Неизвестно точно, когда родилась княгиня Киевская Ольга. Биография её дошла до наших дней только фрагментарно. Историки предполагают, что будущая княгиня появилась на свет приблизительно в 890 г., так как в Степенной книге есть упоминание, что скончалась она в возрасте 80 лет, а дата её смерти известна — это 969 г. Древние летописи называют разные места её рождения. По одной из версий, она была родом из-под Пскова, по другой — из Изборска.

Кто такая княгиня Ольга?

Согласно древним летописям, девушка имела крестьянское происхождение. Благодаря своим положительным качествам, а также необыкновенной мудрости, еще юным подростком она была примечена великим князем Игорем и выбрана им в жены. Так сложилось, что довольно продолжительный период у княжеской пары не было детей. Этот факт поспособствовал тому, что Ольга стала молиться христианскому богу, и через короткое время у супругов появился наследник. Таким образом, Ольга среди языческого народа первая приняла христианство и стала помогать его распространению на Руси. В некотором смысле сам факт решения Ольги принять христианскую веру свидетельствовал о ее разумности и тонком интеллекте. Несмотря на это, муж и сын Ольги остались верными своим языческим богам, которые помогали им в сражениях. Тем не менее действия Ольги оказали немаловажное влияние на ее внука – князя Владимира, который произвел крещение Руси. Им же была выбрана христианская религия в качестве государственной.

Жизнь и смерть Княгини Ольги, которая первая приняла христианство на Руси в 955 году

Княгиня Ольга — биография

Княгиня Ольга — правительница Киевской Руси с 945 до 960 года. Пришла к власти после смерти своего супруга князя Игоря от рук племени древлян. По установленному порядку бразды правления должен был получить сын князя, Святослав. Однако тот был слишком юн для такого дела.

Широко известен эпизод мести правительницы убийцам своего мужа. Обстоятельства, однако, не понятны, само же деяние окутано легендами. Однако то, что оно имело место — подтвержденный факт.

Согласно летописным источникам княгиня Ольга отличалась незаурядным умом и хитростью. Будучи регентом (временным правителем) при малолетнем сыне, вела грамотную внутреннюю и внешнюю политику. В историю помимо прочего княгиня вошла как первая из русских правителей, принявшая христианство, что было невероятно для раннего времени. Это произошло немногим ранее того, как Владимир объявил православие общепринятой религией.

Годы правления Ольги (945-960 г.) ознаменовались созидательной деятельностью, активным развитием древнерусского государства. Сейчас ее почитают не только как умелого правителя, но и как святую в чине равноапостольной.

В ее честь названы улицы, в нескольких городах установлены памятники.

Происхождение

Родина Ольги — Псков или окрестности Псковского княжества. В записках одного современника из псковских земель упоминается село Выбуто. Точно неизвестно, была ли Ольга простого или знатного происхождения. О родителях говорится, что они были язычниками. Ее мать — из варягов. Отец — начальник выбутской переправы.

Историки не соглашаются с тем, что князь Игорь мог взять в жены простолюдинку. Князь киевский Олег желал контролировать торговый путь по реке Великой, протекавшей рядом с Псковом. По ней сплавлялись греческие и варяжские торговцы, воины, проплывали викинги. Начальниками переправ князь Олег назначал военных аристократов. Вероятно, Ольга родилась в семье одного из них, но сведения об этом противоречивы.

По «Типографской летописи», отцовство приписывают самому киевскому князю – Вещему Олегу.

Существуют различные теории о родине будущей княгини. Историки могли ошибиться в переводе названия места рождения Ольги с древнерусского.

В исторических трактатах встречается болгарский город Плиска, созвучный с древним названием Пскова — Плесков. О происхождении княгини Ольги из болгар исследователи почерпнули в «Новом Владимирском Летописце» — сборнике летописей 16 века.

Ранние годы

Когда именно родилась княгиня Ольга — точно не известно. Историки пытаются установить дату появления правительницы на свет по косвенным признакам, упоминаниям в источниках.

Жизнь и смерть Княгини Ольги, которая первая приняла христианство на Руси в 955 году

Княгиня Ольга

Если верить отечественным исследованиям, есть три варианта:

  • 893-894.
  • 927-928.
  • Около 920.

Единственной, общепринятой версии нет. Спорным остается вопрос и о происхождении княжны. Согласно житию святой, считается, что Ольга появилась на свет на территории Пскова, в деревне Выбуты. Хотя прямых доказательств тому не существует.

Большинство историков склоняется к версии, что правительница была скандинавского (варяжского) происхождения и не носила ни титула, ни звания. Имела довольно скромные корни. Другие же исследователи выдвигают предположения о том, что Ольга была родовитого славянского происхождения.

Жизнь и смерть Княгини Ольги, которая первая приняла христианство на Руси в 955 году

Великая княгиня Ольга

Зарубежные историки склоняются к мысли, что будущая княжна могла происходить из земель современной Болгарии или племен, населяющих карпаты.

Летописцы, ранние хроники уделяют ее происхождению довольно мало внимания, потому вопросов остается больше, чем существует ответов.

Чем именно занималась Ольга в ранние годы, историки тоже не знают. Источники утверждают, что в брак она вступила в раннем возрасте. На тот момент женщине было всего 12 лет. Хотя для того периода это было вполне нормально.

Начало правления и месть древлянам

Повесть временных лет сообщает, что замуж Ольга вышла примерно в 903 году. А дальше вновь начинается череда загадок и предположений.

Жизнь и смерть Княгини Ольги, которая первая приняла христианство на Руси в 955 году

Русская княгиня Ольга

Если верить все тому же Нестору, автору крупной исторической хроники, союз Игоря Рюриковича, князя и прямого потомка основателя Руси, и женщины устроил Вещий Олег, который приходился тому родственником (не совсем понятно, насколько близким). Однако же ранние источники и хроники сообщают о случайном знакомстве правителя и простой девушки неблагородного происхождения.

Современные историки считают, что вероятнее всего Нестор использовал элементы вымысла. Летописец сочинил часть обстоятельств, чтобы увязать события и поставить их в хронологической последовательности.

Как бы то ни было, крупной вехой в биографии княжны Ольги стал 945 год. В древнерусский период государственные отношения были в зачаточном состоянии. Ежегодно князья объезжали принадлежавшие им земли, чтобы собирать дань с подчиненных племен. Этот процесс назывался «полюдье».

В 945-м Игорь получил подати с древлянского люда. После отбытия из их земель дружинники стали подначивать князя. Под давлением своих сторонников он отправился обратно, чтобы потребовать сверх причитающегося.

