Парацельс, знаменитый алхимик, врач, философ и мистик 16 века, был удивительным, загадочным, сложным и, на первый взгляд, противоречивым человеком. Одни считали его пьяницей и буяном, другие — женоненавистником, третьи, обвиняя его в ереси, боялись его ясного ума и острого языка, четвёртые молились на него, поклоняясь как магу и чудотворцу. Парацельс был истинным сыном эпохи Возрождения и таким же великим и сложным, как само то время. Он был, действительно, титаном, творцом новой эпохи и новой культуры.

Злоречивый Парацельс. Легендарный средневековый врач — гений или миф?

Как жил Парацельс - высокомерный и склочный алхимик, маг и врач из 16 века

В общественном сознании Парацельс предстает как врач-новатор, который чуть ли не первым стал полагаться в лечении и диагностике на опыт, а не на схоластику и авторитеты древних. И самое главное — он считается основателем современной фармакологии. Его имя стоит в одном ряду с Гиппократом, Авиценной, Галеном и другими великими врачами прошлого.

Именно таким его описывают в учебниках по истории медицины, и в романе братьев Вайнеров «Лекарство от страха». В 1989 по нему был снят популярный фильм, в котором Парацельс показан врачом, вынужденным сражаться со всем косным миром. Он проводит жизнь в постоянных скитаниях, поскольку его отовсюду гонят. В поисках мифического лекарства от всех болезней, ему удается сделать открытия, которые легли в основу современной фармакологии.

Кто такой Парацельс?

Псевдоним Парацельс он придумал самостоятельно. В переводе с латыни псевдоним означает «превзошедший Цельса».

Для справки: «Цельс – это древнеримский энциклопедист и знаток медицины, который жил в I веке до н. э.». Настоящее имя Парацельса звучит Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм. Он родился 24 октября 1493 года в городе Эг в семье людей тесно связанных с медициной. Именно по этому он и посвятил всю свою жизнь изучению медицины. В 16 лет он навсегда ушел из дома и посвятил всего себя обучению. Он обучался в Германии, Швейцарии и Италии, где и черпал по крупице свои знания в разных областях. Его самым именитым учителем был Иоганн Тритемий, который считался величайшим специалистом в области астрологии, алхимии и магии. В итоге он получает звание доктора медицинских наук. После получения звания доктора, он отправляется в путешествие по миру, где получает врачебную практику. Он занимал посты как городского врача, так и военного на полях боевых действий.

Биография

«Популярная механика» выпустила подборку на любопытную тему «Как лечили венерические заболевания в прошлом», где раскрывались секреты старинной медицины. В Древнем Египте, например, прибегали к сандаловому маслу и мазям с травами, чесноком и толченым коровьем рогом, эллин Соран Эфесский рекомендовал носить на теле свинцовые гири, а с Парацельса, творившего в эпоху Ренессанса, началось увлечение ртутью.

Детство и юность

За давностью лет не сохранилась точная дата рождения одного из основателей современной медицинской науки, поэтому потомкам приходится довольствоваться только примерными годами — 1493-м или 1494-м. Хотя одни источники считают днем его прихода в этот мир 10 ноября 1493-го, иные — 17 декабря.

На свет он появился в швейцарской деревушке Эг: отец Вильгельм, происходивший из обедневшего дворянского рода, трудился химиком и врачом, мать Эльза числилась суперинтендантом в больнице при католическом монастыре.

В 1502-м женщина умерла, и вдовец с сыном перебрались в Филлах, где родитель продолжил свое благородное дело. Благодаря ему Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (таково полное имя ученого) получил блестящее домашнее образование: знал основы хирургии, терапии, ботаники, минералогии, свободно ориентировался в азах алхимии и т. д. Также подросток вникал гуманитарным и богословским знаниям в школе при аббатстве Санкт-Пауль-им-Лавантталь.

В 16 лет юноша покинул отчий дом и отправился на учебу в Базельский университет, а затем получил докторскую степень в Университете Феррары. С 1517-го жизнь Парацельса состояла из сплошных путешествий: в качестве военного медика он объездил почти всю Европу, ходили слухи, что он добрался до Северной Африки, Палестины, России и Константинополя и даже побывал в татарском плену.

В 1525-м целитель занялся преподаванием в Университете Фрайбурга, на следующий год получил гражданство в Страсбурге, чтобы иметь разрешение на частную практику, а уже в 1527-м — лицензию врача и право на чтение лекций в родном University of Basel. Причем занятия он вел на немецком языке, а не на латыни, что сделало их доступными каждому.

Личная жизнь

До наших времен не дошли сведения о личной жизни великого новатора, поэтому доподлинно не известно, имелись ли у него жена и дети. Зато сохранилась информация о характере, внешнем виде и привычках.

