Макиавелли писал, что добрые императоры не нуждались в преторианских когортах или бесчисленных легионах, чтобы охранять их, но были защищены их собственной хорошей жизнью, доброй волей своих подданных и привязанностью Сената.

Любопытно, что все «хорошие» императоры правили последовательно с 96–192 гг. Эдвард Гиббон, великий историк упадка Рима, считал, что эпоха «пяти хороших императоров» была самой «счастливой и процветающей» для человечества. Причины того, что это правило лучше, когда оно абсолютное и разумное:

«Огромная часть Римской империи управлялась абсолютной властью под руководством добродетели и мудрости. Армии были ограничены твердой, но нежной рукой четырех последовательных императоров, чьи характеры и авторитет вызывали уважение».

Содержание

Биография Марка Аврелия: вдумчивый человек высоких моральных качеств

Как Марк Аврелий стал императором Рима, через что ему пришлось пройти

Во времена правления предшественника Аврелия, Тита Элия Адриана Антонина Пия, Римская империя упрочнила собственные границы, с успехом отражая какие-либо поползновения варварских племен парфян и хаттов, но положение было угрожающим. Регулярно вспыхивали конфликты в Иудее, Мавретании, Египте и Британии. Это сулило колоссальные проблемы в будущем. Как раз в это смутное время, когда сенат раздирали склоки и непонимание, старый правитель решил подобрать себе достойную смену и передал престол своему пасынку.

Существует историческое понятие – пять хороших императоров. Оно относится к династии Антонинов, которые сменялись на римском престоле друг за другом. Время их правления датируется 96–180 годами нашей эры. Этот период ознаменовался отсутствием репрессий, свободой слова и выражения мыслей, постоянством и достатком граждан. Пятым и последним в этой цепочке стал Марк Аврелий Антонин, после которого все постепенно, но неуклонно покатилось в пропасть.

Семья и первые годы жизни

Будущий император Рима появился на свет в 121 г. в семье Домиции Луциллы и Анния Вера, который был представителем древнего итальянского рода Анниев Веров. Многие из членов этого клана считали себя прямыми потомками царя Нумы Помпилия (715-633/633 гг. до н.э.). Род был признан патрицианским только через много-много столетий, когда на трон взошел император Веспасиан. Случилось это в 79 году нашей эры. При нем список патрициев Рима был обновлен за счет внесения в него многих знатных семей, в том числе и Анниев Веров.

При рождении мальчик получил родовое имя – Марк Анний Вер. Его родной отец умер вскоре после появления Марка на свет, и ребенка усыновил Публий Катилий Север, из-за чего имя мальчика было изменено на Марк Анний Катилий Север.

Семья ребенка была знатной и постоянно находилась при императорском дворе. Поэтому не удивительно, что на Марка внимание обратил сам правитель Рима – Адриан. Именно он отметил необычные способности малыша, его тягу к знаниям и наукам. Император приказал отдать мальчика в школу, где преподавали лучшие учителя того времени. Так Адриан отдавал долг памяти Публию Катилию Северу, умершему в 139 г. После этого его воспитанием занялись два выдающихся человека древнего Рима – император и родной дедушка мальчика Анний Вер. Обсудив дальнейшую судьбу своего внука с правителем империи, дед выбрал для ребенка нового приемного отца. Им стал Антонин Пий, который вскоре сам стал правителем Рима. Его женой была сестра родного отца Марка. Выбор приемного отца не был случайным – и Адриан, и дед, и Антонин Пий готовили мальчика к тому, чтобы он вскоре занял государственную должность. В древнем Риме это можно было сделать, только обладая знаниями и властью. Последняя передавалась исключительно по наследству от отца к сыну. Римское законодательство позволяло гражданам делать своими наследниками не только родных сыновей, но и приёмных. Поэтому государственные деятели часто выбирали себе достойного приемника, усыновляли его и соответствующим образом обучали, чтобы потом сделать наследником состояния и должности. Именно так случилось с юным Марком Аврелием.

В возрасте 6 лет Адриан решил присвоить Марку титул всадника, сменив ему заодно и имя на Марк Аврелий Антонин Вер. Для того чтобы проверить способности мальчика, император каждый день давал ребенку много заданий, которые он всегда выполнял.

В восемь лет Марка включили в специальную коллегию жрецов – салиев, служивших Марсу. Когда воспитанник императора и Антонина Пия достиг возраста 16 лет, его назначили на должность устроителя и распорядителя латинских праздников, пиров и мероприятий, на которых неизменно присутствовал император Адриан. Уже в столь юном возрасте у Марка проявились те качества, которые позже сделают его по-настоящему великим императором: любовь к правде, честность и справедливость. Поэтому и его фамилию — «Вер» — друзья и учителя немного изменили на «Вериссимус», что в переводе с латинского языка значило «справедливейший».

Взросление и государственная работа

Как Марк Аврелий стал императором Рима, через что ему пришлось пройти

Огромное влияние на формирование характера Марка Аврелия оказали его отношения с Антонином Пием, которого юноша называл учителем, наставником и отцом. В своих произведениях будущий император неоднократно отмечал, что приемный отец научил вести его жизнь обычного человека. Благодаря Пию, Марк ответственно относился к своим обязанностям, деятельности правителя и государственной службе.

Обучение Марка в юношеские годы проходило при дворце императора, где его учителями были знаменитые философы того времени. В частности, сторонник течения стоиков Аполлоний из Халкедона и Юний Рустик, последователь идей Платона. Это окружение сделало Марка приверженцем философии стоиков. Под влиянием своих блестящих учителей будущий император выбрал девиз всей своей последующей жизни: «Учи не словами, а собственным примером».

Особое внимание мальчик уделял занятиям по гражданскому праву, которое ему преподавал Луций Волузий Мециан (выдающийся юрист того времени). Юноша вырос приверженцем справедливости, терпения, трудолюбия. Он не любил пышность и роскошь, считая, что и без них можно прекрасно служить родному государству. Своими кумирами молодой человек считал великих римских правителей – Нерва и Траяна, а также Адриана. Также Марк Аврелий свято чтил древние римские ритуалы и традиции.

Уже в юном возрасте окружающие Марк прославился своими неординарными ораторскими способностями. Окружающие слушали его, затаив дыхание и веря каждому слову. Отличался от юношей своего возраста и положения ещё и тем, что его слова имели глубокий смысл и значение.

