История этого древнего античного храма началась еще до нашей эры. Он был построен на холме над Афинами в период с 447-го по 438-й годы до нашей эры и сегодня насчитывает почти 2 500 тысячи лет. Проект грандиозного сооружения создал Иктин, а главным зодчим на этапе строительства стал Калликрат, который построил немало зданий в эпоху правления Перикла. Когда были закончены основные работы, мастера приступили к украшению фасада и других элементов храма. Эта кропотливая работа велась под руководством греческого скульптора Фидия.

Храм Парфенон в Афинах, как его использовали в древней Греции

Реконструкция Афинского Акрополя, на вершине которого возвышается Парфенон

В итоге город украсил новый главный храм, который был посвящен персонажу древнегреческой мифологии богине Афине-Девственнице. Благодаря этой покровительнице святилище и назвали Παρθενών или Парфеноном. Особое внимание греки уделили значению слова, смысл которого «дева» или «чистота».

Храм Парфенон в Афинах, как его использовали в древней Греции

Храм обрел название благодаря своей покровительнице — богине Афине. Статуя в Пушкинском музее Москвы

Основным материалом, из которого был сделан великий храм, стал пентелийский мрамор, специально добываемый неподалеку. Этот мраморный камень имеет особенность, ставшую характерной для здания — в начале строительства оно было полностью белым, но при взаимодействии с солнцем пожелтело. Сооружение было возведено в канонах распространенного тогда дорического ордера. По типу строение является дорическим периптером — прямоугольником, окаймленным колоннадой. Колонны Парфенона представляют особый интерес: они высятся на 10 метров, а в диаметре достигают почти 2 метров. На фасадах установлено по 8 колонн, а по бокам храма — по 17. Во многом именно они держали на себе крышу, выложенную черепицей.

Храм Парфенон в Афинах, как его использовали в древней Греции

Основным материалом, при постройке Парфенона, стал пентелийский мрамор

Содержание

Покровительница Афин

В Древней Греции господствовала политеистическая религиозная система, основанная на мифах о разных Богах Древней Греции. В связи с Парфеноном нас интересует главный бог – Зевс, и его дочь Афина.

Миф гласит, что Зевсу было предсказано рождение дочери, а следом за ней сына, который свергнет его с престола. Поэтому, когда от него забеременела жена Метида (Премудрость), Верховный Бог не нашел ничего лучшего, как проглотить ее. Но дитя любви не желало сдаваться, и вскоре у Зевса стала нестерпимо болеть голова. Не в силах терпеть муки он приказал рассечь себе голову, и так на свет появилась его дочь Афина. В глазах девушки отражалась мудрость, а на теле она носила воинское облачение, за что ее нарекли Богиней справедливости, мудрости, воинской тактики и стратегии.

В отличие от других божеств, Афина не засиживалась на Олимпе, а уделяла внимание простым людям. Она дала им многие знания и ремесла, учила составлять законы и вести государственные дела, помогала восстанавливать справедливость в спорах и битвах. За ее заботу благодарный народ Греции очень чтил мудрую и великодушную Афину и стремился возвести в ее честь самый лучший из греческих храмов.

После спора с Посейдоном, мудро разрешенного царем Кекропом, Афина стала покровительницей важнейшего культурного и политического центра Античной Греции – города Афин. Поэтому было решено, что именно Афинский Акрополь разместит Парфенон на своих землях.

А если сильнее углубиться в историю, то стоит оговориться, что у дошедшего до нас архитектурного комплекса был предшественник. Первым на этом месте построили храм Гекатомпедон, также посвященный Афине. К сожалению, в результате нападения персов сооружению не удалось уцелеть. Когда афиняне выиграли войну, они с еще большим воодушевлением принялись восстанавливать старый Гекатомпедон и строить новый, более масштабный и роскошный, храм Парфенон в отвоеванных Афинах.

Возведение Парфенона

Началось строительство нового святилища в 447 году. Местоположение храма было выбрано сразу. Он расположился в верхнем городе: величественный Парфенон и священный Акрополь в сознании греков должны были стать единым целым.

Решение о возведении храма принял афинский правитель Перикл, несмотря на то, что строительство Парфенона требовало больших финансовых вложений. В бюджет постройки было заложено 450 талантов, неслыханная для греков сумма, ведь в те времена на 1 талант строили целый корабль! В народе поднялись возмущения и роптания, но Перикл сумел убедить людей в необходимости того, чтобы в честь Афины небывалой красотой и мощью украсил Акрополь Парфенон.

Архитектором здания стал Калликрат, а проект будущей святыни разработал Иктин. Именно этот мастер добился уникального оптического восприятия храма глазом, придумав сделать колонны Парфенона не идеально ровными и под наклоном. За внешнюю и внутреннюю отделку святыни, а также украшающие фронтоны Парфенона скульптуры отвечал знаменитый скульптор Фидий (автор Статуи Зевса в Олимпии).

