Зигмунд Фрейд (6 мая 1856 — 21 сентября 1939) родился в небольшом моравском городе Фрейбурге. В 1960-м году его отец со всей семьей переезжает в Вену, где Зигмунд с отличием оканчивает гимназию и поступает в Университет.
Зигмунд с юных лет отличался исключительными способностями и живым интересом к новейшим достижениям науки. Главным образом его привлекают естественные науки — в их строгих законах он надеется обрасти ключ к тайнам природы и человеческого существования. Но любознательность и… Психология человека Психология развития личности Самопознание Зигмунд Фрейд Биография
Содержание
Психотерапия и психоанализ
В 1885 году благодаря поддержке друзей, влиятельных светил медицины, Зигмунд Фрейд попал на стажировку к французскому психиатру Жану Шарко. Практика открыла глаза будущему психоаналитику на различие между болезнями. У Шарко Фрейд научился применять в лечении гипноз, с помощью которого удавалось излечить пациентов, либо облегчить страдания.
Зигмунд Фрейд стал применять в лечении беседы с пациентами, позволяя людям выговориться, изменить сознание. Такая техника приобрела название «Метод свободных ассоциаций». Эти беседы из случайных мыслей и фраз помогли проницательному психиатру понять проблемы пациентов и находить решение. Метод помог отказаться от использования гипноза и подтолкнул к общению с пациентами в полном и чистом сознании.
Фрейд представил миру мнение о том, что любой психоз — последствие воспоминаний человека, от которых трудно избавиться. Тогда же ученый вывел теорию, что большинство психозов основаны на Эдиповом комплексе и инфантильной детской сексуальности. Сексуальность, как считал Фрейд, это тот фактор, который определяет большое количество психологических проблем человека. «Три очерка по теории сексуальности» дополнили мнение ученого. Такое заявление на основе структурированных работ вызвало скандалы и разногласия между психиатрами-коллегами Фрейда, выступившими против теории. Представители научного сообщества заявили, что у Зигмунда бред, а он сам, как предполагали эксперты, стал жертвой психоза.
Выход в свет книги «Толкование сновидений» поначалу не принес автору должного признания, но впоследствии психоаналитики и психиатры признали значимость снов в лечении пациентов. Как считал ученый, сновидения – существенный фактор влияния на физиологическое состояние человеческого организма. После выпуска книги профессора Фрейда приглашали читать лекции в университетах Германии и США, что сам представитель медицины считал большим достижением.
«Психопатология обыденной жизни» – еще одна работа Фрейда. Эта книга считается второй работой после «Толкования сновидений», которая повлияла на создание топологической модели психики, разработанной ученым.
Книга «Введение в психоанализ» заняла особое место среди трудов ученого. В этой работе содержится ядро концепции, способов истолкования теоретических принципов и методов психоанализа, а также философия мышления автора. В дальнейшем азы философии станут основой для создания совокупности психических процессов и явлений, получивших новое определение – «Бессознательное».
Пытался Фрейд объяснить и социальные явления. В книге «Психология масс и анализ человеческого Я» психоаналитик рассуждал о факторах, которые влияют на толпу, поведение вождя, «престиж» получаемый в результате пребывания во власти. Все эти книги автора до сих пор – бестселлеры.
В 1910 году случился раскол в рядах учеников и последователей Фрейда. Несогласие учеников с тем, что психоз и истерия связаны с подавлением сексуальной энергии человека (такой теории придерживался Фрейд) – причина противоречий, которые привели к расколу. Разногласия и распри утомляли великого психиатра. Психоаналитик решил собрать вокруг себя только тех, кто придерживался основ его теории. Так, в 1913 году появилось скрытное и практически тайное сообщество «Комитет».
Личная жизнь
Десятилетия Зигмунд Фрейд не обращал внимания на женский пол. Откровенно говоря, ученый опасался женщин. Этот факт вызвал массу шуток и пересудов, что смущало психиатра. Фрейд убеждал себя, что всю жизнь способен обойтись без вмешательства женщин в личное пространство. Но обстоятельства сложились так, что и великий ученый поддался влиянию очарования прекрасного пола.
Однажды по дороге в типографию Фрейд едва не попал под колеса кареты. Пассажирка, сожалевшая об инциденте, в знак примирения прислала ученому приглашение на бал. Уже на мероприятии Зигмунд Фрейд познакомился со своей будущей супругой Мартой Бейрнайс, а также ее сестрой Минной. Спустя некоторое время состоялась пышная помолвка, а после и свадьба. Супружеская жизнь омрачалась часто скандалами, ревнивая Марта настаивала на том, чтобы муж прервал общение с Минной. Не желая ругаться с женой, Фрейд так и поступил.
За 8 лет семейной жизни Марта подарила мужу шестерых детей. После рождения младшей дочери Анны Зигмунд Фрейд решил полностью отречься от половой жизни. Судя по тому, что Анна стала последним ребенком, великий психоаналитик сдержал слово. Именно младшая дочь ухаживала за Фрейдом на закате жизни ученого. Кроме того, Анна — единственная из детей, кто продолжил дело знаменитого отца. Именем Анны Фрейд назван детский психотерапевтический центр в Лондоне.
Интересные факты
Биография Зигмунда Фрейда полна интересных историй.
- Известно, что психоаналитик боялся чисел 6 и 2. Ученый никогда не силился в гостиницах, в которых числилось больше 61 номера. Таким образом, Фрейд избегал попадания в «адскую комнату» под номером «62». Кроме того, под любым предлогом 6 февраля австриец не выходил на улицу, боялся негативных событий, которые, как предполагал ученый, ожидались в этот день.
- Фрейд слушал лишь себя, считая собственное мнение единственно верным и правильным. Ученый требовал от людей, чтобы те слушали выступления предельно внимательно. Наверняка не одна теория ученого связана с этими моментами, а подобными требованиями к другим психоаналитик пытался доказать превосходство, удовлетворяя свое самолюбие.
- Феноменальная память психиатра – очередной загадочный момент в биографии австрийского врача. Ученый с детства запоминал содержание книг, записок и картинок, которые ему нравились. Такие способности помогли Фрейду в изучении языков. Знаменитый австриец кроме немецкого знал и большое количество других языков.
- Зигмунд Фрейд никогда не смотрел людям в глаза. Эту особенность четко заметили окружающие, которые встречали медика при жизни. Ученый избегал взглядов, поэтому представители научного сообщества предполагают, что знаменитая кушетка, появившаяся в комнате психоаналитика, связана с этим моментом.
Зигмунд Фрейд о неврозе
Плохое отношение к ребенку — лучшее условие для формирования невроза.
Зигмунд Фрейд утверждал, что в раннем детском возрасте — обычно в первые три года жизни и не позже пятого года — у ребенка появляется ряд влечений, которые не кажутся ему недозволенными или запретными.
Эти влечения носят сексуальный характер. Например:
- — половое влечение девочки к отцу, мальчика к матери (эдипов комплекс);
- — аутоэротические влечения (мастурбация, нарциссизм и др.);
- — гомосексуальные влечения…
Психология человека новой эры Водолея и режимы ее работы
Психика человека новой эры Водолея в отличие от человека старой эпохи рыб, имеет не тринитарную, а тетраэдную структуру, она организована по принципу квадрата.
Этот квадрат составляют бессознательное-подсознание, сознание.
Транс-сознание и программа их организации (матрица, интеллект), которые объединены через их взаимосвязь и взаимодействие в психику как в целостный, безграничный, бесформенный, безмерный энерго-информационный контур (покой, осознание, смысл, вдохновение, любовь…
Психология человека творения, Творца и Создателя
Что же представляет собой психика человека? Человек является творением высших сил, и его психика является психикой творения. Психика человека или творения — это взаимосвязь силы, любви, духа и разума.
Аспекту силы соответствует мужское земное начало, инстинкт, бессознательное и подсознательное, деятельность, живоначальная, естественная сущность человека, материя, аспект формы.
Психоанализ. Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд начал с решения загадки истерии. Неврологические причины в виде органических поражений нервной системы с естественнонаучной точки зрения исключались. Не пребывали ли эти причины в «душевной» области? Сама постановка этого вопроса открыла совершенно новую область знания, а именно — психологическую, которая подняла ряд серьезных теоретических познавательных проблем, поскольку психические процессы непосредственным наблюдениям не поддаются.
Как появился психоанализ?
В самом начале своей деятельности Зигмунд Фрейд успел поработать с выдающимися учёными своего времени – физиологом Эрнстом Брюкке, практикующим гипноз врачом Иосифом Брейером, неврологом Жаном-Маре Шарко и другими. Часть мыслей и идей, которые зародились на этом этапе, Фрейд развивал и в своих дальнейших научных трудах.
Если говорить более конкретно, то ещё молодого тогда Фрейда привлекло то, что некоторые симптомы истерии, проявлявшиеся у больных ею, не могли никак быть интерпретированы с физиологической точки зрения. К примеру, человек мог ничего не чувствовать в одной области тела, несмотря на то, что в соседних областях чувствительность сохранялась. Ещё одним доказательством того, что далеко не все психические процессы могут быть объяснены реакцией человеческой нервной системы или актом его сознания, было наблюдение за поведением людей, которые подвергались гипнозу.
Сегодня все понимают, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить приказ что-либо выполнить, после своего пробуждения он бессознательно будет стремиться к его выполнению. А если поинтересоваться у него, почему он хочет это сделать, он сможет привести вполне адекватные объяснения своему поведению. Отсюда и получается, что психика человека имеет свойство самостоятельно создавать объяснения каким-то поступкам, даже если в них нет никакой необходимости.
