Южный полюс Земли — местность с экстремальными условиями для пребывания. Здесь не живут никакие организмы, кроме единичных представителей бактерий-экстеремалофилов, по этой же причине южный континент не может всесторонне изучить человек.
Единственной антарктической станцией России до настоящего времени остается «Восток». Она находится на расстоянии в 1253 км от географического полюса и в 1260 км от ближайшего побережья. Толщина льда в этом регионе составляет 3700 метров. Обитаемое ложе ледника на 200 метров ниже уровня океана. Поэтому те, кому «посчастливилось» трудиться в заполярье, долгое время не видят ничего, кроме снега и льда.
Содержание
Попасть на станцию сложно, а иногда просто невозможно
Из-за экстремального холода добраться на «Восток» полярной зимой с сентября по май невозможно. В остальное время оборудование, питание и самих полярников доставляют сюда по воздуху. Маршрут с теплых материков включает два этапа:
- перелет до ближе расположенной станции «Прогресс»;
- рейс на станцию «Восток».

Станция «Восток» — южнее только полюс
Не только перелет, но и жизнь на станции сравнима с жизнью на высокогорье. Такие условия создает разряженный воздух и критически низкие температуры. Сложности наступают с момента попадания на ледовый материк. У людей в таких условиях может развиться «горная болезнь», способная привести к гибели. Поэтому полярники периодически меняются, да и попасть сюда могут лишь самые стойкие, те, кто доказал свою профпригодность на «Большой земле».
Подвиг летчика Кравченко
В 1982 году на станцию пребыла 27 арктическая экспедиция, но пребывание этой группы полярников сразу не задалось. Через неделю был эвакуирован механик. Через три недели еще одного сотрудника настигла «горная болезнь». И если первого успели благополучно вывезти с ледяного континента, то долететь за вторым было невозможно. В течение 8 месяцев он бы не выжил, все, что оставалось остальным – наблюдать за тем, как наступает мучительная смерть.
Причиной запрета перелетов была температура. На тот момент на станции было примерно -70°С и по прогнозам не собиралось теплеть. В подобных условиях просто не может работать техника, механизмы замерзают, а бензин становится вязким и не поступает в рабочую цепь.
Никто не совершал столь рискованных полетов, но на помочь полярнику вызвался пилот Евгений Кравченко и начал готовить законсервированный на зиму борт к очередному взлету. Экипаж, состоящий из командира и нескольких добровольцев, знал, что нарушает правила полетов в Антарктиде, но по-другому поступить не мог. Они попросили не передавать в Москву информацию из-за совершения «подсудной операции», но страшнее всего на тот момент было не вернуться домой.

Легендарный борт, пролетевший над Антарктидой в экстремальные -70°С
В такой мороз взлетка для самолета как наждачная бумага, если остановить разогретые лыжи самолета, он просто примерзнет и уже не взлетит. А это еще одна беда для полярников, потому что на бору авиалайнера неадаптированный экипаж. Если температура повысится хотя бы на 10 градусов, то у летчиков будет шанс спастись. Не зная, что будет дальше, Кравченко отдал приказ лететь.
«Обморожение за жизнь»
При подлете к станции летчики запросили температуру у полярников, к их счастью на термометрах было -60. Было решено опуститься на взлетку, но не останавливаться. Самолет скользил по полосе, полярники вместе с носилками бежали за ним. Лопасти создавали дополнительный ветер, мороз был невыносимым, самолет норовил примерзнуть в земле. Казалось силы оставляли, пора было отчаяться и пасть, но Кравченко притормозил, носилки погрузили, теперь перед экипажем стояла задача взлететь.
Борт двигался, не отрываясь от снега, лыжи примерзали, взлетка кончалась, похоже близился конец. Но экипаж без должного разгона оторвал машину от земли, полет проходил низко, так как больной мог скончаться. Вскоре на горизонте показалась станция «Прогресс».
Все закончилось благополучно. Правда, полярники признались, что в момент операции термометр показывал устрашающие -70°С. Они повысили показания, чтобы спасти товарища.
Так Кравченко и его смелый экипаж оказались единственными, кто поднял машину в небо в -70°С. Несмотря на выговор, этот подвиг стал легендой полярной авиации.