Город-крепость.

Ассирия — это древнейшее из государств — существовала в Междуречье Тигра и Евфрата (нынешний Ирак) задолго до Рождества Христова. Цари, правившие этой могущественной им-, перией, вели захватнические войны и крайне жестоко относились не только к внешним врагам — вавилонянам, мидийцам, халдеям, но и к своим подданным — семитам-аккудам. Посадить

архитектора, допустившего ошибку в градостроительстве, на кол считалось нормой. Понятно, что и соседи кротостью не отличались, при каждом удобном случае стараясь навредить ассирийцам. В 600-х годах до н. э. столицей Древней Ассирии стал крупнейший город Ниневия, стоявший на берегу полноводной реки Тигр. Чтобы избежать атак врагов, жители Ниневии воздвигли вокруг своей столицы мощнейшие крепостные стены высотой 30 метров. Боевые башни, шедшие по всему их периметру, были вдвое выше! При этом толщина стен составляла от 15 до 20 метров! По верхней части крепостных стен была проложена дорога, где свободно могли двигаться от 4 до 6 боевых колесниц одновременно. Кроме внутренней городской стены была еще и внешняя длиной 10 километров! А между стенами ассирийцы прорыли широкие (до 45 метров) и глубокие рвы, заполненные водой. Захватить такую крепость было непросто.

На вершине славы.

После того, как ассирийский царь Ашшурбанипал одержал победу над Вавилонией, покорил Тир Арвад, а в 663 году до Рождества Христова захватил Фивы, ассирийское государство достигло наивысшего могущества. К этому времени в Ниневии были построены два семиярусных храма-зиккурата, несколько дворцов для знати и самого правителя. При дворе работали высокопрофессиональные мастера — художники, архитекторы, скульпторы, ювелиры, повара, егери. От них требовалось одно — прославление мудрости и могущества своего патрона. Залы и помещения дворцов расписывались синей, красной, желтой и черной красками. На картинах изображались как сами правители, их военачальники, евнухи, так и поверженные враги. Внешний оригинал для художника не имел значения. Царь мог быть некрасив и сутул, но на всех картинах его изображали могучим, прекрасно сложенным и непременно с бородой. Поскольку любимейшим занятием царей была верховая охота на львов, гепардов, газелей и диких лошадей, чаще требовались и изображения на эту тему. В музеях Багдада и Лондона хранятся потрясающие картины сцен охоты на хищников, где художник во всех подробностях живописал битву царя со львами. Мерилом храбрости и умения считалось умерщвление сильнейшего из зверей стрелами, когда одна из них попадет в глаз, а другая — в пасть хищника. Любовные утехи со многими женами и наложницами, возлияние и чревоугодие также были в почете, но боевые походы и охота все же преобладали. Поскольку ассирийцы были типичными язычниками, украшениями их храмов и дворцов обычно служили огромные крылатые быки с человеческими лицами.

Из Книги видений оракула.

В качестве библейского предсказателя высшими силами был назван пророк Наум. Уже в первых строках своего сочинения он говорит, что пишет «Книгу видений Наума Елкосеянина». «Господь долготерпелив и велик могуществом, — подчеркивает автор, — и он никого не оставляет без наказания. Настала очередь и Ниневии, которую Господь затопит водой и разрушит до основания. Врагов его тоже постигнет мрак. Всевышний завершит истребление, и бедствие уже не повторится!».

Пишет Наум Елкосеянин и о купцах, которых «стало больше, чем звезд на небе; но эта саранча рассеется и улетит». Досталось и князьям, которые, «когда взойдет солнце, разлетятся, как рой мошек». По наущению Господа Наум задолго до гибели Ниневии предупреждал жителей о грозящей опасности.

Не захотели верить!

Никто из ассирийских царей и военачальников не хотел верить пророчеству о затоплении города. К тому же на Тигре были построены мощные плотины и шлюзы! Ниневия казалась настолько сильной, что захватить ее невозможно, тем более что враги ослаблены или повержены. Однако к 612 году до н. э. бывший противник все же сумел объединенными усилиями подойти к Ниневии и осадить ее.

Свидетельство Диодора Сицилийского.

Ко времени подхода неприятеля последний ассирийский царь Сарданапал благодушествовал, предаваясь всевозможным излишествам. Как свидетельствует древнегреческий историк Диодор Сицилийский — автор 40 книг «Исторической библиотеки», расположившись лагерем за пределами городских стен, царь не догадывался о резком ухудшении военного положения. Памятуя о своих былых победах над врагами, он потерял бдительность и присоединился к своим воинам, «веселящимся, подобно животным, и предающимся пьянству». Об ослаблении ассирийской обороны стало известно от перебежчиков предводителю мидийцев и халдеев Арбасу. Он не замедлил воспользоваться случаем и организовал ночную атаку. Ассирийцы с Сарданапалом бежали под защиту крепостных стен. Противник преследовал их и уничтожил многих бегущих. Все же часть войска успела достичь спасительной Ниневии и запереть все 15 городских ворот. В крепости был солидный запас продовольствия на случай длительной осады, так что прибежавшие могли особенно не волноваться о своей судьбе — по крайней мере, на ближайшее время.

Наводнение.

Атаки мидийцев и халдеев проводились весной, когда из-за паводка Тигр разливался особенно широко. К тому же хлынул ливень. Одна из плотин не выдержала напора и рухнула.. Вода подошла к крепостной стене и образовала пролом, в который устремились осаждавшие. В этот момент Сарданапал, охваченный страхом, понял, что сбылось древнее пророчество, гласившее, что «многие ассирийцы погибнут в огне». Он заперся вместе со своими сокровищами и наложницами в одном из дворцовых помещений, после чего приказал слугам поджечь помещение, предпочитая сгореть, нежели стать рабом у мидийцев.

Раскопки археологов.

Известный британский археолог сэр Генри Лейард был первым, кто раскрыл загадку Ниневии, долгое время считавшуюся мифическим городом. Раскопки начались в середине XIX века и продолжаются до сих пор в окрестностях иракского холма Куюльджука, где когда-то проходило русло Тигра. Теперь эта река протекает в другом месте, но вскрыть культурный слой, пролегающий на глубине 15 метров, здесь мешают построенные уже в наши дни поселки и проложенные транспортные коммуникации.