Спартанцам было не до науки

Образование в Спарте было привилегией детей рабовладельцев. Мальчиков и девочек в возрасте с 7 до 15 лет обучали по общественному типу, т. е. вне семьи. В возрасте от 15 до 20 лет юноши проходили дальнейшее усиленное образование, в частности, наряду с физическим и военным совершенствованием они получали музыкальное образование, обучались искусству точно и кратко формулировать свои мысли, лаконично отвечать на вопросы. По преданию этими способностями особенно славились жители области Лаконии, откуда и родилось выражение «лаконичность».

В спартанском обществе забота же об интеллектуальном развитии детей была сведена к минимуму. Более важное место занимали военно-физические дисциплины, но все-таки детей учили письму, счету. Так, например, грамоте мальчиков учили только в пределах необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя. Дальнейшее углубление в предмет считалось роскошью и его целесообразность отрицалась.

В противовес этому большое внимание спартанские власти уделяли хоровому пению. Уже древними философами было замечено, что «ритм и мелодия содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности… а также прочих нравственных качеств». Хором пели, мужчины на праздниках, воины на поле боя. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы и была возведена спартанцами до уровня культа. «В песнях было заключено своего рода жало, будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным порывом к действию». Все песни носили военный характер и были либо хвалебными, прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и призывающие к подвигу.

Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физических упражнений, преподаваемые детям в рамках государственного образования.

Однако это не дает право называть спартанцев «абсолютно безграмотными» по той причине, что они оказались невежественными только в тех областях знаний, которые не касались их военно-лагерного образа жизни. В области же воспитания силы тела и духа и других вопросах, связанных с военной политикой государства (куда спартанское правительство отнесло также грамматику и музыку, полностью милитаризовав эти науки и подчинив их своим целям), спартанцев упрекнуть в невежественности нельзя.

После окончания курса обучения юноши сдавали итоговые экзамены, главным из которых было испытание на выносливость. На этом испытании выпускников публично секли у алтаря богини Артемиды. Юноши, достойно прошедшие это испытание, не показавшие страха перед болью, не дрогнувшие и не проронившие ни звука во время экзамена, получали оружие и становились полноправными спартанцами. В одной из многочисленных легенд, свидетельствующих о выносливости спартанцев, говорится о мальчике, который держал на груди под одеждой пойманного лисенка и который смог ничем не показать боли, когда лисенок грыз и раздирал его тело.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине, и мужчине,» — эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступа-

ли мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми». Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. И кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.

Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов,

Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был прежде всего воином, но женщина по традиции рассматривалась как хранительница домашнего очага. Хотя и довольно «суровая» хранительница, как раз под стать мужчинам.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 1

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x