Древний египтяне не называли правителей «фараонами». Это слово было использовано греками и евреями. Наука не может указать точное количество правителей Древнего Египта, поскольку история этой великой цивилизации достаточно разорвана и бывали случаи, когда в одно и то же время правили несколько царей в разных регионах.

Содержание

Боги и цари

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Фараон — современное наименование правителей Древнего Египта. По-видимому, никогда не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и официальных царских титулов, в эпоху Нового царства и особенно распространилось к середине I тыс. до н. э.

Когда-то мы все вышли из Африки, и этот материк является некой исходной точкой, в которой аккумулируются наиболее древние воззрения человечества. Основа любой архаической религии — это культ предков и первопредков. Помимо людей, предки — это боги-демиурги, которые обустраивали этот мир. Поэтому культ обожествленных предков и культ создателей присутствуют всегда в любой религии.

Пример Египта это всецело подтверждает. Так, царская традиция ведет свое начало от культа богов, которые, как считалось, правили Египтом в изначальное время. Отсюда вытекает и роль человека: он обязан почитать богов, почитать своих предков, приносить жертвы — это основа всякого древнего культа.

Первые развитые сообщества обнаруживаются в Нубии во времена Египетской Первой династии (3100-2890 гг. до н. э.).

Главный бог, который создал весь мир, являлся одновременно и первым царем. Это нашло отражение в ритуалах коронации, когда государи принимают царство от богов, они наследуют сан, наделяются соответствующими атрибутами, а в чем-то меняют свою личность: тот, кто принимает царство, становится причастным миру богов.Так, мы знаем, что фараон, исполняя свою должность, отделяет себя от окружающего мира, он находится за священной пеленой, занавесом. Единственный человек, кто может вступать с ним в непосредственное общение, — это визирь, буквально «тот, кто при завесе». Он разговаривает, получает указания от царя через эту пелену.

Если человек случайно коснулся царя, то его нужно как можно быстрее вывести из этого состояния, потому что на человека может перейти божественная сила.

В чем состоит эта сила? Первый бог, который создал этот мир, являлся аккумулятором жизненной силы, которая называется «ка». «Ка» — аналог маны у полинезийцев, нечто такое, что наделяет правящего царя божественностью. Эта сила переходит ему от демиурга, который сотворил этот мир. Царь при коронации наделяется этой маной, которая превосходит жизненную силу любого другого человека. Эту ману он может использовать и на благие дела, и против врагов.

Мы судим о религиозной жизни древних египтян в первую очередь благодаря данным исторических источников, письменных памятников (надписям на стенах храмов и многочисленным папирусам), различным археологическим артефактам. Основной пласт информации — это погребальные памятники, которые разбросаны по всей долине Нила: пирамиды, храмы, гробницы. Наиболее ранние письменные памятники — это тексты пирамид V–VI династий. Как правило, это заупокойные формулы-речения. Они дают нам первичные представления о том, во что египтяне верили, каким богам поклонялись, каким образом они стремились достичь бессмертия.

В дальнейшем на их основе появляются «Тексты саркофагов», призванные обеспечить вечную жизнь простому человеку. В этом их отличие от «Текстов пирамид». Иногда к ранним письменным памятникам ошибочно относят мемфисский теологический трактат. Здесь мы сталкиваемся с таким интересным явлением, как намеренная архаизация памятника, чтобы придать ему больше убедительности и авторитета.

А на деле он был записан только в эпоху XXV династии. Интересен он, в частности, тем, что, помимо описания сотворения мира, в нем содержится легенда о делении Египта между Хором и Сетом, извечными богами-антиподами. Сет получает в удел Верхний Египет, Хор — Нижний. Так, наследуя царство, фараон становился повелителем Верхнего и Нижнего Египта.

Ритуалы

Ранние формы ритуала возникли в то время, когда египтяне еще обитали в диких саваннах. Мы знаем, что они почитали звезды, Солнце и Луну и, вероятно, связывали их с какими-то божествами. Интересный памятник времени неолита Сахары — мегалитический комплекс в Набта-Плайя, на юге Египта.Он определенно свидетельствует о том, что люди вели наблюдения за небом. Они фиксировали восход определенных звезд, созвездий, Солнца и Луны. К этому времени были приурочены определенные жертвы. Эта астральная религия трансформировалась в почитание классических египетских богов, с которыми отождествляли определенные звезды: Сириус с богиней Исидой, пояс Ориона с богом Осирисом, Плеяды с богиней Хатхор.

