Карл Маркс (1818-1883) был философом и мыслителем, занимавшимся социально-экономическими вопросами. Он защищал философский материализм, потому что он утверждал, что реальность подверглась процессу интерпретации или перевода в мозгу человека; материалисты ставят природу перед духом.

Проблемы в Германии политического и социального характера поставили его в прямой контакт с новыми идеями, которые дали решительный поворот его мышлению. Маркс создал инновационный метод познания реальности, который заставил его усомниться в теории своего учителя Гегеля.

Как философов Карл Маркс заставляет людей соперничать, до сих пор, хотя умер в 1883 году

Мордехай Леви. Кто это?

Всем известно, что создателем «Капитала» является немецкий мыслитель Карл Маркс. Но мало кому известна подлинная биография этого немецкого философа еврейского происхождения.

Жизнь Маркса в действительности была полна скандальными происшествиями и событиями, порой столь необыкновенными, что их хватило бы на написание не одной книги. Не вдаваясь в пространные рассказы, остановимся лишь на одном таком факте.

В чем загадка?

Как вы уже догадались, Карл Маркс и Мордехай Леви – имя одного и того же человека.

Отец коммунизма появился на свет в городе Трир в мае 1818 года. При рождении он получил имя Мозес Мордехай Леви. Мальчик рос в семье потомственного раввина Гиршеля Леви Мордехай Маркса. В скором времени после переезда в Германию, желая обеспечить своим детям и жене достойное существование, Маркс-старший отказался от иудаизма в пользу лютеранства и принял имя Генрих. Однако его мать, впоследствии бабушка Мордехая Леви, будучи очень религиозной женщиной, была против решения сына и долгое время не позволяла крестить ее внуков, которых всего было девять (Карл был третьим по старшинству ребенком в семье).

Как выяснилось позже, решение Генриха Маркса было оправданным и сыграло немалую роль в формировании идей его сына, изложенных в «Капитале».

Биография

Как философов Карл Маркс заставляет людей соперничать, до сих пор, хотя умер в 1883 году

Дом, в котором родился Маркс

Юность

Карл Маркс родился третьим ребёнком в семье трирского адвоката еврейского происхождения. Дом его рождения (теперь музей) находился в Трире по адресу Брюккергассе/Brückergasse, 664 (теперь Brückenstraße, 10). 15 октября 1819 года их семья переехала в новый дом по адресу Симеонштрассе/Simeonstraße, 8 (теперь на этом месте установлена памятная плита). Его отец, Генрих Маркс (нем. Heinrich Marx  , урожд. Гирш(ель) Мордехай Маркс ) происходил из раввинской семьи (его отец, Леви Маркс, сын Шмуэля из Постелберга, был раввином в Трире; брат Генриха Маркса, Самуил Маркс, тоже стал трирским раввином ). Мать — Генриетта Маркс, урожд. Прессбург (или Пресборк, нем. Henrietta Pressburg, нидерл. Henrietta Presborck), происходила из Голландии . В 1824 году отец вместе со всей семьей принял протестантизм, чтобы не лишиться звания судебного советника. В 1830—1835 годах Карл посещал гимназию города Трир, которую с отличием закончил в 17-летнем возрасте. В 1836 году обручился с Женни фон Вестфален (нем. Jenny von Westphalen), которая позже стала его супругой. Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала в Бонне, потом в Берлине, изучал юридические науки, но впоследствии увлекся историей и философией.

Период до 1849 г

В 1841 г. Карл Маркс окончил университет, представив экстерном докторскую диссертацию под названием «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура».  По своим взглядам Маркс был тогда гегельянцем-идеалистом. В Берлине он примыкал к кружку младогегельянцев (Бруно Бауэр и др.), которые были склонны делать атеистические и революционные выводы из философии Гегеля.

По окончании университета Маркс переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором. Но реакционная политика правительства заставила Маркса отказаться от учёной карьеры. В это время рейнские радикальные буржуа, имевшие точки соприкосновения с левыми гегельянцами, основали в Кёльне оппозиционную газету «Rheinische Zeitung» (начала выходить 1 января 1842 г.). В 1842—1843 гг. Карл Маркс работал журналистом и редактором этой газеты. В начале Маркс высказывался за отмену цензуры, затем перешёл к открытой критике правительства (многие его статьи были либо запрещены цензурой, либо подвергались жёсткой правке). К началу января Маркс почти открыто призывал к революционному свержению прусской монархии и замене её демократией. Это переполнило чашу терпения правительства, и в марте 1843 г. газету закрыли. Маркс был ещё раньше вынужден оставить должность редактора, но и его уход не спас газету. Работа в газете показала Марксу, что он недостаточно знаком с политической экономией, поэтому усердно принялся за её изучение, продолжая работать журналистом.

Как философов Карл Маркс заставляет людей соперничать, до сих пор, хотя умер в 1883 году

Карл Маркс

В 1843 г. Маркс женится на аристократке Женни фон Вестфален. Молодая семья переезжает в Париж, где он знакомится с Генрихом Гейне и Фридрихом Энгельсом. С последним его до конца жизни связывали узы дружбы и совместная работа. Именно Энгельс обратил внимание Маркса на положение рабочего класса.

В 1845 г. Маркс был выслан из Парижа и переехал в Брюссель, как и Энгельс. Там они написали работу «Немецкая идеология», в которой выступили с критикой идей Гегеля и младогегельянцев. Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 г.После начала февральской революции 1848 г. Маркс был выслан из Бельгии. Он вернулся в Париж, а после мартовской революции переехал в Германию, в Кёльн. Там он попытался возобновить выпуск газеты «Rheinische Zeitung». Газета выходила с 1 июня 1848 г. по 19 мая 1849 г., после чего была закрыта из-за экономических трудностей и цензуры.

Лондонское изгнание

Карл Маркс был выслан из Германии 16 мая 1849 г. Со своей семьёй сначала отправился в Париж, но был выслан и оттуда после демонстрации 13 июня 1849 г. В итоге, переехал в Лондон, где и жил до самой смерти.