Жизнь и смерть Княгини Ольги, которая первая приняла христианство на Руси в 955 году

Икона Равноапостольной княгини Ольги

На совете древляне рассудили, что Игоря следует покарать за жадность. Известна фраза из летописи:

“Если повадится волк к овцам, то унесет все стадо, пока не убьют его”

Действительно ли представители племени так говорили — сказать трудно. Вскоре древляне жестоко расправились с Рюриковичем, фактически заявив о нежелании дальше платить дань.

После кончины киевского князя, его место заняла сама Ольга. Их сын, который по праву должен наследовал престол, был слишком мал для правления. На тот момент ему едва исполнилось несколько лет от роду.

Жизнь и смерть Княгини Ольги, которая первая приняла христианство на Руси в 955 году

Дальше летопись рассказывает об обстоятельствах мести княгини Ольги убийцам своего мужа. Хроника свидетельствует о четырех эпизодах.

После кончины Игоря, древляне отправили в Киев посольство с лучшими мужами, чтобы сватать за Ольгу своего князя Мала, инициатора жестокой расправы. Киевляне тепло встретили древлянских людей. По приказу правительницы, к дворцу их несли в деревянных лодках.

Однако торжественная церемония закончилась неожиданностью. Поблизости была выкопана глубокая яма, куда и бросили лодки с древлянами. Ольга велела закопать убийц живьем.

Жизнь и смерть Княгини Ольги, которая первая приняла христианство на Руси в 955 году

Месть Ольги древлянам. Худ. Дмитриев-Оренбургский

На этом месть княгини не закончилась. После расправы над первым посольством, княжна настойчиво попросила вновь прислать к ней лучших людей. Древляне отправили купцов и бояр. Когда те прибыли на место, Ольга предложила им попариться. Это посольство постигла не менее жестокая участь: княжна велела закрыть баню и поджечь ее. Просители сгорели.

После второй мести киевская правительница с небольшой дружиной поехала в древлянские земли под тем предлогом, чтобы совершить погребальный обряд над супругом. На тризне присутствовали и древляне. Когда они напились, княжна приказала своим людям вырезать убийц супруга.

Жизнь и смерть Княгини Ольги, которая первая приняла христианство на Руси в 955 году

Княгиня Ольга. Худ. Владимир Швачко

Вскоре состоялся последний эпизод мести. В 946 году дружина Ольги осаждала столицу древлянских земель, Искоростень. Жители оборонялись яростно, поскольку понимали — милости ждать не стоит.

Осада затянулась надолго и большого успеха не принесла. Тогда вдова князя пошла на хитрость. Она заверила древлян, что не желает больше мести, а хочет лишь покорности. После чего просила скромную дань в виде трех голубей и такого же количества воробьев с каждого двора.

Ольга отошла от города. По ее приказу к лапам птиц привязали трут (сухие ветки и траву), с наступлением темноты его подожгли, а пернатых отправили обратно. Голуби и воробьи под влиянием инстинкта вернулись в свои дворы, город запылал.

Жизнь и смерть Княгини Ольги, которая первая приняла христианство на Руси в 955 году

Сожжение Искоростеня по приказу княгини Ольги

Часть древлян убили, другую же продали в рабство или обложили огромной данью.

Благодаря решительности Ольги непокорное племя удалось усмирить и подчинить. Дружина, восхищенная жесткими действиями княжны, присягнула ей на верность. Так супруга Игоря укрепила свое положение.

Насколько достоверны слова хроники сказать невозможно. Исследователи до сих пор спорят, имеют они под собой историческую основу или же полностью выдуманы.

Крещение княгини Ольги

Не менее спорным остается вопрос, когда именно княжна приняла христианство. Повесть временных лет приводит красивую легенду о том, что около 955 года женщина прибыла в Константинополь. Византийский император был поражен красотой русской княжны и попытался взять ее в жены. Однако та заявила, что негоже христианину свататься к язычнице.

По этой версии Ольгу крестил сам Константин Багрянородный, правитель Византии. Также в церемонии принимал участие патриарх Феофилакт. После принятия новой веры, княжна вновь отвергла попытки императора посвататься к ней. Теперь же она сослалась на то, что он приходится ей крестным отцом.

Более достоверным считается представление о том, что Ольга крестилась около 957 года. Византийские источники сообщают, что примерно в это время она приехала с визитом к императору. Но ни о цели, ни о ее статусе в те годы ничего не известно.

Многие исследователи предполагают, что к тому моменту она уже была православной. Крещение Ольги произошло при участии Романа II, сына императора Константина, а также патриарха.

Жизнь и смерть Княгини Ольги, которая первая приняла христианство на Руси в 955 году

Крещение княгини Ольги, худ. С. А. Киррилов

Какие цели преследовала Ольга, принимая христианство, сказать сложно. Однако в православную веру она обратилась раньше знаменитого князя Владимира, ее потомка, что принес на Русь единую веру и искоренил язычество.

В княжение Ольги христианство понемногу начинало проникать в древнерусскую среду. Пусть и в самых минимальных объемах. Точно известно, что правительницу похоронили по православному образцу. Почитание женщины как святой началось через несколько десятилетий.

Официально же в чин равноапостольных ее возвели в годы раннего правления Ивана Грозного , около 1547-го.

Сейчас княжну почитают как покровительницу новообращенных христиан, а также вдов.

Внутренняя политика и реформы

Деятельность правительницы преследовала цель укрепить княжескую власть и добиться стабильности.

Наиболее ярким событием в период правления Ольги стала месть древлянам. Жестокая расправа была актом сведения личных счетов. А кроме того, женщина понимала, что подобное оставлять без внимания нельзя. На кону стоял авторитет княжеской власти.

Прецедент мог бы спровоцировать повторение такого же сценария в других землях. Покорив древлян, Ольга сумела поставить на колени как старых врагов, так и показать пример другим авантюрно настроенным местным правителям.

Тем не менее, поступок мужа без внимания оставить она тоже не могла. Чтобы снизить вероятность злоупотреблений в дальнейшем, правительниц ввела уроки — фиксированные размеры дани. Согласно реформе княгини Ольги, свозить подати местные представители должны были в специально отведенные для этого точки сбора — погосты.

Жизнь и смерть Княгини Ольги, которая первая приняла христианство на Руси в 955 году

Памятнике княгине Ольге

Это была первая в истории налоговая реформа. Она возымела свое действие. На территории тогдашнего государства столь же вопиющих случаев больше не было.

Около 948 года княгиня Ольга взялась за масштабное строительство. По ее указаниям начали укреплять города. Благодаря умелым действиям княжны удалось существенно повысить безопасность, а также обороноспособность территорий.

Киевская княгиня Ольга пыталась распространить христианство по значительным землям Руси. По ее приказу сносили статуи языческих богов, вместо которых ставили кресты. Однако существенных успехов на этом поприще добиться она не успела. Вопрос крещения страны решил ее потомок, Владимир I.