Примечательно, что большая часть древних народов, которая населяла средиземноморский регион, по какой-то причине выделяла именно эти звезды и созвездия. В качестве примера можно привести мегалитические комплексы Мальты, которые древнее пирамид. И там были культы тех же созвездий.

Культа смерти как такового в Египте не было, если сравнивать его с Древней Мексикой, например. Египтяне воспринимали жизнь как мимолетное явление. Заранее они начинали готовиться к миру иному. Первые гробницы появляются в Абидосе, Нагаде, в районе будущего Мемфиса. Однако тут возникает несколько принципиальных вопросов. Мы знаем, что обеспечить себе достойное бессмертие могли немногие, так как немногие могли позволить себе строительство гробницы, в которой проводились определенные ритуалы, например, в рамках припирамидного культа.

Получается, что какая-то часть египтян могла себе обеспечить заупокойный культ, а следовательно, и бессмертие. А другая часть, которая была его лишена, нет! Какова была судьба такого человека?

«Книга мертвых» играла приблизительно такую же роль, как и «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов». Это, с одной стороны, путеводитель по загробному миру, чтобы душа человека не потерялась в мире богов и демонов, а с другой — возможность не умереть в ином мире, получить новое духовное тело, новую природу.

Благодаря «Книге мертвых» человек может жить в новом качестве. Это сложная концепция. Например, если человек получает погребение рядом с пирамидой, приобретает статус блаженного, то ему не о чем больше заботиться, потому что обо всем позаботится царь. Он получает свое бессмертие от царского бессмертия, проще говоря, долю жертв с царского стола.

Однако в дальнейшем для обретения бессмертия будут уже важны моральные качества человека. И в более позднее время «Книга мертвых» служит своеобразной страховкой, она оберегает сердце умершего от мук совести. Отрекаясь от всего нечистого в этой жизни, человек получает бессмертие в царстве Осириса. Царь и припирамидный культ для этого уже не нужны.

Египтяне очень почитали животных. Например, мемфисский бык Апис был ассоциирован с душой бога Птаха, бога Тота почитали как ибиса и павиана, богиня Хатхор ассоциировалась с коровой и так далее. Более того, египтяне верили, что в любом животном живет как бы демон, с которым можно вступить в общение. В чем причина этого явления? Архаическим традициям многих народов была присуща вера в перевоплощение душ. В мире происходит круговорот душ. Например, душа человека постепенно начинает перерождаться в растение или животное.

Поэтому мир растений и животных священен. Об этом много писали античные авторы. Не могли избежать этой участи и боги-предки. Но что мы знаем о египетских богах?

О мировоззрении

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Например, Птах предстает перед нами в виде спеленутого человека в необычном парике, который прижимает к себе посох с символом прочности и стабильности — джед. Считается, что это бог мастеровых, демиург. Демиург претворяет некую природную реальность во вторичную, искусственную. Птах — это нечто божественное, явленное в конкретной функции, и в данном случае это функция мастерства. Вне всякого сомнения, на образ бога Птаха оказала существенное влияние личность Имхотепа, архитектора царя Джосера, который построил первую пирамиду и заложил основу будущего Мемфиса.

Поэтому Имхотеп наряду с Птахом — это бог-демиург. Имхотеп являлся первым верховным жрецом Птаха и даже был его сыном. Культ Птаха с особой силой заявляет о себе тогда, когда начинают строить пирамиды, развивается строительство некрополя, стен Мемфиса. Для египтянина связь с мастерством почти мистическая — демиурги работают с металлом, камнем и деревом. Они видят, что на их глазах возникает совершенно новая реальность. Поэтому Имхотеп, создатель первого каменного сооружения, был обожествлен как сын бога Птаха. Имхотеп, по сути, сам становится Птахом!

Иерархии богов в греческом понимании в Древнем Египте не было. Божественное начало являет себя в определенном месте и конкретной функции. Например, дочь бога солнца, его Око, может быть и богиней Хатхор, и Тефнут, и Сехмет, и Бастет, и Нехбет, и Уаджит, и вообще любой другой богиней!

