Музыкант Никколо Паганини был далеко не красавцем. Даже восторженные почитатели таланта скрипача отзывались о его внешности коротко: «на черта похож»: тощий, кудрявый, горбоносый, с тонкими губами и крючковатым подбородком. Ходил он косо, размахивая непропорционально длинными руками. Однако дам это не смущало. Они находили в Паганини какую-то редкую изюминку, и охотно падали в его объятия. Конечно, было много слухов о мистических способностях музыканта: говорили,  что он ученик дьявола, что он завораживает женщин своей музыкой.

Ранняя биография

Паганини родился 27 октября 1782 года в Генуе, которая в то время являлась столицей одноименной республики. Его отец Антонио Паганини был не очень успешным брокером, который занимался судоходным бизнесом. Его матерью была Тереза Боккардо. Они оба были музыкантами-любителями.

Как жил известный музыкант Никколо Паганини помешанный на скрипке

Никколо, родившийся третьим из шести детей, был крещен 28 октября в Кьеза-ди-Сан-Сальваторе, на площади Сарцано. Среди его выживших братьев и сестер были Бьяджо и Карло Паганини и Тереза ​​Бонати. О других детях ничего не известно.

Антонио Паганини играл на мандолине в местном оркестре. Он быстро осознал потенциал Никколо и начал учить его этому инструменту, как только последнему исполнилось 5 с половиной лет. Его мать, хотя и была неграмотной, взращивала талант сына, как могла.

Когда Никколо исполнилось семь лет, его отец начал учить его игре на скрипке. Так как он играл на мандолине, у него не было ничего, чтобы предложить гению. Поэтому для дальнейших уроков он отправил его к скрипачу в местном оркестре, Джованни Серветто.

Учеба у Джакомо Косты

Очень скоро Серветто понял, что его музыкальных знаний недостаточно для обучения такого талантливого ребенка. Поэтому он направил его к Франческо Гнекко, а тот в свою очередь — к своему собственному учителю, Джакомо Косте.

В 1793 году в течение шести месяцев он дал Никколо тридцать уроков. Довольный прогрессом своего ученика, Коста пригласил его играть в нескольких церквях в Генуе. Первое зарегистрированное публичное выступление Никколо Паганини состоялось в церкви Сан-Филиппо Нери 26 мая 1794 года.

Во второй раз он выступил 1 декабря 1794 года в соборной церкви Ностра Синьора делле Винье по случаю Дня святого Элигия. За это он был впервые упомянут в рукописном журнале Avviso.

Как жил известный музыкант Никколо Паганини помешанный на скрипке

Продолжая выступать публично, в мае 1795 года Паганини снова появился в церкви Сан-Филиппо Нери, и вновь был упомянут в выпуске Avviso от 30 мая 1795 года. В нем говорилось, что «гармоничный концерт в исполнении приятного 12-летнего мальчика, г-на Никколо Паганини, ученика профессора г-на Джакомо Косты, завершился всеобщим восхищением и одобрением».

Когда его слава начала распространяться, отец становился все более строгим, заставляя сына упражняться по 15 часов в день. Если Антонио думал, что он тренировался недостаточно усердно, заставлял его практиковать больше, отказывая ему в еде. Таким образом, Никколо терпел физическое и психическое насилие.

Учеба в Парме

К началу 1795 года Никколо Паганини в своем родном городе зарекомендовал себя как известный музыкант, обычно играя на концертах свои собственные композиции. Местным музыкантам больше нечему было его научить. Поняв это, отец решил отвезти его в Парму к Алессандро Ролла.

Чтобы поехать и остаться в Парме, нужны были деньги, а у семьи их не было. Поэтому отец заставил его практиковаться еще больше, чтобы он мог собрать достаточно денег на благотворительном концерте, который состоялся в Театре Св. Агостино в июле 1795 года. Выступление прошло успешно, что позволило Антонио и Никколо Паганини уехать в Парму в 1796 году.

Добравшись до дома Ролла, они обнаружили, что хозяин болен и лежит в постели. Пока они ожидали его, мальчик заметил музыкальный инструмент и композицию, лежавшую рядом. Взяв скрипку, Никколо Паганини начал играть. Ролла, хотя и был очень болен, был поражен его игрой и сказал подростку, что ему нечего предложить. Однако он в течение нескольких месяцев давал ему уроки, а затем предложил изучать композицию у Фердинандо Паэра и контрапункт у Гаспаро Гиретти.

