На протяжении тысячелетий люди смотрели на пирамиды Гизы и думали о том, как же они были построены. Другие чудеса древнего мира уже давно канули в Лету, но Великая пирамида по-прежнему выглядит хорошо. И это несмотря на то, что она старше других чудес древнего мира почти на две тысячи лет! Какой секрет знали египтяне о строительстве, и почему он не был известен остальной части древнего мира?

Секреты Древнего Египта

Конечно, пирамида сама по себе — более устойчивая структура, чем статуи людей. Но главная причина того, почему пирамиды Гизы все еще не разрушились, кроется в параметрах блоков, из которых они были построены.

Для того чтобы построить Великую пирамиду, вес которой предположительно составляет 5,9 млн тонн, необходимо было добыть 800 тонн камня из карьера, расположенного на расстоянии 2 километров. Такие объемы означают, что египтяне должны были столкнуться с проблемой транспортировки. Существует огромное количество теорий на этот счет. Предполагалось, что камни перетаскивали на полозьях, основание которых заранее смачивали, или же перекатывали с помощью колод. Другие древние памятники, такие как Стоунхендж или статуи острова Пасхи, вызывают подобные дискуссии, и вокруг них возникают схожие теории, хотя масштаб работ там был намного меньше.

Физик Джозеф Вест из университета Индианы (США) выдвинул новое предположение. Он считает, что строители могли прикреплять по три круглых деревянных балки с каждой стороны каменного блока. Таким образом, каменная призма превращалась в двенадцатиугольник, который было намного легче перемещать, перекатывая, а не перетаскивая.

Как это работало?

Уже было доказано, что каменную структуру меньших масштабов, преобразованную в двенадцатиугольник, можно перемещать через открытый грунт с динамическим коэффициентом трения порядка 0,2. Это отличается от коэффициента трения 0,3, который создается, если камни перетаскивать через мокрый песок, даже при идеальном соотношении песка и воды.

Доктор Вест работал с блоком, вес которого составлял 30 килограммов. Однако он утверждает, что для полномасштабных блоков, которые использовали при строительстве пирамид, деревянные стержни должны иметь порядка 30 сантиметров в диаметре. То есть они аналогичны размерам тех, которые используют в качестве мачт на судах, плавающих по Нилу.

Чтобы катить блок, необходимо было приложить силу, которая в 0,15 раз больше веса блока. Это значит, что 50 мужчин могли катить блок весом в 2,5 тонн со скоростью 0,5 м/с. Эффективность зависела отчасти от того, какую форму он имел. В то время египтяне использовали пропорции 2:1. Рабочие тяговые канаты должны были бы в два раза превышать расстояние, на которое должен был быть перемещен камень. Но это, вероятно, небольшая цена, которую нужно было заплатить за легкость передвижения.

Преимущества новой гипотезы

Ранее еще один ученый, Дик Пери, предположил, что египтяне могли использовать цилиндр, чтобы перемещать каменные блоки. Он высказал гипотезу, что для его создания к четырем сторонам камня прикрепляли деревянные структуры. Но хотя двенадцатиугольник вызывает больше неудобств при работе, чем цилиндр, он имеет преимущество – давление на землю значительно уменьшается. Вест утверждает, что использование деревянных деталей потребовало бы регулярного технического обслуживания дорог, но в то же время такая система не нуждалась бы в подготовке специальных поверхностей для перемещения блоков.