Если мы говорим о каком-то создателе (выше мы привели пример с богом Птахом), то по большей части это солнечный бог, например Атум, который совокупился с собственной рукой и породил этот мир — заметим, что это чисто африканское представление. Сам солнечный бог мог возникнуть как первохолм, или солнечный луч, или даже птица, которая появилась в гнезде в середине реки и снесла яйцо. Образов появления этого мира у египтян очень много.

Другими словами, они не придерживались какой-то одной картины мира. Она складывалась из различных представлений. Египтяне пытались представить сотворение мира из тех событий, которые их окружали в повседневности. Например, образ создателя, помимо солнечного бога, может передаваться через «великого гоготуна».

Считается, что эта квочка снесла некое яйцо. Гнездо плавает не просто посреди реки, а в том месте, где скапливается ил, то есть возникает будущая земля, наш мир. Египтянин смотрел на Нил и через сложный ряд символов представлял рождение мира.

Как изображались египетские боги? Атрибут каждого бога — это посохи уас/уадж и символ жизни анх. Ни люди, ни цари не обладали такими атрибутами. Очень часто богов изображали с головами животных или как животных. Например, Анубиса, бога некрополя, изображали с шакальей головой или в виде лежащего шакала. Этот образ чрезвычайно распространен в иконографии богов. В виде бегущего шакала изображали «открывателя путей Упуата», который возглавлял все царские процессии. Через шакалий образ передавалась также должность судьи.

Почему самым главным богом считался бог солнца?

Для египтянина солнце было источником жизни. Когда царь рождался, то исходил от солнца, когда умирал, он сливался с солнцем. Вечность воспринималась египтянами и как движение солнечного светила, и как движение звезд. Вечность нехех и вечность джет — краеугольные категории египетского миросозерцания.

Когда египтянин смотрел на север, то видел приполярные неумирающие (никогда не заходящие за горизонт) звезды, поэтому, когда он умирал, стремился попасть в северную часть неба, стать незаходящей звездой. Если же звезда заходила, то она обретала запад — с точки зрения египтянина она умирала, умирал и бог солнца. Для возрождения ему было необходимо претерпеть своеобразные мытарства и возродиться заново.

Одни боги почитались в государственном, всеегипетском масштабе, например бог Ра-Атум, бог-создатель, или бог мертвых Осирис. Другие боги почитались локально, в местных центрах, например бог-крокодил Себек, Монту или Амон, покровитель Фив. Боги также группировались по семейному принципу или составляли определенный круг.

Например, в осирический круг богов входили Исида, Нефтида, Хор, Тот, Анубис. Чрезвычайно интересна личность бога Тота: это бог-палач, бог-расчленитель, который не только приносит первую жертву, становится главным спутником и защитником бога Осириса и его сына Хора, но и совершает первую математическую операцию.

Расчленять — значит и делить. Иногда боги вступают в конфликты. Каким бы ни был всемогущим бог Ра, тем не менее Исида может сделать ему некую пакость, например подослать скорпиона или змею. Бог будет плакать, молить о пощаде, а в итоге сдастся на милость победительницы. Эта концепция сильно отличает египетского бога от Бога иудейской и христианской религии, который есть некая универсальная константа, а все остальное уже не имеет значения.

В ходе истории боги меняются, меняется их статус. Например, бог Амон изначально городской бог Фив. Когда Фивы начинают доминировать над всем Египтом, то начинает возвеличиваться и культ Амона, он сливается с образом бога-демиурга Ра.

Когда Египет проводит активную внешнюю политику, то египтяне сталкиваются с богами других народов. Естественно, они начинают задаваться вопросом, какой бог первый, более важный или более могущественный, в каких они отношениях между собой. В умах отдельных представителей зреет потребность осмыслить это явление, а в конечном счете создать универсальное божество, которое объединяет под собой все мироздание.

Так появляется знаменитая солнцепоклонническая реформа Эхнатона, выдвигающая на первый план культ солнечного диска Атона, который приобретает характер универсальности. Культ Амона мог доминировать при условии, что активно распространялся на другие территории и чисто военными методами. Другие народы не могли воспринять его как своего бога, ибо его культ было возможно только навязать силой.

Солнечный бог универсален для всех. Эхнатон выступает как царственный жрец у своего отца-солнца, постепенно он понимает, что все древние боги ущербны — и он начинает от них отказываться. К сожалению, эта реформа была неудачной, так как умозрительная религиозная концепция ее автора не имела корней в народной религии. Когда Эхнатон умер, все вернулось на круги своя.