Как жил известный музыкант Никколо Паганини помешанный на скрипке

Никколо учился полгода. Под руководством Паэра написал 24 фигуры для четырех рук, а обучаясь у Гиретти, он написал огромное количество инструментальной музыки. Никколо также дал ряд концертов, как в Парме, так и в Колорно, зарабатывая себе славу и деньги.

Начало карьеры

Паганини вернулись в Геную в конце 1796 года. К тому времени город находился под французским контролем, и семья переехала в Ромэйрон. Паганини был вынужден вести тихую жизнь, сочиняя музыку и исполняя ее в местных церквях. Она была такой сложной, что только он мог ее исполнить.

Это был также период в биографии Паганини, когда он начал практиковаться игре на гитаре, предпочитая играть на инструменте в небольших помещениях, а не публично. В 1797 г. музыкант отправился в свой первый тур и дал около десяти концертов в Милане, Богоне, Флоренции, Пизе и Ливорно.

Несмотря на успех, отец продолжал контролировать его жизнь железной рукой, заставляя его практиковать свои сочинения часто по 10 часов в день. Очень скоро Паганини захотелось стать свободным. И он получил такой шанс, когда в 1801 г. посетил город Лукку, на этот раз со своим старшим братом Карло.

Начало концертной деятельности

После занятий с Коста жизнь Паганини изменилась. Он смог начать заниматься концертной деятельностью. Это произошло в 1794 году, когда юному музыканту едва исполнилось двенадцать лет. В этот время он познакомился с людьми, которые сильно повлияли на его дальнейшую судьбу. Необходимо отметить, что биография Паганини насыщена встречами с людьми, которые помогали юному дарованию совершенствовать свое мастерство.

Богатый аристократ и меломан Джанкарло ди Негро из Генуи стал не только поклонником творчества молодого скрипача, он стал его другом, взявшим на себя заботу о его дальнейшем образовании. Новым учителем Никколо стал Гаспаро Гиретти — хороший полифонист, сумевший привить молодому человеку отличную композиторскую технику. Он научил Паганини сочинять музыку без инструмента, используя внутренний слух.

Всего лишь за несколько месяцев музыкант сочинил двадцать четыре фуги для фортепьяно, несколько пьес, которые, к сожалению, были утеряны и не дошли до нас, и два скрипичных концерта. После блестящего выступления в Парме молодого музыканта захотели послушать при дворе герцога Бурбонского.

Отец Никколо быстро сообразил, что настало время получать деньги за талант сына. Он взял на себя роль импресарио и организовал турне по Северной Италии. Во всех городах Никколо ожидал ошеломляющий успех. Молодой человек как губка впитывал новые невиданные впечатления, продолжая много тренироваться, совершенствуя свое мастерство.

Каприччо великого маэстро

В этот период рождаются знаменитые каприччо, в которых можно без труда увидеть изменение принципов и технических приемов, которые были введены Локателли. У учителя маэстро это были технические упражнения, а у Никколо — блестящие, оригинальные миниатюры. Каприччо Паганини совершили настоящий переворот в скрипичной музыке. Он смог добиться максимальной концентрации выразительности, собирая его художественный смысл в сжатую пружину.

Первая скрипка

В Лукке он успешно играл на фестивале Санта-Кроче, который состоялся 14 сентября 1801 года. Он поселился там и в следующем году был назначен первой скрипкой Республики Лукка. Одновременно он продолжал посещать концерты, зарабатывая на них достаточное количество средств.

Как жил известный музыкант Никколо Паганини помешанный на скрипке

Паганини продолжал сочинять музыку, начав работу над «24 капризами для сольной скрипки» приблизительно в 1802 году. Но, несмотря на родительский контроль, у него развилось множество пороков – музыкант проводил свободное время за азартными играми, выпивкой и с женщинами. Считается, что в этот период произошел первый в биографии Паганини алкогольный срыв, потребовавший медицинской помощи.

В 1805 году княгиней Луккской стала сестра Наполеона Мария Анна Элиза Бонапарт Бачокки Левой. В том же году она назначила Никколо Паганини скрипачом Второго двора, а также наставником по игре на скрипке своего мужа Феличе Паскуале Бачокки Левоя.