В современность Зигмунда Фрейда само понимание того, что действиями людей могут управлять скрытые от их сознания причины, стало шокирующим откровением. До исследований Фрейда таких терминов как «подсознательное» или «бессознательное» не было вовсе. И его наблюдения стали отправной точкой в развитии психоанализа – анализа человеческой психики с позиции движущих ею сил, а также причин, последствий и воздействия на последующую жизнь человека и состояние его нервно-психического здоровья опыта, полученного им в прошлом.
Создание теории психоанализа
Увлечение и пропаганда наркотика, а также ошибочные выводы по привыканию к нему испортили репутацию молодого врача, но не настолько, чтобы не позволить выиграть конкурс кандидатов на стажировку в Париже у находящегося на пике славы Жана Шарко. Год, проведённый в его клинике, дал необыкновенно много для понимания Фрейдом методологии лечения истерий, использовании гипноза, а также связей между появлением невротических заболеваний с проблемами сексуального характера.
Работа с Йозефом Брейером
По возвращении в Вену, 13 сентября 1886 г. Зигмунд женится на Марте, с которой ему суждено было прожить 53 года до самой смерти и которая родила в этом браке шестерых детей. Тогда же он начинает тесное сотрудничество с доктором Брейером. Они были знакомы со времён совместной работы в лаборатории профессора фон Брюкке и оба являлись горячими поклонниками гипнотического метода лечения неврозов. На базе его Йозеф Брейер даже открыл оригинальный «катартический» способ терапии психических заболеваний, и Зигмунд, стремясь освоить все новейшие практики с пациентами, попросил его о совместной работе.
Довольно быстро наступило разочарование. Гипноз не оправдывал возложенных на него надежд. Часть пациентов была не подвержена внушению, у других наступало ухудшение. Поиск сведений о прошлом больного в неподавленном состоянии стал для учёного основной задачей. В результате исследований он пришёл к технике свободных ассоциаций, суть которой заключалась в том, чтобы пациент излагал свои мысли в том порядке, какой он сам посчитает нужным. По мнению Фрейда, такой речевой процесс неизбежно приведёт к выявлению того, что болит (вскроет доминирующие страхи и причины невроза личности).
Появившаяся в 1895 г. книга «Исследования истерии», обобщившая семилетний опыт совместной работы Фрейда и Брейера, ныне считается первой в истории психоанализа. К этому времени отношения между соавторами прекратились по причине непреодолимых профессиональных противоречий. Концепция, что в основе истерий и неврозов могут лежать нереализованные сексуальные желания, вызвала скандал в медицинском сообществе, а содержание книги подверглось резкой критике.
Первые опыты и открытия
В основу теории Зигмунда Фрейда легли как наблюдения за пациентами, так и болезненный эксперимент над самим собой, связанный со смертью отца в 1896 году. Личные переживания основоположника психоанализа внесли неоценимый вклад в развитие теории и практики новой идеи, сформировали систему понятий научного направления, известного теперь как фрейдизм.
Обнаруженные им в результате беспощадного опыта влечение к матери и ненависть к отцу интеллектуально и эмоционально надломили учёного, но привели его к пониманию роли сновидений и открытию эдипова комплекса — основам психоаналитической практики. А на базе наблюдений за клиническим случаем Анны О. (женщину удалось излечить от частичного паралича, вызванного истерией) выявить защитные механизмы человеческой психики.
Главный труд учёного (1900)
Работая над книгой «Толкование сновидений», Зигмунд Фрейд ясно осознавал её революционную значимость, и даже в конце жизни признавал это своё произведение важнейшим и лучшим. Здесь ему удалось структурировать психику человека и представить её в виде триединства:
- Ид (Оно) — комплекс животных инстинктов, определяющих желания и влечения человека.
- Супер-Эго (Сверх-Я) — все общественные рамки и ограничения (закон, религия, мораль и нравственность), которые берут начало в родительском воспитании и устанавливаются социумом в качестве норм поведения.
- Эго (Я) — компонент личности, приводящий в соответствие природные желания Ид с запретами Супер-Эго.
В связи с этим механизм психики человека представлялся учёному как сочетание сознательной и бессознательной работы мозга, что вызвало у медиков бурные возражения. Этим утверждением Фрейд отвергал принятую в научных кругах идею о проявлении деятельности центральной нервной системы исключительно через физиологию пациента. То, что поведение может зависеть не только от внешних факторов, но и от скрытых для разума сил, вызывало шок у современников. Модель психики по Фрейду выглядела так:
- Сознательное — всё, осознаваемое человеком на протяжении жизни.
- Бессознательное — психические силы (стимулы), лежащие вне сознания, но определяющие векторную направленность действий личности.
В качестве основных таких стимулов он выделил две доминирующие жизненные энергии: сексуальную (либидо) и агрессивную (страх смерти), на базе которых и совершенствовал в дальнейшем анализ невротических состояний у пациентов. Сновидения в этой системе играли роль маркера. С их помощью тайные причины поведения лиц с психическими расстройствами получали объяснение, следовательно, обнаруживался источник проблемы. Сон, по мнению Фрейда, являлся зашифрованным посланием бессознательного.
Базовые идеи психоанализа
Теория психоанализа зиждется на том утверждении Фрейда, что в психической (если удобнее – душевной) природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. Любая мысль, любое желание и любой поступок всегда имеет свою причину, обусловленную сознательным или бессознательным намерением. События, имевшие место в прошлом, влияют на будущие. И даже если человек убеждён, что какие-либо его душевные переживания не имеют оснований, всегда присутствуют скрытые связи между одними событиями и другими.
Исходя из этого, Фрейд разделял психику человека на три отдельные области: область сознания, область предсознания и область бессознательного.
- К области бессознательного относятся бессознательные инстинкты, никогда не доступные сознанию. Сюда же можно отнести вытесненные из сознания мысли, чувства и переживания, которые воспринимаются сознанием человека как не имеющие права на существование, грязные или запрещённые. Область бессознательного не подчиняется временным рамкам. Например, какие-то воспоминания из детства, вдруг снова попав в сознание, будут такими же интенсивными, как и в момент своего появления.
- К области предсознания относится часть области бессознательного, способная в любой момент стать доступной для сознания.
- Область сознания включает в себя всё то, что осознаёт человек в каждый момент своей жизни.
Основными действующими силами человеческой психики, согласно идеям Фрейда, являются именно инстинкты – напряжения, которые направляют человека к какой-либо цели. И эти инстинкты включают в себя два главенствующих:
- Либидо, являющееся энергией жизни
- Агрессивнаяэнергия, являющаяся инстинктом смерти
Психоанализ рассматривает, по большей части, либидо, в основе которого лежит сексуальная природа. Оно представляет собой живую энергию, характеристики которой (появление, количество, перемещение, распределение) могут истолковать любые психические расстройства и особенности поведения, мыслей и переживаний индивида.
Личность человека, согласно психоаналитической теории, представлена тремя структурами:
- Оно (Ид)
- Я (Эго)
- Сверх-Я (Супер-Эго)
Оно (Ид) является всем изначально заложенным в человеке – наследственностью, инстинктами. На Ид никак не влияют законы логики. Его характеристики — это хаотичность и неорганизованность. Но Ид воздействует на Я и Сверх-Я. Причём, его воздействие безгранично.
Я (Эго) является той частью личности человека, которая находится в тесном контакте с окружающими его людьми. Эго берёт своё начало из Ид с того самого момента, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность. Ид питает Эго, а Эго защищает его, словно оболочка. То, как взаимосвязаны Эго и Ид, легко отобразить на примере потребности в сексе: Ид могло бы осуществить удовлетворение этой потребности посредством прямого сексуального контакта, но Эго решает, когда, где и при каких условиях этот контакт может быть реализован. Эго способно перенаправлять или сдерживать Ид, тем самым являясь гарантом обеспечения физического и душевного здоровья человека, а также его безопасности.
Сверх-Я (Супер-Эго) произрастает из Эго, являясь хранилищем моральных устоев и законов, ограничений и запретов, которые накладываются на личность. Фрейд утверждал, что Сверх-Я выполняет три функции, коими являются:
- Функция совести
- Функция самонаблюдения
- Функция, формирующая идеалы
Оно, Я и Сверх-Я необходимы для совместного достижения одной цели – поддержания равновесия между стремлением, ведущим к увеличению удовольствия, и опасностью, возникающей от неудовольствия.
Возникшая в Оно энергия отражается в Я, а Сверх-Я определяет границы Я. Учитывая то, что требования Оно, Сверх-Я и внешней реальности, к которой должен приспособиться человек, нередко являются противоречивыми, это неизбежно приводит к внутриличностным конфликтам. Решение же конфликтов внутри личности происходит посредством нескольких способов:
- Сновидения
- Сублимация
- Компенсация
- Блокировка механизмами защиты
Сновидения могут быть отражением желаний, не реализованных в реальной жизни. Сновидения, которые повторяются, могут быть указателями на определённую потребность, которая не была реализована, и которая может служить помехой на пути свободного самовыражения человека и его психологического роста.
Сублимация является перенаправлением энергии либидо на цели, одобряемые обществом. Нередко такими целями выступает творческая, социальная или интеллектуальная деятельность. Сублимация есть форма успешной защиты, а сублимированная энергия создаёт то, что все мы привыкли называть словом «цивилизация».