Государственная карьера Марка Аврелия началась в 138 году. Прежде чем стать единоличным императором, он занимал должности:

  • Квестора, на которой он занимался административной работой (138 г.);
  • Консула (140 г., 145 г.);
  • Трибуна с проконсульскими полномочиями, которые распространялись за пределы Рима (147 Г.). Спустя несколько лет Антоний возвел своего зятя в ранг соправителя. Ни одно решение не принималось Пием без согласования с Марком;
  • Консула повтороно. На этот раз он правил вместе с приемным братом (161 г.). Тогда же Пий объявил, что Марк станет его преемником на троне;
  • Императором совместно со сводным братом Луцием Вером (161-169 гг.).

Краткая характеристика исторической личности

Разбираясь, кто такой Марк Аврелий, недостаточно знать, что он являлся римским правителем. Согласно исследованиям французского историка и политика Франсуа Фонтена, он был человеком предельно нравственным и чрезвычайно скромным в быту. При этом умудрился грамотно вести государственные дела, воспринимая возложенный на голову императорский венец, как символ труда и долга, к которым был призван. Ему повезло появиться на свет в знатном и богатом семействе, а после гибели родного отца приобрести двух выдающихся отчимов. Все они учили парня избавляться от ложного тщеславия, выполнять свои обязанности с должным прилежанием и ответственностью.

Он рано повзрослел и уже в юности стал сперва квестором (магистром), а затем консулом. В самом начале правления властелин обнаружил напряженную обстановку на востоке страны и с успехом купировал конфликт. Однако, вернувшиеся с войны легионы, притащили с собой нового страшного врага – бубонную чуму. Бороться с ним римляне тогда еще не умели. Марк лично помогал пострадавшим как материально, так и собственными руками.

В возрасте двадцати пяти лет молодой правитель всерьез увлекся стоицизмом (направление философии), после чего пригласил в Рим самых прославленных ученых своего времени. Профессорам он назначил государственное пособие, а гладиаторам приказал сражаться тупым оружием. Он лично принимал участие в судебных тяжбах и заседаниях сената и возглавил поход против племен германцев, который стал последним свершением на его жизненном пути.

Рождение будущего императора

Как Марк Аврелий стал императором Рима, через что ему пришлось пройти

Римскому гражданину Марку Аврелию повезло – он родился в семействе знатного сенатора. Прадед его переехал в Великий город из Бетики, что находилась на территории нынешней Испании во времена Нерона. Тот осыпал его милостями и дал государственную должность (претор). Благодаря этому все потомки стали патрициями (аристократами). Дед по линии отца трижды избирался консулом, а это большая честь. Папа в ранней юности женился на Домиции Луцилле Паулине, знатной аристократке. Двадцать шестого апреля сто двадцать первого года на свет появился будущий император Рима, получив при рождении имя Марк Анний Вер.

Вскоре родной отец мальчика умер, а мать снова вышла замуж, а затем, похоронив еще одного супруга, выбрала себе третьего. Это был Публий Катилий Север, после чего Марка стали звать Анний Катилий Север. В сто тридцать девятом году от болезни умер очередной отчим, и тогда мальчишку усыновил сам император Антонин Пий, жена которого приходилась родной тётушкой (сестрой отца) будущему правителю. После этого имя его снова изменилось: он стал называть себя Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

Подготовка к справедливому правлению

Будущий император получил великолепное образование. Обучение давалось легко, а все науки интересовали в равной степени. К шестнадцати годам он уже получил должность квестора – первого помощника консула. В сто тридцать восьмом году он и сам стал консулом. Старый император к ста сороковому году решил выбрать себе преемника. Из двух вероятных наследников (оба «сына» были приемными) он отдал предпочтение юному, амбициозному и умному Марку, а кандидатуру Луция Аврелия Вера сразу отбросил. Тот был склонен к обжорству и другим излишествам, обожал азартные игры, литрами пил вино, развлекался с публичными женщинами. Ко всему, он оказался полностью неспособным заниматься государственными делами.

Обладая природной справедливостью, Марк решил принять титул только вместе со сводным братом. Помощник и напарник ему попался не из лучших: он просто был, и никакого особого исторического следа не оставил. Кроме имени и склонности к разгульной жизни, о нем мало что известно. Через пять лет жизнь Марка Аврелия сделала новый виток. Он был третий раз выбран в консулы, а в возрасте двадцати пяти лет всерьез увлекся философией. Были вызваны лучшие наставники, к примеру, Луций Волузий Мециан.

В марте сто шестьдесят первого года скончался Пий. Марк со своим сводным братом взошли на престол. Совершенно понятно, кто стал заниматься всеми делами, в то время, как другой развлекался. Не исключено, что он болел «венерическими хворями», а также поражениями почек и печени от чрезмерных регулярных возлияний. Спустя всего восемь лет он скончался (апоплексический удар?), и Марк Аврелий стал безраздельно править огромной страной.

Золотой век Римской империи

Как Марк Аврелий стал императором Рима, через что ему пришлось пройти

Несмотря на увлечение философией, а может быть, именно благодаря ему, молодой человек стал действительно идеальным императором. Правление Марка Аврелия запомнилось людям справедливостью и постоянством, хотя всевозможных конфликтов тоже было немало. Он многое перенял у своего отчима Пия и с успехом применял навыки в реальной жизни.

Одним из наивысших органов государственного управления (власти) во времена Древнего Рима был сенат (senatus). Практически в первозданном виде он просуществовал вплоть до шестисот тридцатого года. Его собирали из старейших членов патрицианских родов, которые на все имели собственное мнение. Философия Марка Аврелия позволила примирить это «разношерстное» сборище меж собой. Он всячески подчеркивал уважение к сенату, прислушиваясь к мнению каждого его члена, что в итоге привело к покою, миру и взвешенным решениям.

Огромное значение в повседневной жизни страны новый император придавал судопроизводству. Он считал справедливую судебную систему основной здорового общества, в чем было рациональное зерно. Он учредил четыре кафедры философии в Афинах, по направлениям, которые были популярны в те времена.

  • Эпикурейское.
  • Академическое.
  • Стоическое.
  • Перипатетическое.