Жизнь и смерть Княгини Ольги, которая первая приняла христианство на Руси в 955 году

Княгиня Ольга. Худ. В. М. Васнецов

Примечательно, что правительница первой получила титул Ольги Мудрой, задолго до своего не менее знаменитого потомка Ярослава .

Серьезных конфликтов на международной арене в те годы не было. В качестве основного события внешней политики княгини Ольги можно назвать обращение княжны в православие в Константинополе.

Как было сказано ранее, крещение она приняла при участии царствующих особ и высших иерархов церкви, что лишь повышало ее авторитет в международных вопросах и в глазах самого Византийского главы.

Кроме того, около 968 года, незадолго до кончины правительницы, Киев подвергался нападению орд печенегов. Набег удалось отразить. Победа стала временной. Устранить угрозу со стороны степняков получилось только в годы правления Ярослава Мудрого. И то ненадолго.

Мужья и дети

Достоверно известно только об одном супруге святой Ольги. Его звали Игорем Рюриковичем. Он был прямым потомком основателя Руси (который, к слову, и сам считается фигурой полулегендарной). Как бы то ни было, он стал киевским князем.

Жизнь и смерть Княгини Ольги, которая первая приняла христианство на Руси в 955 году

Князь Игорь и княгиня Ольга

В браке на свет появился сын Святослав. На момент гибели отца, мальчику было всего несколько лет от роду. Для самостоятельного правления он не годился. Мать стала регентом при малолетнем сыне, занималась государственными вопросами до его совершеннолетия.

В будущем Святослав Игоревич прославился как крупный политический деятель, но в первую очередь — как военачальник, который возглавлял целый ряд успешных походов против внешних врагов.

Причины принятия христианской веры

Будучи язычницей, Ольга со временем все же стала склоняться к принятию христианства. Историки считают, что для этого было несколько существенных причин:

  • стремление к объединению разрозненных славянских племен, чему могла способствовать только сильная единая вера;
  • потребность сделать Русь более цивилизованной державой, поскольку языческие ритуалы воспринимались во всем мире как варварские;
  • желание следовать примеру Европы, где многие страны на то время уже были христианскими;
  • необходимость в сближении с культурно развитой Византией, повышении уровня образованности и духовности русского народа.

Прежде чем принять крещение, Ольга вместе со своими послами отправилась в город Константинополь (Царьград). В византийской столице княгиня планировала лично встретиться с императором, побывать в православных храмах и познакомиться с особенностями проведения ритуалов, чтобы принять окончательное решение о переходе в новую веру.

Как крестили русскую правительницу

Желая стать примером для будущих славянских поколений и поспособствовать процветанию своей державы, княгиня в 957 году приняла христианство. Ольгу крестил сам византийский император Константин Багрянородный, после чего русская правительница получила имя Елена.

Предание повествует о том, что император Константин был невероятно поражен красотой и интеллектом Ольги. Он предложил ей заключить взаимовыгодный брачный союз, который мог значительно ускорить сближение двух могущественных государств. Княгиня, желающая хранить верность Игорю даже после его смерти, ответила отказом. При этом она поступила мудро и дипломатично, сделав акцент на том, что по христианским понятиям крестный отец не может жениться на собственной крестнице.

После крещения княгини Ольги в Константинополе, которое произошло с небывалой пышностью, русская правительница и ее многочисленная свита отправились обратно в Киев. Император Константин щедро одарил свою крестную дочь, преподнеся ей богатые дары в виде золота, драгоценных каменьев и изысканных сосудов.

После того как Ольга приняла христианство, русское государство ощутило многие положительные последствия: повысился авторитет державы на международной арене, стали постепенно искореняться обычаи, считавшиеся дикими, появилась возможность вступать в династические браки. Крещение оказалось важным политическим событием, поскольку между Византией и Русью был заключен мирный договор. Он имел большое значение при возникновении военных конфликтов и способствовал их разрешению.

Второй визит Ольги к императору – после крещения в Константинополе

Повторное путешествие в византийскую землю Ольга совершила, уже будучи истинной христианкой. Княгиня отправилась к своему крестному отцу на корабле. Дорога в Константинополь заняла более месяца. Сохранились сведения о том, что ко двору Ольгу приняли не сразу: перед приемом княжне пришлось ожидать около двух месяцев, что было обусловлено определенными правилами.

С собой Ольга привезла роскошные дары. Император встретил свою заморскую крестницу со всеми подобающими почестями и вниманием. В честь ее прибытия состоялась пышная церемония в Золотой палате дворца. Из Царьграда княгиня вернулась с богатыми византийскими иконами, священными христианскими книгами.

Распространение христианства на Руси

В период правления Ольги язычество и христианство продолжали достаточно мирно уживаться на русской земле. Несмотря на то, что княгиня крестилась, ее единственный наследник отказывался перейти в новую веру и продолжал жить согласно старым правилам. Княгиня не раз предлагала сыну принять христианство, однако каждый раз он предпочитал язычество. Вместе с тем Святослав не возбранял своей матери обращать в византийскую веру воинов и других людей.

Став православной, Ольга проявила искреннее желание повсеместно распространить христианство, проповедовать и приобщать к нему русский народ. Время ее пребывания во главе государства, а также период, последовавший после передачи власти Святославу Игоревичу, ознаменовались:

  • возведением Николаевского храма в Киеве, который был заложен на могиле Аскольда (этот князь являлся для Руси первым правителем, принявшим учение Христа);
  • основанием храма во имя Святой Троицы, ставшего главным православным собором Пскова;
  • строительством в столице Руси храма Святой Софии;
  • приглашением в 960 г. в Киев христианских миссионеров из Германии, прибывших во главе с епископом Адальбертом.

Деятельность княгини в Киевской Руси давала достаточно щедрые плоды. Крещение Ольги было воспринято многими людьми благосклонно и привело к первому этапу искоренения языческих обычаев. Народ любил свою мудрую и смелую правительницу, а потому охотно следовал за ней. Некоторые даже решали отправиться в Константинополь, где, подобно великой княгине, также проходили таинство крещения.

В пожилом возрасте, полностью отойдя от управления государством, Ольга безраздельно посвятила себя воспитанию внуков. Особенно она заботилась о подрастающем Владимире, рожденном от внебрачной связи Святослава с ключницей Малушей. Именно ему предназначалось войти в историю в качестве крестителя всей Киевской Руси, искоренить язычество и быть причисленным к лику святых.

Смерть княжны

Согласно летописному источнику, к концу 60-х Ольга тяжело заболела. Ранние историки не сообщают, чем именно. Установить это уже невозможно. Последние дни жизни правительница провела в Киеве. Княгиня Ольга умерла от неизвестной болезни в 969 году.

На тот момент ей по разным оценкам было около 80 лет — для тех времен возраст более чем почтенный. Тем более если учесть, что многие едва доживали до 40, что уже считалось большой удачей.

