Связь между генетикой и шизофренией наконец установлена! (6 фото)

Существует вероятность того, что биологический процесс, ответственный за возникновение шизофрении, был обнаружен группой исследователей. Они провели детализированный генетический анализ более чем шестидесяти тысяч людей, пытаясь расшифровать, какие геномные характеристики наиболее сильно ассоциируются с данным расстройством.

Что такое шизофрения?

Связь между генетикой и шизофренией наконец установлена! (6 фото)

Шизофрения – это наследуемое медицинское состояние, которое становится очевидным чаще всего в позднем подростковом и раннем молодом возрасте. Оно характеризируется когнитивными расстройствами, эмоциональной нестабильностью и галлюцинациями. На протяжении нескольких лет многие люди проходят через процесс, называемый синаптической обрезкой, в ходе которого связи между некоторыми нейронами (синапсами) разрываются.

Связь между генетикой и шизофренией наконец установлена! (6 фото)

В определенных количествах разрывы связей между синапсами являются нормальными для данного периода жизни, но в крайних случаях это может вызвать аномальное снижение объема серого вещества и синаптических структур, которые имеют тесную связь с высокоуровневым познанием и эмоциональным контролем. Именно это и наблюдается у людей, страдающих шизофренией, и хотя ученые уже не первый год знали об этом эффекте, причины, вызывающие массовый разрыв синапитических связей, до настоящего времени оставались плохо изученными.

Изучение генетических данных

Связь между генетикой и шизофренией наконец установлена! (6 фото)

Чтобы попробовать разгадать эту загадку, ученые провели исследование: они анализировали генетические данные более чем 28 тысяч шизофреников и более чем 35 тысяч людей, не страдающих шизофренией. В частности, они сконцентрировали свое внимание на генах, которые находятся в области человеческого генома, расположенной на хромосоме шесть, которая задает код для главного комплекса гистосовместимости. И хотя этот белок наиболее известен из-за роли, которую он играет в человеческом иммунитете, гены в области главного комплекса гистосовместимости прежде уже демонстрировали наличие в них маркеров, которые связаны с шизофренией. Исследователи обнаружили прочную связь между развитием шизофрении и наличием особой разновидности гена C4. Этот ген может существовать в различных формах, которые ответственны за выработку двух разных белков, известных как C4A и C4B. И эти разновидности, которые приводят к излишней выработке белка C4A, оказались прочно связаны с шизофренией.

Опасный белок C3

Связь между генетикой и шизофренией наконец установлена! (6 фото)

Оба белка, и C4A, и C4B, способствуют активации другого белка, который называется C3. Он прикрепляется к определенным участкам головного и спинного мозга, чтобы обозначить их как цели для разрушения иммунными клетками, известными как микроглии. Когда C3 прикрепляется к скоплениям синапсов, они затем подвергаются атаке микроглий, что и приводит к разрыву связей между ними. Пока что неизвестно, почему белок C4A вызывает разрыв связей между синапсами, а белок C4B — нет. Однако тот факт, что они дают различный эффект, вряд ли является удивительным с учетом огромных биохимических различий между ними. К примеру, C4A охотно связывается с другими белками, в то время как C4B предпочитает связи с углеводами.