Он решил, что стоит поддержать профессоров, которые чаще всего при занятиях исключительно наукой, прозябали в нищете. Им назначалось специальное государственное обеспечение – жалование. Марком были организованы алиментные учреждения – своего рода фонды, средства с которых поступали на поддержание сирот и детей малообеспеченных родителей.

Он ненавидел гладиаторские бои из-за бессмысленной жестокости, которую не признавал ни в каком виде, но бороться с системой в одиночку было сложно. Марк Аврелий запретил использовать острое оружие и бойцам стали выдавать тупые мечи. Интересно, что именно этому императору приписывают изобретением матов – мягких матрасов, которые расстилались для безопасности при различных спортивных соревнованиях и представлениях канатоходцев.

Войны на пути к внутреннему покою

Как Марк Аврелий стал императором Рима, через что ему пришлось пройти

Вопреки своим стоическим убеждениям, философ Марк Аврелий был еще и правителем действительно большой страны. Потому ему регулярно приходилось идти на сделки с собственной совестью. Убежденному пацифисту неоднократно требовалось выступать в военные походы. Как только Антонин Пий отдал богу душу, к юго-востоку от Каспия подняли головы мятежные племена парфян, царство которых в те времена неуклонно расширялось, хотя продлилось это недолго.

  • В сто шестьдесят шестом году был заключен мир с Парфией. По условиям пакта к Римской империи отходила Армения и Северная Месопотамия.
  • В том же году маркоманы (древние германские племена) начали атаковать римские владения на берегах Дуная. Они захватили провинции Реция, Паннония и Норик. Через Альпы дошли до самой Аквилеи, что на севере Италии. Император «донабрал» армию и выступил на усмирение варваров.
  • Мятеж устроили также сарматы – кочевые племена от Тисы до Аральского моря, пришлось отправлять войска, чтобы успокоить волнения. Не успели римляне разобраться там, как бунты вспыхнули в Египте. Империя затрещала по швам, но талантливому руководителю удалось удержать страну от краха.

В сто восемьдесят седьмом году император Марк лично выступил во главе римского войска против полчищ германцев. Миролюбивый характер, сострадание и милосердие не помешали Аврелию добиться больших успехов на военном поприще. Однако беда никогда не приходит в одиночку: после изнурительных сражений с кочевниками на римские легионы свалилась еще более страшная опасность – бубонная чума. Эта «дама» косила солдат и офицеров почище любого оружия, и армии пришлось возвращаться по домам.

Последний римский стоик

Если кратко, философия Марк Аврелия – это стоицизм, а точнее, поздний его период (Поздняя стоя). Греческий ученый Клеанф из Асса разделял стоическую ветвь на несколько подразделов: этику, риторику, диалектику, физику, теологию и политику. Однако основоположник течения, Диоген Лаэртский, разделил учение на три основных потока.

  • Логика.
  • Физика.
  • Этика.

Для простоты понимания сами адепты этого философского направления описывали его следующим образом: логика подобна ограде, защищающей фруктовый сад, физика – это растущие в этом саду деревья, а этика – плоды, принесенные деревом. Последователем подобных взглядов и был Марк. Но на первое место он всегда ставил этику, а не логику. Все остальные направления он считал философской пропедевтикой (введением в науки).

Рассуждения о самом себе

Предшественники философа различали в человеке лишь два начала – тело (физика) и душу (пневма). Цезарю Марку Аврелию пришло в голову ввести еще одно дополнительное понятие – разум (нус) в эту формулу. Он считал, что ему стоит отдать главенствующую роль в жизни каждого человека. Следовало достичь «бесстрастного», согласовав нус с природой целого, ибо в согласии и заключается само вселенское счастье. Среди учителей великого человека особо выдающимися считаются Клавдий Максим, Квинт Юний Рустик и Аполлоний Халкедонский.

ВажноЕдинственным дошедшим до наших дней произведением Марка Аврелия считается философский дневник, представляющий собой набор отдельных рассуждений, записанных в виде потока мыслей. Он называется «Наедине с собой» или «К самому себе» (Εἰς ἑαυτόν).

Скорее всего, автор не готовил материал для издания, а записывал мысли на койне (разновидности греческого) чисто для себя. В сочинении можно проследить осознание собственной ответственности автора. Причем не только за свои поступки, но и за судьбы разлагающегося и стремящегося в пропасть общества. В таких крайне сложных условиях Марк пытается не утратить душевного равновесия, сохранив при этом и спокойное положение мудреца.

Во время правления королевы Виктории церковная власть имела собственный взгляд на сочинения и мысли римского императора – стоика. Его считали «неосознанным» христианином, и называли «святейшим из язычников», что впоследствии жестко критиковал Дидро. Интересно, что записки Марка популярны и в наши дни, а экс-президент Соединенных Штатов Билл Клинтон даже считает их своей настольной книгой.

Неохотный правитель

Как Марк Аврелий стал императором Рима, через что ему пришлось пройти

Юный Марк Аврелий, принятый на престол, не хотел приходить к власти. Мальчик стал увлеченным стоиком.

Несмотря на то, что он имел честь быть последним добрым императором Рима, Марк был недоволен, когда его сделали «Цезарем», учитывая роль наследника (и усыновленного) Антония Пия.

Многие посчитают это абсурдным – зачем кому-то отказываться от наследства абсолютной власти и богатства за пределами ваших самых смелых мечтаний?

Но, будучи императором, положение, от которого невозможно отказаться, было обоюдоострым мечом.

Среднее время у власти римских императоров было коротким благодаря узурпаторам. Некоторые императоры пробыли на троне всего несколько месяцев, прежде чем были свергнуты заговором.

Это был не только страх перед собственной жизнью, который мог сделать Мара неохотным до власти. Молодой человек уже был увлеченным стоицизмом. Власть и богатство были потенциальным препятствием для добродетели стоиков.

Но то, как Марк Аврелий справился со своей ролью, является причиной, по которой он преуспел в этом, и почему по сей день люди ищут утешения в его трудах.

Мыслить как стоик

Новая книга Дональда Робертсона «Как мыслить как римский император» проливает свет на то как идеи в «Размышлениях» Марка Аврелия действовали как психологические стратегии, чтобы помочь мудрецу-императору справиться и преуспеть в той роли, которая была ему дана.