Под покровительством княгини Луккской он сочинил много камерной музыки. Наиболее заметными среди его произведений были сонаты, особенно соната «Наполеон». Кроме того, он сочинил кварталы для струнных и гитары. Еще одной важной работой этого периода было произведение Duetto Amoroso.

В 1807 году, когда Мария Анна стала Великой княгиней Тосканской, она перенесла свой двор во Флоренцию. Паганини тоже переехал в город, где прожил как придворный скрипач около двух лет.

Международная слава

К концу 1809 года, после того как отношения с Великой княгиней осложнились, Никколо Паганини покинул Флоренцию, чтобы начать карьеру свободного музыканта. Теперь он путешествовал по Генуе и Парме и был признан местным зрителем виртуозом. Однако за их пределами он оставался неизвестным.

Первый большой прорыв в биографии Паганини произошел, когда 29 октября 1813 года он дал свой первый концерт в миланском театре «Ла Скала». Выступление было чрезвычайно успешным и привлекло внимание выдающихся музыкантов Европы. В течение десяти недель он выступал там же еще 6 раз.

Вскоре Паганини стали считать главным скрипачом в Европе. Он дал более ста концертов в разных городах Италии, таких как Генуя, Парма, Флоренция, Турин, Неаполь, Болонья, Венеция и Рим. Это был также период, когда из-за своего невоздержанного образа жизни он много болел.

Как жил известный музыкант Никколо Паганини помешанный на скрипке

Заграничные гастроли

Около 1813 года музыкант присутствовал в «Ла Скала» на одном из представлений балета Вигано-Зюсмайера «Орех Беневенто». Вдохновившись сценой безудержной пляски колдуний, поразившей его воображение, Паганини написал сочинение, ставшее одним из самых знаменитых в его творчестве — «Ведьмы», вариации на тему балета «Орех Беневенто» для скрипки с оркестром (Вариации на четвёртой струне).

Премьера произведения состоялась на его сольном концерте в «Ла Скала» 29 октября 1813 года. Миланский корреспондент лейпцигской музыкальной газеты сообщил, что публика была глубоко потрясена: вариации на четвёртой струне настолько изумили всех, что музыкант повторил их по настоятельному требованию публики. Вслед за тем Паганини в течение шести недель дал одиннадцать концертов в «Ла Скала» и в театре «Каркано[it]», и вариации под названием «Ведьмы» имели неизменно особый успех  .

Слава Паганини возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. Музыкант везде пользовался огромной популярностью. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству.

27 декабря 1808 года в масонской ложе Великого востока Паганини исполнил масонский гимн, написанный им на слова Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство Паганини .

В возрасте 34 лет Паганини увлёкся 22-летней певицей Антонией Бьянки, которой он помогал с подготовкой сольного выступления. В 1825 у Никколо и Антонии родился сын Ахилл. В 1828 году музыкант расстался с Антонией, добившись единоличной опеки над сыном.

Много работая, Паганини давал концерты один за другим. Желая обеспечить сыну достойное будущее, он запрашивал себе огромные гонорары, так что после смерти его наследство составило несколько миллионов франков.

Как жил известный музыкант Никколо Паганини помешанный на скрипке

Генриетта Зонтаг и Никколо Паганини. Деталь картины Франца Крюгера (1824-1830)

Возвращение на родину

В сентябре 1834 года он вернулся в Геную, где начал работать над публикацией своих произведений. Он также участвовал в ряде концертов, впервые выступив в театре Карло Феличе 30 ноября 1834 года. Выступление имело огромный успех — галерка была переполнена задолго до того, как музыкант появился на сцене.

Паганини оставался в Генуе до 1836 года, после чего переехал в Париж, чтобы основать казино. Он потерпел неудачу, которая заставила его продать с аукциона его музыкальные инструменты. В декабре 1838 г. он покинул Париж, чтобы провести свои последние годы в Ницце.

Тайны и загадки Паганини

Музыкант нередко заявлял о неких секретах своего исполнения, которые он раскроет только по окончании карьеры. С этим же связана его нежелание публиковать собственные сочинения, что якобы сможет рассекретить его тайну. Некоторые особо рьяные зрители видели на плече музыканта во время выступления Сатану, другие лицезрели его полет на небо в карете вместе со свитой.