Высокомерный и склочный Парацельс, портреты которого писали художники Августин Хиршфогель, Квентин Массейс и Питер Пауль Рубенс с учеником, не мог похвастаться красотой: мужчина с рождения имел горб, большую голову и худые кривые ноги. Он не чурался ничего человеческого: любил сквернословить, выпить (причем, и до лекций), эпатировать одеждой и непристойностями. За ним также закрепились противоречивые звания мага и прорицателя.

Кое-что мы все же знаем

Что мы знаем о великом ученом эпохи Возрождения?

Что он был медиком, алхимиком, провидцем.

…Что единственный прижизненный портрет Парацельса был написан фламандским художником Квентином Массейсом. Картина не сохранилась, остались лишь сделанные в XVII веке ее копии.

…Что в литературе имя Парацельса встречается значительно чаще, чем в искусстве. Так, в произведении Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса» к магистру, мечтающему об ученике, приходит молодой человек и просит взять его в ученики. Единственным условием незнакомец ставит демонстрацию чуда — сожжение розы и её воскрешение. После диалога, насыщенного философскими размышлениями, молодой человек сам сжигает розу и требует от Парацельса подтвердить свою славу и оживить её. Парацельс говорит, что правы те, кто утверждают, что он шарлатан, выпроваживает юношу — и оживляет розу одним словом.

…Что в романе английской писательницы Мэри Шелли «Франкенштейн» главный герой находился под сильным влиянием трудов и идей Парацельса, что и определило его стремления.

…Что Парацельс — один из главных героев романа братьев Вайнеров «Лекарство против страха», прототип отца главного героя Ван Хоэнхайма в манге и аниме «Стальной алхимик», одно из главных действующих лиц фильма «Вход в лабиринт».

…Что средневековый ученый часто упоминается в рассказах Г. Ф. Лавкрафта как автор оккультных трудов и алхимик, чьи произведения наряду с произведениями других ученых-оккультистов эпохи Возрождения используются героями в мистических целях, например, при воскрешении мертвецов.

Вот, пожалуй, и все.

Еще известно, что гении эпохи Возрождения редко ограничивались одной наукой или искусством, с переменным успехом берясь за все, что увлекало пытливые умы. Именно таким человеком Возрождения был Парацельс — естествоиспытатель, алхимик, философ, путешественник, но прежде всего врач.

По стопам отца-медика

Вильгельм Бомбаст фон Гогенгейм, отец Парацельса, был медиком. Он принадлежал к знатному роду, но наука его интересовала куда больше, чем рыцарские подвиги. Недовольные этим родные лишили его наследства, и Вильгельм оставил отчий дом. Он отправился в швейцарский городок Айнзидельн у самого подножия Альп, где лечил монахов в местном монастыре. Вскоре он женился на сиделке Элизе Окснер, и в ноябре 1493 года у них родился первый и единственный сын.

Малыша назвали Филиппом, а позже он взял себе еще два имени — Ауреол, что зна-чит «золотой», и Теофраст — в честь знаменитого древнегреческого ученого. Этими пышными именами отпрыск рода Гогенгеймов в соответствии со средневековой традицией пытался изменить свою судьбу. Дело в том, что мальчик родился уродом — тщедушное тело, громадная голова, кривые ножки. Соседские мальчишки швыряли в него камни, их родители смотрели кто сочувственно, а кто и злорадно.

А потом случилась трагедия — когда шестилетний Филипп пас гусей под стенами крепости, какой-то пьяный солдат-наемник оскопил его.

— Такому отродью, как ты, незачем плодиться, — сказал мерзавец, оставив ребенка истекать кровью на лугу. Мальчик сумел доползти до дома, и отец выходил его.

С тех пор он, и прежде нелюдимый, вообще не выходил из дома, а его лучшими друзьями стали-книги из обширной отцовской библиотеки — в основном, по медицине. Скоро его мать умерла, и Филипп с отцом перебрались в городок Виллах в Каринтии. Вильгельм фон Гогенгейм был полон решимости сделать из сына врача — тот родился под знаком Скорпиона, который благоприятен для лекарей, и к тому же только так несчастный калека мог бы заработать на пропитание.

Забросив пациентов, доктор день за днем обучал мальчика основам тогдашней медицины. А она была в ту эпоху весьма причудливой: методы лечения зависели от времени года и положения светил, лекарствами были травы, змеиный яд, коровья моча. В ход шли и человеческие останки; например, эпилепсию лечили порошком из высушенного черепа, а опухоли — рукой мертвеца, которой полагалось потереть больное место. Из сожженных костей счастливых супругов приготовляли возбуждающий любовный напиток.

Но главным лекарством считался вожделенный философский камень, который безуспешно искали многие поколения мудрецов. Каждый врач того времени был по совместительству алхимиком, умел составлять гороскопы, знал заклинания, позволяющие вызывать духов. Каждой болезнью «владели» духи одной из четырех стихий — сильфы (воздух), гномы (земля), ундины (вода) и саламандры (огонь). Если доктор находил с ними общий язык, больной мог выздороветь.

