Ярослав Мудрый — сын крестителя Киевской Руси Великого Владимира — вошел в историю как талантливый политик и дипломат. Узнайте подробности того, как удалось Ярославу — одному из 16 законнорожденных детей Владимира — стать киевским князем, превратить Киевскую Русь в сильное целостное государство с развитой культурой.

Детство Ярослава Мудрого

Точная дата рождения будущего киевского князя и сына Владимира Святославича неизвестна. Историки, по-разному интерпретируя летописные сообщения о тех или иных событиях жизни Ярослава, называют разные же годы его появления на свет. Однако все исследователи сходятся во мнении, что князь родился не позднее 980 года.

Как Ярослав Мудрый стал князем Киевским, правил 37 лет, враждовал с братом Святополком

Будущий Великий князь стал плодом союза Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Ярослав не был первенцем в этом браке: его старший брат Изяслав, родившийся на несколько лет раньше нашего героя, в скором времени станет полоцким князем и родоначальником княжеского рода, с которым долгое время будут бороться Ярославичи.

В 988 году малолетний Ярослав принимает христианство, его крестят под именем Юрий. С этих пор начинается его жизнь при дворе Великого князя, а воспитанием будущего правителя Древнерусского государства занимаются наставники-кормильцы, преимущественно выходцы из великокняжеской дружины. Сам Владимир не утруждал себя заботой о сыновьях, по преданию, окружив лаской лишь Бориса и Глеба.

Как Ярослав Мудрый стал князем Киевским, правил 37 лет, враждовал с братом Святополком

Святые князья Борис и Глеб.

Ростовское княжество и Ярослав Мудрый

Около 10 лет от роду Ярослав начинает свою политическую карьеру, заняв княжеский стол в Ростове. Этот период жизни сына Владимира оброс огромным количеством позднейших легенд и преданий.

Летописцы говорили о мудрости князя, о его деятельности по распространению христианства на своей земле и обороне её от набегов кочевников и других иноплеменников. Но вряд ли Ярослав управлял княжеством самостоятельно в столь юном возрасте. Исследователи указывают на личность некоего воеводы Будыя, ещё с пребывания в Киеве являвшегося наставником князя. Возможно, что он помогал Ярославу княжить в Ростове.

С пребыванием сына Владимира в Северо-Западной Руси связана легенда об основании города Ярославля. Современные исследователи пришли к мнению, что город появился на берегу Волги не раньше 1220-х, когда Ярослав уже княжил в Киеве, в то время как согласно народным преданиям, это произошло в 1010 году.

Как Ярослав Мудрый стал князем Киевским, правил 37 лет, враждовал с братом Святополком

Ярославский кремль.

Ярослав Мудрый против Владимира Святого

В 1010 году в Новгороде умирает старший сын князя Владимира, Вышеслав. В связи с этим глава государства провёл перераспределение уделов между своими сыновьями. Ярославу досталось Новгородское княжество, в котором как раз и княжил покойный брат.

В 1014 году происходит разрыв Ярослава и Владимира. Историки сходятся во мнении, что отказ новгородского князя платить дань в Киев был связан с планами Владимира передать великокняжеский престол ростовскому князю Борису. Кстати, по той же причине против отца восстал и Святополк, попавший в результате в тюрьму за неповиновение воле отца.

Ярослав нанял из-за моря варяжскую дружину для военных действий против своего отца. Однако на активные шаги он не решался. Викинги же из-за долго бездействия распустились и от этого сильно страдало местное население, которое в итоге восстало. События приняли серьёзный оборот, однако внезапная смерть Владимира в 1015 году разрешила наметившиеся противоречия. Ярослав урегулировал отношения со своими подданными, а те пообещали поддерживать князя в стремительно разворачивавшейся борьбе за престол.

Конфликты с братьями

Когда Владимир погиб, его место занял Святополк. Ему пришлось уничтожить троих братьев, чтобы сохранить власть. От рук наёмных убийц правителя умерли Борис, Святослав и Глеб. Эта судьба ожидала и младшего брата, но тому удалось победить в битве под Любичем. В 1016 г. Святополк сбежал к своему тестю Болеславу, спустя два года они вместе попробовали напасть на Ярослава. Битва произошла на Волыни, на берегу Буга. На время Болеславу удалось завладеть Киевом, но позже он рассорился с зятем и уехал. В это время Мудрый снова нападает вместе со своими варягами и выигрывает.