Можно в общих чертах представить, как развивалась египетская религия, и оценить ее роль для общества. Древнее царство — это эпоха пирамид. В это время основа религиозных воззрений — это все, что связано с пирамидами и культом царя. Когда Древнее царство подходит к своему логическому завершению, люди отказываются от строительства пирамид, возникает эра демократизации погребального культа — человек уже сам должен заботиться о своем бессмертии. Тексты саркофагов представляют человека как Осириса, который может обрести свое собственное независимое посмертное существование.

Одновременно в литературе того времени возникает негативное отношение к действительности, люди начинают сомневаться, почему они существуют и зачем. Есть масса памятников, которые говорят о том, что человек теряет себя в этом мире. Для человека важно возродить идею стабильности. С одной стороны, это возрождение государства и царского культа. Вместе с тем царь уже не является гарантом обеспечения заупокойного культа для своих приближенных.

Он сам становится объектом этого культа, его погребают наравне с другими в некрополе, наряду с другими он также нуждается в защите. Его сакральный статус постепенно теряется. Для простого человека осирическая религия начинает выполнять важную стабилизирующую функцию в жизни. Ощущение мира с самим собой возникает при участии в судьбе человека какой-то новой божественной реальности. Осирис давал эту гарантию: если человек вел праведную жизнь здесь, то в загробном мире он будет избавлен от страданий и получит лучшую долю.

Однако в мире богов и людей существует неопределенность и двойственность. Человек приходит к мысли, что избавиться от страданий можно и чисто магическим путем, для этого надо знать имена богов подземного мира и получить над ними власть. Осирис становится разменной монетой в этой игре, а не руководством к действию.

Этическая роль Осириса радикально меняется. Изменить человека он уже не может. Постепенно его культ начинает терять в Египте свою популярность, и ему на смену в конечном итоге приходит христианство. Христианство в каком-то смысле является продолжением идеи воздаяния в загробном мире за земные дела и дает человеку то, чего он не мог взять из религии Осириса, — чувство свободы и выбора между добром и злом.

Кратко — список богов

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Амат – ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.

Амон – почитавшийся в городе Фивы бог воздуха и ветра. Его имя буквально означает «невидимый». Амон приобрёл значение верховного бога Египта при фараонах XII и XVIII династий, имевших резиденцию в Фивах. Многие из них носили имена Аменемхет («Амон во главе») и Аменхотеп («Амон доволен»). Амон – всепроникающая, сокрытая душа, которая даёт дыхание жизни всему сущему. Ему были посвящены великолепные Карнакский и Луксорский храмы. «Небесный» характер Амона облегчил его слияние с Солнцем-Ра в едином образе Амона-Ра.

Анубис – первоначально главный бог подземного мира, позже вытесненный с этого места Осирисом. Сохранил многие функции, связанные с умершими: был их провожатым в мёртвое царство, взвешивал душу покойного на весах загробного мира, определяя, достойна ли она там остаться, считался покровителем искусства мумификации. Изображался с головой шакала (африканского золотого волка) или целиком в «шакальем» виде – сидя сверху гробниц, как их охранитель.

Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.

Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона. В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.

Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.

Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

Геб – бог земли, член гелиопольской Эннеады (см. ниже). Изображался лежащим горизонтально, лицом вверх мужчиной. Сестрой и женой Геба была богиня неба Нут. Поначалу они пребывали в соединении и любви, но потом поссорились: Гебу не нравилось, что Нут каждое утро пожирала своих детей – звёзды. Вслед за этой ссорой отец Геба и Нут, бог Шу, отделил их друг от друга и сам поместился между ними, олицетворяя собой поднебесное пространство. Кроме звёзд детьми Геба и Нут были боги Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

Гор – см. Хор.

Имхотеп – визирь фараона III династии Джосера, впоследствии почитавшийся как бог врачевания.

Исида – олицетворение вечной женственности – супруги и матери. Сестра и верная жена Осириса. Когда тот был убит, она собрала куски его тела, расчленённого Сетом, и зачала от мёртвого мужа сына, Хора, который потом отомстил погубителю за отца. Из трупа Осириса Исида сделала первую мумию, благодаря чему он смог ожить и стать повелителем царства мёртвых. Исида изображалась с троном на голове. На первый план в её культе мало-помалу вышел мотив материнства, в ней воплотились свойственные многим восточным народам представления о «Великой Матери». Считается, что образ Исиды облегчил распространение культа Богородицы в христианские времена.

Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.

Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.

Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.

Монту – бог войны, сражений, побед, боевой доблести. По происхождению Монту был солнечным богом города Гермонта. Но в отличие от Ра культ Монту сильнее подчёркивал не благодетельные, а грозные, разрушительные свойства Солнца (огонь, пожар, засуха). Вследствие этого его «военный аспект» вскоре затмил собой первоначальный образ небесного светила. Поклонение Монту широко распространилось во время кратковременного политического возвышения Гермонта при фараонах XI династии. Некоторые из них носили имя «Ментухотеп» («Монту доволен»). После того как Гермонт уступил свою гегемонию соседним Фивам, Монту ушёл в тень перед фиванским богом Амоном. Изображался с головой сокола, увенчанной солнцем в короне.

Мут – богиня-коршун озера Ашеру (близ Фив). Считалась женой бога Амона.

Нейт – заимствованная египтянами у ливийцев богиня охоты и войны. Считалась также покровительницей ткацкого ремесла. Культ Нейт был особенно распространён в городе Саисе. Иногда признавалась двуполой.

Непри – бог зерна, сын богини Рененутет.

Нефтида – сестра Исиды и Осириса. Будучи женой Сета, она, однако, помогала Исиде разыскивать части тела убитого Сетом Осириса. Функции Нефтиды как богини не совсем ясны. Плутарх описывал её как «владычицу всего неявленного и нематериального, в то время как Исида властвует над всем явленным и материальным».

Нехебкау – бог-змей (иногда с человеческими ногами). В некоторых текстах представляется воплощением бога Ра, в других – его врагом (воплощением Апопа). Считался защитником дома от змей.

Нут – богиня неба, сестра и жена бога земли Геба, вместе с которым входила в гелиопольскую Эннеаду. Геб и Нут поначалу были соединены, но потом между ними возникла ссора из-за того, что Нут каждое утро пожирала своих детей, звёзды, а вечером вновь извергала их из чрева. Отец Геба и Нут, бог Шу, вслед за этой ссорой разделил их. Нут изображалась женщиной, которая изгибалась над Гебом, упираясь в него пальцами рук и ног. Кроме звёзд детьми Геба и Нут были боги Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

Огдоада – (в переводе с греческого – «восьмерица») – восемь богов города Гермополь, олицетворявших первоначальные стихии, из которых возник мир. Огдоада состояла из четырёх супружеских пар. Бог Нун и богиня Наунет символизировали собой первобытный хаотический океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – «невидимое». Мужские боги Огдоады изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. Из их числа бог первобытного океана Нун почитался не только в Гермополе, но и по всему Египту. Главным центром культа Амона («невидимого воздуха») являлись Фивы.

Осирис – повелитель подземного царства мёртвых, бог смерти, понимаемой как последующее возрождение. Герой одного из самых известных мифов всех времён и народов.

Он повествует как Осирис был убит своим коварным и завистливым братом Сетом, который расчленил его тело и разбросал куски по всему Египту. Но их сумела собрать преданная жена погибшего, Исида. При помощи магии Исида зачала от мёртвого мужа сына, Хора. Она уберегла младенца от покушений Сета, спрятав в зарослях нильского папируса. Возмужав, Хор вступил в жестокую битву с Сетом, одержал победу над ним и изгнал из Египта. Исида сделала из тела убитого Осириса первую мумию.

Воскреснув, тот удалился в подземное царство мёртвых и стал его царём и высшим судьёй. Культ Осириса был тесно связан с древними земледельческими верованиями, навеянными ежегодным увяданием растительности и её весенним «возрождением» из зёрен. По мнению некоторых, этот древний сюжет не остался без влияния и на образ воскресшего Христа.

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Пта (Птах) – бог, почитавшийся в Мемфисе, как творец мира. Благодаря своей созидающей силе признавался также воплощением плодородия, умственного и ручного творчества – наук и производительных ремёсел. От священного названия Мемфиса – «Хет-ка-Пта» («Обитель души Пта») произошло греческое слово «Египет».