Первые университеты

Как жил Парацельс - высокомерный и склочный алхимик, маг и врач из 16 века

Прилежно впитав в себя все эти премудрости, Филипп уже в 16 лет превзошел познаниями отца. Тот устроил его в ученики к аббату Иоганну Тритемию (1462-1516), автору знаменитых в ту пору трактатов о тайных науках. На прощание Вильгельм вручил сыну семейную реликвию — меч, на эфесе которого был изображен герб Гогенгеймов: три черных шара на серебряном луче.

С этим мечом медик не расставался всю жизнь, и завистники шептались, что в нем заключены три демона, которых чародей заставил себе служить. От ученика Тритемия этого можно было ждать — аббата упорно обвиняли в черной магии, а один из его учеников, Корнелий Агриппа, прославился на всю Европу как чародей, ставший прототипом гетевского Фауста.

Но Филиппу быстро надоели магические круги и демоны с непроизносимыми именами. Он хотел заниматься медициной, к которой Тритемий был равнодушен.

Юноша отправился в Италию, в знаменитый Феррарекский университет, но и там его ждало разочарование. Профессора обучали студентов по трудам Гиппократа и Галена, написанным тысячелетия назад, словно все это время наука стояла на месте.

Поэтому, получив в 23 года степень доктора, Филипп покинул Феррару, решив учиться не у книг, а у жизни. Позже он писал: «Влюбленный может пройти длинный путь, чтобы увидеть обожаемую им женщину. Насколько же сильнее тяга любящего мудрость, что заставляет его скитаться в поисках его божественной возлюбленной!» Именно тогда он и взял себе прозвище Парацельс — «подобный Цельсу», римскому врачу и философу, которого Филипп считал образцом ученого.

Аббат-бенедиктинец Цельс из немецкого Триттенхайма прославился не столько как оккультист и историк, весьма вольно обращавшийся с фактами, сколько как основатель науки о шифрах — криптографии. А еще он был кропотливым библиографом, описавшим 9000 произведений, созданных великими авторами Средневековья.

«Знание не станет бегать за нами…»

Сначала Филипп отправился в Тироль, в серебряные копи купца Зигмунда Фуггера. Ставя на пару с их владельцем алхимические опыты, он узнал все о металлах и минералах. Дальше его путь лежал в Германию, Францию, Испанию. В Италии, где французы воевали с немцами, он недолгое время был врачом в армии императора Карла V, но вскоре дезертировал. Он уже придумал свой девиз: «Не может принадлежать другому тот, кто принадлежит самому себе».

Правда, скоро он опять оказался на военной службе — в армии датского короля Кристиана IV, захватившей Швецию. После этого неугомонный Парацельс появился в Литве, потом в Польше и даже, вполне вероятно, на Руси — по некоторым его воспоминаниям можно заключить, что он был взят в плен совершившими набег на Москву татарами и увезен в Крым. Там Парацельс сумел вылечить самого хана от болезни, за что получил свободу и отправился вместе с ханским сыном в Стамбул, где некий «посвя-щенный» Соломон Трисмозин будто бы открыл ему секрет философского камня.

Парацельс презрительно отзывался об алхимиках, ищущих философский камень для превращения металлов в золото. Сам он был занят созданием эликсира жизни, дарующего бессмертие.

— Настоящая цель химии, — говорил он, — заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств.

Ходили слухи о еще более необычных странствиях ученого — в Египет, в Сирию и даже в далекую Индию. Он писал: «Знание, для которого мы предназначены, не ограничено пределами нашей собственной страны и не станет бегать за нами, но ждет, пока мы не отправимся на поиски его. Никто не сможет овладеть практическим опытом, не выходя из дома. Те, что остаются дома, возможно, живут спокойнее и богаче, но я не желаю ни спокойствия, ни богатства».

Десять лет Парацельс не был на родине. Сам он говорил:

— Я гонялся за моим искусством с опасностью для жизни и не стыдился учиться ему у бродяг, палачей и цирюльников. Мое учение было испытано не хуже серебра, в ни-щете и заботах, борьбе и нужде.

В 1524 году он вернулся в Германию — нищим, но полным решимости перевернуть медицину. Первым делом Парацельс открыто заявил: старые трактаты и латинские заклинания бесполезны, врачу поможет лишь практический опыт.

— Кто ищет истины, тому надо в мою монархию! — провозгласил он. — Не я возвеличиваю себя, природа возвеличивает меня, ибо я следую ей. Идите за мной, а не за Авиценной, Разесом, Галеном! Ты, грек, ты, араб, ты, еврей; вы за мной, а не я за вами!

В своей книге «Большая хирургия» медик обобщил опыт своих путешествий по Европе: «Теория врача есть опыт, никто не может стать врачом без науки и опыта».

«Я не нравился никому, кроме своих больных»

В пылу споров он обзывал своих оппонентов «тупоголовыми ослами» и «пробковыми дубами», называл всех врачей скопом «невежественными лекаришками, которых дьявол послал издеваться над больными». Понятно, что любви у коллег Парацельс не вызывал.