В 1019 г. Ярославу удалось стать киевским князем. Своей главной целью он видел защиту родной земли от печенегов и других завоевателей. Под своей властью правитель объединил практически все древнерусские территории. Но для полноценного управления мужчине потребовалось разобраться с другими родственниками.

В 1021 г. он изгнал своего племянника Брячислава Полоцкого, после этого разделив по Днепру государство с братом Мстиславом. В 1036 г. тот умирает, и Ярослав снова становится единственным князем. В это же время он отправляет своего сына Владимира на пост новгородского государя.

Мудрый предпочитал решать все вопросы с помощью дипломатии, прибегая к насилию только в крайнем случае. Исследования его останков показали, что у государственного деятеля была практически полностью перерублена нога. Он не мог обходиться без посторонней помощи, поскольку сильно хромал.

Некоторые историки утверждают, что травма была получена во время междоусобиц с братьями. Другие учёные считают, что Ярослав хромал с детства. В летописях находятся подтверждения второй версии, якобы ещё в юности правитель перенёс паралич ног. Но это не умалило его физической силы.

Династические браки

Ярослав Владимирович за свою жизнь был женат только один раз, однако в летописях упоминается два имени супруги — Ирина и Анна. Жену государственного деятеля звали Ингигерде, она была дочерью шведского конунга Олава. Как утверждают историки, при крещении девушка получила имя Ирина, после пострига в монахини её стали называть Анной.

Как Ярослав Мудрый стал князем Киевским, правил 37 лет, враждовал с братом Святополком

Для укрепления своей власти Ярослав выдал всех дочерей за королей других стран. Елизавета стала супругой норвежца Гаральда, Анастасия вышла замуж за венгерского правителя Андрея. Историки уделили много времени изучению судьбы Анны Ярославны, ставшей женой французского короля Генриха I.

Сына Всеволода князь женил на греческой царевне, ещё двое отпрысков связали себя узами брака с немецкими княжнами. Изяслав взял в жёны сестру польского князя Казимира, который, в свою очередь, женился на сестре Мудрого. Её звали Доброгнева. Ярослав Владимирович стремился построить политику на любви и дипломатии, избегая использования оружия. Он надеялся, что сыновья продолжат его дело, однако смерть государя стала толчком к началу феодальной раздробленности.

За свою жизнь государственный деятель успел сделать больше, чем многие другие правители. Он имел твёрдый характер, постоянно стремился к просвещению, за что и был прозван Мудрым. Русская православная церковь помнит и ежегодно чествует память своего князя. В високосный год эта дата выпадает на 4 марта, во всё остальное время — на 5 число.

Междоусобная война. Ярослав против Святополка

Основное противоборство за киевский престол проходило между новгородским князем Ярославом и киевским Святополком. После смерти Владимира киевляне освободили старшего сына умершего князя из темницы и возвели того на престол. Ярослав не был с этим согласен. Собранные для борьбы с отцом варяги были направлены новгородским князем против родного брата.

Как Ярослав Мудрый стал князем Киевским, правил 37 лет, враждовал с братом Святополком

Святополк Окаянный. В. Шереметьев.

К этому времени уже не было в живых князей Бориса и Глеба, признавших старшинство Святополка. Древняя традиция приписывает убийство будущих святых именно Окаянному, однако в современной исторической науке существует мнение, что они были лишены жизни варяжскими наёмниками новгородского князя — так Ярослав мог избавиться от лишних претендентов на престол.

В 1016 году Ярослав и Святополк, призвавший печенегов, начали активные действия. Первое сражение между претендентами на престол состоялось около города Любича. Победу в нём одержало войско Ярослава. Новгородский князь вступил в Киев и занял отцовский трон. Однако Святополк и не думал сдаваться.

В 1017 году к стенам столицы Руси подошли печенеги. Город выдержал осаду, хотя победа далась дорогой ценой. Часть кочевников умудрилась проникнуть в город, однако была выбита варяжской дружиной и киевлянами. Захват столицы силами восточных соседей не удался, поэтому Святополк обратился к западным.

Как Ярослав Мудрый стал князем Киевским, правил 37 лет, враждовал с братом Святополком

Печенежский всадник.

Польский король Болеслав Храбрый приходился тестем окаянному князю. Он выступил на помощь своему родственнику в 1018 году, разбил силы Ярослава на реке Буг и вступил в Киев, отдав город Святополку. Киевляне не были довольны присутствием иноземцев в своём городе: учащались случаи убийств солдат Болеслава. Тогда Святополк, благодарный за помощь, передал тестю часть русских земель на Западном Буге — и поляки ушли восвояси.