Состояние тревожности, которое возникает от неудовлетворённого желания, есть возможность нейтрализовать через прямое обращение к проблеме. Так, энергия, которая не может найти выхода, будет направлена на преодоление препятствий, на уменьшение последствий этих препятствий и на компенсацию того, чего не хватает. В качестве примера можно привести идеальный слух, который развивается у слепых или слабовидящих людей. Человеческая психика способна поступить аналогичным образом: к примеру, у человека, страдающего недостатком способностей, но имеющего сильнейшее желание достичь успеха, может развиться непревзойдённая работоспособность или беспримерная напористость.
Однако бывают и такие ситуации, в которых появившееся напряжение может быть искажено или отвергнуто особыми защитными механизмами, такими как гиперкомпенсация, регрессия, проекция, изоляция, рационализация, отрицание, подавление и другими. Например, неразделённую или потерянную любовь можно подавить («Не помню никакой любви»), отвергнуть («Да любви и не было»), рационализировать («Те отношения были ошибкой»), изолировать («Мне не нужна любовь»), спроецировать, приписав другим свои чувства («Люди не умеют любить по-настоящему»), гиперкомпенсировать («Я предпочитаю свободные отношения») и т.д.
Исследования кокаина
В 1884 году Фрейд прочёл об опытах некоего немецкого военного врача с новым препаратом — кокаином. В научных работах фигурировали заявления о том, что данное вещество способно повысить выносливость и значительно снизить утомляемость. Фрейд крайне заинтересовался прочитанным и решил провести ряд опытов на себе. Первое упоминание данного вещества учёным датировано 21 апреля 1884 года — в одном из писем Фрейд отмечал: «Я раздобыл немного кокаина и попробую испытать его воздействие, применив в случаях сердечных заболеваний, а также нервного истощения, в особенности при ужасном состоянии отвыкания от морфия». Действие кокаина произвело на учёного сильнейшее впечатление, препарат был охарактеризован им как эффективный анальгетик, дающий возможность проводить сложнейшие хирургические операции; восторженная статья о веществе вышла из-под пера Фрейда в 1884 году и получила название «О коке». Долгое время учёный использовал кокаин как обезболивающее средство, употребляя его самостоятельно и выписывая своей невесте Марте. Восхищённый «волшебными» свойствами кокаина Фрейд настоял на его использовании своим другом Эрнстом Флейшлем фон Марксовом, который был болен тяжёлым инфекционным заболеванием, перенёс ампутацию пальца и страдал сильнейшими головными болями (и к тому же страдал от морфиновой зависимости). В качестве лекарства от злоупотребления морфием Фрейд и посоветовал другу использовать кокаин. Желаемого результата достичь так и не удалось — фон Марксов впоследствии быстро пристрастился к новому веществу, и у него начались частые приступы, схожие с белой горячкой, сопровождавшиеся страшнейшими болями и галлюцинациями. В это же время со всех концов Европы начали поступать сообщения об отравлениях кокаином и привыкании к нему, о плачевных последствиях его употребления .
Однако энтузиазм Фрейда не уменьшался — он исследовал кокаин как анестезирующее средство при различных хирургических операциях. Итогом работы учёного стала объёмная публикация в «Центральном журнале общей терапии» о кокаине, в которой Фрейд изложил историю употребления листьев коки южноамериканскими индейцами, описал историю проникновения растения в Европу и подробно изложил результаты собственных наблюдений за эффектом, производимым употреблением кокаина. Весной 1885 года учёный прочёл лекцию, посвящённую данному веществу, в которой признал возможные негативные последствия от его употребления, но при этом отметил, что не наблюдал никаких случаев привыкания (это происходило до ухудшения состояния фон Марксова). Фрейд закончил лекцию словами: «Я, не колеблясь, советую применять кокаин в подкожных инъекциях по 0,3—0,5 грамма, не беспокоясь о его накапливании в организме». Критика не заставила себя ждать — уже в июне появились первые крупные работы, осуждающие позицию Фрейда и доказывающие её несостоятельность. Научная полемика относительно целесообразности применения кокаина продолжалась вплоть до 1887 года . В этот период Фрейд опубликовал ещё несколько работ — «К вопросу об изучении действия кокаина» (1885), «Об общем воздействии кокаина» (1885), «Кокаиномания и кокаинофобия» (1887) .
К началу 1887 года наука окончательно развенчала последние мифы о кокаине — он «был публично осуждён как одно из бедствий человечества, наряду с опиумом и алкоголем». Фрейд, к тому моменту уже кокаинозависимый, вплоть до 1900 года страдал от головных болей, сердечных приступов и частых кровотечений из носа. Примечательно, что разрушительное воздействие опасного вещества Фрейд не только испытал на себе, но и невольно (поскольку на тот момент пагубность кокаинизма ещё не была доказана) распространил на многих знакомых. Этот факт его биографии Э. Джонс упорно скрывал и предпочитал не освещать, однако данная информация стала достоверно известна из опубликованных писем, в которых Джонс утверждал: «До того, как опасность наркотиков была определена, Фрейд уже представлял социальную угрозу, так как он толкал всех, кого знал, принимать кокаин» .
Зарождение психоанализа
В 1885 году Фрейд решил принять участие в проводимом среди младших врачей конкурсе, победитель которого получал право на научную стажировку в Париже у знаменитого врача-психиатра Жана Шарко . Помимо самого Фрейда, среди претендентов было немало подающих большие надежды врачей, и Зигмунд отнюдь не являлся фаворитом, о чём ему было прекрасно известно; единственным шансом для него была помощь влиятельных в академических кругах профессоров и учёных, с которыми он ранее имел возможность работать . Заручившись поддержкой Брюкке, Мейнерта, Лейдесдорфа (в его частной клинике для душевнобольных Фрейд непродолжительное время замещал одного из докторов) и ещё нескольких знакомых учёных, Фрейд выиграл конкурс, получив тринадцать голосов в свою поддержку против восьми . Шанс учиться под руководством Шарко был для Зигмунда большой удачей, он возлагал огромные надежды на будущее в связи с предстоящей поездкой. Так, незадолго до отъезда он с воодушевлением писал своей невесте: «Маленькая Принцесса, моя маленькая Принцесса. О, как это будет прекрасно! Я приеду с деньгами… Потом я отправлюсь в Париж, стану великим учёным и вернусь в Вену с большим, просто огромным ореолом над головой, мы тотчас же поженимся, и я вылечу всех неизлечимых нервнобольных» .
Ж. Шарко демонстрирует метод гипноза при работе с «истерической» пациенткой
Осенью 1885 года Фрейд прибыл в Париж к Шарко, который в то время находился в зените своей славы ] . Шарко изучал причины и лечение истерии. В частности, основным трудом невролога было исследование применения гипноза — использование данного метода позволяло ему как индуцировать, так и устранять такие истерические симптомы, как паралич конечностей, слепоту и глухоту. Под началом Шарко Фрейд работал в клинике Сальпетриер . Воодушевлённый методами работы Шарко и поражённый его клиническими успехами, он предложил свои услуги в качестве переводчика лекций своего наставника на немецкий язык, на что получил его разрешение] .
В Париже Фрейд увлечённо занимался невропатологией, изучая различия между пациентами, пережившими паралич вследствие физической травмы, и теми, у которых симптомы паралича проявились по причине истерии. Фрейду удалось установить, что истерические пациенты сильно различаются по степени тяжести паралича и местам травм, а также выявить (не без помощи Шарко) наличие определённых связей между истерией и проблемами сексуального характера .
Оппонент Шарко в области гипноза, французский невропатолог Ипполит Бернхейм также оказал значительное влияние на Фрейда. В 1888 году Фрейд перевел книгу Бернхейма «О внушении и его применении в терапии» («On Suggestion and its Applications to Therapy»). В 1889 Фрейд посетил Бернхейма и присутствовал на его демонстрациях техники гипноза . Позже Фрейд писал: «Я был зрителем во время поразительных экспериментов Бернхейма с пациентами его больницы, и я был глубоко впечатлён мощью ментальных процессов, которые тем не менее остаются скрытыми от сознания человека . В дальнейшем Фрейд называл себя учеником Бернхейма, и именно из практики гипноза по Бернхейму в дальнейшем родился психоанализ Фрейда .
В конце февраля 1886 года Фрейд решил провести некоторое время в Берлине, получив возможность изучать детские болезни в клинике Адольфа Багинского, где и провёл несколько недель до возвращения в Вену .
13 сентября того же года Фрейд женился на своей возлюбленной Марте Бернайс, которая впоследствии родила ему шестерых детей — Матильду (1887—1978), Мартина (1889—1969), Оливера (1891—1969), Эрнста[en] (1892—1966), Софи (1893—1920) и Анну (1895—1982) [69] . После возвращения в Австрию Фрейд начал работать в институте под руководством Макса Кассовица. Он занимался переводами и обзорами научной литературы, вёл частную практику, в основном работая с невротиками, что «неотлагательно ставило на повестку дня вопрос о терапии, который не был столь актуальным для учёных, занимавшихся научно-исследовательской деятельностью» . Фрейд знал об успехах своего друга Брейера и возможностях успешного применения его катартического метода лечения неврозов (данный метод был открыт Брейером при работе с пациенткой Анной О, а в дальнейшем и повторно использовался совместно с Фрейдом и был впервые описан в «Исследованиях истерии» ), но Шарко, остававшийся для Зигмунда непререкаемым авторитетом, весьма скептически относился к данной технике . Собственный опыт подсказывал Фрейду, что исследования Брейера были весьма перспективны; начиная с декабря 1887 года он всё чаще прибегал к использованию гипнотического внушения при работе с пациентами ] . Однако первых скромных успехов в этой практике он добился только спустя год, в связи с чем обратился к Брейеру с предложением работать совместно .