Сначала его изгнали из Зальцбурга, обвинив в ереси, и это обвинение преследовало ученого до конца дней. В Баден-Бадене он вылечил от дизентерии маркграфа Филиппа I, который не заплатил ему ни гроша. Вылеченный им базельский книгопечатник Фробен оказался более признательным: он выхлопотал для своего спасителя должность городского врача и профессора медицины.

В Базеле Парацельс быстро прославился не только врачебным искусством, но и экстравагантным поведением. Его ученик Иоганн Опорин вспоминал:

— Почти два года я общался с Парацельсом и жил у него, и за это время видел, что он пьет и днем, и ночью, и вряд ли хоть час или два в сутки бывает трезвым. Но даже когда он приходил домой в стельку пьяным и начинал диктовать что-либо из своей философии, все выходило у него столь складно и умно, что ни один трезвенник не смог бы улучшить ни строчки.

«Учитесь у природы, книги никого не сделали врачом»

Терпели его только из-за чудесных лекарств, которыми он лечил горожан. Одно из них, алкагест, якобы, имело омолаживающий эффект. Другое, зенекстон, спасало от всех напастей, включая чуму, отравление ядом и колдовство. Сохранился рецепт его изготовления: истолочь «около восемнадцати» сушеных жаб, добавить мышьяк, янтарь, жемчуг, коралл и менструальную кровь девственницы и так далее.

К чудо-доктору потянулись ученики со всей Германии. Вместо заучивания рецептов он водил их по больницам, совершал с ними походы в леса и в горы, где рассказывал о лечебных свойствах трав и минералов.

— Все может быть лекарством, — любил говорить он, — и все может быть ядом. Разница только в дозе. Учитесь у природы, — повторял он снова и снова. — Книги никого не сделали врачом.

В конце концов в ночь на Ивана Купалу Парацельс разжег во дворе университета костер и побросал туда трактаты Галена и Авиценны. Это вызвало возмущение врачей, а тут еще Парацельс обвинил их в том, что они нарочно выписывают больным дорогие лекарства, деля прибыль с аптекарями.

Предательство ученика

Подумав, эскулапы подкупили его любимого ученика Опорина, и тот перед лицом городского совета обвинил учителя в колдовстве и безбожии:

— Я никогда не видел, чтобы он молился или читал Писание… Он утверждал, что никто еще не понял истинного смысла как Ветхого Завета, так и Нового, что трактуют только внешнюю оболочку, не проникая в суть.

Как раз тогда Германию потрясла проповедь Мартина Лютера, и Парацельс явно сочувствовал Лютеру, а за это вполне можно было угодить на костер. Предупрежденный о доносе друзьями, он успел бежать из Базеля.

Впоследствии Опорин раскаялся в своем предательстве и красочно описал свою жизнь у Парацельса дома, где в алхимическом тигле постоянно кипело какое-то варево, а по стенам теснились ящики, корзины и колбы с сырьем для опытов. Чудо-доктор будто бы умел предсказывать будущее и делать золото:

— Он тратил очень много денег, так много, что порой у него не оставалось ни гроша, а на другой день снова был полный кошель золота, что меня весьма удивляло.

Опорин вспоминал про настоящие чудеса учителя:

— Свой «лауданум» — так он называл пилюли в форме мышиных экскрементов, которые давал больным только в случаях крайней необходимости, — он превозносил до небес и хвастливо заявлял, что может с их помощью вернуть к жизни даже мертвого. Оно и в самом деле было так: человек, лежавший, казалось, уже при смерти, вдруг снова вставал на ноги.

Но против старорежимных эскулапов врачебные успехи Парацельса оказались бессильны. Его изгоняли из одного города за другим, и каждый раз за ним следовала толпа учеников. Все они пытались узнать секрет философского камня, способного получать любые вещества, а главное — золото.

В Германии, кажется, не осталось ни одного города, готового приютить медика. Парацельса одолевали мрачные предчувствия, и он, прежде ревниво скрывавший от посторонних свои рецепты, решил сохранить их для потомков. Его ученики рассказывали, что, ночуя в придорожных трактирах или просто в стогу сена, он писал трактаты, забывая и о еде, и о сне.

До нас дошли его сочинения, посвященные как медицине, так и оккультным наукам, философии, биологии, предсказанию погоды и истории. Парацельс написал и трактат, посвященный гомункулу — искусственному человеку. Медик утверждал, что овладел искусством его создания.

Жизнь налаживается?

В Нюрнберге, столице немецкого книгопечатания, Парацельс договорился об издании своих трудов. Но, не удержавшись, разругал в одном из них врачей, лечащих сифилис корой заморского гваякового дерева. Обиженные эскулапы настояли на запрете его книг и выдворении смутьяна.