Жизнь и смерть Княгини Ольги, которая первая приняла христианство на Руси в 955 году

Похороны княгини

Княжна была похоронена по христианскому образцу, через несколько десятилетий ее потомок, Владимир I, перенес мощи в Церковь Святой Богородицы в Киеве. С началом татаро-монгольского нашествия останки спрятали. Дальнейшая судьба неизвестна. Сейчас они считаются утерянными.

После кончины

Через четверть века после блаженной кончины св. Ольги, когда сбылось ее предсказание о скором крещении Руси, св. Владимир извлек из земли мощи своей бабки, оказавшиеся нетленными, и торжественно перенес их в Десятинную церковь. Они были положены в открытой гробнице и скоро стали одной из важнейших киевских святынь, от которой получили исцеление многие страждущие. В годы монгольского нашествия мощи были скрыты под землей и вновь обнаружены только в XVII в. митрополитом Петром Могилой. Однако в XVIII столетии, в пору скрытого гонения на святыни, Синод вновь изъял их под давлением правительства, не ручаясь за их подлинность. Канонизация св. Ольги совершилась где-то на рубеже XIII и XIV вв., тихо и неприметно, без всякого формального акта — в ее святости никогда не сомневались.

Подвиг святой Ольги, быть может, не так заметен и громок, как настоящая революция, произведенная на Руси св. Владимиром. Ей не суждено было увидеть Русь христианской. Но, наверное, не зря составители “Степенной книги” поместили обширное житие княгини на первом месте — вне степеней. И не случайно, что скромное, но подчеркнутое почитание святой сохранялось на Руси всегда. Без ее труда по взращиванию семян веры на русской почве вряд ли была бы возможна столь быстрая и ошеломительная победа христианства при св. Владимире. Ее усилия по осуществлению полноправного вхождения Руси в Византийское содружество положили начало мощнейшему влиянию византийской культуры, сформировавшему культуру русскую. Такие черты духовного облика первой русской святой, как мудрость, чуждое экзальтации спокойствие, способность и к молитвенному подвигу, и к государственному и культурному творчеству, навсегда определили архетип русской святости. А потому “сыны русские, до последних потомков внуков” ее будут беречь в своих сердцах вечную память и благодарность великой молитвеннице за Русскую землю.

Принятые сокращения:

  • ПВЛ — Повесть временных лет;
  • ПСРЛ — Полное собрание русских летописей;
  • ВВ — Византийский временник;
  • ВИ — Вопросы истории;
  • ВДИ — Вестник древней истории.

Христианство

Следами победы христианской партии в борьбе за влияние на Игоря несомненно являются и те места в договоре, в которых явно чувствуется превосходство христиан и пренебрежение поклонниками Перуна. А церемония приведения к присяге Игорева войска дала киевским христианам повод для демонстрации своей силы: в то время как князь с языческой частью войска клялся в нерушимости договора перед идолом Перуна, воины-христиане присягали перед греческими послами в церкви св. Ильи. Это была соборная церковь, так как много было христиан-варягов.

Почти сразу же по заключении договора алчные дружинники втянули Игоря в новую авантюру, на сей раз не имевшую даже романтического блеска похода на Царьград. Позавидовав отрокам воеводы Свенельда, кои “изоделися суть оружьем и порты”, и, несомненно, сожалея, что не попали в состав экспедиции на Каспий, в интересах Византии громившей богатые арабские города, воины побудили князя ободрать как липку племя древлян. По своему ли неразумию или по чьему-то злому наущению Игорь решил, что и этого мало. Он, поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще”. Древляне во главе со своим князем Малом вполне справедливо рассудили, что при такой практике сбора дани они скоро вымрут с голода, и решили рискнуть. Безрассудный князь нашел свой ужасный конец где-то в лесах под Искоростенем. Его разорвали надвое березами, не удостоив даже приличных похорон. Ольга и Святослав в это время были в Киеве.

Мы открываем, наверное, самую загадочную страницу жизни св. Ольги. Кому не памятны с детства леденящие кровь, но по-своему необыкновенно поэтичные сказания о жестокой мести древлянам! Логика мифа причудлива, и подчас за вполне правдоподобным рассказом кроется произведение народной фантазии, и, напротив, немыслимая фантасмагоричность сюжета служит едва ли не главным доказательством его подлинности — невозможного не выдумывают. С трудом верится, что повесть об Ольгиной мести — просто небылица. Она слишком нестандартна для довольно шаблонной формы народной легенды и в то же время достаточно реалистична и конкретна. Если это и миф, то миф в том значении, какое придавал этому слову А. Ф. Лосев — “в словах данная чудесная личностная история” язычницы Ольги, история, делающая почти физически ощутимыми темные и жуткие черты той самой славянской религии, которую теперь тщатся представить едва ли не торжеством духовной свободы и гуманизма.

Историки воспринимают Ольгину месть как выдумку в первую очередь потому, что она логично и последовательно воспроизводит основные черты языческого похоронного обряда. Из этого почему-то следует, что повесть о мести — не более чем сказочное его осмысление. Часто забывают, что человек архаических времен воспринимал свои религиозные обязанности чрезвычайно серьезно, может быть, даже серьезней, чем следовало. Игорь умер жалким пленником и был попросту зарыт в землю без всякого похоронного обряда. По славянским же верованиям, загробная судьба человека зависела от его статуса в момент смерти и от пышности похорон. Кому, как не любимой Игорем Ольге, было почтить память покойного мужа! И Ольга со всей истовостью правоверной язычницы сделала все от нее зависящее, чтобы отдать мужу последний долг. В своей мести она не только наказала бунтовщиков, но и последовательно воспроизвела все части похоронного ритуала.

По правилам первобытного воинского поединка победитель является наследником побежденного. А взойти на княжеский трон можно было, только женившись на вдове властителя. Согласно этому архаическому обычаю и действовал Мал, когда посылал 20 лучших древлянских мужей свататься к Ольге. Древляне хорошо знали гордый нрав князей-варягов и рассчитывали не более чем на перемирие и отсрочку карательной экспедиции. Однако прием у Ольги превзошел все ожидания. Княгиня не только спокойно выслушала известие о гибели мужа, но и благосклонно приняла изложение матримониального проекта: “Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу вас завтра почтить перед людьми своими”. Вот тут бы и призадуматься послам. Своими словами Ольга начала хорошо известный по архаическим обрядам и сказкам ритуал свадебной игры: жених получает невесту, только отгадав ее загадку, в противном же случае лишается головы. А загадка уже была произнесена: “почтить” кого-то по-славянски означало и “оказать честь”, и “отомстить”, “убить”. Ни одну из Ольгиных загадок древляне так и не отгадали.