Условия эмигрантской жизни были крайне тяжелы. Нужда душила Маркса и его семью; не будь постоянной финансовой поддержки Энгельса и случайного заработка от написания статей в газеты, Маркс не только не смог бы закончить «Капитал», но и неминуемо погиб бы под гнётом нищеты. В это время были созданы его главные экономические произведения.

Как философов Карл Маркс заставляет людей соперничать, до сих пор, хотя умер в 1883 году

Карл Маркс

В 1864 году Маркс организовал «Международную рабочую ассоциацию» (International Workingmen’s Association, позднее переименована в Первый Интернационал).

Вначале организация состояла из анархистов, британских трэйдюнионистов, французских социалистов и итальянских республиканцев. Позже острые разногласия между Марксом и лидером анархистов Михаилом Бакуниным о сути коммунистического общества и пути его достижения привели к разрыву с анархистами, которые на Гаагском конгрессе в сентябре 1872 года были изгнаны из организации. [5] В 1872 году, после разгрома Парижской коммуны и в условиях нарастающей реакции, Первый Интернационал переехал в Нью-Йорк, однако 4 года спустя в 1876 году он был распущен на Филадельфийской Конференции.

Все попытки возобновления организации на протяжении последующих 5 лет не увенчались успехом. Однако Второй Интернационал, в который входили правящие партии Англии, Франции, Германии, Испании и многих других стран Евросоюза, был установлен в 1889 году как преемник Первого Интернационала, через 6 лет после смерти его основателя.

В 1867 г. вышел первый том «Капитала».

Карл Маркс умер в Лондоне в 1883 году, в возрасте 64 лет и там похоронен на Хайгейтском кладбище. Последние тома «Капитала» были изданы Энгельсом после смерти Маркса.

Основные идеи

Материалистическое понимание диалектического метода Гегеля

Как философов Карл Маркс заставляет людей соперничать, до сих пор, хотя умер в 1883 году

Маркс и Энгельс в редакции газеты «Rheinische Zeitung»

Маркс как философ сформировался в значительной степени под влиянием работ Г. Гегеля. Гегель считал, что в движении своей мысли человек может подняться от уровня субъективного мышления до уровня абсолютного умозрения. Это движение Гегель именовал «феноменологией духа», а логику этого движения — «диалектикой». Маркс примыкал к кружку младогегельянцев, которые призывали «перевернуть Гегеля с головы на ноги» — вернуть его умозрительную диалектику на реальную почву. Они предлагали рассматривать вместо умозрительного «субъективного духа» конкретного человека с его потребностями и эмоциями, например страхом смерти (М. Штирнер «Единственный и его собственность»).

Также серьёзным был интерес Маркса к материализму. Он проявился уже в его диссертации, посвящённой древнегреческому атомизму. Маркс считал заслуживающими внимания идеи Людвига Фейербаха, но не удовлетворялся ими. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс выступает с критикой всего предшествующего материализма и материализма Фейербаха в частности. Он отмечает его созерцательный характер и в противоположность старому материализму предлагает новый. Существо нового материализма состоит в том, что не созерцательной деятельностью человек формирует картину мира, а чувственной, субъективной, практической, преобразующей мир.

Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно

— Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф.Собр. соч., изд. 2, т. 3, c. 6

Он полагает, что мысли и идеи находятся в сознании индивида, имея исключительно земное происхождение. Маркс определяет идеальное, то есть мыслимое, отражением материального в голове человека. Таким образом новый материализм становится способным усвоить достижения немецкой классики. Свой метод научного познания Маркс определяет как диалектический.

Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Как философов Карл Маркс заставляет людей соперничать, до сих пор, хотя умер в 1883 году

Первая страница из рукописи К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология».

Предисловие (Написано рукой Маркса)Таким образом диалектический метод Маркса можно определить как метод критики идеологии, причём идеология в контексте немецкой классической философии означает весь комплекс духовной культуры в обществе. В отличие от Гегеля, который двигался от более простых к более сложным формам идеологии (от субъективного духа к абсолютному), Маркс занимается материалистической критикой идеологии, то есть изучает идеологию с целью дойти до материального основания современных ему взглядов на предмет и таким образом научно отделить эти ненаучные взгляды от самой материальной, конкретно-исторической, фактической логики развития изучаемого предмета.

Например, в своём известнейшем труде «Капитал. Критика политической экономии» Маркс занимается тем, что на основе многочисленных материальных свидетельств выстраивает логику развития капитала, начиная с его самой простой формы — товара. Таким образом, эта логика развития выводится им из самой материальной истории капитала. Следовательно, он критикует предшествовавшие ему ненаучные взгляды в политэкономии — занимается критикой политэкономической формы идеологии. Аналогичным образом этот метод может быть применён в естественнонаучных и любых других научных исследованиях.

Ф. Энгельс и В. Ленин предостерегали против догматического понимания учения Маркса и отмечали, что оно по самому своему существу и происхождению есть не политические, экономические или философские взгляды, а метод научного исследования.

Но всё миропонимание Маркса — это не доктрина, а метод. Оно даёт не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метод для этого исследования.

— Ф. Энгельс Вернеру Зомбарту в Берлин // К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения, т. 39, М., Политиздат, 1957, стр. 352

Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни.

— В. Ленин Наша программа // В. Ленин Полное собрание сочинений, т. 4, М., Политиздат, 1967, стр. 184

Материалистическое понимание диалектического развития истории

Философия Маркса является материалистическим прочтением философии Гегеля. Таким образом, она является материалистическим пониманием диалектического развития истории.

Материалистическое прочтение Гегеля подразумевает, что причины развития истории мира следует в каждом частном случае искать учёным в частном исследовании. Поэтому философия марксизма выражена Марксом и Энгельсом наиболее общими чертами. Маркс и Энгельс выступают за уничтожение любой философии в привычном смысле преднаучного подхода. Философия Маркса без остатка сводится к научному методу материалистической диалектики.