Храм Парфенон в Афинах, как его использовали в древней Греции

Архитектурный тип храма оформлен в классическом греческом стиле и представляет собой окруженный колоннами дорический периметр. На все стороны Парфенона приходится в общей сложности 50 колонн: по 8 на центральные фасады, и по 17 на боковые. В отличие от Колизея, колоннада классического Парфенона позволяет с одной точки рассмотреть фасад трех сторон здания. Высота возведенного храма составила 14 м, ширина 31 м и длина 70 м.

Храм Парфенон в Афинах, как его использовали в древней Греции

Окончательно построили Парфенон в 438 году, и в тот же год на Празднике Панафей храм был освящен. Однако, еще 6 лет после официального открытия Фидий декорировал фронтоны и фризы возведенного Парфенона. Им же была придумана и изваяна скульптура Афины Парфенос (Девы, Девственницы), в честь которой святилище получило свое название.

Храм Парфенон в Афинах, как его использовали в древней Греции

 

В честь кого был построен храм Парфенон?

По преданию, Афина появилась из головы Зевса. Громовержец проглотил свою беременную жену Метиду (Премудрость), так как испугался, что она родит сына, который, если верить пророчеству, убьёт его самого. Но обошлось – родилась дочь, которая вышла из проломленного черепа Зевса (он сам повелел рассечь себе голову, так как мучился от боли) и сразу начала учить людей уму-разуму: дала им науки и ремёсла, научила решать проблемы мирно, без войны, показала, как нужно писать справедливые законы. Женщин она научила ткачеству.

Афина, как верили греки, была родоначальницей интеллектуальной жизни человечества. Интеллект афиняне ценили, поэтому и решили построить ей такой храм — храм Парфенон, величественнее которого не было бы на целом свете.

Главный храм Акрополя

Находится Парфенон в столице Греции, в Афинах, в южной части Акрополя, древнего архитектурного комплекса, расположенного на скалистом холме на высоте, превышающей 150 метров над у. м. Найти афинский Акрополь Парфенон можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте его точное местонахождение узнать по следующим координатам: 37° 58′ 17″ с. ш., 23° 43′ 36″ в. д.

Храм Парфенон, посвященный Афине, на территории Акрополя начали возводить около 447 г. до н. э. вместо разрушенного персами недостроенного святилища. Строительство этого уникального памятника архитектуры было поручено архитектору Калликрату, который возводил здание по проекту Иктина.

Храм Парфенон в Афинах, как его использовали в древней Греции

Колосс Родосский 128584.923

На постройку храма у эллинов ушло около пятнадцати лет, что по тем временам являлось довольно коротким термином, учитывая, что строительные и отделочные материалы везли со всей территории Греции. Благо, денег хватало: Афины, правителем которых был Перикл как раз переживали период наивысшего расцвета и являлись не только культурной столицей, но и политическим центром Аттики.

Калликрат и Иктин, имея в доступе немалые средства и возможности, при строительстве храма смогли воплотить не одно новаторское дизайнерское решение в результате которых, архитектура Парфенона оказалась непохожей ни на одно другое строение подобного типа.

Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон.

Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.

В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.

Храм Парфенон в Афинах, как его использовали в древней Греции

Ещё одной особенностью древнего храма являлось то, что при кладке мраморных блоков греческие мастера не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор: строители их тщательно обтачивали по краям и по размеру подгоняли друг к другу (при этом внутреннюю часть не обтёсывали – это экономило время и рабочую силу). Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены меньшие камни, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.

Описание

К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.

К сожалению, из-за того, что большинство фронтонов были уничтожены (сохранились лишь тридцать статуй в очень плохом состоянии), как именно выглядел экстерьер Парфенона, сохранилось очень мало описаний.

Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.

А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.

Парфенон изнутри

Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.

В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.

На изготовление скульптуры у Фидия ушло более тонны золота (из него были вылиты оружия и одежда); чёрное дерево, из которого изготовлен каркас статуи; лицо и руки Афины вырезались из слоновой кости наивысшего качества; драгоценные камни, сияющие в глазах богини; был также использован самый дорогой мрамор. К сожалению, статуя не сохранилась: когда в стране правящей религией стало христианство, её вывезли в Константинополь, где она в V ст. сгорела во время сильного пожара.

Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 м, а ширина 14 м.

Помещение называлось Парфеноном (именно благодаря этой комнате храм получил своё название), что в переводе означает «дом для девушек». В этом помещении избранные девы, жрицы, изготавливали пеплос  (пошитую из лёгкого материала женскую верхнюю одежду без рукавов, которую афинянки одевали поверх туники), который преподносили Афине во время торжественного шествия, происходящее раз в четыре года.

Чёрные дни Парфенона

Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.

Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.

Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).

В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.

После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась.

После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).

