брата композитора сложилась интересно: он участвовал в Полтавской битве, а после поражения Карла XII отправился в Турцию, а затем обратно в Швецию, где закончил свою жизнь в статусе придворного флейтиста

25 интересных фактов про Иоганна Баха

  1. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – немецкий композитор, органист, капельмейстер и педагог.
  2. Первым преподавателем музыки Баха был его старший брат.
  3. Иоганн Бах происходил из рода музыкантов. Его предки в течение долгого времени так или иначе были связаны с музыкой.
  4. Будучи убежденным протестантом композитор стал автором множества духовных произведений.
  5. В подростковом возрасте Бах пел в церковном хоре.
  6. Интересен факт, что за годы творческой биографии Иоганн Бах написал свыше 1000 произведений, в почти во всех известных на тот момент жанрах.
  7. По мнению авторитетного издания «New York Times», Бах является величайшим композитором в мировой истории.
  8. Бах предпочитал засыпать под музыку.
  9. Знаете ли вы, что в порывах гнева Иоганн Бах нередко поднимал руку на своих подчиненных?
  10. За свою карьеру Бах не написал ни одной оперы.
  11. Творчеством Баха восхищался другой немецкий композитор – Людвиг ван Бетховен (см. интересные факты о Бетховене).
  12. Иоганн Бах приложил немало усилий, чтобы в церковных хорах пели не только мужчины, но и девушки.
  13. Бах виртуозно играл на органе, а также прекрасно владел игрой на клавире.
  14. Мужчина дважды состоял в браке. Он стал отцом 20 детей, из которых выжили только 12.
  15. Иоганн Бах обладал феноменальной памятью. Он мог воспроизвести мелодию на инструменте, прослушав ее всего 1 раз.
  16. Как ни странно, но одним из лакомств Баха были головы селедки.
  17. Первой женой Иоганны была его двоюродная сестра.
  18. Иоганн Себастьян Бах являлся очень набожным человеком, вследствие чего посещал все церковные службы.
  19. Музыкант восхищался творчеством Дитриха Букстехуде. Как-то раз, он прошел пешком около 50 км, чтобы побывать на концерте Дитриха.
  20. В честь Баха назван один из кратеров на Меркурии (см. интересные факты о Меркурии).
  21. За годы биографии Иоганн Бах успел пожить в 8 городах, но никогда не оставлял родину на долгий период времени.
  22. Кроме немецкого языка, мужчина хорошо разговаривал на английском и французском.
  23. Иоганн Гете сравнил ощущение от музыки Баха с «вечной гармонией в диалоге с самой собой».
  24. Один наниматель так не хотел отпускать композитора уйти к другому работодателю, что пожаловался на него в полицию. Как следствие, Бах просидел в тюрьме почти месяц.
  25. После кончины Иоганна Баха популярность его творчества пошла на убыль, а место его захоронения и вовсе было утеряно. Могилу случайно удалось обнаружить только в конце 19 века.

Основные достижения Баха

  • Вся история музыки делится на два периода: добаховский и послебаховский.
  • Написал более 1000 произведений всех существующих музыкальных жанров за исключением оперы.
  • Обобщил всю музыку эпохи барокко.
  • Бах считается непревзойдённым мастером полифонии.
  • Оказал огромное влияние на композиторов всех последующих поколений: многие музыканты XX и XXI века ориентируются на мэтра в мире музыки — Баха.
  • 1685 год — рождение
  • 1694 год — смерть матери
  • 1695 год — смерть отца, переезд в Ордруф к старшему брату
  • 1700–1703 года — вокальная школа Люнебурга
  • 1703–1707 года — должность органиста в церкви Арнштадта
  • 1707 год — женитьба на Марии Барбаре, работа органистом в церкви Мюльхаузена
  • 1708 год — должность придворного органиста в Веймаре
  • 1717 год — придворный капельмейстер в Кётене
  • 1720 год — смерть первой жены
  • 1721 год — женитьба на Анне Магдалене Вильке
  • 1722 год — I том «Хорошо темперированного клавира»
  • 1723 год — должность церковного музыкального директора в Лейпциге
  • 1724 год — «Страсти по Иоанну»
  • 1727 год — «Страсти по Матфею»
  • 1729 год — глава Музыкальной коллегии
  • 1734 год — «Рождественская оратория»
  • 1741 год — «Гольдберг-вариации»
  • 1744 год — II том «Хорошо темперированного клавира»
  • 1749 год — месса си минор
  • 1750 год — смерть

Монументы Баху в Германии

Как жил Иоганн Себастьян Бах гениальный композитор у которого могло быть 7 детей, но осталось 4

Памятник И. С. Баху у церкви Св. Фомы в Лейпциге

  • Памятник в Лейпциге, воздвигнутый 23 апреля 1843 года Германом Кнауром по инициативе Мендельсона и по чертежам Эдуарда Бендемана, Эрнста Ритшеля и Юлиуса Гюбнера.
  • Бронзовая статуя на площади Frauenplan в Эйзенахе, спроектированная Адольфом фон Донндорфом, поставлена 28 сентября 1884 года. Сначала стояла на Рыночной площади возле церкви Св. Георгия, 4 апреля 1938 года была перенесена на Frauenplan с укороченным пьедесталом.
  • Памятник Генриха Польмана на площади Баха в Кётене, воздвигнут 21 марта 1885 года.
  • Бронзовая статуя Карла Сеффнера с южной стороны церкви Св. Фомы в Лейпциге — 17 мая 1908 года.
  • Бюст работы Фрица Бена в монументе «Вальхалла» под Регенсбургом, 1916 год.
  • Статуя Пауля Бирра при входе в церковь Св. Георгия в Эйзенахе, установлена 6 апреля 1939 года.
  • Памятник Бруно Эйермана в Веймаре, впервые установленный в 1950 году, затем на два года убранный и вновь открытый в 1995 году на площади Демократии.
  • Рельеф Роберта Пропфа в Кётене, 1952 год.
  • Памятник Бернда Гёбеля около рынка Арнштадта, воздвигнут 21 марта 1985 года.
  • Деревянная стела Эда Гарисона на площади Иоганна Себастьяна Баха перед церковью Св. Власия в Мюльхаузене — 17 августа 2001 года.
  • Памятник в Ансбахе, спроектирован Юргеном Гёртцем, установлен в июле 2003 года.