Такой подход в области философии получил название диалектического материализма. В иносказательном смысле он является разделительной чертой между историей философии и историей без философии. Позитивное содержание уничтоженной философии сохраняется в виде частной науки о научно-теоретическом мышлении.

Такое материалистическое прочтение Гегеля было революционным для своего времени. Как и в диалектике Гегеля, центральное место в материалистической диалектике занимает понятие развития и принцип всеобщей взаимосвязи (все предметы и явления взаимообусловлены).

Для диалектики же, для которой существенно то, что она берёт вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении.

— Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф.Собр. соч., изд. 2, т. 20, c. 22

Философские категории, описывающие процесс развития, Маркс соединил в единую систему посредством метода восхождения от абстрактного к конкретному. Причём эти термины следует понимать в том смысле, в каком они использованы в философии Гегеля

Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления. На первом пути полное представление испаряется до степени абстрактного определения, на втором пути абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления.

— Маркс К. Капитал. Послесловие ко второму изданию // Собр. соч., изд. 2, т. 23, c. 21

Источник развития объекта заключён в самом объекте, развитие есть всегда процесс, внутренне присущий данному объекту.

При всей постепенности, переход от одной формы движения к другой всегда остаётся скачком, решающим поворотом.

— Энгельс Ф. Материалы к Анти-Дюрингу // Маркс К., Энгельс Ф.Собр. соч., изд. 2, т. 20, c. 66

Развитие содержит черты преемственности, достигнутое в прошлом используется в дальнейшем. Развитие направлено в сторону поступательного восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному, а повторение уже пройденных этапов или постояноство одного состояния исключены. Развитие происходит «по спирали», в процессе развития на высших стадиях происходит частичная повторяемость некоторых черт пройденных стадий.

Истинное — естественное, историческое и диалектическое — отрицание как раз и есть (рассматриваемое со стороны формы) движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение, причем (в истории отчасти, в мышлении вполне) на основе приобретенного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени.

— Энгельс Ф. Материалы к Анти-Дюрингу // Маркс К., Энгельс Ф.Собр. соч., изд. 2, т. 20, c. 640

Подобным образом Маркс предлагает материалистически читать диалектическое развитие по Гегелю как свойственный самому миру процесс, а не его демиургу. Его мысль по-своему повторяет В. Ленин

Как философов Карл Маркс заставляет людей соперничать, до сих пор, хотя умер в 1883 году

Группа редакторов и сотрудников журнала «Под Знаменем Марксизма» должна быть, на мой взгляд, своего рода «обществом материалистических друзей гегелевской диалектики».

Современные естествоиспытатели найдут (если сумеют искать и если мы научимся помогать им) в материалистически истолкованной диалектике Гегеля ряд ответов на те философские вопросы, которые ставятся революцией в естествознании.

— В. Ленин, «О значении воинствующего материализма». “Под Знаменем Марксизма” № 3, март 1922 г.

Материалистическое понимание диалектического развития истории человечества

В области истории общества Маркс считает главным двигателем её развития «материальное производство», которое он называет термином «базис». Существо материалистического понимания истории, Маркс определял следующим образом:

Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

— К. Маркс, «К критике политической экономии». К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 13, с. 7.

Материалистическое понимание истории имеет научно-методологическое значение для всех социально-культурологических, в том числе психологических, исследований, и является основой мировоззрения Маркса. Маркс утверждает, что в конечном счёте решающее значение имеет материальное производство, как основа общества, оно не только является необходимым условием существования человеческого общества, но и определяет весь строй жизни людей посредством способа производства материальных благ.

Таким образом, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порождённую им форму общения — то есть гражданское общество на его различных ступенях — как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т. д. и т. д., и проследить процесс их возникновения на этой основе, благодаря чему, конечно, можно изобразить весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его различными сторонами). Это понимание истории, в отличие от идеалистического, не разыскивает в каждой эпохе какую-нибудь категорию, а остаётся всё время на почве действительной истории, объясняет не практику из идей, а объясняет идейные образования из материальной практики и в силу этого приходит также к тому результату, что все формы и продукты сознания могут быть уничтожены не духовной критикой, не растворением их в «самосознании» или превращением их в «привидения», «призраки», «причуды» и т. д., а лишь практическим ниспровержением реальных общественных отношений, из которых произошёл весь этот идеалистический вздор, — что не критика, а революция является движущей силой истории, а также религии, философии и всякой иной теории.

— Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2, т. 3, c. 36

До Маркса преобладали идеалистические воззрения на возникновение и развитие человеческого общества. В конечном итоге, движущей силой исторического развития было принято считать разум людей, а различные исторические эпохи соответственно различались по характеру преобладавших идей и создавших их людей.

Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии — вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, — шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё свою материальную жизнь.

— Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф.Собр. соч., изд. 2, т. 3, c. 19

Согласно Марксу именно в производстве люди совершают наиболее фундаментальное и существенное: творят историю, изменяя внешний мир и самих себя.

Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.

— Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф.Собр. соч., изд. 2, т. 3, c. 6

Главной движущей силой истории человечества является конфликт между производительными силами и производственными отношениями.

Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства — от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по её сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия её решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления.

— Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2, т. 13, c. 6-7

Соответственно этому выводу Маркс и Энгельс понимают современную им социально-политическую историю. В 1848 году выходит «Манифест коммунистической партии», в котором сказано:

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов… Современная буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими. В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности.

Однако, ещё до его написания Маркс понимал, что законодательная отмена частной собственности не приведёт к устранению эксплуатации, а может лишь привести к возникновению ещё более «грубого» общества, чем современное ему:

…Всякая частная собственность как таковая ощущает — по крайней мере по отношению к более богатой частной собственности — зависть и жажду нивелирования, так что эти последние составляют даже сущность конкуренции. Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее из представления об определённом минимуме. У него — определённая, ограниченная мера. Что такое упразднение частной собственности отнюдь не является подлинным освоением её, видно как раз из абстрактного отрицания всего мира культуры и цивилизации, из возврата к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос ещё до неё. Для такого рода коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы, выплачиваемой общинным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом. Обе стороны взаимоотношения подняты на ступень представляемой всеобщности: труд — как предназначение каждого, а капитал — как признанная всеобщность и сила всего общества.

— Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. — С.116-118.

Маркс и Энгельс не выделяли в качестве сколько-нибудь существенных общественных противоречий ни различие языков и культур, ни территориальную разобщённость людей. Современное им экономическое и социальное развитие показывало, что все эти противоречия быстро и успешно преодолеваются, в то время как выявленное ими, ключевое по их мнению, противоречие — в отношении к средствам производства и в распределении произведённого продукта — напротив, очень быстро усиливается. Поэтому вся дальнейшая теоретическая деятельность Маркса была посвящена изучению вопроса противоречий, вызванных отношением собственности, что отразилось в его занятиях критикой политэкономии.

Материалистическое понимание отчуждения в товарном обществе

В связи с материалистическим пониманием диалектического развития истории общества Маркс рассматривал и отчуждение человека. Прежде него отчуждение было понимаемо идеалистически, к примеру, в странах христианской культуры как следствие несовершенства природы человека из-за первородного греха.

Карл Маркс считал, что человеческий труд, с одной стороны, это специфически человеческая, творческая, свободная, формирующая и развивающая человека и человечество сила. С другой стороны, условия общественной жизни людей, порождаемые частной собственностью на средства производства, порождают и отчуждение человека от результатов его труда, деформирующее, уродующее и человека, и человечество.

Отчуждённый труд характеризуется следующими основными особенностями:

  • Отчуждение деятельности человека, обеднение и опустошение человека в процессе труда

…в своём труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свой дух.

— Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, c. 563

  • Отчуждение условий труда от самого труда, отчуждённую форму принимают не только материальные, но и интеллектуальные условия труда; отчуждение рабочего от собственной деятельности в процессе труда

…отношение рабочего к его собственной деятельности как к чему-то чуждому, ему не принадлежащему. Деятельность выступает здесь как страдание, сила — как бессилие, зачатие — как оскопление, собственная физическая и духовная энергия рабочего, его личная жизнь (ибо что такое жизнь, если она не есть деятельность?) — как повернутая против него самого, от него не зависящая, ему не принадлежащая деятельность

— Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, c. 564

  • Отчуждение результатов труда, в процессе которого человек производит вещи, ему не принадлежащие

.Этот факт выражает лишь следующее: предмет, производимый трудом, его продукт, противостоит труду как некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя. Продукт труда есть труд, закрепленный в некотором предмете, овеществленный в нём, это есть опредмечивание труда. Осуществление труда есть его опредмечивание. При тех порядках, которые предполагаются политической экономией, это осуществление труда, это его претворение в действительность выступает как выключение рабочего из действительности, опредмечивание выступает как утрата предмета и закабаление предметом, освоение предмета — как отчуждение

— Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, c. 561

  • Отчуждение между рабочими вследствие конкуренции за право трудиться и между всеми людьми вследствие конкуренции за сбыт товаров

…усиливается конкуренция среди рабочих, и следовательно снижается их цена

— Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, c. 526

Непосредственным следствием того, что человек отчуждён от продукта своего труда, от своей жизнедеятельности, от своей родовой сущности, является отчуждение человека от человека

— Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, c. 567

  • Отчуждение сознания от жизни путём формирования уровня потребностей, не соответствующих ни природе человека, ни уровню общественного экономического развития

Каждый человек старается пробудить в другом какую-нибудь новую потребность, чтобы вынудить его принести новую жертву, поставить его в новую зависимость и толкнуть его к новому виду наслаждения, а тем самым и к экономическому разорению. Каждый стремится вызвать к жизни какую-нибудь чуждую сущностную силу, господствующую над другим человеком, чтобы найти в этом удовлетворение своей собственной своекорыстной потребности. Поэтому вместе с ростом массы предметов растет царство чуждых сущностей, под игом которых находится человек, и каждый новый продукт представляет собой новую возможность взаимного обмана и взаимного ограбления. Вместе с тем человек становится все беднее как человек, он все в большей мере нуждается в деньгах, чтобы овладеть этой враждебной сущностью, и сила его денег падает как раз в обратной пропорции к массе продукции, то есть его нуждаемость возрастает по мере возрастания власти денег.- Таким образом, потребность в деньгах есть подлинная потребность, порождаемая политической экономией, и единственная потребность, которую она порождает.- Количество денег становится все в большей и большей мере их единственным могущественным свойством; подобно тому как они сводят всякую сущность к её абстракции, так они сводят и самих себя в своем собственном движении к количественной сущности. Безмерность и неумеренность становятся их истинной мерой. Даже с субъективной стороны это выражается отчасти в том, что расширение круга продуктов и потребностей становится изобретательным и всегда расчетливым рабом нечеловечных, рафинированных, не естественных и надуманных вожделений. Частная собственность не умеет превращать грубую потребность в человеческую потребность. Её идеализм сводится к фантазиям, прихотям, причудам, и ни один евнух не льстит более низким образом своему повелителю и не старается возбудить более гнусными средствами его притупившуюся способность к наслаждениям, чтобы снискать себе его милость, чем это делает евнух промышленности, производитель, старающийся хитростью выудить для себя гроши, выманить золотую птицу из кармана своего христиански возлюбленного ближнего (каждый продукт является приманкой, при помощи которой хотят выманить у другого человека его сущность — его деньги; каждая действительная или возможная потребность оказывается слабостью, которая притянет муху к смазанной клеем палочке; всеобщая эксплуатация общественной человеческой сущности, подобно тому как каждое несовершенство человека есть некоторая связь с небом — тот пункт, откуда сердце его доступно священнику; каждая нужда есть повод подойти с любезнейшим видом к своему ближнему и сказать ему: милый друг, я дам тебе то, что тебе нужно, но ты знаешь conditio sine qua non, ты знаешь, какими чернилами тебе придется подписать со мной договор; я надуваю тебя, доставляя тебе наслаждение),- для этой цели промышленный евнух приспосабливается к извращеннейшим фантазиям потребителя, берет на себя роль сводника между ним и его потребностью, возбуждает в нём нездоровые вожделения, подстерегает каждую его слабость, чтобы затем потребовать себе мзду за эту любезность

— Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, c. 599

Как философов Карл Маркс заставляет людей соперничать, до сих пор, хотя умер в 1883 году

Карл Маркс в 1882 году

Следствием отчуждения является искажение ложное сознание человека и уродование его здоровья. Социализм, по Марксу, является обществом, где собственность отменена по причине переразвитости производительных сил, отчуждение ликвидировано и основной целью является свободное развитие человека.