Парфенон — великолепный образец дорического стиля

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм — прямоугольное здание, обрамлённое колоннадой. Согласно стандартам древнегреческой архитектуры, число колонн бокового фасада на 1 единицу больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне здания (применительно к Парфенону – 8 и 17). Древние зодчие придали массивному храму изящность, разработав систему оптической корректировки. На расстоянии прямые линии воспринимаются как слегка вогнутые, и чтобы устранить этот «дефект» архитекторы сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые колонны немного наклонили к центру, тем самым добившись видимости прямизны.

Храм Парфенон в Афинах, как его использовали в древней Греции

Южный фасад храма

Скульптуры Парфенона — мифы в камне

Дорический фриз фасада был украшен барельефами, изображающими сцены единоборств: битва лапифов и кентавров — с восточной стороны, греков и амазонок — с южной, богов и гигантов — на севере, и участников Троянской войны — на западе. Скульптурная композиция на восточном фронтоне посвящена мифу о рождении Афины. Как и положено богиням, Афина появилась на свет необычным образом, а именно — из головы Зевса. Легенда гласит: Зевс проглотил беременную жену, чтобы предотвратить рождение сына, который бы свергнул его с трона. Вскоре бог-громовержец почувствовал сильную боль, и тогда кузнец Гефест ударил его по голове, и оттуда выпрыгнула Афина.

Храм Парфенон в Афинах, как его использовали в древней Греции

Восточный фасад храма

На западном фронтоне в камне увековечен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой, когда подаренное Афиной масличное дерево было признано более ценным даром, чем источник морской воды, высеченный в скале трезубцем Посейдона. По периметру внешних стена храма на высоте 11 метров от пола непрерывной лентой тянулся ещё один фриз, ионический. Его рельефы иллюстрируют сцены из традиционной церемонии празднования «Дня рождения богини Афины» — Панафинеи. Здесь изображены всадники, колесницы, музыканты, люди с жертвенными животными и дарами и др. На восточном торце представлено окончание процессии: жрец принимает от афинянки пеплос — новое одеяние, сотканное для Афины. В древности в Парфеноне размещалась сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза.

Храм Парфенон в Афинах, как его использовали в древней Греции

Фрагмент восточного фасада храма

А в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из золота и слоновой кости. Увы, оригинал статуи не уцелел до наших дней. В музеях мира можно увидеть лишь копии шедевра Фидия, воссозданные по описаниям.

Архитектурная особенность

Парфенон — периптерный храм, который окружали колонны дорического порядка. Размеры храма тридцать на семьдесят метров включил в себя две внутренние палаты. Огромная статуя богине-покровительнице Афины возвышалась в восточной палате. В западной палате собирались священники, а также там располагался казначейский союз греческих государств.

Планировка

Возвышенность Акрополя предоставляет естественную защиту во время осады, так что об оборонительной функции при возведении храма не задумывались.

В основании сооружения заложен трехступенчатый подъем, на котором базируется прямоугольной формы здание, окруженное колоннадой. Колонны – это чуть ли не центральная часть Парфенона, так как благодаря им воплощена идея идеального оптического восприятия форм.

Внутреннюю часть святилища отделяли от колонн еще две ступени. Длина храма изнутри составляла 60 м, при ширине в 22 м. В здании размещалась большая площадка со статуей Афины, также окруженная по периметру колоннами. По бокам от нее находились еще два небольших помещения. Внутренние фризы Парфенона изображали праздничное шествие дев на Акрополь с дарами к мудрой Афине, покровительнице города, о чем повествуют рельеф на западном фронтоне.

Материал и технологии

Большая часть святыни возводилась из камня.

В качестве строительного материала для здания были выбраны блоки из пентелийского мрамора. При этом укладывались блоки «насухую», т.е. без добавления цемента или иного строительного раствора. Для этого каждый камень тщательно обтачивался и подгонялся под определенный размер. Крышу храма также выкладывали из мрамора, но перекрытия были деревянными.

Примечательно, что свойства материала создали еще одну уникальность Парфенона. Этот вид мрамора хорошо поглощает солнечные лучи, изменяя свой цвет на золотистый. Поэтому с южной стороны, где сильно припекает солнце, храм окрасился в желто-золотой цвет, а на севере здание отливает пепельно-серым оттенком.

Скульптурный ансамбль

По части декоративного убранства Иктин и Калликрат передали свои полномочия Великому Фидию.

Главной скульптурой, несомненно, являлась статуя Афины Парфенос, расположенная в центре храма. Множество рельефов с историческими и мифологическими сюжетами было расположено на метопах, фризах и фронтонах. Немало в Парфеноне насчитывалось и фигур исторических персонажей.

Но, к сожалению, до наших времен дошла малая часть скульптур. Грекам удалось сохранить 30 статуй, 96 фризовых частей и 57 метоп.