Как Ярослав Мудрый стал князем Киевским, правил 37 лет, враждовал с братом Святополком

Болеслав Храбрый в Киеве.

Тем временем Ярослав был подавлен поражением и уже готовился бежать от гнева брата за море в Швецию, но его остановили новгородцы. В следующем году под стяги Ярослава собрались новые воины, которые в битве на реке Альте разбили силы киевского князя. Ярослав занял Киев окончательно, а его брат Святополк, умер по дороге к своему тестю.

Правление Ярослава Мудрого

Активность Ярослава на великом княжении была воистину феноменальной. До 1036 года князь не был единоличным правителем Руси — независимыми оставались Полоцкое и Тмутараканское княжества. Многочисленные столкновения 3 князей стали характерной чертой того времени: пока в 1036 году брат Ярослава, Мстислав Владимирович, не умер в Тмутаракани. С этого времени киевский князь контролировал все территории Руси, кроме Полоцка.

Как Ярослав Мудрый стал князем Киевским, правил 37 лет, враждовал с братом Святополком

Территория Руси при Ярославе Мудром.

Именно Ярослав Мудрый избавил население своего государства от постоянной опасности, исходящей от печенегов. В 1036 году он разбил кочевников под Киевом, и те перестали играть какую-либо значимую роль в политической истории региона.

Многочисленны были походы Ярослава на Запад — несколько раз ходил Ярослав с дружиной в Польшу, Литву, Мазовию. До сих пор некоторые города являются живыми свидетелями деятельность Великого князя — это город Ярославец в Польше и Юрьев (Тарту) в Эстонии.

Внутренняя политика Ярослава оказалась не менее блестящей. «Русская Правда», сборник законов, регламентировавших общественную жизнь русских людей в течение долгого времени вплоть до 15-го века, появилась именно при нём. Появление этого юридического памятника позволило теснее объединить разрозненные племена на территории Руси, создать единое правовое поле.

Имя Ярослава связано и с грандиозным храмовым строительством. Соборы святой Софии появляются в обеих столицах Древней Руси — Новгороде и Киеве. Именно в это время скандинавские скальды говорят о государстве Ярослава как о «Гардарике» — стране городов.

Как Ярослав Мудрый стал князем Киевским, правил 37 лет, враждовал с братом Святополком

Храм Святой Софии в Новгороде.

Киевский князь правил 37 лет и оставил своим сыновьям сильное государство, громко заявившее о себе в период его правления.

Внутренняя и внешняя политика

Правитель приложил немалые усилия, чтобы прервать зависимость русской православной церкви от довлевшей над ней Византией. Поэтому в 1054 году впервые в истории Руси её церковь возглавил русский, а не греческий митрополит. Звали его Илларион.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности народа и искоренение остатков языческой веры. Христианская вера прививалась с новой силой. В этом сын продолжил дело своего великого отца, Владимира Крестителя.

Сын велел переводить греческие рукописные книги на славянский язык. Он сам любил читать и старался привить любовь к чтению и просвещению своим подчинённым. Духовенство начало обучать детей грамоте. В Новгороде появилось училище для мальчиков, которое приняло 300 первых учеников.

Количество книг быстро росло и книжная премудрость возводилась в своего рода моду того времени. Быть просвещённым становилось престижно.

В Повести временных лет говорится о некоем собрании книг и документов, которое принято называть Библиотека Ярослава Мудрого. Учёные говорят о разном количестве: от 500 до 950 томов. По некоторым данным, библиотека была передана князем (по иным сведениям – его правнуком) Софийскому собору.

Так как древние книги, которым тысяча лет, не найдены, то существует множество гипотез, где они могут храниться. Одни утверждают, что это могут быть подземелья Софийского собора, другие говорят о катакомбах Киево-Печерской лавры, третьи – о Выдубицком монастыре. Но есть и скептики, считающие, что бесценные фолианты не могли уцелеть после опустошительных половецких набегов и пожаров.

Ещё одна версия, имеющая право на существование, – Библиотека Ярослава Мудрого стала частью не менее легендарной Библиотеки Ивана Грозного.

Князь Ярослав Мудрый стоял у истоков появления первых русских монастырей, в числе которых главный – Киево-Печерский. Монастырь не только внёс огромную лепту в продвижение и популяризацию христианства и православия, но и сыграл огромную роль в просвещении. Ведь здесь составлялись летописи и переводились книги.

А ещё в это замечательное время появилась «Русская правда» Ярослава Мудрого. Это первый свод законов Руси, который последователи дописывали и приумножали.

