К западу от уральского городка Невьянска, былой вотчины негоциантов Демидовых, тянется широкий Шигирский торфяник — болотистая луговина, в центре которой находится Шигирское озеро, равномерно зарастающее осокой. Со стародавних времён лежала эта местность нетронутой, пока в XIX веке на Урале не были открыты золотые россыпи.

В местных краях началась «золотая лихорадка». Появились старатели и на Шигирском торфянике.

Драгоценный металл находили здесь под толщей торфа на глубинах до 8 м, потому выработки вели в открытых разрезах. Практически сразу золотодобытчики начали отыскивать в торфе отлично сохранившиеся предметы из дерева, камня, глины, рогов и костей животных. Это были разные фигуры, предметы утвари, кинжалы, наконечники стрел, рыболовная снасть и т. д. На неких из их был нанесён непростой орнамент. Находки подобного рода исчислялись тыщами.

Уже тогда археологи заговорили о том, что в отдалёкой древности на месте Шигирского торфяника тянулась цепочка озёр, на берегах которых жили люди, создавшие уникальную культуру. Находки, меж тем, длилось, и самая умопомрачительная из их была изготовлена 24 января 1890 года на 2-м Курьинском прииске. С 4-метровой глубины рабочие извлекли на поверхность части фигуры, высеченной когда-то из цельной лиственницы. Когда дерево очистили особыми скребками от столетний грязищи, то взглядам учёных предстали людские лица, либо личины, в обрамлении причудливого орнамента. Находку окрестили Огромным Шигирским кумиром.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ТОЛМАЧЁВА

Предпринималось несколько попыток сложить куски истукана в единое целое, вернуть его начальный вид. Более успешной и самой известной считают реконструкцию, выполненную уральским археологом В. Я. Толмачёвым в 1914 году. Сложив разрозненные части древесной статуи по собственной схеме, учёный обусловил её общую высоту — 5,3 м.

У кумира имелись объёмная голова с обоесторонним изображением и длинноватое туловище, либо тулово, в виде доски. На широких плоскостях этой доски старыми мастерами были вырезаны лики, расположенные по вертикали.

Толмачёв обрисовал 5 плоских ликов — три с лицевой стороны доски и два с оборотной. Любая личина совместно с орнаментом создавала отдельную фигуру, и они все отличались индивидуальностью. Часть изображений была выполнена в так именуемом «скелетном» стиле. Снутри очертаний различались два маленьких отрезка — «пятна», соответствующих для старых уральских изображений. Такие «пятна» могут символизировать душу или, беря во внимание их левостороннее размещение, сердечко. Не считая того, доску со всех четырёх сторон, в том числе, и с боков, покрывали резные орнаменты и знаки-символы.

Нижний конец статуи представлял собой затёсанное на конус бревно с выемкой в основании, что, вероятнее всего, предполагало ноги. По всем признакам, кумир не был вкопан в землю, а стоял на виду полностью, прикреплённый, видимо, к некоему ритуальному столбу.

Награда Толмачёва ещё и в том, что он сделал подробные зарисовки Огромного кумира. Это вправду большая фортуна, ибо позже одна из вставок неоценимой реликвии длиной 1,93 м безо всяких следов пропала. До сего времени непонятно в точности, когда конкретно случилась утрата. По одной версии, ещё в годы Штатской войны, по другой, — в период Величавой Российскей, когда музею пришлось очень потесниться, чтоб принять на временное хранение сокровища Эрмитажа.

Так либо по другому, но к истинному времени сохранилась только верхняя половина тулова с головой, также нижняя часть, затёсанная на конус. Их общая высота составляет около 3,5 м.

Единственным же источником, позволяющим судить, как о пропавшей части, так и о скульптуре в её первозданном виде, является набросок Толмачёва. Нужно отметить, что профессиональный уральский археолог собирался более детально изучить таинственную реликвию, но выполнить загаданое ему не довелось.