К счастью, его пригласил к себе тяжело больной бургомистр швейцарского городка Санкт-Галлен, где ученый безбедно прожил полгода и написал за это время главный свой трактат «Парамирум» — о происхождении разных болезней. После его отъезда бургомистр не только полностью излечился, но и внезапно разбогател — уверяли, что гость открыл ему секрет философского камня.

После Санкт-Галлена Парацельса заметили в горном кантоне Аппенцелль, где ученого внезапно охватило благочестие — он пешком ходил по округе, проповедуя недоверчивым крестьянам слово Божье. В другом кантоне ему удалось победить эпидемию чумы с помощью нехитрых санитарных мер (во Франции то же самое тогда делал Нострадамус).

Парацельса уже не изгоняли из городов как еретика, но книги его по-прежнему не издавались.

Только в 1536 году жизнь ученого начала меняться к лучшему. В Аугсбурге вышла его первая книга — «Большая хирургия». Тогда же он вылечил полупарализованного, страдающего водянкой маршала Богемии. В Пресбурге его, наряженного в бархатный камзол и опоясанного любимым мечом, приветствовала вся местная знать. В Вене его дважды принимал император Фердинанд.

Еретик и пьяница в мгновение ока стал первым доктором Германии. Его ждали кафедры в университетах, знатные пациенты сулили за его визит любые деньги.

Последние годы жизни

В конце 30-х годов ученый наконец осел в Зальцбурге, найдя заступника и покровителя в лице пригласившего его в этот город герцога Эрнса, которого также интересовали тайные знания. В Зальцбурге Парацельс смог полностью посвятить себя исследованиям, опытам и написанию книг. Он жил в доме на окраине города. В нем располагалась лаборатория, а также кабинет, в котором врач принимал больных.

24 сентября 1541 года величайший ученый умер после не слишком продолжительной болезни в небольшом гостиничном номере на набережной города. Парацельс ушел из этого мира всего в 48 лет. Его похоронили на местном кладбище.

Точная причина смерти гениального медика средневековья неизвестна. Наиболее правдивым вариантом современные ученые считают убийство из зависти. Эта версия выдвигалась и среди друзей Парацельса. У него было немало врагов среди врачей, которые завидовали его успеху и обширным знаниям. Считается, что кто-то из завистников нанял убийцу, который проломил череп доктора. Это привело к смерти только через несколько дней.

Тайна смерти не разгадана…

Но здоровье Парацельса было уже подорвано алкоголем и долгими годами скитаний. В сентябре 1541 года он приехал в Зальцбург и остановился в гостинице «Белый конь», где его свалила тяжелая болезнь. Предчувствуя скорый конец, он огласил завещание, велел отслужить по нему мессу и раздать немногие оставшиеся у него деньги нищим. 24 сентября он скончался.

— Смерть не что иное, как отдых после дневной работы, — не раз говорил Парацельс.

По другой версии, обстоятельства смерти Парацельса были иными. Зальцбургские врачи, завидовавшие пришельцу и опасавшиеся, что он оставит их без работы, пригласили ученого на обед, во время которого затеяли ссору, воспользовавшись известной всем вспыльчивостью Парацельса. В итоге гостя выбросили из окна третьего этажа, и он разбил голову о камни. Это много лет спустя подтвердил врач Земмеринг, во время перезахоронения ученого осмотревший останки, — в черепе была обнаружена трещина. Впрочем, версия насильственной смерти от рук коллег весьма сомнительна: зальцбургские медики вряд ли решились бы убить любимца императора.

По свидетельству архивариуса Зальцбургского госпиталя, все имущество умершего Парацельса состояло из двух золотых цепей, нескольких колец и медалей, нескольких ящиков с порошками, мазями и химическими приборами и реактивами. Он оставил после себя Библию, Евангелие, указатель библейских цитат и серебряный кубок, который завещал монастырю в Швейцарии.

Парацельса с почетом похоронили у церкви святого Себастьяна, отразив в надгробной надписи главные заслуги: излечение «моровой язвы, проказы, водянки и других неизлечимых болезней», а также открытие «химического золота», под которым обычно понимали философский камень.

Хотя с современной точки зрения то, чем занимался Парацельс, было чистой воды магией, сам он называл это наукой и считал самым важным делом на свете. Он отвергал любые авторитеты, не исключая авторитета церкви, во главу угла ставил опыт и результат. И уже поэтому, прожив всего 48 лет и не совершив никаких доказанных открытий, завоевал себе место в истории человечества.

В надписи на надгробии следовало бы упомянуть главную заслугу Филиппа Ауреола Теофраста Парацельса Бомбаста фон Гогенгейма: он действительно был основателем современной науки.