Он стал первым, кто использовал на концертах игру на скрипке наизусть, а не по нотам. Постоянные занятия игрой на музыкальных инструментах позволили развить феноменальную силу кистевых мышц, поэтому Паганини мог без труда сломать двумя пальцами фарфоровую тарелку.

Никколо был виртуозным исполнителем. Однажды на спор он блестяще дирижировал оперой, играя на скрипке из двух струн. А на очередном дне рождения Наполеона он исполнил одноименную с ним сонату только на четвертой струне. По мнению Д. Ф. Ойстраха, феномен Паганини заключается в необыкновенном сочетании таланта, темперамента и трудолюбия, позволявшего по максимуму применять психофизиологические качества.

После смерти церковь воспротивилась захоронению останков музыканта на христианском кладбище, так как он отказался причащаться. Причина такого поступка Паганини была ясна — он утверждал, что не умрет и будет жить вечно.

 

Личная жизнь

Отношения с женским полом являются одной из загадочных страниц его биографии. О его первом романе известно не много. Некая дама, увлеченная гитарой, увлекла молодого Паганини к себе в тосканский замок, где он прожил несколько лет. Затем его судьба свела со старшей сестрой Наполена Элизой, бывшей в начале XIX века княгиней Лукки и Пьомбино. Музыканта очень тешила связь с некрасивой, но знатной женщиной, благодаря протекции которой он стал регулярно появляться при дворе.

Пробыв три года рядом с Элизой, Паганини получил разрешение покинуть ее, и вскоре его судьба свела с еще одной сестрой императора — Полиной Бонапарт. Их роман был очень бурным, страстным и коротким. Предаваясь любовным утехам в Туринском замке Ступинджи, они довольно быстро охладели друг к другу, и ветреная Полина быстро нашла замену музыканту.

А затем в жизни Паганини появилась молоденькая Анджелина Каванна, из-за которой он чуть не сел в тюрьму. Отец девушки, забеременевшей от Никколо, обвинил его в похищении и изнасиловании дочери. Состоявшийся суд повелел музыканту заплатить штраф, но это никак не могло изменить судьбу ребенка, который скончался за полтора года до окончания процесса.

Новой пассией маэстро стала певица Антония Бьянка, которую в начале знакомства Паганини решил научить петь. В 1825 году она родит ему наследника Акилле, но отношения с Антонией будут только ухудшаться. В своих письмах Никколо не раз упоминал неистовство своей подруги, которая могла запросто бросить футляр со скрипкой. Имея дело со многими женщинами, великий музыкант сумел сохранить свою независимость, полностью оправдав когда-то сказанную фразу: «Свобода — наивысшее благо для мужчины».

Как жил известный музыкант Никколо Паганини помешанный на скрипке

Последний аккорд

Современники Паганини писали, что после концертов у музыканта наблюдались конвульсии, похожие на эпилептический припадок — у него сводило мышцы, падала температура тела, замирал пульс. Сам Никколо называл такое состояние «электричеством», появлявшимся в нем и которое «болезненно терзает, но выходит из меня на концерте с божественной гармонией». Первые признаки тяжелой болезни стали активно проявляться в 1834 году, из-за чего маэстро прерывает выступления. Через два года он играет несколько концертов в Ницце, после чего ему становится совсем плохо.

Незадолго до смерти Паганини в очень тяжелом состоянии посещает родную Геную.

Последние полгода жизни он был крайне истощен, поэтому не мог удержать в руках смычок. Его любимая скрипка осталась без волшебной палочки, и музыкант перебирал ее струны ослабленными пальцами. Скончался великий композитор и музыкант 27 мая 1840 года в Ницце. Поначалу церковь препятствовала его захоронению в Италии. Разрешение было получено только в 1876 году, после чего прах Паганини перезахоронили в Парме.

Способности

Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L’Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко , удивительно искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных нот и аккордов, замечательное разнообразие применения смычка, сочинения для исполнения на струне соль, посвященная сестре Наполеона, княгине Элизе Бачокки «Любовная сцена» на струнах ля и ми — всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью.

Сочинения

24 каприса для скрипки соло, Op.1, 1802—1817 гг.