Историки высоко оценивают и внешнюю политику вельможи, в которой он тоже добился огромных успехов. Кажется, он первым из русских князей сделал упор на дипломатию, а не силу оружия.

В то время главным способом наладить отношения с другими государствами считались династические браки. А так как Киевская Русь за время правления Мудрого превратилась в просвещённое и сильное государство, то «породниться» с ней изъявили желание многие правители европейских стран.

Женой Ярослава Мудрого стала дочь короля Швеции Олафа – Ингигерда, получившая после крещения имя Ирина. От отца ей досталось богатое приданое – город Альдейгаборг (позже Ладога). Прилегающие к нему земли получили название Ингерманландия (что переводится как земли Ингигерды).

Сын князя – Всеволод – женился на греческой царевне. Ещё двое отпрысков – на немецких княжнах. Сын Изяслав взял в жены сестру польского князя Казимира, а сам Казимир женился на сестре Мудрого – Доброгневе.

Такие же династические браки были у дочерей киевского вельможи. Елизавета была выдана замуж за норвежского короля Гаральда, Анастасия – за венгерского правителя Андрея. Но наиболее известной и почитаемой оказалась дочь Анна Ярославна, ставшая супругой французского короля Генриха I. В результате такой внешней политики князь Ярослав Мудрый оказался связан узами родства со множеством сильных соседей, ближних и дальних.

Укрепление статуса Киева

Для укрепления позиций «стольного города» Ярослав Мудрый предпринял следующие меры:

  • строительство оборонительных насыпей вокруг столицы;
  • сооружение Золотых Ворот;
  • строительство храмов — Благовещенья Богородицы и Св.Софии;
  • основание монастырей Св.Георгия и Св.Ирины;
  • возведение дворцовых комплексов князей — Ярослава, Мстислава, Брячислава.

Как Ярослав Мудрый стал князем Киевским, правил 37 лет, враждовал с братом Святополком

Образцом для подражания служила архитектура Константинополя, но при этом сохранялись черты славянского стиля.

Площадь Киева в правление Ярослава Мудрого составляла 400 гектаров. Численность населения достигала 65 000 человек — всего на 35 000 меньше, чем в Париже, крупнейшем городе Европы.

Покровительство культуре и церкви

Ярослав укреплял свою власть, распространяя влияние христианской церкви. Он добился утверждения в Киеве митрополии с первым славянским митрополитом Илларионом. Русская церковь благодаря этому стала более независимой от Константинопольского патриархата.  Духовным центром Руси при Ярославе стал основанный в 1051 году Киево-Печерский монастырь. Храмы возводились во всех крупных городах страны — так, в 1045 году был заложен собор св. Софии в Новгороде.

Ярослав Мудрый назначил грамотных специалистов для перевода и переписки книг, создав при Софийском соборе первую русскую библиотеку. Поддержка князя способствовала созданию новых литературных произведений — «Слова о законе и благодати» Иллариона, «Сказания о Борисе и Глебе». Книжный фонд монастырских и частных библиотек при Ярославе Мудром составлял около 140 000 книг.

Как Ярослав Мудрый стал князем Киевским, правил 37 лет, враждовал с братом Святополком

Покровительство князя распространялось и на образование — при его дворе была открыта школа, готовившая переписчиков, хронистов, переводчиков. Ярослав приказал учредить в Новгороде школу для детей зажиточных горожан и священников. Школы были открыты также при всех крупных монастырях.

Основание городов

Князь Ярослав Мудрый основал Юрьев. Это случилось в 1030 году, когда он ходил походом на Чудь. Новый город, названный в честь своего ангела, появился на берегу Чудского озера. Сейчас он называется Тарту и является вторым по величине эстонским городом после Таллина.

Ещё один город Ярослава Мудрого – Ярославль, хотя некоторые историки считают факт его основания князем не бесспорным.

Есть ещё один Юрьев, который был основан князем. Этот город оказался одновременно и крепостью, которая входила в Поросскую оборонительную линию. Он был возведён для защиты Киева от кочевников. В 1240 году татаро-монголы его уничтожили, оставив лишь руины церкви. Вокруг неё и возродился город, получив название Белая Церковь. Он и сегодня так называется.

Личная жизнь

Многие историки сходятся во мнении, что жена Ингигерда, после крещения ставшая Ириной, имела огромное влияние на мужа и оставила заметный след в истории Руси. На полученных ею от отца в наследство землях в 1703 году Петром Первым был построен Санкт-Петербург.