Мировоззрение Парацельса

Как жил Парацельс - высокомерный и склочный алхимик, маг и врач из 16 века

Согласно Парацельсу, человек состоит из следующих семи принципов или, точнее говоря, из семи модификаций одной первоначальной сущности:

  1. Элементарное тело
  2. Archeus (первопричина)3. Звездное тело4. Животная душа5. Разумная душа6. Духовная душа7. Человек нового Олимпа

По мнению Парацельса:

Человек есть дух, и он имеет два тела, неразрывно связанных воедино, — элементарное и звездное. Эти два тела образуют одного человека. Когда человек умирает, элементарное тело его возвращается к элементам земли. Земля поглощает целиком три низших его начала, и ничего не остается от телесной формы. Наиболее материальные части звездного тела подвергаются подобному же разложению. Это тело создано из звездных (астральных) элементов и не зависит от физических субстанций. Оно подвержено влияниям планет, и, как элементарное тело, разлагается на элементы, из которых возникло, так же и звездное тело в надлежащее время распадется на звездные элементы, к которым принадлежит его вещество. Звездное тело пребывает вблизи разлагающегося физического тела до тех пор, пока само не распадется под действием звездных влияний. Два тела были сподвижниками в течение жизни, и разделяет их лишь смерть. Вследствие этого они естественно пребывают одно возле другого некоторое время после смерти, пока не будут поглощены своими стихиями — одно в могиле, другое — в воздухе. Разложение элементарного тела требует некоторого времени, сообразно его качествам и качествам среды, в которой оно пребывает; так же и звездное тело может распадаться быстро или медленно сообразно связям его частиц и качеству и силе звездного влияния на него. Элементарное тело материально телесно; звездное тело бесплотно. Элементарное тело видимо и осязаемо; звездное тело невидимо и неосязаемо для нас, но видимо и осязаемо для существ схожей природы. Элементарное тело не может по своей воле покидать место, где было захоронено после смерти; звездное тело перемещается на то место, к которому притягивают его желания.

Алистер Кроули о Парацельсе

Алистер Кроули в своих работах неоднократно упоминает о Парацельсе и ссылается на его идеи. В своем юношеском стихотворении «Прощании Парацельса с Априле», он выразил свои представления об испытаниях, которые могут ожидать соискателя на Пути. В работе Сердце Мастера Кроули упоминает Парацельса, обошедшего «всю Европу и начавшего распространять новые методы, основанные на глубоком понимании истинных материальных законов» среди членов мистического Братства.

В Книге Алеф Кроули пишет:

Задумайся о том, как при помощи Вина можно воздействовать на Разум, изменяя Состояние Тела; и наоборот, вспомни, как Теофраст Парацельс, противопоставляя Действию Вина физические Упражнения, достигал известного Очищения и Экзальтации. Но будь он и в семь раз более велик, он не добился бы того же Результата с Купоросным Маслом.

В Магии в теории и на практике Кроули также упоминает о Парацельсе:

Парацельс ставил во главу угла врачевание болезней и продление жизни, хотя величайшими его достижениями современные мыслители считают открытие опиума, цинка и водорода, так что нам он представляется химиком не в меньшей степени, чем Ван Гельмонт, который ввел в науку понятие газа и так вошел в число тех редких гениев, которым удалось обогатить свод человеческих знаний некой важной фундаментальной идеей.

По словам юрского чародея, чтобы призвать Дьявола, достаточно лишь воззвать к нему всей своей Волей.

В своем эссе Звезда видна он упоминает работы Парацельса в качестве примера, исследовательских работ с изложением своих познаний о Вселенной и с предложениями, способствующими ее благу и развитию, которые должен подготовить и опубликовать Свободный Адепт в магической системе A.’.A.’..

Парацельс входит в список Гностических Святых, содержащейся в Liber XV. Гностическая Католическая Церковь. Каноническая Месса, а также в символический перечень членов правомочных ассамблей О.Т.О., опубликованный в Liber LII. Манифест О.Т.О..

Творчество

Парацельс является автором многих текстов, посвященных медицине, астрологии, философии и богословию. Также ему приписываются некоторые работы, которые в действительности ему не принадлежат. При его жизни были изданы следующие произведения:

  • Intimatio. Basel 1527 (Einladung und Programm zu den Vorlesungen; der Text ist erhalten, aber kein Exemplar des originalen Druckes überliefert).
  • Vom Holtz Guaiaco gründlicher heylung. Friedrich Peypus, Nürnberg 1529.
  • Von der Frantzösischen kranckheit Drey Bücher (о сифилисе ), Nürnberg 1530.
  • Von der Bergsucht oder Bergkranckheiten (о шахтерских болезнях), 1534 г.
  • Von dem Bad Pfeffers in Oberschwytz gelegen. (Christoph Froschauer, Zürich) 1535.
  • Die große Wundarzney («Великая книга хирургии»), Ульм, 1536 г. (Ганс Варнье); Аугсбург 1536 г. (Хайнрих Стайнер (= Штайнер)), Франкфурт 1536 г. (Георг Рабен / Вейганд Ханен).

Большинство сочинений Парацельса опубликовано посмертно: «Opus paragranum» (1565), «Liber paramirum» (1575). В XX веке началось издание полного собрания сочинений Парацельса. Пока оно не закончено.