  • № 1, ми мажор
  • № 2, си минор
  • № 3, ми минор
  • № 4, до минор
  • № 5, ля минор
  • № 6, соль минор
  • № 7, ля минор
  • № 8, ми-бемоль мажор
  • № 9, ми мажор
  • № 10, соль минор
  • № 11, до мажор
  • № 12, ля-бемоль мажор
  • № 13, си-бемоль мажор
  • № 14, ми-бемоль мажор
  • № 15, ми минор
  • № 16, соль минор
  • № 17, ми-бемоль мажор
  • № 18, до мажор
  • № 19, ми-бемоль мажор
  • № 20, ре мажор
  • № 21, ля мажор
  • № 22, фа мажор
  • № 23, ми-бемоль мажор
  • № 24, ля минор

6 сонат для скрипки и гитары, Op. 2

  • № 1, ре ми мажор
  • № 2, до мажор
  • № 3, ре минор
  • № 4, ля мажор
  • № 5, ре мажор
  • № 6, ля минор

6 сонат для скрипки и гитары Op. 3

  • № 1, ля мажор
  • № 2, соль мажор
  • № 3, ре мажор
  • № 4, ля минор
  • № 5, ля мажор
  • № 6, ми минор

15 квартетов для скрипки, гитары, альта и виолончели, Op. 4

  • № 1, ля минор
  • № 2, до мажор
  • № 3, ля мажор
  • № 4, ре мажор
  • № 5, до мажор
  • № 6, ре мажор
  • № 7, ми мажор
  • № 8, ля мажор
  • № 9, ре мажор
  • № 10, ля мажор
  • № 11, си мажор
  • № 13, фа минор
  • № 14, ля мажор
  • № 15, ля минор
  • Концерт для скрипки с оркестром № 1, ми бемоль мажор (партия скрипки написана в ре мажоре, но её струны настраиваются на полтона выше), Op.6 (1817 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 2, си минор, «La campanella», Op.7 (1826 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 3, ми мажор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 4, ре минор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 5, ля минор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 6, ми минор (1815 г.?), неоконченный, авторство последней части неизвестно
  • Концерт для гитары с оркестром ля мажор
  • Ведьмы (Вариации на тему из балета Франца Зюсмайера «Орех Беневенто»), Op. 8
  • Интродукция с вариациями на тему «Бог хранит короля», Op.9
  • Венецианский карнавал (вариации), Op. 10
  • Концертное аллегро Moto Perpetuo, соль мажор, Op. 11
  • Вариации на тему Non più Mesta, Op.12
  • Вариации на тему Di tanti Palpiti, Op.13
  • 60 вариаций во всех строях на генуэзскую народную песню Barucaba, Op. 14 (1835 г.)
  • Кантабиле, ре мажор, Op. 17
  • Moto Perpetuo (Вечное движение) до мажор
  • Кантабиле и вальс, Op. 19 (1824 г.)
  • Соната для большого альта (вероятно, 1834)
  • Вариации на струне G на тему из оперы Дж. Россини «Моисей»

После смерти

Когда Паганини умер, церковники запретили хоронить его прах на городских кладбищах, а о похоронах в Италии разговора не было и вовсе. Тут все сразу вспомнили все разговоры о сотрудничестве музыканта с дьяволом. В те годы такие слухи не игнорировали.

Ахиллу было всего 15 лет. Ему пришлось быстро повзрослеть, и потратить много времени, сил и денег, чтобы  все-таки захоронить прах отца в Италии. На это ушли годы. Еще: Ахилл сделал все, чтобы не повторить неприкаянную судьбу отца. Он не боялся любви – его-то не запирали в чулане со скрипкой! Он рано женился, был счастлив в браке и в 19 лет уже стал отцом.

Память

  • Конкурс скрипачей имени Паганини — проходит с 1954 года.

Легенды о Никколо Паганини

Превзойти мастерство гениального виртуоза до сих пор никто не смог. Он жил в мире музыки до конца, вводил людей в гипнотическое состояние, а человеческое невежество придумывало невероятные мифы и легенды.

В одном мифе он был фигляром и шутом, иллюзионистом и фокусником, занимался оккультными науками и магией. В этих подозрениях Паганини был виноват сам, так как в поисках идей, он злоупотреблял романтической таинственностью.