Робертсон – психотерапевт по когнитивно-поведенческому поведению проводит параллели между методами терапии и стоической мудростью.

Не все параллели, которые проводит автор, являются новыми, но Робертсон действительно добавляет большую глубину благодаря биографическим деталям и использованию своего собственного психотерапевтического опыта. Картина, которую он рисует, изображает уязвимого человека, а не философского святого и, в частности, героя.

Когнитивно-поведенческая терапия берет корни из стоицизма. Один из его первых практиков, Альберт Эллис, черпал вдохновение у греческого философа Эпиктета.

Поведенческая терапия бросает вызов истощающим когнитивным искажениям, и это, по сути, подход, который Эпиктет использовал для нахождения «спокойного потока жизни».

Философ не писал (насколько нам известно), и его учения были записаны для потомков учеником Аррианом из Никомедии.

Идеи Эпиктета основаны на центральном представлении стоиков о том, что, хотя вы не можете контролировать свои обстоятельства, вы можете контролировать свою эмоциональную реакцию на обстоятельства.

Стоики демонстрируют, что, хотя мы пытаемся контролировать внешние события, но теряем контроль над своими мыслями и эмоциями, мы практически не контролируем первое и полностью контролируем второе.

Эпиктет, например, учит нас, что наши мысли наносят нам вред, а не поведение других людей:

«Когда человек раздражает вас, вы должны знать, что вас раздражает ваше собственное мнение»

Арриан из Никомедии продолжил политическую карьеру на высоком посту и был близок к императору Адриану, приемному деду Марка. Он вполне мог встретить ребенка Марка. Такие ученики, как Арриан, распространяли учения Эпиктета по всему римскому миру. Мудрец оказал значительное влияние на римскую философию, несмотря на то, что родился рабом.

Поэтому неудивительно, что Марк Аврелий многому научился из учений Эпиктета. «Размышления» Марка широко цитируют Эпиктета. Император нашел утешение в словах старшего философа. Повторяя Эпиктета, он написал:

«Вы имеете власть над своим разумом, а не за пределами событий. Осознайте это, и вы найдете в себе силы.»

Робертсон демонстрирует, каким образом методы Эпиктета можно рассматривать как современные методы лечения.

Раскрывая связи между историческими стоиками и наукой, лежащей в основе их методов достижения спокойствия, книга Робертсона показывает, что римский стоицизм больше похож на методологию, чем на догму.

Стоицизм помог Марку Аврелию справиться со страхом, гневом и горем. Это не результат «знания» фактов, а изменение образа мыслей. Дело не в том, что ты знаешь, а в том, как ты думаешь.

Стоическая философия ориентирует ум на спокойствие.

Император Адриан был приемным дедом Марка Аврелия. Адриан был высококультурным императором, его привязанность к греческой культуре раскрыла молодого Марка одним из самых важных софистов и философов того времени.

Начните с простоты речи

Как Марк Аврелий стал императором Рима, через что ему пришлось пройти

Возможно, самый необычный аспект философского развития Марка – это то, что было для него наиболее естественным.

Адриан прозвал молодого Марка «Вериссимус», что означает «самый правдивый», что свидетельствует о его привязанности к откровенным словам ребенка. Это сделало Марка предрасположенным к стоицизму, поскольку стоики считали простой язык добродетельным.

Простая речь приносит два глубоких изменения в вашем мышлении. Во-первых, ясный, не приукрашенный язык приводит к лучшему, более ясному представлению об истине. Во-вторых, он устраняет ценностные суждения, которые могут разжечь эмоции.

Адриан был культурным императором, и многие философы были включены в его двор. Софистика и риторика были важной частью придворной жизни, и были организованы дебаты, чтобы развлечь Адриана и его окружение.

Софисты были учителями в греческой традиции, которые дарили превосходство своим ученикам. Тонкая риторика – искусство эмоциональной и умной речи, которой учат софисты, – высоко ценилась Адрианом.

Марка обучали два самых выдающихся софиста в истории: Фронто и Герод Аттик. Но именно стоик, Юний Рустик, оказал наибольшее влияние на мышление и поведение имперского наследника.

Марк Аврелий обожал старого философа и копировал его манеры, такие как носить обычную одежду и говорить откровенно, без украшения, которое ценили софисты.

Сочинения

  • Наедине с собой
  • Размышления. Перевод: А. К. Гаврилова
  • Размышления. Перевод: князя Л. Урусова. Книга 1882 года, Тула (pdf)
  • Размышления. Перевод: С. М. Роговина (1885—1940) историк, философ
Предшественник:
Антонин Пий
Римский император
(до 169 с Луцием Вером)

161—180
Преемник:
Коммод

1. Учение о работе и раннем подъеме

Как Марк Аврелий стал императором Рима, через что ему пришлось пройти

Видимо, проблема раннего подъема была актуальна во все века, поэтому Аврелий уделил этому особое внимание, и его мысли дошли и до наших дней.

«На рассвете, когда вам нелегко встать с постели, скажите себе: «Я должен идти на работу как человек. На что я должен жаловаться, если я собираюсь сделать то ради достижения цели, и что я принесу в этот мир? Или то, для чего я был рожден — это прятаться под одеялом и есть? Разве вы не видите, как растения, птицы, муравьи, пауки и пчелы выполняют свои индивидуальные задачи, создавая в мире порядок, насколько это возможно? И вы не хотите выполнять свою работу как человек? Почему вы не делаете то, что требует ваша природа?»Конечно же, утром власть кровати и теплого одеяла кажется безграничной: в ранние часы подушка может уподобиться монарху, который решает, полежать тебе еще 5 минуточек или нет. Но Марк Аврелий с этим был категорически не согласен, ведь единственным императором он мог признать только себя.