Ра – бог солнца, глава гелиопольской Эннеады (см. ниже) и демиург (творец вселенной). Первоначально имел в гелиопольской теогонии подчинённое значение, однако позже оттеснил на второй план гораздо более почитаемого в архаические времена бога Атума. Солнце-Ра каждый день едет по небосводу на барке Манджет, чтобы освещать землю, а ночью, пересев на барку Месектет, даёт свет подземному царству мёртвых (Дуату). Под землёй Ра постоянно старается проглотить (но всегда неудачно) громадный змей Апоп (Апофис), воплощение хаоса. Ра изображали в виде человека с головой сокола, которую венчал солнечный диск, обвитый змеёй. Он часто объединялся с богами Амоном и Хором в синтетических образах Амона-Ра и Ра-Хорахти.

Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро. В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.

Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

Сет (Сетх) – сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса, затем побеждённый и изгнанный в пустыню сыном Осириса, Хором (Гором). Предполагают, что в глубокой древности вечные антагонисты Хор и Сет составляли собой нерасторжимую пару, которая символизировала две противоположные стороны вселенского первоначала: 1) спокойствие, порядок, разум и 2) буйную стихийность, напряжение, страсть. Культ Сета в это время не нёс безусловно отрицательных черт. Он считался столь же необходимым для мира, как Гор. Однако позже Сет был демонизирован из-за того, что ему поклонялись азиатские завоеватели Египта, гиксосы, которые отождествляли этого бога со своим Ваалом.

Сехмет – (букв. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Жена бога Пта. Грозная мстительница, истребляющая враждебные богам существа. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Сехмет убивала людей с такой яростью, что даже решивший отказаться от своего намерения Ра не смог остановить её. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.

Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота. При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове. Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.

Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.

Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.

Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.

Тот – верховный бог города Гермополя. По происхождению был, вероятно, божеством Луны, но в связи с ночной таинственностью этого светила и правильной сменой его фаз позже стал почитаться как покровитель мудрости, знания, наук, магии, высшего откровения. Имел большую популярность по всему Египту. Изображался с головой ибиса или павиана. Имя «Тутмос», которое носили несколько фараонов, означает «Тот родил его».

Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.

Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь). По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.

Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.

Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).

Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова». Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.

Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.

Хепри ­– один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода. Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) – главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».

Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.

Хонсу – лунный бог в Фивах. Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.

Хор (Гор) – (букв. «дальний», «вышний», «горний») бог небесной лазури, с чьим образом связывалось представление о том, что суть мирового первоначала – ясность, чистота, разумная упорядоченность, устойчивость. Ассоциировался с благородным, парящим в небе соколом. В этом символическом облике и в идее о «всевидящем глазе Хора» проявляется связь этого божества с небом и движущимися по нему светилами. В египетской мифологии Хор – вечный антагонист Сета, бога необузданных страстей, беспорядка и хаоса. Сын Осириса и Исиды, Хор выступил мстителем Сету за убийство отца, победил его и отнял у него власть над Египтом. В поздние времена объединялся с солнечным богом Ра в общем культе Ра-Хорахти («Хорахти» – «Хор обоих горизонтов»).

Чененет (Раттауи) – богиня-жена бога Монту. Была связана с культом солнца. «Рат» – женская форма от имени Солнца-Ра.

Шаи – бог судьбы. Определял срок человеческой жизни.

Шу – бог, который вместе со своей женой, богиней Тефнут, олицетворял пространство между небом и землёй. Их детьми были бог земли Геб и богиня неба Нут. Все они являлись членами гелиопольской Эннеады.

Хронология

Приведённые в настоящем списке даты относительны, при этом, обычно, чем древнее правление фараона, тем меньшая точность у указанной даты. Многие исследователи-египтологи имеют свои взгляды на время правления различных фараонов или границы исторических периодов. В данном списке в основном используются три хронологические системы: работа Э. Бикермана — «Хронология древнего мира»  , работа немецкого египтолога Ю. фон Бекерата — «Хронология фараонов Египта»  и наиболее современная обобщённая работа по египетской хронологии под редакцией Э. Хорнунга, Р. Краусса и Д. Уорбертона — «Хронология Древнего Египта» (около двадцати авторов в издании 2006 года)  .