Библиография

  • Проскуряков В. Парацельс. Серия: Жизнь замечательных людей. М.: Журнально-газетное объединение. 1935.
  • Койре А. Парацельс // Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. 170 с.
  • Гартман Франц. Жизнь Парацельса и сущность его учения. Серия: Древняя мудрость. М. Алетейя. 1998.
  • Зорина Е. В. Парацельс // Дельфис № 24(4/2000).
  • Майер П. Парацельс — врач и провидец.. М., 2003.
  • Гундольф Ф. Парацельс. СПб.: Владимир Даль, 2015. 191 с.

Труды Парацельса по алхимии и магии

Алхимия

  • De Tinctura Physica (О целебной тинктуре).
  • Liber Vexationum (О раздражении).
  • Thesaurus Alchemistarum (Сокровище алхимии).
  • De Cementis (О связях).
  • Cementum super Venerem et Marte (Союз Венеры и Марса).
  • Das Manuale de Lapide Philosophorum (Наставление о Философском камне). (Рукопись.)
  • Ratio extrahendi ex omnibus metallis Mercurium, Sulphur, et Crocum (Как выделить из всех металлов содержащиеся в них Ртуть, Серу и Крокум). (Рукопись.)

Магия

  • De divinibus operibus et secretis naturae (О Божественных творениях и тайнах Природы).
  • De sagis earumque operibus (О колдунах, ведьмах и их ремесле).
  • De Daemonicis et Obsessis (О злых духах и одержимости).
  • De somniis (О снах).
  • De sanguine ultra mortem (О состоянии крови после смерти).
  • De animalium hominum post mortem apparentibus (О душах людей, появляющихся после смерти).
  • De virtute imaginativa (О силе воображения).
  • De characteribus (Характеры).
  • De Homunculis et Monstris (Гомункулы и монстры).
  • De Philosophia occulta (Об оккультной философии).
  • De Imaginationibus (О воображении).
  • Philosophia Paracelsi (Философия Парацельса).
  • Vom Fundamente und Ursprung der Weisheit und Kuenste (Об основании и происхождении Мудрости и искусств).
  • Fragmenta (Фрагменты).
  • Philosophia sagax (Критическая философия).
  • Erklaerung der ganzen Astronomie (Объяснение астрономии). (Рукопись Монтануса.)
  • Practica in Scientiam Divinationis (Наставление в науке предсказаний).
  • Fragmenta (Фрагменты).
  • Erklaerung der natuerlichen Astronomie (Объяснение природной астрономии).
  • Das Buch Azoth seu de ligno Vitae (Книга Азота, или О Древе жизни).
  • Archidoxes Magicae (Основные начала магии) (семь книг).
  • Auslegung von 30 magischen Figuren (Объяснение тридцати магических рисунков).
  • Prognostication zukuenftiger Geschichten auf 24 Jahre (Пророчество на 24 года). (Печатное издание.)
  • Vaticinium Theophrasti (Предсказания Теофраста).
  • Verbesserte Auslegung Theophrasti (Толкования).
  • Fasciculus Prognosticationum Astrologicarum (Астрологические предсказания).

Философское учение Парацельса

Взгляды Парацельса очень многообразны. Некоторые считали Парацельса великим врачем и учёным, а другие считали его просто шарлотаном. Получив огромный опыт в медицинской практике, в 1527 году городской совет Базеля назначил его профессором физики, медицины и хирургии. Он читал лекции по медицине в Базельском университете. Его отличие от остальных преподавателей было в том, что он читал лекции студентам из своих личных наблюдений и опыта, а не повторяя слова Авиценны, Гиппократа и Галена. Его коллеги с призрением относились к учению такого рода, потому что они не были документально подкреплены. Сам Парацельс критично относился к представлениям древней медицины, считая ее очень несовершенной.

Он критиковал врачей не имеющих знаний по химии, потому что без знаний химии невозможно лечить людей. Он утверждал, что человек состоит из набора химических элементов, которые в человеческом организме находится в постоянном равновесии. При отклонении от равновесия, то есть если не хватает каких-либо элементов или наоборот их становится больше – возникают болезни. Придерживаясь этого знания, он успешно лечил на тот момент неизлечимые болезни. Ещё одним его учением было, то, что даже обыденные вещи могут быть смертельными, а яды в определенных дозировках целебными. Такие учения Парацельса, на сегодняшний день не выглядят столь безумными, как считали его коллеги в то время. И сегодня его можно считать настоящим родителем современной фармацевтики.

Скитания

Парацельс путешествует по Германии, Франции, Венгрии, Нидерландам, Дании, Швеции, посещает несколько известных учебных заведений, получает докторскую степень в Университете Феррары. В России побывал в плену у татар, был в Константинополе, затем отправился в Египет, Аравию и на Святую Землю. Везде он искал практикующих врачей, узнавал у арабских химиков передовые технологии, неизвестные в Европе. Позже он советовал своим студентам: «Врач должен искать общение с цыганами, гадалками, знахарками, колдунами, бродячими племенами, грабителями и другими преступниками и учиться даже у них».