В Киеве благодаря княгине Ирине появился первый женский монастырь. Он был сооружен при церкви Святой Ирины. Одна из его колонн «дожила» до середины ХХ столетия. Сейчас о существовании храма напоминает лишь тихая Ирининская улица.

Как сложилась личная жизнь Ярослава Мудрого и Ингигерды-Ирины – сегодня сложно сказать. Известно лишь то, что в браке с ней родились 6 сыновей и 3 дочери. Супруга разделяла взгляды своего мужа и перешла в его веру, немало сделав для её продвижения.

Красавцем великий вельможа, кажется, не был. Сильно выступающий нос и такой же подбородок, резко очерченный рот и крупные глаза не добавляли привлекательности. А ещё он был хромым из-за разной длины ног. По одной версии – из-за поврежденных в бою тазобедренного и коленного суставов, а по другой – из-за наследственной болезни Пертеса.

Существует историческая загадка-головоломка, на которую у разных историков существует своё мнение. Некоторые из них утверждают, что князь Ярослав Мудрый был женат дважды.

Его первой женой якобы была норвежка Анна. В этом браке даже родился сын Илья. Но в 1018 году он вместе с матерью был пленён польским королём Болеславом Храбрым и навсегда увезён в Польшу. Эта версия якобы подтверждается тем, что имя Анны встречается в некоторых летописях.

Но есть и противники этой спорной версии. Они утверждают, что всё гораздо проще. Анна – это иноческое имя Ингигерды-Ирины. Якобы она в конце жизни постриглась в монахини, взяв себе это имя. В 1439 году архиепископ Евфимий причислил Анну к лику святых. Она считается небесной покровительницей Новгорода.

Примечательно, что сам князь Ярослав Мудрый был причислен к святым лишь в XXI веке.

Сыновья

  • Владимир (1020—1052) — князь новгородский.
  • Изяслав (1025—1078) — женился на сестре польского короля Казимира I — Гертруде.
  • Святослав (1027—1076) — князь черниговский, предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии (или Кикилии, Цецилии), неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда.
  • Всеволод (1030—1093) — женился на греческой царевне (предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха), от брака с которой родился князь Владимир Мономах.
  • Вячеслав (1033—1057) — князь смоленский [55]
  • Игорь (1036—1060) — женился на германской принцессе Кунигунде, графине Орламюнде.

Дочери

  • Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового.
  • Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I. В городе Тихонь, на берегу озера Балатон, в честь них названа церковь и установлен памятник.
  • Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I. Во Франции она стала известна как Анна Русская или Анна Киевская. Во Франции, в г. Санлис Анне установлен памятник.

Святые родственники

Будущий православный святой благоверный князь Ярослав (конунг Ярицлейв) был свояком общехристианского  будущего святого, норвежского конунга Олафа Святого — они были женаты на сёстрах: Ярослав на старшей сестре, будущей православной  святой Ингигерд, Олаф на младшей сестре — Астрид.

Основная статья: Ингегерда До того у обоих святых была одна невеста — принцесса Ингигерд Шведская (на Руси благоверная княгиня Ирина), которая весной 1018 года дала согласие выйти замуж за Олафа Норвежского и собственноручно вышила плащ с золотой застёжкой своему жениху, а осенью того же года по требованию отца дала согласие выйти замуж за Ярослава (свадьба состоялась в 1019). Романтические отношения Олафа и Ингигерд с 1018 по 1030 год описываются в трёх скандинавских сагах: «Саге об Олафе Святом», «Пряди об Эймунде» и т. н. «Гнилой коже». В 1029 году Олаф, будучи в изгнании в Новгороде, написал вису (стихотворение) об Ингигерд; часть его дошла до настоящего времени. Согласно сагам, Олаф в Новгороде зимой 1029/1030 явил два чуда исцеления: в частности, излечил тяжело больного девятилетнего сына Ярослава и Ингигерд, будущего православного святого Владимира (Вальдемара). После гибели и прославления Олафа в Новгороде, б. стольном граде Ярослава, была возведена церковь Олафа Святого, прозванная в народе «варяжской».Малолетний сын будущего святого Олафа Магнус Добрый был после гибели отца усыновлён будущим святым Ярославом Мудрым, воспитывался в его семье и по достижении совершеннолетия при помощи приемного отца получил обратно престол Норвегии, а затем и Дании.

Также Ярослав Мудрый — брат православных,  первых прославленных на Руси святых — князей Бориса и Глеба, отец православного святого Владимира Ярославича, дед местночтимого православного святого Владимира Мономаха и католического Гуго Великого, графа Вермандуа.