Социализм (коммунизм)

Для Карла Маркса материалистическое понимание диалектического развития истории человечества является основой научного изучения производства, социальных отношений, форм культуры, психики человека. С его точки зрения, социализм является не случайным, а исторически неизбежным следствием становления пролетариата новым революционным классом. Энгельс и Маркс особо делали акцент на том, что социализм является теоретическим выражением этих революционных классовых интересов.

Совершить этот освобождающий мир подвиг — таково историческое призвание современного пролетариата. Исследовать исторические условия, а вместе с тем и саму природу этого переворота и таким образом выяснить ныне угнетённому классу, призванному совершить этот подвиг, условия и природу его собственного дела — такова задача научного социализма, являющегося теоретическим выражением пролетарского движения.

— Фридрих Энгельс, «Развитие социализма от утопии к науке»

Маркс раскритиковал утопический социализм, считая свой социализм, названный Энгельсом научным, наследником и прямым продолжением немецкой классической философии. С точки зрения Карла Корша, буржуазные философы неспособны увидеть это соответствие, находясь на позиции своих классовых интересов. Слова социализм и коммунизм в данном случае употреблялись как синонимы.

…нам следует лишь перейти от обычного, абстрактного и идеологического мышления современных буржуазных историков философии к ещё отнюдь не специфически марксистской, но хотя бы просто диалектической точке зрения (гегельянской и марксистской). Тогда мы сразу поймем не только факт существования связи между немецкой идеалистической философией и марксизмом, но и её внутреннюю необходимость. Мы поймем, что марксистская система, теоретическое выражение революционного движения пролетарского класса, должна стоять идейно-исторически (идеологически) в совершенно том же отношении к системе немецкой идеалистической философии, этому теоретическому выражению революционного движения буржуазного класса, в каком в области общественной и политической практике революционное классовое движение пролетариата стоит к буржуазному революционному движению. Это — один и тот же исторический процесс развития, в котором, с одной стороны, из революционного движения третьего сословия выходит «самостоятельное» классовое пролетарское движение, с другой же — буржуазной идеалистической философии противопоставляется «самостоятельная» новая материалистическая теория марксизма. Все эти явления стоят во взаимной связи. Возникновение марксистской теории, выражаясь гегельянски-марксистски, является лишь «оборотной стороной» возникновения реального классового пролетарского движения; только обе стороны вместе составляют конкретную совокупность исторического процесса.

— Карл Корш, «Марксизм и философия»

Считая свой социализм продолжением немецкой классической философии, Маркс критиковал и высмеивал представителей её младогегельянского направления за борьбу «с тенями действительности».

Поднимем восстание против этого господства мыслей. Научим их, как заменить эти иллюзии мыслями, отвечающими сущности человека, говорит один, как отнестись к ним критически, говорит другой, как выкинуть их из своей головы, говорит третий, — и… существующая действительность рухнет.

— К. Маркс, «Немецкая идеология»

Маркс утверждает, что подобное развенчание господствующих взглядов способом критического отношение к формам идеологии: теологической, философской, правовой, политэкономической и пр. — невозможно без естественного исторического преобразования самой действительности.

Мы не станем, конечно, утруждать себя тем, чтобы просвещать наших мудрых философов относительно того, что «освобождение» «человека» ещё ни на шаг не продвинулось вперед, если они философию, теологию, субстанцию и всю прочую дрянь растворили в «самосознании», если они освободили «человека» от господства этих фраз, которыми он никогда не был порабощен; что действительное освобождение невозможно осуществить иначе, как в действительном мире и действительными средствами, что рабство нельзя устранить без паровой машины и мюль-дженни, крепостничество — без улучшения земледелия, что вообще нельзя освободить людей, пока они не будут в состоянии полностью в качественном и количественном отношении обеспечить себе пищу и питьё, жилище и одежду, «освобождение» есть историческое дело, а не дело мысли, и к нему приведут исторические отношения, состояние промышленности, торговли, земледелия и общения…

— К. Маркс, «Немецкая идеология»

Как продолжение немецкой классической философии, социализм Маркса имел целью упразднять формы идеологии как способом их изучения, так и способом революционным, преобразованием общества, которые понимались как две стороны одного естественно-исторического процесса борьбы пролетариата за власть. Социализм Маркса претендовал быть и научным обществоведением, и преобразованием общества по науке, то есть научной теорией коммунистической революции.

Карл Корш предостерегал от вульгарного понимания подобной критики форм идеологии, описывая её следующим образом на примере философской формы буржуазной идеологии:

дело заключается в вопросе о том, что мы фактически должны понимать под упразднением философии, о котором Маркс и Энгельс говорили в особенности в их первый период, в 40-х годах, но также довольно часто и в позднейшее время. Как должно произойти или как оно произошло это упразднение? Каким образом? Каким темпом? И для чего? И должны ли мы это упразднение философии представлять осуществленным раз навсегда, так сказать одним актом, работой ума Маркса и Энгельса за марксистов, или за весь пролетариат, или же за все человечество? Или же, наоборот (подобно упразднению государства), представлять его себе как очень долгий и длительный, проходящий через самые различные фазы, революционный исторический процесс? И в последнем случае: в каком отношении стоит затем марксизм к философии, пока этот длительный исторический процесс ещё не достиг своей конечной цели, упразднения философии?