«Больными, которые к ним обращались, были главным образом женщины, страдавшие истерией. Болезнь проявлялась в различных симптомах — страхах (фобиях), потере чувствительности, отвращении к пище, раздвоении личности, галлюцинациях, спазмах и др. Применяя лёгкий гипноз (внушённое состояние, подобное сну), Брейер и Фрейд просили своих пациенток рассказывать о событиях, которые некогда сопровождали появление симптомов болезни. Выяснилось, что, когда больным удавалось вспомнить об этом и „выговориться“, симптомы хотя бы на какое-то время исчезали. <…> Гипноз ослаблял контроль сознания, а порой и совсем снимал его. Это облегчало загипнотизированному пациенту решение задачи, которую Брейер и Фрейд ставили, — „излить душу“ в рассказе о вытесненных из сознания переживаниях».
— Ярошевский М. Г. «Зигмунд Фрейд — выдающийся исследователь психической жизни человека»
Доктор Йозеф Брейер, способствовавший зарождению психоанализа
В ходе работы с Брейером Фрейд постепенно начал осознавать несовершенность катартического метода и гипноза в целом. На практике оказалось, что его эффективность далеко не столь высока, как утверждал Брейер, а в некоторых случаях лечение вовсе не приносило результата — в частности, гипноз был не в состоянии преодолеть сопротивление пациента, выражавшееся в подавлении травматических воспоминаний . Зачастую попадались пациенты, вообще не пригодные для введения в гипнотическое состояние, а состояние некоторых больных после сеансов ухудшалось . В период между 1892 и 1895 годами Фрейд начал поиски иного метода лечения, который был бы более эффективен, чем гипноз . Для начала Фрейд попробовал избавиться от необходимости применения гипноза, используя методическую хитрость — надавливание на лоб с целью внушения пациенту того, что он обязательно должен вспомнить ранее имевшие место в его жизни события и переживания. Основная задача, которую решал учёный, заключалась в том, чтобы получить искомые сведения о прошлом пациента в нормальном (а не гипнотическом) его состоянии. Использование накладывания ладони дало определённый эффект, позволив отойти от гипноза, но всё же оставалось несовершенной методикой, и Фрейд продолжал поиск решения проблемы .
Ответ на вопрос, который так занимал учёного, оказался совершенно случайно подсказан книгой одного из любимых писателей Фрейда, Людвига Бёрне. Его эссе «Искусство в три дня стать оригинальным писателем» заканчивалось словами: «Пишите всё, что вы думаете о самих себе, о ваших успехах, о турецкой войне, о Гёте, об уголовном процессе и его судьях, о ваших начальниках, — и через три дня вы изумитесь, как много кроется в вас совершенно новых, неведомых вам идей» . Эта мысль подтолкнула Фрейда к использованию всего массива информации, который клиенты сообщали о себе в диалогах с ним, в качестве ключа к пониманию их психики.
Впоследствии метод свободных ассоциаций стал основным в работе Фрейда с пациентами. Многие больные сообщали о том, что давление со стороны врача — настойчивое принуждение к «проговариванию» всех приходящих на ум мыслей — мешает им сосредоточиться. Именно поэтому Фрейд отказался от «методической хитрости» с надавливанием на лоб и позволил своим клиентам говорить всё, что заблагорассудится . Суть техники свободных ассоциаций заключается в следовании правилу, согласно которому пациенту предлагается свободно, без утаивания высказывать свои мысли на предложенную психоаналитиком тему, не пытаясь при этом сосредоточиться. Таким образом, согласно теоретическим положениям Фрейда, мысль будет неосознанно двигаться в сторону того, что значимо (того, что беспокоит), преодолевая сопротивление вследствие отсутствия сосредоточенности . С точки зрения Фрейда, никакая появляющаяся мысль не является случайной — она всегда есть производное от процессов, происходивших (и происходящих) с пациентом. Любая ассоциация может стать принципиально важной для установления причин возникновения заболевания . Применение данного метода позволило полностью отказаться от использования гипноза на сеансах и, по словам самого Фрейда, послужило толчком к становлению и развитию психоанализа .
Итогом совместной работы Фрейда и Брейера стала публикация книги «Исследования истерии» (1895). Основной клинический случай, описываемый в данной работе — случай Анны О — дал толчок к возникновению одной из важнейших для фрейдизма идей — концепции трансфера (переноса) (данная идея впервые возникла у Фрейда, когда он размышлял над случаем Анны О, бывшей на тот момент пациенткой Брейера, заявившей последнему, что ждёт от него ребёнка и имитировавшей в состоянии невменяемости роды ), а также лёг в основу появившихся позднее представлений об эдиповом комплексе и инфантильной (детской) сексуальности] . Обобщая полученные в ходе сотрудничества данные, Фрейд писал: «Наши истеричные больные страдают воспоминаниями. Их симптомы являются остатками и символами воспоминаний об известных (травматических) переживаниях» . Публикацию «Исследований истерии» многие исследователи называют «днём рождения» психоанализа . К моменту выхода труда в печать отношения Фрейда с Брейером окончательно прервались. Причины расхождения учёных в профессиональных взглядах по сей день остаются не до конца ясными; близкий друг Фрейда и его биограф Эрнест Джонс считал, что Брейер категорически не принимал мнение Фрейда о важной роли сексуальности в этиологии истерии, и это явилось основной причиной их разрыва .
Основной вклад в науку
Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие трансфера и контр-трансфера, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.
Одним из основных научных достижений Фрейда является разработка оригинальной для своего времени структурной модели психики человека. В ходе многочисленных клинических наблюдений учёный предположил наличие противостояния между влечениями, выявив, что социально детерминированные запреты зачастую ограничивают проявление биологических побуждений. На основании полученных данных Фрейд разработал концепцию психической организации, выделив три структурных элемента личности: «Оно» (или «Ид», нем. Das es), «Я» (или «Эго», нем. Ego) и «Сверх-Я» (или «Супер-Эго», нем. Das Über-Ich) . «Оно», согласно фрейдовской концепции, обозначает неизвестную силу, управляющую поступками человека и служащую основой для двух других проявлений личности, содержащую энергию для них . «Я» — это, по сути, и есть личность человека, олицетворение его разума, «Я» осуществляет контроль над всеми процессами, проходящими в психике индивидуума, и его основная функция заключается в поддержании взаимосвязи между инстинктами и действиями . «Сверх-Я» является психической инстанцией, которая включает «родительский авторитет, самонаблюдение, идеалы, совесть — в метафорическом значении „Сверх-Я“ выступает в качестве внутреннего голоса, цензора, судьи».
Другим важнейшим достижением Фрейда является открытие психосексуальных фаз развития человека. В наиболее общем смысле под термином «психосексуальное развитие» понимается «движение ребёнка от инфантильных способов удовлетворения влечений к более зрелым, позволяющим в конечном итоге вступить в сексуальный контакт с человеком противоположного пола» . Психосексуальное развитие чрезвычайно важно для становления личности — именно в ходе прохождения всех его этапов закладываются предпосылки будущих сексуальных, эмоциональных и коммуникативных проблем . Фрейдом было выделено пять таких стадий: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная .
Основой для всей психоаналитической теории Фрейда послужила концепция эдипова комплекса , суть которой заключается в обозначении амбивалентного отношения ребёнка к своим родителям; сам термин характеризует проявление человеком бессознательных влечений, в которых любовь граничит с ненавистью к родителям . В понимании Фрейда мальчик эротически привязан к матери и стремится обладать ею, а отца воспринимает как соперника и преграду для осуществления данного желания (у девочки ситуация обратна и носит название «Комплекс Электры») . Эдипов комплекс развивается в возрасте трёх — шести лет, и его успешное разрешение (идентификация с родителем одного пола, или «идентификация с агрессором» ) принципиально важно для ребёнка. Разрешение («разрушение») комплекса ведёт к переходу от фаллической стадии развития к латентной и является фундаментом для образования «Сверх-Я»; авторитет родителей, таким образом, «перемещается» вовнутрь психики — разрешённый эдипов комплекс становится основным источником чувства вины (которым «Сверх-Я» воздействует на «Я») и одновременно знаменует окончание периода инфантильной сексуальности индивидуума .
Немаловажным для развития фрейдизма было описание учёным защитных механизмов , функционирующих в психике человека. По Фрейду, защита — это психологический механизм противостояния тревоге, который, в отличие от конструктивных действий, направленных на решение проблемной ситуации, искажает или отрицает реальность, отмечают Фрейджер и Фейдимен . Защитные механизмы относятся к «Я» человека, которому приходится противостоять массе разнообразных угроз со стороны внешнего мира и желаниям «Оно», которые сдерживаются «Сверх-Я»; Фрейд отводил значительную роль их исследованиям, но попыток классифицировать их не предпринимал — это взяла на себя его дочь Анна, в работе «Я и защитные механизмы» (1936) систематизировавшая ранее описанные учёным психические феномены . Фрейд описал следующие защитные механизмы: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, реактивное образование, регрессию, сублимацию и отрицание.
Краеугольным камнем в теории Фрейда была разработка концепции бессознательного — части психики человека, по объёму, содержанию и принципам функционирования отличающейся от сознания. В топографической теории бессознательное считается одной из систем психического аппарата. После появления трёхкомпонентной модели сознания («Оно», «Я» и «Сверх-Я») бессознательное выражается исключительно при помощи прилагательного, то есть отражает психическое качество, в равной степени свойственное каждой из трёх структур психики. Основные черты бессознательного, согласно Фрейду, заключаются в следующем: содержание бессознательного является репрезентацией влечений; содержание бессознательного регулируется первичными процессами, в частности, сгущением и смещением; подпитываемые энергией влечений, содержания бессознательного стремятся вернуться в сознание, проявившись в поведении (возвращение вытесненного содержания), однако фактически появиться в предсознании могут исключительно в искажённом цензурой «Сверх-Я» виде; в бессознательном очень часто подвергаются фиксации детские желания .