2. Учение о критике и негативных людях

Даже в окружении императора встречаются разные люди. Объективная критика не навредит ни одному человеку, но вот те, кто несет один лишь негатив, могут подпортить жизнь, и ты разуверишься в собственных силах. Насчет подобных людей Марк Аврелий тоже имеет свое мнение:

«Когда вы проснетесь утром, скажите себе: люди, с которыми я имею дело сегодня, будут мешать. Они неблагодарны, высокомерны, нечестны, ревнивы и угрюмы. Они такие, потому что они не могут отличать добро от зла. Но я видел красоту добра и уродство зла и признал, что у преступника есть природа, связанная с моей собственной — не одной и той же крови или рождения, но одного и того же ума — и обладающая долей божественного. И поэтому никто из них не может причинить мне боль.»К чему реагировать на слова людей, которые живут в негативе и отчаяние становится неким смыслом их существования? Ты не должен опыляться от тех, кто потерял всякую надежду, разуверился в собственном счастье и пытается донести свою философию до окружающих. Император осознавал, что подобные люди могут завладеть умами других людей и посеять в них зерно отчаяния, и предостерегает нас от взаимодействия с негативными персонами:

«У вас есть власть над вашим умом — у внешнего мира нет. Поймите это, и вы найдете силы. Все, что мы слышим, — это мнение, а не факт. Все, что мы видим, — это перспектива, а не правда. Я часто задавался вопросом, как каждый человек любит себя больше, чем всех остальных людей, но при этом не ценит собственного мнения о себе, а опирается на мнение окружающих.»

3. Учение о благодарности

Как Марк Аврелий стал императором Рима, через что ему пришлось пройти

Марк Аврелий считал, что только человек, который умеет проявлять благодарность, может быть счастливым. И с ним очень трудно спорить, ведь лишь человек, который способен оценить добро, может делиться им с другими людьми.

«Все, что вам нужно, — это уверенность в суждении в настоящий момент, действие для общего блага в настоящий момент и благодарность в настоящий момент за все, что приходит на ваш путь.»Порой вся проблема кроется в нашей голове. Мы слишком сконцентрированы на своей персоне, мнительны настолько, что безобидную шутку можем запросто счесть как жесточайшее оскорбление. Живи проще, на загружай свой разум обидами и смотри на мир глазами счастливого, а не обделенного человека.

4. Учение об эффективности

Марк Аврелий был не только умным, но и невероятно деятельным человеком. Он считал, что каждая минута бесценна и учит нас ценить время как самый дорогой и невосполнимый ресурс:

«Сосредоточьте каждую минуту, как римлянин, как человек, делая то, что должны с подлинной серьезностью, нежно, с охотой, желанием и справедливостью. Освободите себя от других отвлекающих факторов. Да, вы можете, если вы делаете все, как будто это последнее, что вы можете сделать в своей жизни, и перестаете жить бесцельно; не позволяйте своим эмоциям недооценивать то, что говорит вам ваш ум. Хватит быть лицемерными, эгоистичными и раздражительными.»

5. Учение о душевном спокойствии

Душевное спокойствие имеет огромную роль для человека, особенно для того, кто держит в своих руках власть над огромной империей.

«Вы можете избавить себя от многих бесполезных вещей, особенно тех, которые вас беспокоят, потому что они целиком находятся в вашем сознании. И тогда вы приобретете для себя достаточное пространство, осмыслив всю вселенную в своем уме и созерцая вечность времени и наблюдая за быстрым изменением каждой части всего, насколько коротким является время от рождения до смерти и безграничное время до рождения, а также столь же безграничное время после смерти»Стоит ли тратить свою жизнь на думы, которые нас расстраивают, стоит ли грустить из-за мелочей, которые воруют лучшие моменты нашей жизни?
Император так не считает:

«Думайте о себе как о мертвом. Вы прожили свою жизнь. Теперь возьмите то, что осталось, и живите правильно. То, что не создает свет, создает свою собственную темноту.»

6. Учение об управлении

Как Марк Аврелий стал императором Рима, через что ему пришлось пройти

Маркус Аврелий создал некоторые правила, которые позволили ему стать исключительным лидером, которого ценили и уважали.

Аврелий также отмечал то, насколько сумел его дед сохранить целостность собственной личности, несмотря на то, что о нем говорили другие:

«Его ограничения по обвинениям и все попытки льстить ему… и его отношение к мужчинам: ни демагогии, ни интриг, ни сводничества. Всегда трезв, всегда рассудителен, стойкий и не вульгарный человек.»Лидер — это такая персона, чья воля должна быть крепче камня. Принципы, убеждения — это то, что делает победителя номером один. Не иди на поводу чужого мнения, не ведись на лесть и не позволяй собой манипулировать. Гни свою линию и отстаивай собственные взгляды, чтобы окружающие видели в тебе силу и уважали.

Мудрость предков, которую они оставили в своих высказываниях

Ясность против Катастрофы

Это удивило бы придворных в то время, и наследник престола должен был говорить как софист и изящно одеваться в лучшие одежды. В конце концов, софистика – это то, откуда мы получаем слово «изощренность». Императоры должны быть такими.

Простота языка приводит к ясности мышления. Когда мы используем ценностные суждения на нашем языке, мы начинаем вести себя нерационально и обманывать себя относительно истинной природы мира.

Дневники

Время почти стерло со страниц истории деяния императора-философа, но сохранило книгу его размышлений. Она могла бы послужить ответом на страстный призыв Эпиктета, его учителя и друга: «Пусть кто-либо из вас покажет мне душу человека, жаждущего быть единым с Богом, свободного от гнева, зависти и ревности, — того, кто (зачем скрывать мою мысль?) жаждет изменить свою человечность в божественность и кто в этом жалком своем теле поставил себе целью воссоединиться с Богом». Листая сегодня дневник Марка Аврелия, трудно поверить, что жемчужины философии морали создавались в походных палатках, в часы, похищенные у короткого ночного отдыха.

Сколько поколений в разных странах выросло на этой книге! Скольких людей, близких друг другу по духу, связала она через века! «Если вы возьмете, — пишет Дмитрий Мережковский, — эту книгу в руки с искренней жаждой веры, с тревожной совестью и душою, взволнованной великими несмолкаемыми вопросами о долге, о смысле жизни и смерти, — дневник Марка Аврелия вас увлечет, покажется более близким и современным, чем многие создания вчерашних гениев… Эта книга — живая. Она может не произвести никакого впечатления, но, раз она затронула сердце, ее уже нельзя не любить. Я не знаю более сладкого и глубокого ощущения, чем то, которое испытываешь, встречая свои собственные, никому не высказанные мысли в произведении человека далекой культуры, отделенного от нас веками».

Когда Марку было всего шесть лет, император Адриан увидел в нем будущего великого правителя Рима.