Жизнь и смерть Княгини Ольги, которая первая приняла христианство на Руси в 955 году

А загадки продолжались: “Ныне же идите в свою ладью и ложитесь в ладью с гордостью, а утром я пошлю за вами, вы же говорите: не едем на конях, ни идем пешком, но понесите нас в ладье; и вознесут вас в ладье”. Послы восприняли это как обычную часть обряда сватовства, когда сваты, дабы обмануть злых духов, приезжали “ни пешком ни на лошади”, “ни днем ни ночью”, войдя в избу невесты, заговаривали сперва о посторонних вещах и т.д. Но смысл загадки был угрожающим. Ни пешим ни на коне, а в ладье, на руках соплеменников, следовал к своему последнему пристанищу знатный рус. Ладья была традиционной погребальной принадлежностью и славян, и скандинавов. Так и произошло на следующее утро: принесши послов на Ольгин двор, киевляне сбросили их в глубокую могилу. “И, склонившись к яме, спросила их Ольга: “Хороша ли вам честь?” Они же ответили: “Горше нам Игоревой смерти”. И повелела засыпать их живыми; и засыпали их”. Некоторые летописи добавляют, что послов в яме сожгли.

Месть только начиналась. Вскоре Ольга прислала древлянам требование отправить в Киев еще лучших мужей в качестве сватов, — мол, киевляне без почетного эскорта ее не отпустят. Когда следующая группа древлянских аристократов прибыла на убой, княгиня предложила им сходить в баню. Выглядело это как обыкновенное проявление заботы о гостях. Но древляне позабыли, что у славян было в обычае истапливать баню для покойника и ставить воду для омовения. Еще долго после крещения Руси в вопросниках и исповедях сохранялся пункт: “В Великую Субботу, и в Пятидесятную, егда память творим усопшим, бани не велел ли еси топити?”, и полагалась епитимья. Когда древляне вошли в баню, с ними и поступили как с покойниками: заперли и сожгли.

Третья Ольгина загадка была сформулирована прозрачнее двух первых: “Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже”. Кто станет жертвой в ритуальном жертвоприношении на могиле Игоря — нетрудно было догадаться. Древлян не насторожило даже то, что княгиня прямо назвала их убийцами. На вопрос, где посланные за нею в Киев мужи, Ольга отговорилась: “Идут следом”. После надгробного плача был насыпан курган и начался пир, на котором древляне упились. Настало время погребальной военной игры. И тут Ольгина дружина обрушила на беспечных древлян вместо ритуальных ударов мечами — самые настоящие. “И иссекли их пять тысяч. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся”.

На смену хитрым загадкам и причудливым языческим обрядам пришла грубая, но честная военная сила. Карательные войска под предводительством Святослава обрушились на древлянскую землю. В первом же сражении бунтовщики были смяты натиском киевской дружины. На побежденных древлян была возложена тяжелая дань. Возвратившись в Киев, княгиня неожиданно узнала, что забыла еще об одном погребальном обряде.

Вернувшись с сознанием исполненного долга, Ольга, должно быть, чувствовала себя единоличной властительницей Руси. Однако рвавшиеся к власти воины-язычники из окружения Святослава люто ненавидели влиятельную княгиню, горячую сторонницу мира с Византией. Ей, конечно, не забыли неожиданного финала похода на Царьград. И вот гордой дочери варягов, столь хитроумно исполнившей славянский поминальный ритуал, прямо, по-солдатски напомнили, что жена, как верная рабыня, должна последовать в загробный мир вслед за мужем, причем чем скорее, тем лучше. Любимой жене Игоря было просто неприлично оставаться в живых. Еще не старая, полная честолюбивых планов княгиня должна была удавиться или перерезать себе горло.

Ольга оказалась, как сказал бы современный философ, в экзистенциальной ситуации, когда на грани отчаяния и смерти обнажаются последние вопросы бытия. Ум, сердце, воля к жизни — все существо княгини протестовало против бессмысленного конца. То, что выглядело необходимым и естественным при взгляде со стороны, оказалось жестоким абсурдом применительно к ней самой. Зачем Игорю и богам нужна эта бессмысленная жертва? Вправду ли за гробом Ольгу ждет беспечальная жизнь княгини — или, может быть, расплата за расправу с древлянами? До этого Ольге не приходилось всерьез задумываться о справедливости традиционных взглядов на смерть и посмертное существование. А они уже были порядком поколеблены в пестром и многонациональном Киеве. Ольге наверняка неоднократно приходилось слышать речи и иудеев-хазар, и магометан-арабов. Постоянно общалась княгиня и с киевскими христианами, среди которых было немало ее соплеменников, отвернувшихся от Одина и Тора. Все они говорили, что в загробном мире положение человека определяется не богатством и знатностью, не пышностью похорон и числом жертв, а добрыми делами. Убийц, лжецов и предателей, если они не покаются, ждут на том свете страшные мучения. А совесть, не до конца искореженная языческим фанатизмом, несомненно, не раз напоминала Ольге, что ее зверству над древлянами нет оправдания. Перед лицом неожиданной “добровольной” смерти, особенно когда есть в чем себя упрекнуть, мир кажется мрачным и бессмысленным. Пред глазами Ольги должна была встать жуткая картина погребения знатного руса, какой ее описал арабский путешественник Ибн Фадлан. После смерти мужа, пока идет подготовка к похоронам, обреченная на смерть женщина должна веселиться, пировать, переходить из шатра в шатер, отдаваясь соплеменникам, после чего каждый из них произносит сакраментальную фразу, что сделал это исключительно из любви и почтения к покойному… Вот в день похорон приносят покоящегося в ладье руса… Ладья наполняется золотом, драгоценностями, шелками и заливается кровью жертвенных животных… Вот убивают рабов… К ладье подводят шатающуюся, сильно пьяную женщину. В глазах ее — бессмысленный ужас… Ее ожидает высокая широкоплечая старуха в черном одеянии — “ангел смерти”… Родичи покойного поднимают женщину над толпой, и она точно в полусне произносит заранее внушенные слова: “Вот я вижу своих отца и мать…” Во второй раз: “Вот все мои умершие родственники…” В третий: “Вот я вижу своего господина сидящим в саду, а сад красив и зелен, и с ним мужи и отроки, вот он зовет меня — так ведите же меня к нему…” Ее водружают на ладью и дают прощальную чашу вина, над которой она поет надгробную песнь… Старается петь как можно дольше, но старуха грозно поторапливает ее… Ее под руки вводят в шалаш умершего, она пытается вырваться, но тщетно… Шестеро родственников покойного реализуют свое право любви рядом с трупом умершего… Раздается грохот бубнов, призванный заглушить крики убиваемой… Мужчины душат ее толстой веревкой, а старуха методично вонзает нож под каждое ребро… Все кончено. Огонь за несколько минут превращает их тела и ненужные богатства в прах. А стоящие вокруг радуются сильному ветру, который быстро донесет души умерших до загробного царства.