Ярослав был похоронен в Софии Киевской в бывшей шеститонной проконесского мрамора гробнице святого римского папы Климента, которую его отец Владимир Святославич вывез из завоёванного им византийского Херсонеса. Гробница цела до сих пор.

Спорная генеалогия

Как Ярослав Мудрый стал князем Киевским, правил 37 лет, враждовал с братом Святополком

Анна, Анастасия, Елизавета и Агата

Существует также точка зрения, что у Ярослава Мудрого была ещё одна дочь по имени Агата, которая стала женой Эдуарда Изгнанника, наследника престола Англии. Некоторыми исследователями ставится под сомнение факт, что Ярослав был сыном Рогнеды, а также существует гипотеза  , что у него была жена — Анна, которая умерла около 1018. Возможно, Анна была норвежкой, а в 1018 году она была пленена Болеславом Храбрым во время захвата Киева. Там же выдвигается гипотеза о том, что некий Илья — «сын короля Руси» Ярослава Мудрого.

Происхождение жены одного из сыновей — германской принцессы Оды, дочери Леопольда, — является спорным фактом в части принадлежности к роду Штаденов (правителям Северной марки) или к Бабенбергам (правителям Австрии до Габсбургов). Спорным является и то, чьей женой была Ода — Владимира, Святослава или Вячеслава. Сегодня господствующей является точка зрения, что Ода Леопольдовна была женой Святослава и происходила из рода Бабенбергов.

С. С. Алексашин, опираясь на данные саг о «тайной любви» между Ингегердой и Олафом Святым, правителем Норвегии, и пытаясь объяснить данные генетических исследований современных Рюриковичей, показавших расхождение гаплогрупп у потомков Мономаха («скандинавская» гаплогруппа  N1c1) и Олега Святославича («славянская» — R1a  ), выдвинул гипотезу о внебрачных детях Олафа. Он предположил, что фактическим сыном Олафа от Ингегерды был Всеволод Ярославич (он родился вскоре после того, как Олаф побывал у Ярослава и Ингигерды в конце 1020х годов)  .

Смерть

Последние годы жизни князь Ярослав Мудрый провёл в Вышгороде. Он скончался в праздник Торжества Православия на руках одного из своих сыновей – Всеволода, пережив на 4 года жену и на 2 старшего из сыновей, Владимира.

Датой смерти князя считают 20 февраля 1054 года. Его похоронили в Софийском соборе в Киеве, в 6-тонном мраморном саркофаге. К сожалению, останки великого правителя исчезли. Известно, что саркофаг в ХХ столетии вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах. И делали это не всегда квалифицированно и добросовестно.

После вскрытия в 1939 году останки Ярослава Мудрого отправили в Ленинград, где учёные Института антропологии впервые подтвердили, что один из 3 скелетов (мужской, женский и детский) из вскрытого захоронения действительно принадлежит князю. По найденному черепу антрополог Михаил Герасимов сумел восстановить облик правителя.

Останки вернули в Киев. Но в 2009 году гробницу снова вскрыли и обнаружили, что останков древнейшего из Рюриковичей нет. На месте нашли два женских скелета – один времён Киевской Руси, второй ещё более давний – скифского периода. А ещё в гробнице обнаружили газеты «Известия» и «Правда» 1964 года.

Многие историки и исследователи склоняются к версии, что останки следует искать в США. Якобы туда они были вывезены в 1943-м, когда отступали немецкие войска.

Первый письменный свод законов

Как Ярослав Мудрый стал князем Киевским, правил 37 лет, враждовал с братом Святополком

Первая глава несла в себе меры по борьбе с убийствами, которые были настоящей бедой того времени. В новом законе говорило, что любая смерть карается кровной враждой. Родственники убитого имеют права самостоятельно убить убийцу. Если же отомстить убийце не кому, то с него взимался штраф в пользу государства, который назывался вирой. Русская правда Ярослава Мудрого содержала полный список вир, которую убийца должен был передать в казну государства, в зависимости от рода и сословия убитого. Так, за смерть боярина необходимо было заплатить тиуну (двойную виру), которая равнялась 80 гривнам. За убийство воина, земледельца, торговца или придворного требовали виру, 40 гривен. Жизнь рабов (холопов), которые не имели никаких гражданских прав, оценивалась куда дешевле, в 6 гривен. Такими штрафами пытались сохранить жизни подданным Киевской Руси, которых было не так и много из-за войн. Следует отметить, что в те времена деньги для людей были большой редкостью и описанные виры были в состоянии заплатить единицы. Поэтому даже такой просто меры оказалось достаточно для того, чтобы прекратить волну убийств в стране.