— Карл Корш, «Марксизм и философия»

Как философов Карл Маркс заставляет людей соперничать, до сих пор, хотя умер в 1883 году

Капитал. Критика политической экономии

Критика политэкономической формы идеологии

В книге «Капитал. Критика политической экономии» Карл Маркс предпринял попытку критики политэкономической формы идеологии на основе материалистического понимания диалектического метода.

Маркс (в отличие от Огюста Конта) полагал, что противоречия между предпринимателем (буржуазия) и рабочим (пролетариат) в условиях индустриального общества являются не преходящими, а основными, и выступают в качестве двигателя социальных изменений капиталистического общества.

Основной задачей научного исследования капитала, лежащего в основании идеологии буржуазного общества, было доказательство преходящего характера капиталистического способа производства, а с ним и классового общества.

Помимо своей основной задачи Маркс первым из исследователей подробно рассмотрел некоторые экономические понятия: рабочую силу, прибавочную стоимость — сам он писал, что «открыл» их. Маркс также дал, со своей точки зрения, описание сущности прибыли, ренты, наёмного труда, эксплуатации.

Маркс показал экономическое воспроизводство не только в форме денежного оборота (как это делали экономисты до Маркса), но во взаимосвязи воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Маркс подробно рассмотрел экономические противоречия, присущие капитализму, и обосновал неизбежность перехода к социализму, а затем к коммунизму. Также он выделил в истории несколько способов производства, рассмотрел закономерности их развития, причины и формы смены способов производства.

Марксистский атеизм

По Марксу, религия является своеобразной формой отражения бытия, возникающая и существующая как следствие материальных условий жизни общества. Во введении к «К критике гегелевской философии права» он писал:

Основа иррелигиозной критики такова: человек создаёт религию, религия же не создаёт человека. А именно: религия есть самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял.

— К. Маркс К критике гегелевской философии права. Введение // К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения, т. 1, М., Политиздат, 1955, стр. 414

Всякая религия возникает как отражение действительности и протест против неё

Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.

— К. Маркс К критике гегелевской философии права. Введение // К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения, т. 1, М., Политиздат, 1955, стр. 415

Религия возникает как необходимый продукт общественного строя, где человек находится в рабской зависимости от господствующих над ним общественных сил:

…всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.

— Ф. Энгельс Анти-Дюринг // К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения, т. 20, М., Политиздат, 1955, стр. 328

Домарксистский атеизм видел причиной религии невежество масс, Маркс и Энгельс пришли к выводу, что религия возникает в силу причин, коренящихся в самой организации человеческого общества. По их мнению религия отражает и защищает отношения эксплуатации, выступает как орудие духовного угнетения трудящихся. Социальные корни религии, по их мнению, состоят в том, что в условиях классового общества религия защищает интересы господствующих классов, оправдывая все формы эксплуатации и угнетения. Гносеологические корни религии, как и идеализма, по мнению Маркса и Энгельса заключаются в отрыве абстрактных понятий от реальных вещей и превращении их в первооснову мира

…вследствие олицетворения сил природы возникли первые боги…

— Ф. Энгельс Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения, т. 21, М., Политиздат, 1955, стр. 282

Общественно-политическая деятельность

Как философов Карл Маркс заставляет людей соперничать, до сих пор, хотя умер в 1883 году

В начале карьеры Карл Маркс планировал получить профессорскую степень в Боннском университете, но по ряду причин отказался от этой идеи. В начале 40-х годов он недолго трудился журналистом и редактором оппозиционной газеты.

Карл критиковал политику действующей власти, а также был ярым противником цензуры. Это привело к тому, что газету закрыли, после чего он увлекся изучением политической экономии.

Вскоре Маркс опубликовал философский трактат «К критике гегелевской философии права».  К тому моменту биографии он уже получил большую популярность в обществе, вследствие чего правительство решило подкупить его, предоставив ему должность в госструктурах.

Из-за отказа сотрудничать с властью, Марк под угрозой ареста был вынужден переехать с семьей в Париж. Здесь он знакомиться с будущим соратником Фридрихом Энгельсом и Генрихом Гейне.

На протяжении 2-х лет мужчина вращался в радикальных кругах, ознакомившись со взглядами родоначальников анархизма Пера-Жозефа Прудона и Михаила Бакунина. В начале 1845 г. он решает переехать в Бельгию, где вместе с Энгельсом вступает в подпольное международное движение «Союз справедливых».

Руководители организации поручили им разработать программу коммунистического строя. Благодаря общим усилиям Энгельс и Маркс стали авторами «Манифеста коммунистической партии» (1848). Тогда же бельгийское правительство депортировало Маркса из страны, после чего он вернулся во Францию, а затем уехал в Германию.

Обосновавшись в Кельне, Карл вместе с Фридрихом начинает выпускать революционную газету «Neue Rheinische Zeitung», но уже через год проект пришлось свернуть по причине поражения рабочих восстаний в трех немецких округах. Следом за этим, последовали репрессии.

Лондонский период

В начале 50-х Карл Маркс вместе с семьей эмигрирует в Лондон. Именно в Британии в 1867 г. был издан его главный труд – «Капитал». Он уделяет много времени изучению разных наук, включая социальную философию, математику, право, политическую экономику и т.д.

В это время биографии Маркс работал над своей экономической теорией. Стоит заметить, что он испытывал серьезные финансовые трудности, не имея возможности обеспечить жену и детей всем необходимым.

Вскоре ему начал оказывать материальную помощь Фридрих Энгельс. В Лондоне Карл вел активную общественную деятельность. В 1864 г. он стал инициатором открытия «Международной рабочей ассоциации» (Первого Интернационала).

Данная ассоциация оказалась первой крупной международной организацией рабочего класса. Важно отметить, что филиалы этого товарищества начали открывать во многих европейских странах и США.

По причине разгрома Парижской Коммуны (1872) общество Карла Маркса переехало в Америку, но спустя 4 года оно было закрыто. Однако в 1889 г. было объявлено об открытии Второго Интернационала, который являлся последователем идей Первого.