…А что, если Истина за христианами? Их Бог не требует кровавых жертв, — напротив, Он Сам стал жертвой, сошел на землю и принял позорную смерть, чтобы спасти людей от зла и власти сатаны. Христос обещает верующим в Него не просто утешение за гробом, а Воскресение и настоящую жизнь. Такой Бог, конечно, не оставит в трудную минуту.

Есть в христианстве и еще нечто, что окончательно подтолкнуло Ольгу к решению креститься: христианский закон запрещает самоубийство, мысли о котором решительно противилась ее душа. Однако сможет ли она остаться в живых, пока у власти люди Святослава? Не погубит ли склонный к авантюрам сын еще совсем хрупкое государство? Нужно было ехать в Царьград, чтобы, крестившись там, получить поддержку не только киевских христиан, но и Византии. Только так Ольга могла спасти свою душу, сохранить жизнь и вернуть власть.

Летопись называет императора, крестившего Ольгу, Константином, сыном Леоновым (Константином VII Порфирогенетом, — Багрянородным), а датой крещения 955 г. Историки обычно называли 957 г., так как, по их убеждению, именно к нему относился рассказ Константина в его трактате “De ceremoniis Aulae” о двух приемах Ольги во дворце. Однако удивительно было то, что порфирородный автор ни словом не обмолвился о крещении языческой княгини. В то же время, как убедительно показал Г. Острогорский, тщательно проанализировав чин приема, Ольгу принимали при дворе как христианку. Для объяснения этих противоречий было изобретено немало изящных научных теорий: император описывал прием в качестве образца для будущего, и говорить о крещении было неуместно, Ольга крестилась в Киеве тайно, накануне поездки; было две поездки, в 955 и в 957 гг., а не одна; Ольга крестилась в 959 г. в Киеве и т.д. Анализ источников весьма слабо подтверждает эти концепции.

Жизнь и смерть Княгини Ольги, которая первая приняла христианство на Руси в 955 году

Окончательно запутал все Г. Г. Литаврин, в начале 80-х гг. доказавший на основании тщательного разбора рассказа Константина, что Ольга ездила в Константинополь не в 957 г., а в 946 г. Серьезных попыток оспорить эту датировку не было, ее предпочли просто игнорировать. Но на месте прежних построений оказалась зияющая пустота. Сам Г. Г. Литаврин пытался заполнить ее, оспорив мнение Острогорского о христианстве Ольги к моменту встречи с Константином VII. Он предположил повторную поездку в Царьград в 955 г., когда Ольгу крестил Патриарх. Эта концепция не выглядит ни обоснованной источниками, ни убедительной.

Остроумная и неожиданно решающая все противоречия гипотеза была предложена О. М. Раповым: Ольгу крестил в 944 г. император Роман I Лакапин. Это мнение мы и попытаемся обосновать.

Принято считать, что имя императора “Константин сын Леонов”, содержащееся в Лаврентьевском списке ПВЛ, есть первоначальное чтение. Между тем исследователями ПВЛ давно доказано: в древнейшем тексте имени императора не было вообще, а в некоторых источниках император называется Романом.

Летописная дата обычно воспринимается как заслуживающая доверия; особое значение при этом придается совпадению даты с указанием “Памяти и похвалы” Иакова Мниха о том, что Ольга умерла в 969 г., прожив христианкой 15 лет. Однако историкам достаточно хорошо известно, что летописные даты не всегда можно воспринимать как абсолютную хронологию. А что касается совпадения ПВЛ и “Памяти и похвалы”, то можно заметить, что в Похвале Ольге, составляющей самостоятельный раздел этого произведения, историками литературы обнаружены несомненные интерполяции. Позднейшей переработкой является и весь рассказ о “чуде с оконцем” с последующим хронологическим указанием. Дата 15 лет была высчитана интерполятором на основании все той же ПВЛ.

Наконец, история о сватовстве императора в тексте летописи воспринимается иногда как озорная выдумка, введенная летописцем. Однако зададимся вопросом: кто из византийских императоров мог планировать брак с Ольгой? И Константин, и Роман II были женаты. А вот Роман I Лакапин овдовел еще в 937 г.! Политические же выгоды от личной унии Руси и Византии были для империи колоссальными.

Немецкий хронист, продолжатель Регинона Прюмского, прямо говорит, что Ольга “при константинопольском императоре Романе крещена в Константинополе”. При общепризнанной атрибуции этой хронологии Адальберту, неудачливому епископу Руси, год проведшему в Киеве, вряд ли можно полагать, что хронист спутал Константина VII с недавно вступившим на престол его сыном Романом II. Адальберт был для этого достаточно осведомлен.

Если принять версию, что Ольгу в 946 г. встречали в Константинополе как христианку, то молчание Константина VII о крещении становится просто необъяснимым. Он воцарился в 945 г., а уже в 946 г. Ольга была крещена. Предположить еще один ее визит в Царьград летом 945 г. мы не можем, а относительно крещения в Киеве Г. Г. Литаврин справедливо заметил: “Сколь бы остроумной ни была та или иная гипотеза, она не должна противоречить показаниям всех источников без исключения”. С киевской теорией дело обстоит именно так. Все становится на свои места, если предположить, что Ольгу крестил в 944 г. Роман I. Константину не было никакой нужды упоминать в трактате событие двухгодичной давности, да еще с участием ненавистного тестя-узурпатора.

Принципиально важно указание византийского хрониста Скилицы: “И жена некогда отправившегося в плавание против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер ее муж, приплыла в Константинополь. Крещенная и истинной вере оказавшая предпочтение, она после предпочтения (этого) высокой чести удостоенная вернулась домой”. Сообщение это помещено в начале правления Константина VII. Оно может означать, что крещеная Ольга прибыла в Константинополь в 946 г. и была удостоена высокой чести. Для нас интересно, что крестилась княгиня вскоре после гибели мужа.

Нам могут возразить, что для Ольги было чисто физически невозможно оказаться в Царьграде в 944 г.: ПВЛ датирует гибель Игоря 945 г., а окончание борьбы с древлянами 946 г. При этом упоминается, что все лето после смерти Игоря Ольга простояла под Искоростенем. Однако после научно обоснованной передатировки похода на греков (943 г.) все летописные даты сдвигаются. Если же учесть, что древнерусский год начинался с 1 сентября, то нет ничего невозможного в том, что осенью 943 г. (944 по ст. стилю) был заключен договор с греками, зимой Игорь был убит, а весна ушла на расправу с древлянами. Упоминание о длившейся все лето осаде Искоростеня для нас здесь значения не имеет, так как это одна из позднейших вставок в текст летописи. Таким образом, летом и осенью 944 г. для Ольги было вполне возможно и, главное, насущно необходимо оказаться в Царьграде.