Он получил хирургическую подготовку в армии Габсбургов, где имел возможность познакомиться с лечением ранений. В то время было принято прижигать раны горячим маслом и накладывать различные мази, что часто приводило к инфицированию и ампутации и/или смерти. Услышав шутку солдат, что раны заживают лучше, если перевязать оружие, а не рану, Парацельс начал экспериментировать. Он отметил, что простое очищение и осушения раны более успешно, чем привычные мази и пришел к выводу: «Если предотвратить инфекцию, природа исцелит рану сама».

Парацельс в науке и медицине

Как уже говорилось выше, Парацельс был очень успешен в разных науках, но его призванием считается медицина. Он говорил что настоящая цель алхимии не добыча золота, а лекарств. Что касается химии, он является человеком, который дал название такому элементу как цинк, использовав написание zincum. Что касается медицины, он успешно практиковал свои полученные навыки в лечении болезней. Благодаря своим опытам, он написал несколько книг. Одной из которых является собрание заметок о происхождении и протекании болезней, которое он назвал «Парамирум». Одним из главных его достижений является объяснении природы и причин такой болезни, как Силикоз. По его трудам была индефицирована такая болезнь как рак лёгких. Самое интересное то, что Парацельс знал как лечить очень много болезней, даже те которые считаются неизлечимыми до сих пор.

Медицинская карьера

В 1526 году Парацельс вернулся в Страсбург, где присоединился к гильдии хирургов и был назначен врачом города Базеля, одновременно читая лекции по медицине в университете. Парацельс подверг резкой критике аптекарей, других медицинских работников. Он опубликовал брошюру, в которой в категорической форме высказался против использования теорий Галена и Авиценны, назвав их бесполезными и отметив, что последователи ученых не могли даже диагностировать заболевания. Возмущенные сотрудники медицинского факультета потребовали запретить Парацельсу преподавать, на что тот заявил: «Я никогда и не просил вашего одобрения». Он читал лекции на немецком языке, а не на привычной латыни, выдвинул новые идеи по изготовлению лекарств, внедрил использование полезных ископаемых для лечения болезней, рекомендовал ставить диагноз, основываясь на пульсе и анализе мочи. Во время празднования студенческого Дня Святого Иоанна в середине лета, он сжег «Канон» Авиценны и классические медицинские тексты на городской площади, чтобы продемонстрировать свое мнение о них.

Вклад в медицину

Парацельс считал, что практическая медицина должна быть основана на опыте, наблюдении, эксперименте. Он первым отметил, что именно вдыхаемая пыль, а не подземные духи являются причиной патологий легких у шахтеров. Ученый связал возникновение зоба с недостатком жизненно важных элементов в питьевой воде, обнаружил связь между зобом у взрослых и кретинизмом у их детей.

Парацельс выявил, что определенные заболевания вызываются «токсичными» элементами воздуха – понятие, которое позже привело к открытию бактерий и вирусов как причины многих патологий.

Парацельс считал безумие болезнью, а не одержимостью демоническими духами, призывал относиться к душевнобольным с добротой. Он также уверял, что многие симптомы и заболевания имеют психологические причины.

Парацельс является пионером в использовании химии в медицине, он применил ртуть для лечения сифилиса, признал роль минералов в некоторых болезнях, придумал слово «алкоголь» и назвал элемент «цинк».

Мистическая сторона личности Парацельса

Мистическая сторона личности Парацельса затрагивает разные аспекты деятельности. Как уже говорилось выше, он добился больших успехов в медицине, так как лечил огромное количество болезней. Мистики считали, что Парацельс владел так называемой «Панацеей». Для справки:

Панацея – это лекарство от всех болезней.

Мистики предполагают, что с помощью Панацеи, он мог даже воскрешать мертвых. Парацельс большую часть жизни путешествовал и черпал знания у разного типа людей. В их число входили маги, колдуны, ведьмы, некроманты, великие учёные и обычные люди. Помимо этого круга, он общался и с обычными людьми, в число которых входили: пастухи, торговцы и просто бродяги. За такие поиски информации, он становился предметом насмешек своих коллег. Ван Гельмонт утверждает, что в 1521 году, Парацельс получил «Философский камень» от адепта по имени Соломон Трисмозин. Предполагается, что и «Панацею» передал ему именно этот человек.

Смерть Парацельса 24 сентября 1541 года так же очень загадочна. Он, якобы, умер в номере гостиницы «Белая лошадь» после непродолжительной болезни. То есть, он всю жизнь лечил болезни, даже неизлечимые, а потом сам умер за несколько дней в отеле. Очень загадочно… не так ли? Причем, ему приписывают начало создания тайных обществ!