Мысли императора… Не поучения и наставления другим, но советы самому себе. Простые, естественные, скромные и ничуть не устаревшие со временем. Он никогда не думал кого-то исправлять. Поэтому строки его дневника глубоко искренни. Эта искренность наполняет особым смыслом все, что мы знаем о жизни Марка Аврелия, философа на троне.

Философия Марка Аврелия

Как Марк Аврелий стал императором Рима, через что ему пришлось пройти

Марк Аврелий (121 — 180 н. Н.э.) — император Римской империи, правление которого пришлось на довольно сложный период ее истории. С высоты своего положения он, как никто другой, чувствовал те кризисные явления, которые нарастали в римском обществе, и задумывался над их последствиями.

В философии стоицизма Марк Аврелий искал мировоззренческий средство гармонизации общества на общем фоне бренности, бижучости, низости и неновизны жизни и погребе в практическом погружения в эту временность. Все это отражено в его работе «К самому себе» («Наедине с собой»), которая была найдена после его смерти.

В осмыслении мира, смысла человеческого бытия Марк Аврелий исходил из признания одного большого целого, которым руководит его Разум — Логос, в котором все связано. Это Целое динамическое, подчинено промысла, поэтому его нужно воспринимать как провидение, такое, что вытекает из одного начала. В Целом Марк Аврелий размещает и Бога, беспокоится о благе людей. Люди как разумные существа разумными является в своем уме, и все они имеют единую мировую душу и единый разум, благодаря чему они сходятся между собой. Человек должен смертное тело, душу — проявление живой силы и руководящее начало — гегемоник, который и является умом. Разум Марк Аврелий называл в человеке его гением, божеством, который надо беречь и не обижать ничем ниже. Это означало помнить о стыд, отказ от подозрений, проклятий, лицемерия, от желания чего-нибудь такого, что прячут за стенами и замками, то есть не давать своей душе упасть до недостойного разумной и призванной к гражданской жизни существа.

Идеалом для Марка Аврелия появлялась зрелая, мужественная, преданная интересам государства человек, который чувствует себя на страже и с легким сердцем ожидает вызов жизни, видит мудрость справедливой деятельности, преследует долгосрочные цели. Главными моральными ценностями он считал справедливость, истину, благоразумие, мужество, отмечал, что при всей суетности жизни стоит заботиться о правдивости помыслов, общеполезных деятельность, небрехливу язык, душевный настрой, который с радостью принимает все как необходимое, предусмотрено. Разум Марк Аврелий сравнивал именно с «общеполезных деятельностью», называя «гражданством», противопоставляя их таким псевдоценности, как одобрение толпы, власть, богатую жизнь, полное наслаждение.

Указанное употреблялось у Марка Аврелия с признанием низости жизни, его ненужности, неновизны, разочарованностью, личным и историческим пессимизмом и фагализмом. Остро ощущая текучесть времени, он не признавал ценности ни прошлого, которое уже прошло и в каком действительно было мало нового, ни будущего. Нередко приходил к мысли о свободе человека по воле богов, но ставил ее в зависимость от воли Бога. Отсюда отказ от активной борьбы со злом, проповедь о принятии жизни и смерти, какие они есть, где человек должен жить так, чтобы каждый день был последним и каждое дело, которое она делает, была последней. Для Марка Аврелия это означало провести момент времени с природой, а затем отойти от жизни с таким облегчением, как падает созревший плод, благословляя природу, которая его породила и благодаря дереву, на котором он созрел. Именно такой и есть требование жить в согласии с природой, ибо то, что происходит с естественным течением вещей, не может быть плохим. Всему этому должна учить философия, которую Марк Аврелий нередко разводил мистикой.

Стоицизм сочувственно воспринимался христианством за его интерпретацию Бога, промысла и судьбы. Так, христианские теологи сфальсифицировали переписку Сенеки с апостолом Павлом, используя его этику и этику Эпиктета для формирования своего учения, резко отрицательно относясь к другой эллинистической и римской философского течения — эпикуреизма.

Эпикуреизм — учения Эпикура и его учеников — зародилось в конце IV в. до н. н.э. и просуществовало до II в. н. е., хотя, по справедливому замечанию А. Лосева, ему никогда не везло в адекватном понимании, поскольку его части приводило к теории ничем не сдержанного наслаждения с игнорированием всех других способностей человеческого духа

Царство философов

«Чти богов и заботься о благе людей. Жизнь коротка; единственный же плод земной жизни — благочестивое настроение и деятельность, согласная с общим благом».

Марк Аврелий становится римским императором в 161 году, в 40 лет. «Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру, — читаем у одного из римских историков. — Он делал дурных людей хорошими, а хороших — превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых».

Возможно, в Римской империи в то время не было другого такого человека, который мог примером собственной чистоты и добродетели противостоять хаосу и ржавчине, разрушавшим человеческие нравы.

Марк Аврелий стремится создать царство философов, идеальное государство, о котором мечтал Платон. Бывшие учителя и наставники императора — Аттик, Фронтон, Юний Рустик, Клавдий Север, Прокл — становятся римскими консулами, занимают важные посты в государстве.

Еще при Адриане возвышенные принципы стоической философии, идеи равенства между людьми начинают проникать в суровое римское законодательство, обращая его лицом к человеку. Цель законов и указов Марка Аврелия — благо простых людей империи. Гражданское право, принципы ответственности государя перед законом и забота государства о гражданах, полиция нравов, регистрация новорожденных — ведут свое начало от Марка Аврелия.

Император ждет от римлян не просто повиновения закону, но улучшения душ и смягчения нравов. Все слабые и беззащитные находятся под его покровительством. Государство берет на свое попечение больных и увечных.

При Марке Аврелии государство взяло на свое попечение всех больных и увечных.

Марк Аврелий велит собирать большие налоги с богатых и на эти средства открывает приюты для сирот и малоимущих, основывает колледжи, где молодые римляне получают возможность изучать философию.

Мечта Платона и Сенеки о царстве философов на земле, возможно, никогда не была столь близка к осуществлению, как в Древнем Риме времен царствования Марка Аврелия.

Но мало кто знал, чего стоила императору каждая пядь пространства, отвоеванная у безразличия, непонимания, вражды и лицемерия.

Варвары

«Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному».

Тучи начинают сгущаться над Римской империей тотчас после прихода Марка Аврелия к власти.