Храм Парфенон в Афинах, как его использовали в древней Греции

Фриз

Наиболее отличительной чертой в архитектуре и украшении храма является ионический фриз вокруг наружных стен целлы (внутреняя часть Парфенона). Барельефный фриз высекли на месте строительства; он датируется 442-438 годами до н. э. Одно из толкований заключается в том, что он изображает идеализированный вариант процессии Панафинейских игр от ворот Дипилон в Керамейкосе до Акрополя. В этой процессии, проходящей каждый год, участвовали афиняне и иностранцы для почитания богини Афины, принося жертвы и новый пеплос (ткань, сотканную специально выбранными благородными афинскими девушками).

Джоан Бретон Коннелли предлагает мифологическое толкование фриза, который находится в гармонии с остальным скульптурным планом храма, и показывает афинскую генеалогию через ряд мифов из далёкого прошлого. Она определяет центральную панель над дверью Парфенона как жертву, которую до битвы принесла дочь царя Эрехтея, и обеспечила победу над Евмолплом и его фракийской армией. Большая процессия двигалась к восточной части Парфенона, показывая послебоевую благодарственную жертву рогатого скота и овец, мёда и воды, следуя за триумфальной армией Эрехтея, которая возвращалась с победой. В мифические времена это были самые первые Панафинеи, модель, на которой основывалась исторические процессии Панафинейских игр.

Фронтоны

Когда в конце 2 века нашей эры путешественник Павсаний посетил Акрополь, он лишь вкратце упомнил скульптуры фронтонов храма (концы габеля), оставив основное место для описания статуи богини из золота и слоновой кости, которая располагалась внутри храма.

Восточный фронтон

Восточный фронтон повествует о рождении Афины из головы своего отца Зевса. Согласно греческой мифологии Зевс дал жизнь Афине после того, как страшная головная боль побудила его вызвать Гефеста (бог огня и кузнечного ремесла) для оказания помощи. Чтобы облегчить боль, он приказал Гефесту ударить его молотом, и когда он это сделал, голова Зевса раскололась и из неё вышла богиня Афина вся облачённая в доспехи. Скульптурная композиция изображает момент рождения Афины.

К сожалению, центральную часть фронтона уничтожили ещё до Жака Керри, который в 1674 году создал полезные документальные рисунки, следовательно, все восстановительные работы являются объектом предположений и гипотез. Главные олимпийские боги должны стоять вокруг Зевса и Афины, наблюдая за чудесным событием, вероятно с Гефестом и Герой возле них. Рисунки Керри сыграли важную роль в восстановлении скульптурной композиции с северной и южной стороны.

Западный фронтон

Западный фронтон выходил на Пропилеи и изображал борьбу между Афиной и Посейдоном во время их состязания за честь стать покровителем города. Они появляются в центре композиции, и расходятся друг от друга в строгих диагональных формах, богиня держит оливковое дерево, а бог моря поднимает вверх свой трезубец, чтобы ударить в землю. По бокам, они обрамлены двумя группами лошадей, тянущих колесницы, в то время как пространство в острых углах фронтона заполняют легендарные персонажи из афинской мифологии.

Работа над фронтонами продолжалась с 438 до 432 года до н. э., а скульптуры на них считаются одними из лучших образцов классического греческого искусства. Фигуры созданы в естественных движениях, а тела полны жизненной энергии, которая прорывается через их плоть, а последняя в свою очередь, вырывается через их тонкую одежду. Тонкие хитоны показывают нижнюю часть тела как центр композиции. Поместив скульптуры в камень, скульпторы стёрли различия между богами и людьми, концептуальную взаимосвязь между идеализмом и натурализмом. Фронтоны больше не существуют.

Афина Парфенос

Известно только об одной скульптуре из Парфенона принадлежащей руке Фидия, статуе Афины, которая располагалась в наосе. Эта массивная скульптура из золота и слоновой кости ныне утеряна. О ней известно только из копий, вазовой живописи, ювелирных украшениях, литературных описаниях и монет.

Кто построил Парфенон?

Этот вопрос возникает, наверное, у каждого, кто впервые видит афинский архитектурный шедевр. Честь его создания принадлежит выдающимся зодчим, имена которых дошли до нас – Иктину и Калликрату. По некоторым источникам, в работе принимал участие также Карпион с помощниками. Знаменитый скульптор Фидий контролировал общий ход работ, но его главной обязанностью было создание скульптурного убранства храма, что при его грандиозных размерах представляло собой весьма масштабную задачу. Таким образом, говоря о том, кто построил Парфенон, следует подразумевать не одного архитектора, а целую группу соавторов.

Перемены облика храма

Как выглядел Парфенон в своём первоначальном облике, теперь трудно сказать с полной уверенностью. Дело в том, что на протяжении своей долгой жизни он неоднократно менял облик. Ещё во 2 веке до нашей эры в храме произошёл сильный пожар, после которого потребовались значительные восстановительные работы. Страдало его великолепие и от злой воли правителей. Например, в 298 году до нашей эры правивший в то время Лахар, вошедший в историю как необузданный тиран, повелел снять со скульптуры Афины золотые украшения.