Законы, который давала людям Русская правда Ярослава Мудрого были суровыми, но только так можно было навести в стране порядок. Что касается убийств, совершенных в соре или в состоянии опьянения, и убийца скрывался – со всех жителей деревни взималась вира. Если убийца был задержан, то половину виры платили жители деревни, а вторую половину сам убийца. Эта мера была крайне необходима для того, чтобы люди не допускали убийств в ходе ссоры, чтобы каждый проходящий мимо чувствовал на себе ответственность за действия других.

Предыстория

На Руси существовали как письменные, так и устные правовые нормы. Какого-то общего кодекса законов не было. Ярослав Мудрый, понимая, что государству нужен единый свод законов, собрал вместе законодательные акты и обычаи и выпустил сборник «Русская Правда». У «Правды» было несколько источников:

  • княжеские судебные документы;
  • договоры с Византией;
  • некоторые тексты Священного писания.

Точная дата издания «Правды» неизвестна, но точно можно сказать, что её появление относится ко времени правления Ярослава. Сборник увидел свет в промежуток между 1016 и 1054 годами.

До наших дней не сохранился первый экземпляр – оригинал. Учёные располагают лишь более поздними списками, поэтому нельзя полностью исключить вероятность того, что в документ попали какие-то поздние правки.

«Русская Правда» неоднократно переписывалась, менялась, в неё вносили коррективы в соответствии с требованиями времени.

Особые условия закона

Как Ярослав Мудрый стал князем Киевским, правил 37 лет, враждовал с братом Святополком

Русская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную не полученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.

В целом первый письменный свод законов регулировал практически все сферы жизни того времени. Так, в нем подробным образом описывалось: ответственность рабов за сохранность имущества своих господ; долговые обязательства; порядок и очередность наследования имущества и прочее. Судьей практически во всех делах был сам князь, а местом суда была княжеская площадь. Доказать невиновность было достаточно трудно, поскольку для этого применялся специальный обряд, в ходе которого обвиняемый брал в руку раскаленный кусок железа. После руку ему забинтовывали и через три дня прилюдно снимали бинты. Если ожогов не было – невиновность доказана.

Русская правда Ярослава Мудрого — это первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси. После смерти Ярослава его потомки дополняли этот документ новыми статьями, тем самым образовав Правду Ярославичей. Сей документ регулировал отношения внутри государства довольно долго, вплоть до периода раздробленности Руси.

Причины принятия

Общий свод законов был нужен для того, чтобы легче было управлять государством. При руководстве народными обычаями и «неписаным законом» часто возникала путаница, принимались несправедливые решения, поскольку суд часто бывал субъективным. Ещё одна причина принятия – необходимость замены устаревшей кровной мести «европейскими» методами наказания: системой штрафов, то есть материального возмещения ущерба.

Редакции и разделы

Историкам известны 3 редакции «Правды»:

  • краткая;
  • пространная;
  • сокращённая.

Краткая состоит из 43 статей. В неё входят:

  • определение порядка сборщиков штрафов («покон вирный»);
  • «Правда Ярослава»;
  • «Правда Ярославичей»;
  • правила регулирования оплаты труда мостников (строителей мостов).

Пространная редакция содержала 121 статью. Она появилась несколько позже. В неё вошли, помимо того, что было в первой части, уставы Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха.

В документе устанавливались нормы и принципы возмещения за нанесённый государству или частным лицам ущерб.

Рассматривались все аспекты:

  • уголовные преступления – увечья и убийства;
  • крупные кражи;
  • мелкие хищения;
  • имущественные споры
  • и многое другое.

Сборник законодательных актов был призван облегчить процесс судопроизводства, искоренить самосуд и кровную месть – пережитки языческого прошлого. Кроме того, вводились единые законы для всей территории Руси. Княжества рассматривались в контексте единого государственного образования.

Сокращённую версию выпустили в XIV веке. Она представляла собой новую редакцию Пространной Правды, из которой были убраны некоторые устаревшие нормы.

Обзор содержания

Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.

Виды нарушений законаМетоды урегулирования
Совершение убийстваНаказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию. Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен. За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен.
ПобоиСуществовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито).
КражаКража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему.

Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина.

Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищегоМера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи.

В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания. Особо тщательно охранялось имущество князя.