Одним из основных инструментов психоаналитика в работе с пациентом является разработанный Фрейдом метод свободных ассоциаций . Свободные ассоциации — это высказывания, основанные на произвольном изложении любых мыслей относительно чего бы то ни было. Одноимённый метод лежит в основе психоанализа и является одним из основных его приёмов . В психоанализе свободные ассоциации рассматриваются в качестве сигнала о наличии идей или фантазий, которые не могут быть осознаны человеком без аналитической помощи психолога, поскольку находятся в предсознании . Любая ассоциация может стать принципиально важной для установления причин возникновения заболевания . Применение данного метода позволило полностью отказаться от применения гипноза на сеансах и, по словам самого Фрейда, послужило толчком к становлению и развитию психоанализа ..
Другой важнейший инструмент психоаналитика в его работе представлен техникой толкования сновидений . Толкование сновидений — это процесс раскрытия смысла и значения снов, направленный на расшифровку их бессознательного содержания. Согласно представлению Фрейда, сновидения представляют собой психические явления, которые являются отражением чего-то существующего в душе человека, о чём сам сновидец не догадывается; таким образом, индивид никогда не осознаёт истинный смысл своего сновидения. Работа психоаналитика, соответственно, сводится к тому, чтобы раскрыть перед человеком этот смысл.Построением свободных ассоциаций к отдельным частям сновидения человек раскрывает его истинную сущность, бессознательно ориентируясь на его реальное содержание. Процесс толкования заключается в переводе явного содержания сновидения (то есть его сюжета) в скрытое содержание.Не менее важным для психоаналитической терапии является открытое Фрейдом явление трансфера и контр-трансфера . Трансфер — явление, наблюдаемое во взаимоотношениях двух людей и проявляющееся в перенесении чувств и привязанностей друг на друга. В процессе психоанализа трансфер характеризуется как смещение бессознательных представлений, желаний, влечений, стереотипов мышления и поведения с одного индивидуума на другого, при этом опыт прошлого становится моделью взаимодействия в настоящем . Под термином «контр-трансфер», соответственно, понимается обратный трансферу процесс, а именно перенесение аналитиком на своего клиента эмоционального отношения к человеку из своего прошлого .
Практика
Общая схема лечения
Анализант вербализует (проговаривает) мысли на основе свободных ассоциаций, возникающих у него в голове, а также фантазии и сны.
Далее психоаналитик на основании этого материала находит бессознательные конфликты, которые являются причинами всех проблем анализанта.
В конце концов он интерпретирует их, чтобы найти путь для решения проблем.
Примеры из частной практики Фрейда
В своих работах Фрейд подробно описывал не только теорию психоанализа, но и те клинические случаи, с которыми сталкивался сам. Всего их 43, но наиболее известны 5 из них. Они демонстрируют, как психиатры должны выстраивать свои сеансы в зависимости от того, с каким диагнозом они имеют дело.
Психоаналитический подход эффективен при таких диагнозах, как:
- тревожная и конверсивная истерия;
- обсессивно-компульсивный невроз;
- психоневротическая депрессия;
- невротические черты характера;
- фобии;
- психосоматика.
Противопоказаниями являются различные формы шизофрении и маниакально-депрессивного психоза. Психоаналитический подход в лечении импульсивного невроза, перверсии, зависимостей и девиантного поведения решается в индивидуальном порядке.
Методы психоанализа
Свободные ассоциации
Является основным правилом психоанализа. Проективный метод, заключающийся в том, что анализанту предлагается свободно говорить всё, что приходит в голову. При этом он может высказывать даже то, что кажется ему абсурдным и непристойным. Задача психоаналитика — увидеть в этом потоке мыслей, вычленить и проанализировать бессознательное, связать с детством и снами пациента.
Толкование сновидений
Анализанту предлагается на протяжении нескольких сеансов рассказывать все свои сны в мельчайших деталях. Именно в них скрыто бессознательное. В своей работе «Толкование сновидений» Фрейд объяснил значения многих символов из снов, которые используются в психоанализе до сих пор. Большинство из них связано с потаёнными сексуальными желаниями.
Интерпретация
Центральный этап любого сеанса психоанализа. Психоаналитик расшифровывает пациенту символы из свободных ассоциаций и снов и объясняет суть внутреннего конфликта. Анализант в свою очередь должен принять и понять данное толкование. Только так он может начать расшатывать систему застойных патологических, навязчивых переживаний, сложившуюся на основе противоречий бессознательного и сознательного.
Сопротивление
Защитный механизм психики, препятствующий проникновению в бессознательное. Это сила, поддерживающая болезненное состояние. Она мешает пациенту говорить всё, что у него в голове. Часто это воспитание или социальные стереотипы.
Перенос
Другое название — трансфер. Бессознательное перемещение ранее пережитых чувств на совершенно другого человека (не того, на кого они были направлены раньше). В том числе — на психоаналитика.
Проработка
Последний этап с анализантом, когда происходит перестройка психики. Основная задача — изменить привычное поведение и устоявшиеся отношения через освобождение от патогенных шаблонов.
Это основные техники, используемые психоаналитиком в работе с разными психическими расстройствами.
Основные проблемы психоанализа
Основной проблемой психоанализа является невозможность доказательства человеку наличия у него тайных влечений и желаний. Если человек по каким-то причинам не хочет их признавать, их существование доказать не представляется возможным.
Другая проблема заключается в способах решения проблем. Например, метод сновидений кажется людям пережитком прошлого, трактовка снов представляется чем-то, идентичным гаданию. Людям тяжело поверить в его действенность. Не каждый с воодушевлением примет идею о замещении своих сексуальных потребностей интеллектуальной деятельностью (доказать сублимацию людям психологам бывает непросто). То же самое касается и защитных механизмов.
Поэтому психоанализ может помочь только тем, кто действительно хочет разобраться в себе и готов принять любую истину. Как правило, таких людей очень не много.
Структура личности по Фрейду, описание
Согласно теории Зигмунда Фрейда, личность человека представлена следующей структурой:
- Оно или Ид.
- Я или Эго.
- Сверх-Я или Супер-Эго.
Оно
Оно — это все то, что заложено в человеке с рождения (инстинкты, наследственность). Ид не поддается законам логики, оно хаотично и неорганизованно. При этом Оно может безгранично воздействовать на Я и Сверх-Я.
Я
Эго — это та часть личности, которая тесно контактирует с окружающим миром. Я происходит от Оно тогда, когда личность начинает себя осознавать. Эго питается от Ид и защищает его. Также Я способно сдерживать или перенаправлять Оно, являясь своеобразной системой безопасности для душевного и физического здоровья человека.
Сверх Я
Сверх-Я берет свое начало в Я и является хранилищем нравственных законов и ограничений, накладывающихся на личность. По Фрейду, Супер-Эго имеет три функции:
- самонаблюдение;
- совесть;
- формирование идеалов.
Энергия, которая рождается в Оно, переходит в Я, а Я — в Сверх-Я. Требования Оно, Сверх-Я и окружающего мира часто противоречат друг другу, что приводит личность к неизбежным конфликтам.
Решение конфликтов внутри личности
Зигмунд Фрейд предлагает решать внутриличностные конфликты следующими способами:
- сублимация;
- сновидения;
- компенсация;
- блокировка механизмами защиты.
Способы
Под сублимацией он подразумевал перенаправление сексуальной энергии на те цели, которые одобряет общество (творческие, интеллектуальные, социальные).
Фрейд считал, что сны — это отражение нереализованных желаний человека. Повторяющиеся сновидения указывают на определенную нереализованную потребность, которая мешает психологическому росту человека и его самовыражению.
Примером компенсации в физиологии может служить идеальный слух, развившийся у слепого. Зигмунд Фрейд полагал, что и психика человека устроена подобным образом. Например, недостаток таланта может быть компенсирован бешеной работоспособностью.
Защитные механизмы включаются на фоне эмоционального напряжения. Они могут подавлять, искажать или отвергать ту ситуацию, которая провоцирует конфликт. К ним относятся:
- проекция (переложение ответственности на других людей);
- замещение (перенаправление агрессии на более подходящий объект);
- регрессия (возвращение к ранней модели поведения);
- отрицание (игнорирование);
- подавление (блокировка сознания, вытеснение тревожных мыслей);
- рационализация (создание оправдывающей легенды);
- реактивная формация (подмена факторов, спровоцировавших эмоциональное напряжение, на противоположные).
Бессознательное
Когда человека спрашивают, почему он что-либо сделал, он обычно отвечает без затруднений. Почему вы решили прочитать эту статью? Почему вы решили изучать психологию? Вы можете думать, что знаете ответы на эти и многие другие вопросы, которые могут вам задать, но Фрейд предположил, что наиболее важные детерминанты поведения недоступны нашему сознанию. Если это справедливо для обыденных жизненных решений, то еще в большей степени относится к психическим расстройствам, заставляющим людей обращаться к помощи профессионалов.