Храм Парфенон в Афинах, как его использовали в древней Греции

Создатель Парфенона воздвиг храм в честь языческой богини. Но в истории Греции наступил период, который принято называть византийским, и судьбе было угодно, чтобы в 426 году нашей эры языческий храм превратился в христианскую церковь. Первоначально она была освящена в честь святой Софии. Архитектор Парфенона не предполагал, разумеется, что его детищу суждено воплотить в себе все элементы, присущие архитектуре христианских храмов, но произошло именно так.

От войны со Спартой до Александра Македонского

Не успели закончить строительство Парфенона, как началась новая война, известная как Пелопоннесская. Война Афин и Спарты закончилась победой спартанцев. Поражение было сокрушительное во всех смыслах. Понадобилось несколько лет, чтобы частично восстановить независимость и государственность. Только афиняне немного оправились от противостояния со спартанцами, как появились новые захватчики – македонцы.

Македонцы отнеслись к захваченным Афинам довольно гуманно. Город не был разрушен, остались сохранными и святыни. Александр Македонский даже передал дары для Парфенона – доспехи, захваченные у поверженных персов.

Начало упадка Парфенона

С конца IV столетия до н. э. правители Афин стали относиться к храму менее трепетно, чем их предшественники. Например, Деметрий Полиоркет поселился в святилище, компанию ему составили многочисленные любовницы.

Тиран Лахарес вообще ограбил храм. Он распорядился снять золото, из которого была изготовлена одежда 11-метровой статуи Афины.

Археологами установлено, что в III столетии до н. э. Парфенон пострадал от пожара. Сгорела кровля и перекрытия, некоторые блоки из мрамора потрескались от высокой температуры, колонны с восточной стороны здания были под угрозой обрушения.

Это интересно. Храм отремонтировали кое-как. Крышу восстановили некачественно, а для ремонта колонн использовали камни от разрушенных сооружений, в ход шли даже камни с «отчетами».

Во II веке до н. э. в храме установили огромный памятник одному из представителей семьи Атталидов. Памятник простоял несколько десятков лет, когда влияние этой династии упало, монумент был переделан и посвящен императору Августу.

Из языческого храма в христианский собор

В истории не сохранилась точная дата перестройки Парфенона в христианский храм. Предположительно это событие произошло в IV или V столетии. Именно тогда все сокровища храма, которые еще сохранились, были перевезены в Константинополь, но если называть вещи своими именами, то храм просто разграбили.

Языческий храм стал христианским собором Богородицы и имел довольно большое значение среди христиан. Это был центр паломничества, в XI веке специально для посещения собора в Афины прибыл император Василий II.

Некоторое время Афинами управляли французы, в этот период Парфенон назывался – Собор Афинской Богоматери. Позже городом управляли каталонцы, после итальянцы. Каждые новые захватчики не оставляли без внимания величественный, хоть и заметно обветшавший храм. Новые хозяева устраивали в Парфеноне свои культовые сооружения и давали новое имя.

Архитектура античного храма изменилась при переустройстве в христианский собор. Во фризе, украшенном скульптурами, пробили окна. Все что не годилось для церковных ритуалов уничтожали.Пристроили колокольню.

Османское владычество

Новый этап в истории Парфенона начался при османском владычестве (XV век). Досталось не только храму, но и другим сооружениям Акрополя. Гарем султана разместили в Эрехтейоне, комендант устроился в Пропилеях, Парфенон переоборудовали под мечеть.
Закрасили росписи, как христианские, так и языческие. Из колокольни сделали минарет. Два века храм Афины был мусульманской мечетью. Но самое трагическое событие в истории сооружения произошло в 1687 г.

Взрыв и разрушение

В сентябре 1687 г. в Афинах проходили бои османов и венецианцев. В Парфеноне турки хранили боеприпасы. Генерал армии венецианцев отдал приказ об обстреле Акрополя. Орудия венецианцы установили на возвышенности, с которой и обстреляли сооружения Акрополя. Снаряды попали в Парфенон, сдетонировали, хранящиеся там боеприпасы. Внутренняя часть храма превратилась в руины.

Венецианцы покинули Афины. На Акрополе вновь разместился турецкий гарнизон. Среди руин построили мечеть.

Окончательное разграбление Парфенона

Со временем Османская империя стала терять свое могущество. Контроль колоний становился слабее. Большее влияние стали иметь европейцы. Памятники Акрополя никто не охранял и не реставрировал. Как оказалось, разграбить можно даже руины. Местные жители растаскивали камни и использовали их для строительства жилья. Тысячелетние колонны разбивали, чтобы добраться до свинцовых скоб.