Очередным мифом было его восьмилетнее пребывание в тюрьме за убийство своей любовницы. Там его подвергают жесточайшим пыткам, избивают. Именно там, якобы он и научился играть на скрипке. Причем тюремщики рвали у него три струны, а он умудрялся играть на одной!

Легенды настолько живучи, даже учитывая их полную абсурдность. А на самом деле, правда только в том, что он был действительно непростым, импульсивным и чрезвычайно эмоциональным человеком, но в отношении с женщинами слабым и бесхарактерным.

Еще более восхитительно то, что, будучи изможденным болезнью, он умудрялся давать ошеломляющие концерты, другим в его состоянии было бы трудно даже передвигаться.

Мы очень мало знаем о Никколо. Его жизнь разнесли на мифы и легенды, и разобраться, где истина уже невозможно. Ему приписывали невероятные диагнозы, описывали его несносный и безответственный характер, но все это не лишает его высокого титула быть непревзойденным виртуозом.

Интересные факты

  • На своих концертах Паганини устраивал настолько фееричные представления, что наиболее впечатлительные слушатели теряли сознание.
  • Во время выступлений Никколо столь одержимо владел инструментом, что его не останавливали даже порванные струны.
  • Своей игрой на скрипке музыкант блестяще подражал игре на других инструментах, человеческой речи, пению птиц, за что был прозван «Южным колдуном».
  • Паганини наотрез отказывался сочинять католические псалмы, в результате чего постоянно конфликтовал с церковнослужителями.
  • Скрипач страдал сильной зависимостью от азартных игр, и, порой, проигрывал целые состояния. Избавиться от пагубной привычки он смог лишь после рождения наследника.

Дети и внуки Паганини

Как жил известный музыкант Никколо Паганини помешанный на скрипке

К этому моменту их многолетний роман уже перерос в мучительные для обоих отношения: Паганини охладел к ней и увлекался другими женщинами, а Антония устраивала ему шумные публичные сцены.

Однажды она при всех дала ему пощёчину, а в другой раз швырнула на пол футляр с его любимой «Пушкой» (скрипкой работы Гварнери) так, что тот разлетелся вдребезги, а скрипку чудом спас расторопный слуга (эти случаи Паганини описывает в своих письмах).

Когда сыну Ахиллу (Акилле) исполнилось три года, они расстались, и Паганини подал в суд на установление единоличной опеки над ребёнком. Вопрос был решён мирно: Антония согласилась отказаться от сына за хорошее вознаграждение. Впоследствии Паганини запрещал сыну встречаться с матерью и напоминал ему о том, что мать «его продала».

Когда родился Ахилл, Паганини было 43 года. Он был невероятно знаменит, очень болен и очень одинок. Сёстры и мать были далеко, и сын стал для него единственным утешением и отрадой.

Письма Паганини к мальчику светятся нежностью и обожанием.

«Эти несколько дней без тебя тянутся как десять лет. Когда я уезжаю от тебя, Бог свидетель! я едва терплю эту муку, и путешествие для меня — настоящая катастрофа».

Вся дальнейшая карьера Паганини была нацелена на то, чтобы обеспечить сыну достойное будущее. В итоге, когда он умер, Ахилл получил в наследство огромное имение в Парме, полумиллионное состояние (в долларах), коллекцию очень дорогих музыкальных инструментов и титул барона Вестфалии, который Паганини правдами и неправдами получил от императора Австрии Франца II, чтобы обеспечить высокий социальный статус сыну.

Сын Ахилл

Сын Паганини был очень миловидным и живым ребёнком. Он тоже учился играть на скрипке и отвечал на любовь отца бесконечной преданностью.

Как жил известный музыкант Никколо Паганини помешанный на скрипке

В последние годы жизни Паганини он стал для отца настоящей опорой — выполнял функции переводчика (он знал немецкий и французский и разбирал по губам слова лишённого речи отца), был его секретарём и сиделкой.

Всё это пришлось на совсем юные годы: к моменту смерти Паганини (после тяжёлой болезни) Ахиллу было всего 15 лет. На своих плечах он вынес все многолетние мытарства с захоронением тела: из-за того, что Паганини отказался перед смертью от причастия и подозрения в колдовстве, его много лет не разрешали хоронить на городских кладбищах.