Психический детерминизм
Вначале Фрейд, как и другие психиатры его времени, рассматривал физические причины психических расстройств. Как невропатолог он знал, что повреждение мозга и нервных клеток может привести к странному состоянию индивида, проявляющемуся и в физических признаках (например, потеря чувствительности — анестезия или неподвижность — паралич), и в эмоциональных (например, тревожность и депрессия). Однако для некоторых пациентов физические причины не были найдены. Коллеги Фрейда думали, что такие пациенты симулируют или же фальсифицируют симптомы. Обстановка вне господствующей медицины уже подготовила путь для другого, психодинамического подхода (Ellenberger, 1970). Популярные «целители» лечили физические и психические болезни наложением рук или «магнетизмом животных». Несколько французских психиатров лечили пациентов при помощи гипноза, хотя официальная медицина и называла их шарлатанами. В Салпетриере (Salpetriere), больнице в Париже, где Фрейд учился четыре месяца в 1885 и 1886 годах, он увидел Жана Мартина Шарко, демонстрировавшего, что психиатрические симптомы можно вызвать с помощью гипноза. Позже он был потрясен открытием Жозефа Брюэра, пациентка которого, вспомнившая ранние события жизни во время гипнотического транса, освободилась от них, когда он закончился.
Эти доказательства действия гипноза были преобразованы Фрейдом из полностью физической модели психических расстройств в «динамическую» (психологическую) психиатрию (Ellenberger, 1970). Фрейд убедился, что бессознательные силы влияют на поведение; это предположение было названо психическим детерминизмом. Термин детерминизм, относится к фундаментальному научному утверждению о соответствии причины и следствия. Понятие психического детерминизма позволяет рассматривать психологические факторы как причины.
Вначале Фрейд (Freud, 1895/1966Б) пытался понять, каким образом психические факторы, например травмирующие события, приводят к физическим изменениям в нервной системе. Например, он постулировал, что страх от травмирующей сексуальной встречи, изменив связи в нервной системе, может в дальнейшем снова привести к возникновению симптомов тревожности. И Фрейд понял, что микроскоп не может быть инструментом для исследований по его теории. Невропатологи не знали бы, куда смотреть; в конце концов, эти изменения намного тоньше, чем грубые повреждения, с которыми они обычно имели дело. Так Фрейд обратился к косвенным методам исследования — через анализ клинического материала. Клинический метод хорошо приняли в неврологии, где повреждения нервной системы чаще диагностировались на основе таких физических состояний человека, как паралич и боль, чем на изучении нервных клеток.
Теория Фрейда развивалась, он отошел от неврологии, которой оставил физическую модель человеческого состояния, и основал новую науку, во главу угла ставившую психические причины (Sulloway, 1979), Он назвал ее психоанализом. Психоанализ уделяет большое внимание содержанию мыслей, а не нейронам, позволяющим нам вообще мыслить. Если невропатолог, знающий физиологию, может представлять себе, как проходят пути нейронов, то психоаналитик-практик — как проходят пути мыслей. Фрейд открыл, что многие наши мысли спрятаны, в том числе и от самого мыслителя.
Уровни сознания в психоанализе Фрейда
Некоторые наши мысли легко узнать, и кажется, что это все, что содержится в наших умах. Фрейд увидел ограниченность этой точки зрения: «То, что у вас на уме, не идентично тому, что вы осознаете; то, что приходит вам в голову, и то, что вы слышите об этом, — две совершенно разные вещи» (Freud, 1925/1958, р. 8)
Фрейд определил три уровня сознания и сравнил разум с айсбергом, плывущим по океану. Как и у айсберга, нам видна только небольшая часть разума — сознательный, разум. Как на поверхности воды — иногда видимый, иногда погружающийся — предсознательный, разум. И наконец, большая часть разума спрятана, как та часть айсберга, что под водой, — бессознательный, разум.
Сознание
Уровень сознания, содержит опыт, которые становится человеку доступным при включении памяти и намеренных действиях. Сознание функционирует, соответствуя реальности, в согласии с законами пространства и времени. Мы знаем о сознании и принимаем его как себя самих; мы идентифицируем себя с ним.
Предсознательное
Факты, которые не осознаются в определенный момент, могут всплыть в сознании уже готовыми; этот материал называется предсознательным. Он включает информацию не о том, о чем думается в настоящий момент, а о том, что. можно в случае необходимости легко вспомнить, например девичью фамилию своей матери. Содержание предсознательного не слишком отличается от содержания сознания. Мысли передвигаются в готовом виде из одного в другое.
Бессознательное
Третий уровень сознания отличается от других. Его содержание не готово перейти в сознание. Бессознательное относится к ментальным процессам, которые человек не осознает. Подобный материал остается в бессознательном, потому что в противном случае сознание заставляло бы нас слишком тревожиться. Этот материал, так сказать, вытесняется, то есть он сопротивляется выходу в сознание.
В содержание бессознательного входят воспоминания о том, что когда-то травмировало нас, но было забыто, и те желания, от которых мы отказываемся. Например, ребенок, получивший травмировавший его сексуальный опыт, будет подавлять это воспоминание, стараясь забыть ужасное событие. Это забывание защищает жертву от тревоги, которая сопровождала бы воспоминание о травмировавшем переживании. Желания также могут быть причиной тревожности, если мы стыдимся их. Например, ребенок может желать, чтобы его младший брат умер, дабы избежать соревнования в любви родителей. Это желание отклоняется сознанием как ужасное и злое и, следовательно, вытесняется. Такие желания фрейдисты называют отверженными желаниями, поскольку мы отвергаем то, что они у нас есть. Бессознательное становится в результате «мусорным ведром» для отбросов сознания. Оно эмоционально неустойчиво и менее цивилизованно, чем сознание.
Воздействия бессознательной мотивации
Поведение детерминировано сочетанием сознательных и бессознательных сил. Они могут настолько слаженно действовать вместе, что действия человека кажутся понятными и рациональными, как будто поведение задано одним лишь сознанием. С другой стороны, бессознательные силы могут вмешиваться в сознательные намерения. Этот конфликт вызывает иррациональные мысли и поведение. Особенный интерес у Фрейда-врача вызывали случаи, когда силы сознательного и бессознательного вступали в конфликт.
Физические симптомы
У многих пациентов Фрейда появлялись физические симптомы, органические причины которых так и не были найдены. Гипноз Шарко повлиял на исследования Фрейда: он доказал, что в случаях конверсионной истерии, происходит воздействие сил бессознательного на тело, что и приводит к физическим признакам паралича, мутизма, глухоты, слепоты, тиков и других болезней, похожих на физические расстройства, но происходящих в физически нормальном, неповрежденном организме (Breuer & Freud, 1925/1955). Такой диагноз в наши дни ставится редко (М. М. Jones, 1980), так как на его появление влияет само понимание болезни, которое изменяется в зависимости от времени и культуры (Fabrega, 1990).
Поразительным примером подобной конверсионной истерии представляется перчаточная анестезия. При этом расстройстве у пациента не возникает физических ощущений от прикосновения или болей в руке в той области, которую обычно закрывают перчатки. Ощущения в руке выше запястья совершенно нормальные. По нейронов, вызывающих расстройства такого рода при повреждениях, не существует, поскольку нервные клетки, отвечающие за чувствительность в большом пальце, также дают ощущения в предплечье выше запястья, а нейроны, связанные с пальцами, обслуживают и другие части предплечья. То есть с физической точки зрения перчаточная анестезия невозможна. Так почему же она возникает у некоторых пациентов? Фрейд доказал, что перчаточная анестезия появляется под воздействием психологических сил. Пациент думает о кисти как об одной единице, а об остальной руке — как о другой; для него это психологически (но не неврологически) разные единицы. Подобные психологические проблемы могут появиться у человека, чрезмерно беспокоящегося о том, что может чувствовать или делать его кисть, в результате чего и возникает симптом перчаточной анестезии.
Гипноз
В гипнозе индивид находится под внушением, в состоянии, часто называемом трансом, при этом внушения гипнотизера сильно влияют на переживания или воспоминания субъекта. Гипнотизер может внушить индивиду, что его рука поднимется в воздух автоматически или он не сможет сделать то, что обычно делает с легкостью, например согнуть руку. Внушение также может изменить восприятие, заставляя субъекта видеть вещи, которых нет, или не видеть то, что есть, или же не чувствовать боли. Большинство считают, что гипноз может быть использован для того, чтобы заставить людей делать нечто такое, что иначе они делать бы не стали, в том числе — совершить преступление или половой акт. В сущности, исследования не поддерживают эту точку зрения (Gibson, 1991), но из постгипнотического внушения, когда гипнотизер говорит, что некое определенное действие или переживание (ощущение) случится по окончании гипнотического транса, можно извлечь некую пользу для терапии. Например, гипнотизер может внушить, что субъект будет испытывать удушье, когда затягивается сигаретой; после окончания транса субъект будет испытывать удушье при курении и таким образом бросит курить (Spanos et al., 1992-1993). Гипноз также используется для лечения тревожности, астмы, кожных заболеваний (псориаза и бородавок), тошноты, неврозов, булемии и анорексии и других расстройств (Frankel, 1987). Он используется для облегчения головных болей и других типов боли (Bowers, 1994; Kraft, 1992; Patterson et al., 1992; Primavera & Kaiserm, 1992; Van der Does & Van Dyck, 1989). Гипноз даже применяют для уменьшения продолжительности госпитализации после хирургических вмешательств (Blankfield, 1991). В общем и целом исследования подтверждают, что при сочетании гипноза с другими формами терапии — психодинамической и когнитивно-бихевиоральной — результаты лечения улучшаются (Kirsch & Lynn, 1995; Kirsch, Montgomery & Sapirstein, 1995).