Летом или осенью св. Ольга прибыла в Константинополь ко двору императора Романа Лакапина. Несмотря на ее отчаянное положение, василевс принял ее благосклонно. Просьба о крещении и предложение союза чрезвычайно обрадовали императора. Он воскликнул: “Патриарху ли возвещу слово сие!” Возведение на киевский престол византийскими войсками княгини-христианки сразу обеспечило бы империи могущественного и верного союзника. Но еще более привлекательной показалась вдовому императору перспектива женитьбы на архонтиссе русов, необычайно умной и по-прежнему красивой. Личная уния с державой ромеев сразу включила бы Русь в экономическую и политическую систему империи. Христианизация, осуществленная княгиней-василиссой, совершилась бы быстро и безболезненно. Вместо сильных и опасных соперников Византии русы превратились бы в мирных граждан имперской окраины.

В чем помогает

Жизнь и смерть Княгини Ольги, которая первая приняла христианство на Руси в 955 году

Святая княгиня покровительствует девушкам и женщинам с именем Ольга. Она хранительница добра и взаимопонимания в семье.

Мудрость

Обращение к святой княгине поможет сделать правильный жизненный выбор, решить конфликт, поступить справедливо.

Борьба с тревогами и соблазнами

Святая Ольга поможет людям со слабой волей противостоять искушениям. Она успокоит тревогу за близких, находящихся в пути.

Укрепление стойкости в вере

Святая Ольга не отступила от веры в Христа, несмотря на неприятие сыном и народом нового вероисповедания. Она помогает отбросить сомнения и положиться на Волю Господа.

Где можно найти мощи

В 3-м веке во время набега татар Десятинная церковь обрушилась. Останки святой княгини остались под руинами. В 17-м веке завал разобрали, выстроили небольшой храм, и княгиню вновь захоронили.

В 18-м веки мощи были утеряны. Где они находятся сейчас, не известно. Но частица их покоится в храме святого Николая в Пыжах.

День празднования

По старому стилю день почитания святой равноапостольной княгини Ольги — 11 июля. По новому календарю память празднуют 24 июля.

В художественной литературе

  • Антонов А. И. Княгиня Ольга : [Роман]. — М. : ТЕРРА — Кн. клуб, 1999. — 350 с. — (Избранницы судьбы). — ISBN 5-300-02683-2. (переизд. 2006, 2007, 2011)
  • Борис Васильев. Ольга, королева русов. — М.: Вагриус, 2002. — 304 с. — ISBN 5-264-00790-X.
  • Виктор Грецков. «Княгиня Ольга — болгарская принцесса».
  • Михаил Казовский. «Дочка императрицы».
  • Светлана Кайдаш-Лакшина. (роман). «Княгиня Ольга».
  • Алексеев С. Т. Аз Бога ведаю! : Роман. — М.: ОЛМА-Пресс, 2000. — 557 с. — 5000 экз. — ISBN 5-224-01371-2. — ISBN 5-224-01367-4. (переизд. 2003, 2004, 2007, 2008, 2010)
  • Николай Гумилёв. «Ольга» (стихотворение).
  • Симона Вилар. «Светорада» (трилогия).
  • Симона Вилар. «Ведьма» (4 книги).
  • Елизавета Дворецкая «Ольга, лесная княгиня», «Ольга, княгиня русской дружины» (ЭКСМО, 2015 г.)
  • Олег Панус «Щиты на вратах» (Спутник, М. 2013 г.) ISBN 978-5-9973-2744-6
  • Олег Панус «Властью единые» (Спутник, М. 2016 г.) ISBN 978-5-9973-3679-0
  • Миладин Апостолов «Великата княгиня Елена-Олга» (Български писател, София, 2009) ISBN 9789544437800

Кинематограф

  • Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Ольги Людмила Ефименко
  • Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой (2005; Россия) режиссёр Булат Мансуров, в роли Ольги Элина Быстрицкая.
  • «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко»(2005,Россия). В роли Ольги Элина Быстрицкая, Ольга в молодости — Татьяна Борисова
  • «Княгиня Ольга» (2015). Фильм студии Nonstop MEDIA.
  • «Крещение Руси» (2018; Россия) — докудрама, режиссер Максим Беспалый. В роли Ольги — Екатерина Финевич.
  • «Рюриковичи. История первой династии»(2019; Россия) — докудрама, режиссер Максим Беспалый. В роли Ольги (в старости) — Валентина Нейморовец, Ольга (в молодости) — Светлана Бакулина.

В мультфильмах

  • Страницы Российской истории. Земля предков (1994; Россия) режиссёр Александр Гурьев, Ольгу озвучивает Наталья Ченчик.
  • Князь Владимир (2006; Россия) режиссёр Юрий Кулаков, Ольгу озвучивает Анна Каменкова.

Балет

  • «Ольга», музыка Евгения Станковича, 1981 год. Шёл в Киевском театре оперы и балета с 1981 по 1988 год, а в 2010 году поставлен в Днепропетровском академическом театре оперы и балета  .

Значение в русской истории

Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов».

Погосты — финансово-административные и судебные центры — стали крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.

Благодаря великой княгине значительно выросла оборонная мощь Руси. При ней вокруг городов вырастали крепкие стены. Ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России — на западе, с Польшей.

Киев времен великой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как, например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-е годы XX века.

Приняв христианство, Ольга всеми средствами поддерживала немногочисленных христиан Киева: уничтожала языческих идолов, строила храмы, поощряла проповедь Евангелия.

Иконография святой княгини Ольги — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Святую Ольгу традиционно изображают на иконах стоящей. В правой руке у нее — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — символическое изображение храма. Еще один традиционный образ княгини — вместе с равноапостольным князем Владимиром.

Памятников святой княгине Ольге существует несколько. Один из самых известных — в Киеве, на старинной Михайловской площади. Это целая скульптурная композиция. В центре — княгиня Ольга, по правую сторону от нее — апостол Андрей Первозванный, по левую — святые Кирилл и Мефодий. Открыли памятник больше ста лет назад — в 1911 году. Скульптурная композиция была элементом большого проекта «Исторический путь» — по всей Украине возводили монументы в честь первых русских князей. По задумке авторов, памятники должны были сформировать своеобразную аллею от Софийской до Михайловской площади. Николай II дал добро на создание этой аллеи и выделил на строительство 10 000 рублей.

В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части. Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе демонтировали, а на ее месте разбили сквер.

В 1996 году в сквере провели раскопки — археологи нашли некоторые части разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске. А композицию на Михайловской площади бережно воссоздали. Работали над воссозданием ученики первого автора памятника — Ивана Кавалеридзе.

В Русской Церкви есть женский орден святой равноапостольной княгини Ольги. В 1988 году его учредил патриарх Пимен и Священный Синод — в честь 1000-летия крещения Руси. По времени учреждения, этот орден — третий в Русской Церкви. Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений монастырей и светских женщин, которые, так или иначе, служат Церкви и делу христианского просвещения.