Не только бедные жители Афин поживились на руинах древних сооружений. Европейцы начали настоящую охоту за древними скульптурами и фрагментами фризов.

Сегодня в Британском музее хранятся фрагменты фриза. Их вывез лорд Элджин. Есть такие фрагменты и в Лувре, они были вывезены дипломатом из Франции. По крайней мере, эти барельефы хотя бы сохранились, судьба других неизвестна.

Долгая реконструкция

Возрождение Парфенона началось после получения Грецией независимости в 1832 г. Прошло два года после этого эпохального события и новые власти присвоили храму статус памятника античного искусства. На территории Акрополя начали работать археологи, началась реставрация, которая длится до настоящего времени.

Сначала снесли все сооружения, не имеющие отношения к Античности. Осталось только то, что было создано до нашей эры.

Началось постепенное и неспешное восстановление Парфенона. В 40-х годах XIX века провели реконструкцию 5 колонн. Внутри храма установили 150 блоков из мрамора. И опять Парфенону не повезло. Землетрясение 1894 г. привело к новым разрушениям.

После катаклизма восстановлением храма занялся архитектор Н. Баланос, он посвятил 40 лет жизни древнему храму. Именно его заслуга в том, что сегодня мы можем хотя бы представить, как выглядело это монументальное сооружение.

Восстановление Парфенона продолжается и сегодня, и вряд ли скоро закончится.

Реконструкция храма по христианским канонам

Согласно традиции, установившейся в древние века, вход в языческом храме находился с восточной стороны. Архитектор Парфенона в Афинах, проектируя здание, учёл это требование. Но по канонам христианской архитектуры вход делают всегда с западной стороны, а с восточной помещается алтарь. Это закон. В процессе перестройки храма в соответствии с новыми требованиями на месте прежнего входа была построена алтарная апсида, а вход, соответственно, перенесён на западную сторону. Кроме этого, были внесены и другие изменения в планировке здания. В юго – западной части храма возвели колокольню. Завершением реконструкции стало в 662 году освящение храма в честь Пресвятой Богородицы. Почти восемь веков под его сводами возносились христианские молитвы, пока в 1460 году город не захватили турецкие войска.

Разрушение храма

Храм Парфенон в Афинах, как его использовали в древней Греции

Вместе со всей страной тяжёлые времена переживал и храм Парфенон. Греция оказалась под оккупацией, и христианская святыня была превращена в мусульманскую мечеть. Через 27 лет венецианская армия под командованием Ф. Морозини пыталась штурмовать Афины. Обороняясь, турки использовали Парфенон как пороховой склад. Это имело для здания губительные последствия. Раскалённое ядро, выпущенное из венецианского орудия, пробив крышу, вызвало страшный взрыв. В результате обрушилась вся центральная часть постройки. Ремонтных работ после этого не производилось. В довершение всех бед, местные жители растащили обломки мрамора, из которого они выжигали известь.

Окончательный урон храм понёс в начале XIX века. Посол Великобритании при Османском дворе получил разрешение на вывоз сохранившихся в нём скульптур. С этих пор в течение десяти лет творения древнегреческих скульпторов покидали Афины, чтобы стать частью экспозиций крупнейших музеев мира.

Восстановление колоннады храма

Храм Парфенон в Афинах, как его использовали в древней Греции

В 1928 году начались работы, целью которых было установить на прежнем месте упавшие блоки и колонны Парфенона. Для проведения работ создали научную комиссию, в которую вошли специалисты из разных стран. Их сотрудничество продолжалось два года. В результате была частично восстановлена северная колоннада в том виде, как спроектировал её архитектор Парфенона.

Как же всё-таки выглядел храм в древности? Он был построен по канонам классического древнегреческого храма – прямоугольник в окружении колонн. Несмотря на свою массивность, он выглядел изящно благодаря строгой продуманности своей планировки. Храм украшался скульптурами великого Фидия, а в центре возвышалась тринадцатиметровая скульптура богини Афины, украшенная золотом и слоновой костью.

Принято считать, что архитектор Парфенона построил здание, являющееся шедевром среди построек дорического стиля. Когда–то афинский правитель Перикл, убеждая несговорчивых горожан раскошелиться на строительство храма, предсказал, что он будет предметом гордости греков многие и многие века. Его правоту доказало время.

Парфенон – прошлое и современность

Перикл говорил своим современникам, что строительство Парфенона станет потомкам поводом для гордости за своих предшественников. И он оказался прав. Сегодня Акрополь и Парфенон одно целое, т.к. храм является центральным элементом древнего святилища. И пусть утеряна статуя богини Афины Парфенос, и разрушены фризы и фронтоны Парфенона, современные греки гордятся историческим прошлым.