Подобные методы лечения свидетельствуют о том, что при гипнозе можно во благо использовать власть бессознательного, но тем не менее он остается противоречивым явлением. Согласно Эрнесту Хилгарду (Hilgard, 1976, 1990), гипноз — это состояние сознания, отличное от нормального. То есть сознание одновременно разделяется на две (или более) части, и барьер, возникающий между ними, приводит к амнезии. В результате появления этого барьера одна часть сознания, действующая не под влиянием гипнотического внушения, не вспомнит, например, что случилось, когда человек был в другом состоянии сознания, другой его части, находясь под внушением гипнотизера (Kirsch & Lynn, 1998).
Другие сомневаются в теории неодиссоциации Хилгарда (ср. Kirsch & Lynn, 1998; Orne, 1959,1971; Stava & Jaffa, 1998), доказывая, что для понимания гипноза и других диссоциативных состояний, в том числе множественных расстройств личности, следует принимать во внимание и социальные факторы, такие, например, как ожидание (Spanos, 1994). Загипнотизированный субъект нередко ведет себя подобно незагипнотизированным людям, которым была дана инструкция действовать так, как будто они под гипнозом. Это открытие по меньшей мере увеличивает вероятность того, что гипноз — просто хорошо сыгранная роль, а не отдельное состояние сознания.
Мозговые волны и другие физиологические параметры не отличаются в нормальном состоянии и под гипнозом (Silverstein, 1993). Многие явления, происходящие под гипнозом, могут быть результатом желания подчиниться требованиям гипнотизера (Orne, 1959, 1971; Spanos et al., 1993). Отчеты загипнотизированных испытуемых об их переживаниях могут быть следствием самого гипноза, находясь в котором они подстраивают свои отчеты к тому, чего требует кажущаяся им ситуация. Например, когда исследователи гипнотизировали участников эксперимента, делая внушение о глухоте, шумы в аудитории казались испытуемым менее громкими, чем тогда, когда они были не под гипнозом. В следующей попытке, когда испытуемые не были загипнотизированы, утверждение экспериментатора, что они могут вернуться обратно в состояние гипноза, привело их к тому же суждению — звуки менее громки — и это при том, что они не были под гипнозом ни когда слышали внушение, ни когда слышали шумы, о которых теперь судили. Испытуемые контрольной группы без внушения о возвращении в состояние гипноза судили о звуках как о более громких. Если их опутывали проводочками от поддельного аппарата, якобы детектора лжи, который должен был указать экспериментатору, что они испытывают в действительности, испытуемые изменяли свои рассказы и определяли силу шума более точно (Perlini, Haley & Buczel, 1998). Подобные исследования ясно показывают, что отчеты о гипнозе подвержены влиянию внушения и что загипнотизированные испытуемые подстраивают свои «отчеты» под ожидания (но их представлениям) других. В противоположность мнению большинства многих психотерапевтов, воспоминания, возникшие под действием гипноза, часто неточны, и невозможно гарантировать, когда они правдивы, а когда — нет.
Психоз
Выраженная форма психических расстройств называется психозом. Психотики теряют контакт с реальностью и переживают бессознательное в форме навязчивых галлюцинаций, видя и слыша то, чего не существует в действительности. Иррациональность поведения психотиков отражает лежащую в его основе иррациональность бессознательного.
Зигмунд Фрейд – создатель теории психоанализа
Сновидения
Фрейд называл сновидения «королевской дорогой к бессознательному». При бодрствовании сознание в значительной степени ограничивает неприемлемые силы бессознательного. Во время сна сдерживающие силы отдыхают, и бессознательное угрожает прорваться в сознание. Это вызывает тревогу, которая может разбудить спящего. Спящий защищается, маскируя бессознательное в сновидении, переводя его таким образом в менее угрожающие символические формы.
Обычно в сновидениях символически представлено исполнение вытесненного желания (Freud, 1900/1953). Рассмотрим сон молодого человека:
Я был на берегу с моей девушкой и друзьями. Мы плавали и сидели на берегу. Моя девушка боялась потерять свою книгу и постоянно говорила, что определенно чувствует, как потеряет ее на берегу (Hall, 1966, р. 57-58).
Запомненное сновидение (здесь — история на берегу с девушкой и книгой) называется явным содержанием, сновидения. Толкование сновидения — процесс «выведения» бессознательных желаний, замаскированных в сновидении. Его спрятанное значение, раскрывающееся при интерпретации символов сновидения, называется скрытым содержанием, сновидения. Книга — фрейдистский символ женских гениталий, и потому сон символизирует желание юноши, чтобы его подруга потеряла девственность на берегу. Толкование сновидения подобно декодированию. Процесс кодирования, происходящий во сне, называется снотворчеством. Мысли выражаются символически, и таким образом они становятся видимыми. Большое количество материала часто преобразуется в очень сжатые формы. Неприятные мысли смещаются со своих изначальных объектов, маскируя причину конфликта (Freud, 1935, 1963а, р. 86-87).
Как предполагает психоанализ Фрейда, люди, которые видят сны, не просто только реагируют на события жизни, но и не могут сделать этого ясным и попятным образом. Сновидения отмечаются у людей, переживших травматические события, но при этом скрывающих от себя реальность травмы (Brenneis, 1997). Чтобы понять эмоциональное значение сновидения, необходимо следовать ассоциациям человека, чтобы посмотреть, куда они приведут. Фрейд, например, просил американку, написавшую ему письмо о беспокоящем ее сне, сообщить, что означает имя «Милдред Доул». Во сне романтический партнер женщины отправил ей жестокую записку с сообщением, что женился на мисс Милдред Доул, и она (во сне) впала в отчаяние. Как сказал Фрейд, без знания источника имени возможно только ограниченное толкование сновидения (Benjamin & Dixon, 1996).
Исследователи подтверждают, что сновидения содержат много эмоций (Merrit, Stickgold, Расе-Schott, Williams & Hobson, 1994). Люди, чьи личностные тесты показывают, что у них очень многое вытеснено в бессознательное, сообщают о сновидениях с довольно высоким уровнем агрессии, а это подтверждает мысль о том, что в сновидениях обычно отражается вытесненное из реальной жизни (Bell & Coок, 1998). Исследователи также обнаружили: некоторые люди могут осознавать, что спят, даже когда сновидение продолжается, и могут влиять на ход событий в нем; явление, которое называется ясный сон (Kahan & La Beige, 1994). Альтернатива фрейдовской модели толкования сновидений разрабатывалась Карлом Юнгом (см. Аналитическая психология Юнга) и другими авторами (например, Blagrove, 1993; Hermans, 1987). Одно из предположений заключается в том, что функция сновидения — поддерживать укрепление взаимосвязей, например, укрепление связи «мать—ребенок» или скрепление уз сексуальных пар (Zborowski & McNamara, 1998). В то время как некоторые влиятельные невропатологи отрицают, что сновидения имеют какое бы то ни было значение (Crick & Mitchison, 1986), психологи, работающие вне области психоанализа, предлагают модели понимания сновидений, опирающиеся на современную когнитивную теорию, согласующуюся с неврологией (Antrobus, 1991; Cicogna, Cavallero & Bosinelli, 1991; Hobson, 1988; Hobson & Stickgold, 1994). Но, несмотря на эти новации, все же именно Фрейда считают теоретиком, который включил сновидения в область научного исследования.
Характеристика снотворчества, описанная Фрейдом (сжатость, смещение, символизм и т. д.), представляет функционирование бессознательного в общем виде. Но Фрейд обращался не только к сновидениям и психозам, но и к аспектам повседневного нормального поведения как к результатам бессознательной мотивации.
Зигмунд Фрейд: цитаты о женщинах, любви и отношениях
Венский психиатр, всколыхнувший в XIX веке мир наблюдениями за проявлением несознательного в поведении человека, заложивший основы современного психоанализа, Зигмунд Фрейд, отличался своеобразным отношением к женщине.
Она не была для него Великой Матерью, Богиней. Он был далек от того, чтобы обожествлять, почитать, воспевать ее, как это было модно делать в литературе, живописи того времени. Долгое время он изучал истерию женщин и пришел к выводу, что они и есть воплощение подсознательного. Ими движут исключительно инстинкты и комплексы.
Но при этом Фрейд был безумно влюблен в Марту Бёрнейс — ортодоксальную иудейку. Она хоть и стала его женой, но до конца он так и не был в этом уверен. Более того, Зигмунд Фрейд не мог найти объяснения некоторым сторонам женской натуры. Этому он посвящал свои исследования.
Отец психоанализа пытался объяснить механизм, природу любви и разгадать тайну женщины: любит ли она действительно, что ею движет в любви, чего хотят женщины.
Его озабоченность тем, как угодить даме сердца, тонкость любовных взаимоотношений женщин и мужчин, понимание их природы трансформировались в крылатые высказывания, которые звучат одновременно как диагноз и как рекомендация действовать:
«Великим вопросом, на который я все еще не могу ответить, несмотря на мое тридцатилетнее исследование женской души, является: «Чего хочет женщина?»»
«Любящий многих знает женщин, любящий одну — познает любовь».
«Муж почти всегда является лишь заменителем любимого мужчины, а не самим этим мужчиной».
«Любовь в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков».
«Если один не мог бы найти в другом, что следовало бы исправить, то вдвоем им было бы ужасно скучно».
«Мы выбираем друг друга не случайно — мы встречаем лишь тех, кто уже существует в нашем подсознании».
«Человек любит то, чего не хватает его ‘Я’ для достижения идеала».
«Ужасно, когда два любящих сердца не могут найти ни достойной формы, ни времени для нежных слов. Они как бы берегут нежность на случай неожиданной беды, когда сама ситуация вынудит их к этому. Не надо скупиться на нежность».
«Женщина должна смягчать, а не ослаблять мужчину».