В первый год своего правления император посылает шесть римских легионов во главе со своим соправителем Луцием Вером и лучшими армейскими генералами для усмирения восстания в Армении.

Как Марк Аврелий стал императором Рима, через что ему пришлось пройти

Пять лет спустя римские солдаты вернутся на родину победителями. Но по пятам за ними с Востока придет чума. Эпидемия быстро расползется по всей империи, будет свирепствовать в Риме. Болезнь унесет сотни, тысячи человеческих жизней. Что будет делать император? Легенды, дошедшие до нас, рассказывают о великом даре Марка Аврелия исцелять болезни прикосновением рук. Когда все в Риме страшатся пагубной заразы, император инкогнито выходит на улицы города и лечит людей…

166 год — новая война. Маркоманы и квады наводняют римские провинции на севере. Они ведут за собой весь варварский мир — десятки племен. Такого империя еще не знала. Ей приходится вооружать рабов и гладиаторов…

В Риме возмущены подобным решением императора. Как будто забыв, что речь идет об их собственной безопасности, о безопасности государства, римляне беспокоятся лишь о том, смогут ли они по-прежнему ходить в Колизей. «Император хочет лишить нас хлеба и зрелищ и заставить философствовать», — негодует толпа.

Марк Аврелий всегда считал бои на арене жестокостью. Если он и появлялся в Колизее, то лишь для того, чтобы своим последним словом сохранить жизнь проигравшим. По его указу гладиаторы сражались в цирке тупыми мечами, а для канатоходцев, выступавших высоко над землей, на арене стали стелить матрасы, чтобы предотвратить гибель при случайном падении.

Марк Аврелий знал, что философия остается законом жизни. Но хорошо понимал и другое: нельзя насильно обновить мир. Никакой правитель не властен над мыслями и чувствами людей. Он мог своими указами добиться тупых мечей в цирке. Но не мог запретить гладиаторские игры. Не мог победить жестокую страсть римлян к кровавым зрелищам.

В своем дневнике император запишет: «Как жалки все эти политики, которые воображают себя действующими по-философски! Хвастливые глупцы. Поступай же, человек, так, как требует в данный момент природа. Стремись к цели, если имеешь возможность, и не озирайся по сторонам, знает ли кто об этом. Не надейся на осуществление Платонова государства, но будь доволен, если дело подвигается вперед хотя бы на один шаг, и не смотри на этот успех как на нечто, не имеющее значения. Кто изменит образ мыслей людей? А что может выйти без такого изменения, кроме рабства, стенаний и лицемерного повиновения?»

Марк Аврелий мог бы остаться в истории как великий полководец. Он питал глубокое отвращение к войне и всегда был далек от стремления к военным почестям и славе, но к делу защиты государства относился со всем вниманием и добросовестностью. Один из самых миролюбивых императоров за всю историю Рима из 18 лет своего правления 14 провел в военных походах, защищая границы империи и спокойствие ее граждан.

Один из самых миролюбивых императоров Рима из 18 лет своего правления 14 провел в военных походах.

Он вел кампанию против квадов и маркоманов — терпеливо, бесконечно долго и успешно. Это была тактика, рассчитанная на выносливость и упорство римского солдата, на экономию сил. Марк Аврелий не гнался за блестящими победами и избегал всякой бесполезной жестокости и вероломства по отношению к врагам. Армия любила и почитала своего цезаря. А судьба готовила ему новые испытания.

Личная жизнь

После смерти Адриана к власти пришел Антонин Пий, и состоялась помолвка государственного мужа Марка Аврелия и дочери нового императора Аннии Галерии Фаустины.

Как Марк Аврелий стал императором Рима, через что ему пришлось пройти

Марк Аврелий и его жена Фаустина

В браке девушка родила 12 детей, но выжили из них только четверо.

Наиболее известные цитаты из дневников Марка Аврелия

  1. Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.
  2. Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.
  3. Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести.
  4. С человеком никак не может произойти то, что не есть человеческое дело, как и с быком случается только бычье, с виноградом — виноградное и с камнем то, что свойственно камням. А если со всяким случается то, к чему оно и привыкло, и рождено, что тут негодовать? Общая природа не принесла тебе ничего, что непереносимо.
  5. Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.
  6. Если бы ты даже хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.
  7. Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.
  8. Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.
  9. Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней.
  10. Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.
  11. Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.
  12. Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.
  13. Твои мысли становятся твоей жизнью.
  14. Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.
  15. В одном ищи радости и успокоения: в том, чтобы от одного общеполезного дела переходить к другому, памятуя о боге.
  16. И продвигает в деле самая помеха делу и ведёт по пути трудность пути.
  17. Какие уж привелись обстоятельства, к тем и прилаживайся, и какие выпали люди, тех люби, да искренно!
  18. Когда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении слишком долго, иначе тебе будет уже нельзя ничем помочь. Привычка восстанавливать гармонию усовершенствует тебя.
  19. Не смерти должен бояться человек. Он должен бояться никогда не начать жить.
  20. Поступать во всём, говорить и думать, как человек, готовый уже уйти из жизни.
  21. Природе, дающей всё и всё забирающей, человек образованный и скромный говорит: дай, что хочешь; бери, что хочешь. И говорит это не дерзко, а уважительно всего лишь и преданно.
  22. Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот.
  23. Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.
  24. Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту.
  25. Создай себе досуг, чтобы научиться чему-нибудь хорошему и перестать блуждать без цели.
  26. Не живи так, точно тебе предстоит еще десять тысяч лет жизни. Пока живешь, пока есть возможность, старайся стать достойным.

Безусловно правы те, кто называет Марка философом на троне. Такая характеристика, однако, нуждается в уточнении.

  • Во-первых, Марк не был мыслителем, разрабатывающим собственную философскую систему или достраивающим чужую теорию. Адепт стоицизма, он хорошо усвоил уже достаточно развитое и совершенное учение и стремился следовать ему в своем поведении.
  • Во-вторых, в стоицизме Марк ценил лишь ту часть, которая относилась к этике. Этика стоиков пользовалась наибольшим успехом у римлян его времени. Физика  же и логика стоиков были чужды римлянам, возможно поэтому и Марк равнодушен к ним.
  • В-третьих, Марк не просто следовал указаниям стоических мыслителей. Он пропускал их через себя, соотносил с текущим моментом и своим высоким положением. В записках Марка четко прослеживается напряженная личная работа над освоением многовековой стоической традиции.