Святыню стремятся восстановить в первозданном виде: такой, как она находилась в свои лучшие античные времена. И хотя начало строительства восстановленного храма началось почти 2 века назад, к сожалению, оно до сих пор не завершено, т.к. не на все работы хватает средств. В современном мире необходимо считаться с политическими и экономическими трудностями, так что памятники прошлого отодвигают на задний план. Но греки верят, что обязательно наступит тот день, когда Парфенон засияет в своем былом величии.

Храм Парфенон в Афинах, как его использовали в древней Греции

1. Храм построен в честь греческой богини Афины

Парфенон строился в честь богини Афины-Паллады, которая считалась не только покровительницей Афин, но и ремесел, искусства, знаний и науки. Также ее почитали как богиню мудрости, победоносной войны, защитницу справедливости и права. Учитывая все добродетели своей покровительницы, греки на месте старого храма богини построили величественный Парфенон в знак благодарности за одержанную победу над персидскими захватчиками.

2. Происхождение названия Парфенон

Название Парфенон происходит от греческого слова παρθενών, которое переводится как «квартиры для незамужних женщин». Считается, что это слово относится конкретно к одной комнате в Парфеноне, хотя историки до сих пор спорят, какая именно это комната. На данный момент существуют разные теории, вполне возможно, что название храма имеет в виду дев (parthenoi), которые участвовали в жертвоприношениях богине Афины, именно это действо и гарантировало безопасность города.

3. Парфенон расположен на священном месте

История Акрополя восходит гораздо дальше, чем самого Парфенона. На самом деле, храм расположен на месте гораздо более древнего храма, посвященного Афине, который сейчас называют Префефеноном или Старым Парфеноном. Этот старый храм был разрушен во время персидской войны в 480 г. до нашей эры, причем его уничтожили еще на стадии строительства, поэтому в готовом виде даже древние греки не смогли увидеть святыню. Спустя лишь 30 лет, после опустошительной войны греки решили снова возродить это место и все-таки построить величественное сооружение, руины которого мы можем видеть даже спустя не одно тысячелетие.

4. Парфенон – один из лучших примеров греческой архитектуры

Парфенон стал одним из знаковых образцов архитектуры древних греков, которые его создавали в виде периптера — храма, окруженного колоннами в дорическом порядке. Конструкция сооружения размером 30,9 на 69,5 метров состоит из двух внутренних палат (целл). В восточной целле была установлена 12-ти метровая статуя богини Афины. В западной палате располагалось главное казначейство Союза греческих городов-государств (Делианская Лига) в ней могли находиться исключительно священники, которые и отвечали за сохранность казны.
В древности Парфенон был щедро украшен статуями и резными элементами (Афины, Греция).
Учитывая, что Парфенон строился в лучших традициях архитектурных канонов дорического ордена, а это означает, что его колонны имеют резные валы и простые капители. Впечатляющие фронтоны, которые венчали каждый угол здания, были украшены скульптурами, а сплошной фриз проходил вокруг каждой внутренней палаты и перемычек колонн.

5. Парфенон не выполнял функции храма

Хотя мы привыкли говорить о Парфеноне как о храме – и он выглядит как религиозное сооружение, но в древности главный культовый образ Афины-Паллады находился в другом районе Акрополя. В то время как внутри Парфенона находилась величественная статуя Афины, которую создал знаменитый скульптор Фидий, но она не была связана с каким-либо конкретным культом и поэтому ей не поклонялись.

6. Статуя Афины в Парфеноне

Несмотря на то, что Парфенон не был культовым храмом, он создавался для того, чтобы в нем можно было разместить 12-ти метровую статую Афины Парфенос, которую создал Фидий. Легендарный скульптор и архитектор изобразил Афину в образе богини войны. Голову покровительницы украшал золотой шлем, в правой руке она держит статую крылатой Ники, а левой – опирается на щит. Каркас статуи, сделанный из дерева, щедро украшен слоновой костью и золотом. К сожалению, творение Фидия потеряно, но в Нэшвилле (США) можно увидеть полномасштабную копию Афины-Палады в современной интерпретации.

7. Во времена Древней Греции Парфенон был ярким и красочным

Бытует мнение, что архитектурные сооружения античности имели натуральный цвет нетронутого камня или мрамора, но это заблуждение. Парфенон – как и большая часть греческой архитектуры и даже скульптуры изначально были окрашены. В то время как историки спорят о том, какая часть сооружения была покрыта цветом археологи, используя ультрафиолетовое излучение, обнаружили пигменты, которые с течением времени просто выгорели и полностью утратили цвет. Исследования показали, что все скульптуры и резные элементы на фронтонах, фризе и на крыше окрашивались в ультрасиние, красные и золотые тона.