Марксизм

Идеологические взгляды немецкого мыслителя сформировались еще в молодости. В основу его идей легли учения Людвига Фейербаха, с которым он изначально соглашался по многим вопросам, но позже изменил свое мнение.

Под марксизмом подразумевается философское, экономическое и политическое учение, родоначальниками которого выступают Маркс и Энгельс. Принято считать, что большое значение в этом течении имеют 3 следующих положения:

  • учение о прибавочной стоимости;
  • материалистическое понимание истории;
  • учение о диктатуре пролетариата.

По мнению ряда экспертов, ключевым пунктом теории Маркса является его концепция развития отчуждения человека от продуктов его труда, отказ человека от своей сущности и обращение его в капиталистическом обществе в винтик производственного механизма.

Материалистическая история

Впервые термин «материалистическая история» появился в книге «Немецкая идеология». В последующие годы Маркс и Энгельс продолжали ее развивать в «Манифесте Коммунистической партии» и «Критике политической экономии».

Посредством логической цепочки Карл пришел к своему знаменитому выводу: «Бытие определяет сознание». Согласно данному утверждению, основой любого общества выступают производственные возможности, на которых держаться все остальные общественные институты: политика, право, культура, религия.

Как философов Карл Маркс заставляет людей соперничать, до сих пор, хотя умер в 1883 году

Маркс и Энгельс в редакции газеты «Rheinische Zeitung»

Обществу крайне важно соблюдать баланс между производственными ресурсами и производственными отношениями, чтобы не допустить социальной революции. В теории материалистической истории мыслитель делал различия между рабовладельческим, феодальным, буржуазным и коммунистическим строем.

При этом Карл Маркс разделял коммунизм на 2 ступени, низшая из которых – социализм, а высшая – коммунизм, лишенный всех финансовых институтов.

Научный коммунизм

Философ видел прогресс истории человечества в классовой борьбе. По его мнению только так можно достичь эффективного развития общества.

Маркс и Энгельс утверждали, что пролетариат и есть тем классом, который способен устранить капитализм и установить новый международный бесклассовый порядок. Но чтобы достигнуть этой цели, требуется мировая (перманентная) революция.

«Капитал» и социализм

В знаменитом «Капитале» автор во всех подробностях объяснил концепцию экономики капитализма. Большое внимание Карл уделял проблемам производства капитала и закону стоимости.

Важно отметить, что Маркс опирался на идеи Адама Смита и Давида Рикардо. Именно эти британские экономисты смогли сформулировать трудовую природу стоимости. В своем труде писатель обсуждал различные формы капитала и участие рабочей силы.

По теории немца капитализм беспрерывным несоответствием переменного и постоянного капитала инициирует экономические кризисы, что позже приводит к подрыву строя и постепенному исчезновению частной собственности, на смену которой приходит общественная.

Личная жизнь

Женой Карла стала аристократка по имени Женни фон Вестфален. В течении 6 лет влюбленные были тайно обручены, поскольку родители девушки были против их отношений. Тем не менее, в 1843 г. пара официально вступила в брак.

Как философов Карл Маркс заставляет людей соперничать, до сих пор, хотя умер в 1883 году

Фридрих Энгельс, Карл-Маркс и его дочери Женни, Элеонора и Лаура

Женни оказалась любящей женой и соратницей мужа, родившей семерых детей, четверо из которых умерли еще в детстве. Некоторые биографы Маркса заявляют, что у него был внебрачный ребенок от экономки Елены Демут. После смерти мыслителя мальчика взял себе на поруки Энгельс.

Смерть

Маркс тяжело перенес кончину супруги, ушедшей из жизни в конце 1881 г. Вскоре у него обнаружили плеврит, который быстро прогрессировал и в конечном счете привел к смерти философа.

Карл Маркс умер 14 марта 1883 года в возрасте 64 лет. Проститься с ним пришло около десятка человек.

Потомки

У Карла Маркса и Женни фон Вестфален было семеро детей, четверо из которых прожили совсем недолго. Остались три девочки. Их судьба также сложилась трагически.

Старшая, Женни Каролина, из-за болезни не дожила и до сорока лет, а младшая и средняя, Женни Лаура и Женни Элеонора, по разным причинам предпочли добровольно уйти из жизни.

Что касается внуков и других потомков, считается, что один из правнуков Карла Маркса был офицером войск СС и в 1943 году погиб на Восточном Фронте, под Новгородом. Правда, никаких доказательств этого факта не сохранилось.

Монгольское рабство

Как философов Карл Маркс заставляет людей соперничать, до сих пор, хотя умер в 1883 году

Еще одним фактом, старательно скрываемым в Советском Союзе, было отношение Карла Маркса к России, о которой в своей работе «Разоблачение дипломатической истории XVIII века» (труд, так и не опубликованный в СССР) он писал так: «Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства».

Нужно учесть, что позднее основоположник марксизма кардинально поменял свои взгляды. Когда в царской России началась борьба за демократические реформы, Карл Маркс назвал страну «передовым отрядом революционного движения в Европе».

Библиография

Основные труды:

  • Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы
  • Тезисы о Фейербахе (1845)
  • Немецкая идеология В соавторстве с Ф. Энгельсом (1846)
  • Нищета философии (1847)
  • Манифест коммунистической партии. В соавторстве с Ф. Энгельсом (1848)
  • Наемный труд и капитал (1849)
  • К критике политической экономии (1859)
  • Статьи о Гражданской войне в США (1861)
  • Капитал. (1867)
  • Гражданская война во Франции (1870-1871 г.) (1871)
  • Критика Готской программы (1875)
  • К еврейскому вопросу (1843)

Историческая роль

Вклад Маркса в науку был и остается значительным. Он:

  • Одним из первых создал полную теорию классовой борьбы.
  • Разработал уникальные постулаты экономической науки. Многие из них стали фундаментом для дальнейших изысканий. А кое-какие используются до сих пор.
  • Обосновал исторические процессы с точки зрения хозяйственной деятельности.
  • Разработал новый подход к философскому познанию.