В годы Штатской войны Толмачёв, имея статус офицера королевской армии, вынужденно оказался в восточных регионах страны, откуда эмигрировал поначалу в Харбин, потом в Шанхай. В Китае, невзирая на трудности быта, ему удалось продолжить занятия археологией и даже участвовать в раскопках. В 1942 году учёный совместно с супругой достигнул русского гражданства, но погиб по дороге на родину, в Китае.

Прямо до 1997 года Большой кумир хранился в запасниках музея, вызывая энтузиазм, приемущественно, учёных мужей, которые спорили о его загадках, в том числе, о вероятной датировке. А потом возраст истукана решили найти при помощи способа радиоуглеродного анализа, очень и очень четкого. Опыт проводили сотрудники Геологического института Русской Академии в Москве, также Института истории вещественной культуры РАН в Санкт-Петербурге. Итог принёс мировую сенсацию!

Возраст Огромного Шигирского кумира составил 8680 лет (погрешность — 140 лет)! Древесная статуя оказалась древнее египетских пирамид, каменных зданий майя и ацтеков!

СЕДЬМАЯ ЛИЧИНА

Каким же образом дерево, пускай и очень крепкое, пережило тысячелетия? Секрет в торфе, который является безупречным консервантом. Нечего и гласить, как резко возрос после чего энтузиазм к старому артефакту со стороны научного общества!

А в своём музее Большой кумир здесь же стал экспонатом номер один. Для его хранения на оборонном заводе заказали особенный стеклянный саркофаг. После размещения кумира в витрине из неё откачали воздух и заполнили её инертным газом. Саркофаг со специальной подсветкой установили в отдельном зале, разместив тут же ещё около 600 экспонатов, составивших экспозицию «Шигирская кладовая».

В тот же период, в августе 2003 года, учёные нашли посреди узоров кумира ещё одну личину, которая отсутствовала на рисунках Толмачёва. Она находилась на обратной стороне сохранившейся части доски и была чуть намечена. При всем этом заместо носа у неё был сучок, что присваивало ей сходство со зверьком. Сучок-то Толмачёв прорисовал, а вот самой личины не увидел. Таким макаром, сначало кумир имел изображения 7 личин: объёмная голова, венчавшая его, и 6 плоских персонажей, по три с каждой стороны доски. Цифра же семь имела у старых сакральное значение, числилась одной из самых загадочных.

Уже в те времена люди знали, что любая из четырёх фаз Луны делится на семь дней. Разумно представить, молвят некие исследователи, что Шигирское божество, с его семью личинами, олицетворяет Луну, и что орнамент, покрывающий тулово, является ни чем другим, как древним лунным календарём.

ЗАГАДКИ ОРНАМЕНТА

По другой версии, в элементах геометрического орнамента кумира закодировано миропонимание наших отдалёких протцов. Древнейшие уральцы верили, что боги живут в волокнах лиственницы и являются хранителями человечьих душ. Лики на различных сторонах доски олицетворяют духов, принадлежавших к различным мирам: к Верхнему и Нижнему миру, к миру живых и к миру мёртвых, к мужскому и женскому началу. При всем этом «поэтажная» постановка фигур подчёркивает иерархию представленных образов.

Глубочайший смысл заложен в каждой детали орнамента. Так, ровная линия могла означать землю, горизонт, границу меж землёй и небом, меж водой и небом, вообщем границу меж разными мирами. Волнистая линия либо зигзаг символизировали водную стихию, змею, ящерицу. Не считая того, зигзаг являлся сигналом угрозы. Квадрат, круг, крест, ромб изображали огнь либо солнце.

Необычную догадку предложил доктор философских наук доктор В. Чудинов. Он провёл опыт, увеличив на компьютере изображение кумира, зарисованное Толмачёвым. При всем этом снутри узоров проступили буковкы и целые надписи!

Самый древний идол Возраст Огромного Шигирского кумира составил 8680 лет