Система штрафов

Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

Слои населения по «Русской Правде»

Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:

  • князь;
  • знатные люди (дружинники, мелкие князья);
  • свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);
  • холопы.

Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.

Значение «Русской Правды»

По «Правде» можно наблюдать постепенное становление раннефеодального государства. Отход от кровной мести (она разрешалась лишь в крайних случаях, да и то только в краткой редакции), замена её штрафами (причём с обязательной долей в пользу государства в лице князя), особое внимание к охране частной собственности – все эти принципы фиксируются и становятся законом. Издание свода законов, обязательного для применения на всей территории Руси, свидетельствует о том, что общество встало на новую ступень развития – раннефеодальное государство.

Пропажа останков

Саркофаг Ярослава Мудрого до настоящего времени вскрывался три раза: в 1936, в 1939 и в 1964 годах. В 2009 году саркофаг Ярослава Мудрого в Софийском соборе снова был вскрыт и останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Известия» и «Правда», датированные 1964 годом. Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причем составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет одного времени с Киевской Русью, а второй на 1000 лет древнее, то есть времён скифских поселений. Женские останки киевского времени, по утверждению ученых-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжелым физическим трудом, — явно не княжеского рода. Первым о женских останках среди найденных 3 скелетов написал ещё академик Герасимов в 1939 году. Тогда было объявлено, что помимо Ярослава Мудрого в гробнице похоронены и другие люди. На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями УГКЦ, отступившими вместе с немецкими оккупантами из Киева осенью 1943. Икона была обнаружена в Свято-Троицком храме (Бруклин, Нью-Йорк, США) в 1973 году. По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.

Историческое значение

Как Ярослав Мудрый стал князем Киевским, правил 37 лет, враждовал с братом Святополком

«Ярослав законодатель» (литография Чорикова Б. А., 1836 г.)Основал Юрьев (ныне Тарту), который в 1061 году был отвоёван эстами, Ярославль, Юрьев Русский, Ярослав и Новгород-Северский.

Титмар Мерзебургский считал уже в это время Киев чрезвычайно большим и крепким городом, в котором около 400 церквей и 8 рынков. Другой западный хронист того же века, Адам Бременский, называет Киев соперником Константинополя, «блестящим украшением».

При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»). Он издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом. Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост  . При нём появились монеты с надписью «Ярославле серебро». На одной её стороне был изображен Иисус Христос, на другой — Георгий Победоносец, покровитель Ярослава.

Известно, что для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра. Причём плата эта была слишком малой, скорее символической, но она обеспечивала мир с варягами и защиту северных земель. Ярослав первым издал закон о престолонаследии, согласно которому наследование шло не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему .

М. Д. Приселков трактует один из переводов, что титул Ярослава — император. Митрополит Иларион называл его «каганом», а в граффити на стене Софийского собора в Киеве, повествующей о его смерти в 1054 году, Ярослав Мудрый назван кесарем.

Почитание в христианстве

Как Ярослав Мудрый стал князем Киевским, правил 37 лет, враждовал с братом Святополком

Ярослав Мудрый

Благоверный князь Ярослав Мудрый почитается христианами сразу после смерти, впервые как Святой упоминается у Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, Великого князя Ярослава Владимировича называет святым. Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской православной церкви; 9 марта 2004 года в связи с 950-й годовщиной смерти, был внесён в святцы Украинской Православной Церкви МП, а 8 декабря 2005 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 20 февраля (5 марта) было внесено в месяцеслов как день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого.

Непризнанная Украинская православная церковь Киевского патриархата на Поместном соборе 2008 года канонизировала Ярослава Мудрого как святого благоверного князя.

Интересные факты

  • В 2008 году Ярослав Мудрый занял первое место в телепроекте «Великие украинцы».
  • Легендарной стала «Библиотека Ярослава Мудрого», которую часто сравнивают с «Библиотекой Ивана Грозного»  .
  • 10 сентября 2009 года в Софийском соборе Национального заповедника «София Киевская» состоялось вскрытие мраморного саркофага великого князя Киевского. Мощей его в гробнице не обнаружено (при довоенном вскрытии они были). Согласно версии журнала «Русский Ньюсуик», они находятся в США. До этого саркофаг Ярослава Мудрого вскрывали трижды, в 1936, 1939 и 1964 годах.
  • Ярослав Мудрый основал следующие города: Ярославль на Волге и Ярославль в современной Польше  (названы его именем), Юрьев (Гюргев, назван по имени его св. покровителя Георгия Победоносца), Юрьев Русский.