Оставшись после смерти отца в огромном имении с дворцом и лесными угодьями площадью 30 га в полном одиночестве, Ахилл довольно рано женился. Его избранницей стала баронесса Паолина Пьенови. К девятнадцати годам он был уже отцом.

О жизни Ахилла известно мало. Судя по всему, он вёл жизнь богатого землевладельца, отца большого семейства и хранителя архива своего великого отца. Он занимался редактированием и изданием рукописей Паганини.

Внуки

Достоверно известно, что у Ахилла и Паолины было шестеро сыновей. Некоторые источники называют имена ещё четырёх детей, видимо, умерших в раннем возрасте.

Своего первенца Ахилл и Паолина назвали в честь отца Паолины — Андреа. Второй ребёнок получил имя Никколо. Остальных звали Луиджи, Атилла, Рикардо и Джованни.

Все они получили соответствующее их социальному статусу домашнее музыкальное образование, но никто из них не проявил какой-либо выдающейся одарённости.

Андреа Паганини — старший внук

Старший внук Паганини Андреа стал специалистом в области литературных переводов и знатоком древних языков. Своего сына он назвал именем знаменитого деда — Никколо.

Этот Никколо II (правнук Паганини) был более расположен к музыке (хотя профессионально занимался ремонтом лифтов и гидравлических прессов). Двум своим дочерям он дал консерваторское образование. Андреина закончила Миланскую консерваторию по классу скрипки, а Пинетта — по классу фортепиано.

Андреина и Пинетта

Правда, их исполнительская карьера длилась всего несколько лет — до замужества (в 1927 году). Но среди потомков Паганини они так и остались единственными продолжательницами профессии своего великого прапрадеда.

Сёстры Паганини (праправнучки великого скрипача) долго старались привлечь на музыкальную стезю своего музыкально одарённого племянника (прапраправнука Паганини) — Никколо III, и несколько лет настойчиво преподавали ему все консерваторские науки. Но у них ничего не получилось, потому что Никколо любил джаз)

Его сын, последний отпрыск этой ветви, тоже далёк от классики и предпочитает рок.

Сейчас эта ветвь рода Паганини живёт в Милане. Их дом, где хранятся некоторые семейные реликвии (например, пуговицы от камзола Паганини) — объект паломничества известных скрипачей. В своё время его посетили Давид Ойстрах, Иегуди Менухин и Генрик Шеринг.

Атилла — четвёртый внук Паганини

Атилла известен тем, что именно он занимался вопросом перезахоронения праха своего деда. Как известно, гроб с останками Паганини в результате скитаний был захоронен его сыном Ахиллом прямо на территории виллы Паганини.

Стараниями Атиллы было получено разрешение на его перезахоронение на городском кладбище Пармы. Все местные газеты писали об этой эксгумации 5 августа 1895 года.

Младший внук Паганини — Джованни

Младший внук Паганини стал наследником виллы в Парме. Там, в уединении, среди лесов с оленями и косулями и богатыми рыбой озерами и ручьями в прекрасном особняке выросли пятеро его детей.

Виллу пришлось продать в 1931 году. Теперь это собственность Института Святого Иоанна Крестителя.

Так вилла Паганини выглядит сейчас.Так вилла Паганини выглядит сейчас.

В роду Джованни тоже не было профессиональных музыкантов, зато он прославился долгожителями.

Дочь Джованни Гизелла (правнучка Паганини) родилась в 1911 году на пармской вилле Паганини, и в 2013 году отпраздновала своё 102-летие в доме ветеранов.

Она в центре, а справа от неё — её сын, праправнук Паганини — Джузеппе. В 2016 году она умерла в возрасте 105 лет.

А вот такой последняя правнучка Паганини была в молодости:

Её старшая родная сестра Паолаумерла в этом же возрасте (105 лет).

Об остальных внуках и правнуках Паганини практически ничего не известно. Большая их часть живёт сейчас в Аргентине и Бразилии.

Важный Р.S.

В известной у нас книге из серии ЖЗЛ «Никколо Паганини» (автор Мария Тибальди-Кьеза) есть такая фраза:

«В 1893 году гроб вырыли и вскрыли в присутствии внука музыканта – чешского скрипача Франтишека Ондржичека».

Франтишек Ондржичек внуком Паганини не является, и вообще никакими родственными узами с ним не связан, а сам факт этой эксгумации не подтверждается никакими документами.