8. Превращение античного храма в христианскую церковь

Парфенон исполнял роль хранилища казны и был храмом богини Афины на протяжении тысячи лет. Но когда Афины потеряли былую мощь и славу, превратившись в обветшалый провинциальный город Римской империи, который не смог защитить свою святыню от алчности императора, который все сокровища захватил и вывез в Константинополь.
Фронтон Парфенона (рисунки Жака Каррея).  После всех этих печальных событий приблизительно в V веке уже нашей эры патриарх Павел III Константинопольский приказал перестроить в храм Св. Софии. Практически 1 тыс. лет он служил культовым сооружением христианам, пока не пришла на эти земли Османская империя.

9. Практически 200 лет Парфенон выступал в роли …мечети

Не удивительно, что Парфенон претерпел несколько преобразований за свою долгую историю, ведь это довольно распространенное для многих древних сооружений. В 1460-х г., когда Греция находилась под властью Османской империи, храм был превращен в мечеть и на протяжении практически 200 лет выполнял ее функции. Как стало известно авторам Novate.Ru, минарет был образован из башни, которая раньше использовалась в качестве колокольни, ведь до этого здесь была создана католическая церковь.

10. Некоторые скульптуры Парфенона хранятся в Британском музее

В то время, когда Греция еще находилась под властью Османской империи, шотландский дворянин Томас Брюс вывез половину сохранившихся на тот момент скульптур Парфенона. Британцы утверждают, что он получил разрешение от османов, и в 1800-1803 гг. они были перевезены морем в Великобританию и теперь находятся в Британском музее.
Но большинство экспертов сходятся к мнению, что мраморные скульптуры Парфенона, являющиеся величайшим примером классического греческого изобразительного искусства, были проданы предприимчивыми турками.
Но как бы там ни было, уже не одно десятилетие Греция призывает англичан вернуть на родину уникальные античные изваяния, но соглашения по этому вопросу так, и не достигнуты. Любое произведение искусства, которое много веков подряд является главной достопримечательностью страны, в которой находится, обрастает слухами и легендами.

Множество скульптур и рельефов украшали и без того невероятный храм

Храм Парфенон в Афинах, как его использовали в древней Греции

Около пятидесяти скульптур украшали фронт Парфенона.

Скульптуры, которые дошли до современности выставляются Лондонском музее, а другие дожившие скульптуры украшают Акропольский музей, что находится неподалеку от храма.

В храме находились фризы, одни находились в палатах внутри храма, а другие украшали внешнее убранство. Внешний фриз был украшен прямоугольными формами и прямыми вертикальными полосами. Фидий также разработал и внутренний фриз, где изобразил Панафинеи — празднование в честь богини-покровительницы. Большинство фигур и фрагменты работы Фидия в наши дни также выставляются в Английском Музее.

Строители боролись с законами физики, и придать храму визуальное совершенство.

Они применили оптические трюки, например уклон искривленных колонн внутрь. Таким образом, проектировщики добились невероятного результата, ведь если взглянуть на очертания храма, то они покажутся идеально ровными и прямыми.

Часто бытует ошибочное мнение, что античные храмы всегда были мраморных цветов, но все наоборот, древние храмы всегда расписывались, а основной цветовой гаммой стали яркие цвета. Парфенонские скульптуры, фризы, а также весь храм был в синим, золотом и красном цветах.

Независимая Греция

Когда в 1832 году независимая Греция получила контроль над Афинами, видимая часть минарета была разрушена; остались нетронутыми только его основание и винтовая лестница до уровня архитрава. Вскоре все средневековые и османские здания, построенные поверх Акрополя, уничтожили. Тем не менее, сохранилась фотография Жоли де Лотбиньера с изображением небольшой мечети в целле Парфенона, которую опубликовали в альбоме Лербо Excursions Daguerriennes в 1842 году: первая фотография Акрополя. Эта территория стала историческим объектом, который контролировался правительством Греции. Сегодня он привлекает миллионы туристов каждый год. Они идут по дороге на западном конце Акрополя, через восстановленные Пропилеи вверх по Панафинейскому пути к Парфенону, который обнесён низким ограждением для предотвращения повреждений.

Спор связанный с мраморными скульптурами

Центром спора стали мраморные скульптуры вывезенные графом Элгином из Парфенона, которые находятся в Британском музее. Также несколько скульптур из Парфенона представлены в парижском Лувре, в Копенгагене, и в других местах, но более пятидесяти процентов находится в Музее Акрополя в Афинах. Некоторые до сих пор можно увидеть на самом здании. С 1983 года греческое правительство проводит кампанию по возвращению скульптур в Грецию из Британского музея.

Британский музей упорно отказывался вернуть скульптуры, а сменявшие друг друга правительства Великобритании не желали заставлять музей сделать это (что потребовало бы законодательные основания). Тем не менее, переговоры между высокопоставленными представителями греческого и британского министерств культуры и их юридическими советниками состоялась в Лондоне 4 мая 2007 года. Это были первые серьезные переговоры в течение нескольких лет, на которые возлагались надежды, что обе стороны смогут сделать шаг к приближению резолюции.