Найден новый генетический код избыточного веса

Найден новый генетический код лишнего веса

На спирали ДНК новенькая генетическая композиция «лежит» неподалеку от расшифрованного ранее гена MC4R, предположительно ответственного за механизмы переработки энергии, поступающей с едой (иллюстрация с веб-сайта turbosquid.com).

Генетические основания лишних жировых отложений были выявлены уже издавна, но установить определенных «виновников» достаточно длительно не удавалось: те мутации, которые обнаруживались в процессе анализа ДНК добровольцев, разъясняли только уникальные, «семейные» случаи наследования избыточного веса.

В апреле прошедшего года в журнальчике Science были представлены результаты исследования генетического материала 40 тыщ европейцев, в процессе которого в первый раз был выделен чёткий признак генетической расположенности к ожирению — ген FTO, число копий и «версий» которого в ДНК человека впрямую оказывает влияние на количество жировых отложений.

Найден новый генетический код лишнего веса

В процессе исследования были получены статистически важные зависимости меж жировыми отложениями и последовательностями генов. Люди с 2-мя копиями новейшей генетической композиции, влияющей на ген MC4R, в среднем весят на 1,5 килограмма больше, а те, кто унаследовал две копии гена FTO, — на 2-3 килограмма. При всем этом отмечен кумулятивный эффект: наличие обеих композиций может «добавить» человеку 3,8 килограмма (иллюстрация MEMBRANA).

Новый проект, в каком учавствовали исследователи из 7 государств и 77 научных центров, позволил добавить в копилку познаний о причинах ожирения ещё одну генетическую комбинацию.

Был выявлен новый, нерасшифрованный участок ДНК, оказывающий воздействие на обычное функционирование гена MC4R. Этот ген, в свою очередь, предположительно является «дирижёром» аппетита человека и отвечает за переработку получаемой энергии в жировые отложения.

Исследование показало, что новые генетические композиции находятся у 35% белоснежных европейцев, а в 2-ух экземплярах – более вредном для организма сочетании – найдены у 5-7%. С учётом того, что упомянутый ген FTO найден у 16% населения, неувязка наследных оснований лишнего веса представляется социально важной. По словам доктора Инеш Баррозу (In #234;s Barroso) из института Сэнгера (Wellcome Trust Sanger Institute), приобретенные выводы позволят осознать генетические механизмы ожирения, действующие на популяцию в целом.

Все же участники проекта подчёркивают, что выявление генетических предпосылок лишнего веса не отменяет решающего значения здорового стиля жизни и режима питания для поддержания себя в неплохой форме.