Как сделать так, чтобы дети не боялись уроков математики? (6 фото)

Многие люди помнят то неприятное ощущение, которое возникало у них в школе при упоминании об алгебре. Новое исследование рассмотрело истории детей, которые боятся математики, и обнаружило, что репетиторство может в значительной степени успокоить их нервы, изменяя в их мозгу нейронные связи, отвечающие за чувство страха.

Можно ли действительно бояться математики?

Как сделать так, чтобы дети не боялись уроков математики? (6 фото)

Интересен тот факт, что эти изменения происходят не благодаря улучшениям математических способностей в процессе обучения у репетитора. Как исследование показало, беспокойство не имеет никакой связи с показателями в математике. Не имело никакого значения то, насколько хорошо показывали себя дети с разными уровнями познаний в математике в решении математических задач до и после репетиторства.

Как сделать так, чтобы дети не боялись уроков математики? (6 фото)

Так что теперь можно смело сказать, что изменения в мозге произошли определенно не из-за улучшения математических знаний у ребенка. На самом деле они имеют отношение к беспокойству, которое дети испытывают, и исследование дало отличное представление о механизмах, происходящих в головах у детей.

Большая проблема

Как сделать так, чтобы дети не боялись уроков математики? (6 фото)

Примерно у 17-30 процентов учеников начальной и средней школы имеется боязнь математики. А погружение детей в то, чего они боятся больше всего (в данном случае — в изучение математики), — это та же идея, которая стоит за известной экспозиционной терапией. Продолжительный контакт со змеями и пауками того человека, который очень сильно их боится, со временем снижает уровень страха. И ребенок, который испытывает стресс от занятий математикой, может извлечь выгоду из длительного времени, проведенного за этим предметом. Чтобы проверить эту идею, исследователи обратились к третьеклассникам, проверив их уровень тревожности в вопросах математики с помощью опросника. Они распределили детей на две группы: разделили тех, у кого высокий уровень тревожности, и тех, у кого он низкий.

Как сделать так, чтобы дети не боялись уроков математики? (6 фото)

После этого детям проводилось сканирование мозга, когда они решали математические задачи. В ходе этого эксперимента были обнаружены ключевые различия в мозговой активности у детей из разных групп. У учеников с высоким показателем тревоги в отношении математики был отмечен высокий уровень активации в миндалевидном теле, отвечающем за обработку страха и других подобных эмоций. Повышенная активность в этой части мозга наблюдается у людей с тревожными расстройствами и фобиями. Даже в таком раннем возрасте стимулы (в данном случае — математика) могут провоцировать, приводить к гиперактивности и активировать эмоциональные центры мозга таким образом, который не наблюдается у детей с низким показателем тревоги в отношении математики.

Результаты исследования

Как сделать так, чтобы дети не боялись уроков математики? (6 фото)

Затем дети были отправлены на одиночные занятия с репетитором три раза в неделю, в ходе которых они решали немало математических задач, а репетиторы подбадривали их и помогали им с их слабыми местами. Восемь недель спустя обе группы одинаково улучшили свои математические показатели, однако группа с высоким уровнем тревожности продемонстрировала серьезные изменения деятельности головного мозга, когда ученые повторили процесс сканирования в конце исследования. Ранее активные миндалевидные тела выглядели точно так же, как и у детей, которые не испытывали никакой тревоги относительно математики.