Легенды или факты биографии святой княгини Ольги

А что вообще известно о жизни княгини Ольги? Мы знаем, что она была первой нашей правительницей-христианкой. Но есть еще какие-то факты? Или только легенды?

Мы знаем историю жизни Ольги из летописей и из ее жития. Она была женой князя Игоря Рюриковича, есть описание их романтической встречи… Имя Ольга –скандинавского происхождения (Helga). Она была простой, ничем не знаменитой девушкой, не знатного рода, встретились они случайно. И потом, когда Игорь собрался вступить в брак, он вспомнил про эту девушку и сделал ее своей женой, княгиней.

Есть еще одно очень интересное предание о ней – его передают жития святой княгини Ольги. Речь идет об эпизоде накануне ее крещения. Как известно, Ольга славилась разумом и красотой. К моменту крещения она была вдова. И вот византийскому императору Константину она так понравилась, что он захотел взять ее в жены. Но Ольге это пришлось не по сердцу, она отвергла притязания императора, сославшись на то, что она язычница, а он христианин, и такому браку совершаться не подобает. Когда же Ольгу окрестили (а Константин, как мы помним, стал ее крестным отцом), император у нее спросил: «Ну, теперь ты христианка, теперь ты пойдешь за меня?» На что она ответила: «Нет, теперь я твоя крестная дочь, и в брак мы с тобой вступить не можем». Константин похвалил ее за разумность, богато одарил и отпустил домой.

Часть историков сегодня скептически смотрит на некоторые эпизоды ее жития. В частности, это касается сватовства императора Константина Багрянородного и знакомства Ольги с князем Игорем: была ли она простолюдинкой, познакомились ли они случайно и так далее. Что же до Константина, то мог ли он заинтересоваться нашей княгиней, которая была уже в почтенных летах? Так что же это – предания или факты?

Дело в том, что человек живет не только точными знаниями, но еще и верой. И я бы так сказал: есть две истории. Одна – те точные сведения, которые мы знаем и которые в случае Ольги можно свести к нулю. Потому что разве мы можем что-то знать о той эпохе, если мы не были свидетелями? Даже те события, которые происходят сейчас, глазами пяти разных человек могут трактоваться по-разному. Что уж говорить о том, что было много веков назад. И есть другая история – Божья, в которой самое главное – смысл. И какой истории поверить? Лично я склонен поверить той, которая Божья, которая отражена в житии. Потому что она дает человеческое, христианское осмысление масштаба и роли княгини Ольги.

А оспорить можно все что угодно. Это разговор из серии «докажите, что Бог есть», или «объясните, что такое Бог-Троица» — вот так прямо вытащите из кармана и покажите! Но это не те вещи, которые можно просто так взять и доказать. Я бы ответил словами булгаковского персонажа: что это у вас, чего ни хватишься – ничего нет!

Шекспировская героиня

Чем интересна фигура княгини Ольги для нас, современных людей, живущих в атмосфере культа политкорректности и толерантности, — так это тем, что она фигура очень «пререкаемая». Часто, когда разговор заходит о христианских святых, критики Церкви говорят, что их у нас слишком много, и среди них есть абсолютно «нерукопожатные» люди, которых невозможно канонизировать. Такие споры велись про святых воинов, правителей, про императора Николая… Суть обвинений в том, что, дескать, люди, которые совершили целый ряд определенных поступков, не могут быть святыми. И как может быть святой княгиня Ольга, когда она так жестоко расправилась с древлянами? Речь идет об известных событиях, когда древляне убили ее мужа Игоря, а Ольга жестоко отомстила за его смерть, причем неоднократно.

О да! Первый раз – это когда к ней прибыли послы древлян, а она приказала вырыть глубокую яму и закопать их там живьем, причем вместе с кораблем. Когда прибыли другие древлянские послы, она приказала затопить им баню, где они и были сожжены живьем…

Потом она приехала в земли древлян справить тризну на могиле мужа, во время которой древлян хорошенько напоили и, по некоторым летописным сведениям, перебили пять тысяч человек. А затем уже была известная история с птицами, которых древляне прислали ей в виде дани, а она велела привязать к лапам птиц горящие тряпки и отпустить домой. Птицы вернулись, естественно, на свои насиженные места. Так город был сожжен.

Здесь нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, не христианкой. А мы знаем, как сильно крещение может изменить человека. Случаются и кардинальные перемены – об этом свидетельствует пример князя Владимира. Когда он крестился, то совершенно переменил свою жизнь. Мы и по себе это знаем, как меняется жизнь после того как мы проходим через таинственные воды крещения вслед за Христом и возрождаемся к новой жизни. Действительно, если человек с верой преступает к этому таинтву, то его жизнь меняется.

А во-вторых, то, что Ольга так себя повела, по языческим меркам было вполне закономерно. Вспомним книги Ветхого Завета: как там вынуждены были поступать люди. Вспомним мерки, с которыми к ним подступал Бог и которые им предъявляла окружающая жизнь. Иными словами, про Ольгу можно сказать, что это шекспировская фигура – настолько большого масштаба, что нам, современным людям, многое в ней непонятно. Мы живем совсем в других условиях. В том числе, на нас сильно повлияли соображения политкорректности. Мы боимся порой лишний раз пошевелить пальцем или сказать слово в социальных сетях, потому что нас за это уже называют извергами. А в то время жизнь была совсем другая. И если люди уровня княгини Ольги совершали такие поступки, это считалось добродетелью, в тогдашнем ее понимании. Поэтому для нас некорректно подходить со своими мерками и судить о тех событиях со своей колокольни. Тем более, что судить кого-то – это нарушение заповеди. Княгиня Ольга делала все то, что она почитала своим долгом.

Иными словами, если мы сейчас беремся судить людей того времени, мы часто забываем, что рассуждаем с позиции культуры, в которой христианские ценности укоренились уже как норма, и Заповеди Ветхого и Нового Завета для нас по меньшей мере не являются открытием.

Конечно. Как бы то ни было, но мы все же жители христианской цивилизации, которой уже много веков. Это впиталось в наши плоть и кровь, несмотря даже на то, что мы порой протестуем против христианства, пытаемся найти другие пути в своей жизни и так далее. Но тем не менее… Скажем так: мы разные растения, но грядка у нас одна. Поэтому, чтобы со своими мерками подойти к дохристианской жизни, нужно проявить большую осторожность и мудрость. Наш подход напоминает реконструкции телестудии БиБиСи, где сражаются герои в красочных костюмах, показывают нам это в 3D, и нам кажется, что так все и было. На самом деле, мы очень много туда привносим своего. А чтобы понять события тех веков, лучше читать хроники и летописи того времени, пытаться понять мир того человека.