И это не считая опосредованной роли в революционных событиях начала 20-го века, одним из ярких примеров которых стала смена строя в тогдашней России.

Увековечение памяти

На родине Карла Маркса в городе Трире по адресу Брюккергассе/Brückergasse, 664 (теперь Brückenstraße, 10) в доме, где родился Маркс, находится музей.

После победы Октябрьской революции в России в 1917 году, по мере утверждения новой коммунистической идеологии на территории России многие центральные улицы больших и малых городов страны стали переименовываться в улицы Карла Маркса. Примером такого переименования может служить переименование исторического названия одной из центральных улиц в центре Москвы, носившей наименование «Охотный ряд» в проспект Маркса (так же была названа соответствующая станция метро «Проспект Маркса», ныне «Охотный ряд») или проспект Карла Маркса в центре Ташкента. Имя К. Маркса было присвоено, например, Государственной библиотеке Туркменской ССР, Государственной республиканской библиотеке в Тбилиси.

В апреле 1919 года по предложению московского большевика Петра Чагина бывшая немецкая колония Екатериненштадт была переименована в Марксштадт (после 1942 года — город Маркс Саратовской области).

После Второй мировой войны имя Маркса стали также присваивать объектам в социалистических странах — город Хемниц в ГДР с мая 1953 по апрель 1990 годов назывался «Карл-Маркс-Штадт», который являлся центром одноимённого округа. Есть в Берлине Карл-Маркс-Аллее и находящаяся на ней одноимённая станция метро.

После 1991 года многим объектам, названным или переименованым в честь Маркса, стали возвращать прежние названия — как например, в Москве, где после ноября 1991 года проспекту Маркса вернули его первоначальное название «Охотный ряд», — или давать новые названия, как это было сделано в Ташкенте. Иногда ничего не меняют, как, например, это происходит в Пензе, где ещё 18 февраля 1919 года Никольская улица была переименована в улицу Карла Маркса и по сей день носит это имя (также в др. городах России — в Самаре, Казани, Ижевске, Иркутске, Калининграде и т. д.).

Памятники

Первый в мире памятник Карлу Марксу был открыт 1 мая 1918 года в Пензе.

Примечательно, что новые памятники продолжают открываться и в постсоветское время, хоть и с меньшей частотой. Так, в 2003 году напротив здания администрации города Калуги установлен новый памятник Карлу Марксу. Большой гранитный бюст работы Льва Кербеля, пролежавший 15 лет в запасе, заменил собой маленький белый бюст работы Матвея Манизера, стоявший на том же месте с 1921 года.

Как философов Карл Маркс заставляет людей соперничать, до сих пор, хотя умер в 1883 году

Памятник на могиле Маркса

Населённые пункты

  • Маркс — город (с 1918 года) в России, административный центр Марксовского муниципального района Саратовской области.
  • Карло-Марксово — посёлок городского типа в составе Енакиевского горсовета Донецкой области Украины.

В нумизматике

Как философов Карл Маркс заставляет людей соперничать, до сих пор, хотя умер в 1883 году

Юбилейный 1 рубль, 1983 год

  • В 1968 году в ГДР выпущена серебряная монета 20 марок с изображением Карла Маркса.
  • Памятные монеты, выпущенные в 1983 году, посвящённые 165 летию со дня рождения и 100 летию со дня смерти Карла Маркса:
    • В СССР — номиналом 1 рубль.
    • В ГДР — номиналом 20 марок. Также в ГДР была выпущена банкнота номиналом 100 марок с изображением Карла Маркса.
    • В ФРГ — 5 марок.
    • В ЧССР — 100 крон (серебро 0.500).
  • В 1988 году в Монгольской народной республике выпущена монета с Карлом Марксом номиналом 1 тугрик. На 2019 год Монголией также анонсирована золотая монета с Марксом достоинством в 1000 тугриков.
  • В 2002 на Кубе была выпущена монета с Марксом номиналом 1 песо.
  • В 2018 году в честь 200-й годовщины со дня рождения Карла Маркса в Трире были выпущены сувенирные «банкноты» номиналом в 0 евро с портретом философа  .

В театре

  • Пол Риттер («Берег утопии», Королевский национальный театр, Лондон, 2002)
  • Рори Киннир («Молодой Маркс», театр «Мост», Лондон, 2017)

В кино

  • Игорь Кваша («Год как жизнь» СССР, 1965)
  • Альфред Мюллер (Mohr und die Raben von London, ГДР, 1968)
  • Вернер Крейндт («Фердинанд Лассаль», Ferdinand Lassalle, ФРГ, 1972)
  • Леон Аскин («Meeting of Minds», телесериал, США, 1977)
  • Ли Монтегю («Элеонора Маркс», телесериал, Англия, 1977)
  • Юрген Рейтер («Маркс и Энгельс», «Marx und Engels — Stationen ihres Lebens», телесериал, ГДР, 1978-80)
  • Венцеслав Кисев («Карл Маркс. Молодые годы», СССР-ГДР, 1979)
  • Ив Рифо (Votre enfant m’intéresse, Франция,1981)
  • Терри Джонс («Летающий цирк Монти Пайтона», «Monty Python’s Flying Circus», 1970; Monty Python Live at the Hollywood Bowl, 1982, США)
  • Ульрих фон Бок («Генрих Гейне», Heinrich Heine — Die zweite Vertreibung aus dem Paradies ФРГ, 1983)
  • Мед Хонда («1871», Англия-Франция, 1990)
  • Карло Брандт («Женни Маркс», Jenny Marx, la femme du diable Франция, 1993)
  • Мартин Хайдер («Лекции Марка Стила» «The Mark Steel Lectures», телесериал, Англия, 2003)
  • Роберт Лор («Жизнь Генриха Гейне», Denk ich an Deutschland in der Nacht… Das Leben des Heinrich Heine ФРГ, 2006)
  • Карел Затопек и Оливер Бойзен («Die Deutschen», телесериал, ФРГ, 2010).
  • Андрес Матти («Coвременники», Франция-Швейцария, 2010)