Таким образом, как римляне того времени, так и Марк Аврелий — их лучший представитель — ценили философию с чисто практической точки зрения, пытаясь найти в учении стоиков указания на нормы поведения. С этой точки зрения, можно с уверенностью сказать, что Марк был не просто философом, а философом-практиком. И успешность его жизни и деятельности, как правителя, гражданина и человека, характеризует тот факт, что он был последним великим императором, императором-гуманистом самой большой в истории человечества империи, до размеров которой пока еще не доросло ни одно из известных нам государств мира.

Высказывания о хороших качествах человека

Как Марк Аврелий стал императором Рима, через что ему пришлось пройти

  • Когда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении слишком долго, иначе тебе будет уже нельзя ничем помочь. Привычка восстанавливать гармонию усовершенствует тебя.
  • Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам.
  • Проявляй те качества, какие ты в силах проявить: искренность, серьёзность, выносливость в труде, безразличие к удовольствиям, умение удовлетворяться малым, благожелательность, откровенность, презрение к поверхности, свободу от ложного великодушия.
  • Любить тех, кто ошибается и заблуждается,- особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди – твои братья. Что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле.
  • Мечтайте о великом. Лишь великие мечты в силах затронуть людские души.

Высказывания о проблемах

  • Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.
  • Есть люди, которые, оказав кому-нибудь услугу, тотчас считают себя в праве ожидать за неё награду; другие, не рассчитывая на прямую награду, ни на минуту, однако, не забывают оказанной услуги и в душе своей признают, что у них есть должники; наконец, бывают и такие, которые всегда готовы услужить, почти невольно, по одному влечению сердца; эти подобны виноградной лозе, которая, вырастив свои грозди, вполне удовлетворена тем, что созрел на ней одной свойственный плод её.
  • Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием: часто она состоит именно в бездействии.
  • Надо каждое утро говорить себе: сегодня меня ждёт встреча с глупцом, наглецом, грубияном, мошенником.
  • Проблема в том, что, не рискуя, мы рискуем в сто раз больше.
  • Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, – тем, что устранить не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти.

Афоризмы о смерти

  • Не смерти должен бояться человек, он должен бояться никогда не начать жить…
  • Скоро ты забудешь обо всём, и всё, в свою очередь, забудет о тебе.
  • Смерть, так же как и рождение – тайна природы.

Высказывания о жизни

  • Совершенство характера выражается в том, чтобы каждый день проводить, как последний в жизни.
  • Жизнь коротка, так поживись настоящим с благоразумием и справедливостью.
  • Всюду, где можно жить, можно жить хорошо.
  • Не живи так, точно тебе предстоит ещё десять тысяч лет жизни. Уже близок час. Пока живёшь, пока есть возможность, старайся стать достойным.
  • Ты можешь прожить свою жизнь счастливо, если сумеешь идти правильным путём и сумеешь думать и действовать правильно.
  • Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом.

Афоризмы о счастье

  • Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.
  • Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в образе его мышления.
  • Ты можешь прожить свою жизнь счастливо, если сумеешь идти правильным путём и сумеешь думать и действовать правильно.
  • Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых.
  • Кто не исследует движение собственных мыслей, не может быть счастлив

Афоризмы о настоящем

  • Всё настоящее – мгновение вечности.
  • Кто видел настоящее, тот уже видел всё, бывшее в течение вечности, и всё, что ещё будет в течение беспредельного времени.
  • Всё, к чему мечтаешь прийти со временем, может быть сейчас твоим, если к себе же не будешь скуп, то есть если оставишь всё прошлое, будущее поручишь промыслу, и единственно с настоящим станешь справляться праведно и справедливо.
  • Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его ещё не имеем.

Высказывания о славе

  • Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чём помнят.
  • Или тебя увлекает жалкая слава? Посмотри, с какой быстротой все погружается в забвение, как зияет вечность, беспредельная в обе стороны, как пуст всякий отзвук, какая переменчивость и неразборчивость у тех, кто как будто хвалит тебя, и какое узкое очерчено для тебя пространство. Да и вся-то земля точка. Какой же уголок в ней занимает твое местопребывание? И много ли здесь таких, что станут хвалить тебя и каковы они сами?

Великие современники Марка Аврелия

Как Марк Аврелий стал императором Рима, через что ему пришлось пройти

Врач и друг Марка Аврелия, возможно, был первым читателем его дневников. Он оставался рядом с умиравшим от чумы императором, презирая опасность заразиться.

Гален (ок. 130 — ок. 200). Светлейший, как называли его современники. Медик, хирург и философ. Гален внёс весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, включая анатомию, физиологию, патологию, фармакологию и неврологию, а также философию и логику.

Гален родился в Малой Азии, в Пергаме — городе прекрасных дворцов и храмов, многие из которых построил его отец, архитектор Никон. В 14 лет мальчик увлекся философией, в 17 — медициной и до конца жизни остался верен обеим. Ученик лучших врачей Александрии, он со своим талантом мог легко сделать себе имя и состояние, если бы стал лечить богатых. Но предпочел стать врачом в школе гладиаторов Пергама. Там он приобрел бесценные практические знания по анатомии, физиологии, фармакологии. Слава о его успехах разлетелась по всей империи.

И вот он уже личный врач императора. Гален переезжает в Рим и пытается стать столичным жителем. Богатство, слава, успех, знатные пациенты… Неожиданно, продав имущество, он возвращается в Пергам, к своим любимым занятиям — лечению больных, экспериментам, написанию книг. Его перу принадлежит около 400 трактатов (сохранилось лишь 100) не только по медицине, но и по философии, математике, логике, грамматике, которые до XVII века считались одними из лучших. Обширная медицинская практика, человеколюбие, вера в нематериальность сил, влияющих на здоровье человека, стали основой врачебного искусства Галена.

Двухлетнее добровольное изгнание было прервано личным посланием Марка Аврелия — армии Великого Императора нужен был Великий Врач. Вновь дорога, на этот раз в римский лагерь на берегу Дуная. Вновь бессонные ночи, сотни раненых, с надеждой смотрящих на искусного медика. Спасая от смерти римских солдат, он, увы, был бессилен уберечь от опасной болезни их полководца.