«Мы никогда не бываем столь беззащитны, как тогда, когда любим, и никогда так безнадежно несчастны, как тогда, когда теряем объект любви или его любовь».
«В любовных отношениях нельзя щадить друг друга, так как это может привести лишь к отчуждению. Если есть трудности, их надо преодолевать».
«Почему мы не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставании нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца».
«Сама по себе любовь — как страдание, лишение — снижает чувство собственной значимости, но взаимная любовь, обладание любимым объектом снова его повышает».
Сентенции Зигмунда Фрейда о взаимоотношениях женщины и мужчины раскрывают суть его метода: освобождение природы от культа разума и воли. Любовь — прекрасное чувство, которое требует нежного и трепетного отношения как со стороны женщин, так и представителей сильной половины человечества, мудрости и взаимопонимания.
Австрийский психиатр был уверен, что представители двух полов должны органично дополнять друг друга, чтобы быть счастливыми. В этом смысл любви.
О сексуальности
В сексуальности соединяются наиболее возвышенное и самое низменное.
Человек выздоравливает, «давая волю» своей сексуальности.
Сексуальным отклонением можно считать только полное отсутствие секса, всё остальное — дело вкуса.
Всё, что вы делаете в постели, — прекрасно и абсолютно правильно. Лишь бы это нравилось обоим. Если есть эта гармония – то вы и только вы правы, а все осуждающие вас – извращенцы.
Сексуальное ограничение идет рука об руку с определенной трусливостью и осторожностью, между тем, как бесстрашие и отвага связаны со свободным удовлетворением сексуальной потребности.
Люди в целом неискренни в сексуальных вопросах. Они не демонстрируют открыто свою сексуальность, а прячут ее, надевая на себя плотное пальто, сшитое из материи под названием «ложь», как будто в мире сексуальных отношений стоит плохая погода.
Мастурбация – одна из основных обителей, «первичная зависимость». Последующие зависимости – от алкоголя, табака, морфия – лишь её заменители.
О человеческих проявлениях
Индивид отказывается от собственного идеала и заменяет его массовым идеалом, воплощающимся в вожде.
Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.
Мы не всегда свободны от ошибок, по поводу которых смеемся над другими.
Чувство неполноценности имеет глубоко эротические корни. Ребёнок чувствует себя неполноценным, если замечает, что он нелюбим, и точно так же взрослый.
Ни один смертный не способен хранить секрет. Если молчат его губы, говорят кончики пальцев; предательство сочится из него сквозь каждую пору.
К занятому человеку редко ходят в гости бездельники — к кипящему горшку мухи не летят.
Когда старая дева заводит собачку, а старый холостяк коллекционирует статуэтки, то таким образом первая компенсирует отсутствие супружеской жизни, а второй создает иллюзию многочисленных любовных побед. Все коллекционеры – своего рода Дон Жуаны.
Зависть разрушительна.
Настоящий мазохист всегда поставит щеку там, где у него есть перспектива получить удар.
Человек иногда более щедр, когда у него мало денег, чем когда их много; может быть, чтобы не дать подумать, что у него их нет вовсе.
О людях
Люди более моральны, чем они думают, и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить.
Любовь и работа — вот краеугольные камни нашей человечности.
Каждый нормальный человек на самом деле нормален лишь отчасти.
Люди находят действительность неудовлетворительной и поэтому живут в мире фантазий, воображая себе исполнение своих желаний. Сильная личность воплощает эти желания в реальность. Слабая так и живёт в этом своём мире и её фантазии воплощаются в симптомы различных болезней.
Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить.
Человеку свойственно превыше всего ценить и желать того, чего он достичь не может.
Каждый не прочь считать себя «исключением» и претендовать на преимущества перед другими людьми.
Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри.
Человек никогда ни от чего не отказывается, он просто одно удовольствие заменяет другим.
О детях и взрослых
Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства.
Детство, лишенное чувство стыда, кажется нам впоследствии своего рода раем, а ведь этот самый рай не что иное, как массовая фантазия о детстве человека.
Маленький ребенок аморален, у него нет никаких внутренних торможений против стремления к удовольствию.
Герой тот, кто восстает против отцовской власти и побеждает.
Притязания ребенка на любовь матери безмерны, они требуют исключительности и не допускают дележки.
Поводы к конфликту между матерью и дочерью возникают, когда дочь подрастает и встречает в матери противницу своей сексуальной свободы, зрелость же дочери напоминает матери о том, что настало время отказа от собственной сексуальной жизни.
О психике
Большая часть того, что реально внутри нас, — не осознается, а того, что осознается, — нереально.
Психическое развитие индивида в сокращенном виде повторяет ход развития человечества.
Эго — подлинное место тревоги.
Без сомнения, проблема тревоги является узловой точкой многих важнейших вопросов; разрешение загадки тревоги прольет поток света на всю психическую жизнь человека.
К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека.
Образование симптома представляет собой замену того, чему появиться непозволительно.
В бессознательном каждый убежден в своем бессмертии.
Во всех случаях в основе забывания лежит мотив неохоты.
О снах
Сновидения — это королевская дорога в бессознательное.
Сны — отражение реальности. Реальность — отражение снов.
В наших сновидениях мы всегда одной ногой в детстве.
Каждое сновидение имеет по меньшей степени одно место, в котором оно непонятно, так сказать, пуповину, которой оно связано с неизвестным.
Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет.
Сновидение никогда не занимается пустяками; мы не допускаем, чтобы незначительное тревожило нас во сне. Внешне невинные сновидения оказываются небезобидными, если заняться их толкованием; если можно так выразиться, у них всегда есть «камень за пазухой».
О желаниях и мотивах
У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознаётся даже себе самому.
Мы стремимся в большей степени к тому, чтобы отвести от себя страдания, нежели к тому, чтобы получить удовольствие.
В основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и сексуальное влечение.
Стремление к саморазвитию проистекает из «нарциссических» желаний, то есть представляет собой склонность к самовозвеличению и превосходству над другими.
О смерти и потере
Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его.
Для каждого из нас конец света наступает со своей собственной смертью.
Всякое приспособление есть частичная смерть, исчезновение частички индивидуальности.
Мы находим место для того, кого потеряли. Все, что становится на опустевшее место, даже если сумеет его заполнить, остается чем-то иным. Так и должно быть. Это единственный способ продлить любовь, от которой мы не желаем отречься.
Зигмунд Фрейд: цитаты и афоризмы о жизни
Фрейд не просто психиатр, а и дитя эпохи модернизма, времени доминирования идей Ницше, который славился скептицизмом и циничным отношением к вечным человеческим ценностям.
Суть иронии в оценке важных житейских явлений, которая свойственна Зигмунду Фрейду, не в том, чтобы высмеять человеческие заблуждения, а в горьком осознании трагедии бытия человека.
Его афоризмы — это рецепты сурового, но правильного понимания жизни, что освобождают человека от иллюзий, позволяют ему принять свою природу и стать счастливым.
Оцените точность высказываний Фрейда:
«Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира».
«Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие».
«Ничего не бывает случайного, все имеет первопричину».
«Только воплощение в жизнь мечты детства может принести счастье».
«Невроз — это неспособность переносить неопределенность».
«Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, — это вы сейчас».
«Каждый нормальный человек на самом деле нормален лишь отчасти».
«Человеку свойственно превыше всего ценить и желать того, чего он достичь не может».
«Мы живем в очень странное время и с удивлением отмечаем, что прогресс идет в ногу с варварством».
«Терпимое отношение к жизни остается первейшим долгом всех живых существ».
«Цель всякой жизни есть смерть».
«Человек никогда ни от чего не отказывается, он просто одно удовольствие заменяет другим».
«Зависть разрушительна».
Вчитайтесь в высказывания Зигмунда Фрейда. Возможно, в них таится ключ к самопознанию или разрешению сложной жизненной ситуации. Эти афоризмы позволят лучше узнать самого себя и окружающих людей, понять мотивы поступков, их и свои стремления, желания.
Критика
На протяжении всего своего существования психоаналитический подход в психологии критиковался с различных точек зрения.
Основные положения критики:
- длительный курс терапии (у Фрейда описан случай, когда он провёл 1 017 сеансов за 6 лет лечения одного пациента);
- высокий риск возникновения ятрогенных эффектов и конформизма;
- неэффективность кратковременного применения;
- поведенческая психотерапия в 2 раза эффективнее психоанализа;
- отсутствует работа пациента над самим собой, он полностью зависит от психоаналитика;
- иррационализм психоаналитического направления слишком запутан и не понятен многим людям.
Английский биолог Питер Медавар назвал психоанализ самым масштабным интеллектуальным мошенничеством ХХ века.
Несмотря на всю критику, философия психоанализа сыграла важную роль в развитии общества. Она активно используется практически во всех гуманитарных науках. Без неё была бы невозможна даже сексуальная революция. Сейчас данное направление, представленное более чем 20 школами и отдельными течениями, практикуется так же широко и часто, как и сто лет назад, когда было создано.
Другие теории Зигмунда Фрейда
Все прочие идеи Зигмунда Фрейда строились в сфере психоанализа. Он в течение своей работы рассуждал о личности человека и что на нее воздействует изнутри и снаружи. По одной из его теорий, личность человека можно разделить на «Я», «Оно» и «Сверх-я». По другой он утверждал, что энергия жизни человека заключена в его либидо, а энергия смерти – в агрессии. Психоаналитическая теория личности хорошо освещена в трудах Зигмунда Фрейда.
Для ознакомления с работами психоаналитика представляем несколько книг Зигмунда Фрейда:
- «Очерки по психологии сексуальности».
- «Я и Оно».
- «Психопатология обыденной жизни».