Современная система хронологии несовершенна, и в ней встречаются разногласия более чем в 150 лет, но постепенно уровень неточностей и ошибок снижается. Самой ранней, из абсолютно точных дат, можно считать 664 год до н. э. — ассирийское вторжение в Египет, зафиксированное во многих классических источниках. Также более определённо можно говорить о наиболее поздних датах истории Египта — о времени римско-византийского владычества (см. список наместников римского Египта). Сейчас исследователи Египта применяют «относительные» способы датирования, такие как «последовательная» или «серийная» датировка, в ходе которой археологические артефакты располагаются в определенном порядке, относительно друг друга, в зависимости от стиля, материалов и расположения в слоях раскопок. Также учёные могут пользоваться методом текстуальных ссылок, а иногда применяют научно-технические способы датировки: радиоуглеродный и термолюминесцентный анализы, дендрохронологию.

Древние списки

 

Жители Древнего Египта пользовались системой датировки, в которой конкретные даты привязывали к важным событиям и годам правления того или иного фараона, так называемым «царственным годам», а с каждым новым фараоном обнуляли датировку. Сейчас не известно, всегда ли древнеегипетские писцы использовали в своих записях календарь из 365 дней (или они могли иметь в виду немного более длинный солнечный год), неизвестна практика фиксирования соправлений, когда фараоны и их наследники в течение короткого периода правили совместно (неясно, как считали эти соправления, и вообще учитывали их или нет), упоминаемые даты астрономических событий, которые могут показаться неоспоримыми, всегда зависят от места, с которого велись наблюдения, а это почти всегда неизвестно или спорно. Таким образом складывались длинные перечни правителей, известные сейчас как «царские списки», в которых практически каждая дата может быть поставлена под сомнение. Проблемой и задачей египтологов является включение этих разрозненных списков в современную хронологическую систему, для создания единой картины событий истории Древнего Египта.

Известные «Царские списки»:

  1. «Палермский камень» ок. XXV в. до н. э. (Палермо, музей «Antonio Salinas»).
  2. «Саккарский список 1» — полустёртый перечень фараонов VI династии на крышке базальтового саркофага Анхесенпепи I — супруги фараона Пепи I, ок. XXIII-XXIV вв. до н. э.
  3. «Карнакский список» храм Ипет-Исут, Карнак, ок. XV в. до н. э. (Париж, музей Лувра).
  4. «Абидосский список 2» храм Сети I, Абидос, ок. XIII в. до н. э. (АРЕ, памятники около селения Эль-Араба-эль-Мадфуна).
  5. «Абидосский список 1» храм Рамсеса II, Абидос, ок. XIII в. до н. э. (Лондон, Британский музей).
  6. «Саккарский список 2» гробница зодчего Тунари, Саккара, ок. XIII в. до н. э. (Каир, Каирский музей).
  7. «Туринский царский папирус» ок. XII в. до н. э. (Турин, Туринский египетский музей).
  8. Небольшое перечисление фараонов у Геродота в его «Истории», Книга II Эвтерпа, V в. до н. э.
  9. «Египтиака» Манефона III в. до н. э.; не сохранилась, известна по цитированию некоторых античных авторов: Иосиф Флавий (I век), Секст Юлий Африкан (III век), Евсевий Кесарийский (III/IV века), Иоанн Малала («Хронография», VI век), Георгий Синкелл (VIII/IX века).

Доисторический период

  • 500000-3000 гг. до н. э.
   Палеолит  до 5-го тыс. до н. э.Верхний Египет — был покрыт джунглями и сильно заболочен.
Нижний Египет — представлял из себя залив Средиземного моря, постепенно становившийся огромным болотом.
МезолитНаступает период аридизации. Ок. 8–5 тыс. до н. э. происходит миграция племён из Передней Азии в Северную Африку через Синай и Баб-эль-Мандебский пролив; в Долине Нила в течение веков передвигались, оседали, сталкивались и смешивались самые разные антропологические типы, формируя протоегипетское население. [4]
Неолитс 5-го тыс. до н. э.Верхний Египет — культуры Бадари, Накада Ι, Накада ΙΙ, Накада ΙΙΙ, Тасийская культура.
Нижний Египет — культуры Маади, Меримде, Фаюм А, Эль-Омари.

Символы власти

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Правители Древнего Египта именовали себя фараонами. Фараон считался богоподобным монархом, ему поклонялись еще при жизни, а после смерти хоронили в огромных гробницах, многие из которых сохранились до наших дней.

Символы власти в Древнем Египте — это золотая подвязанная борода, посох и корона. Во времена зарождения египетского государства, когда земли Верхнего и Нижнего Нила еще не были объединены, правитель каждой из них имел собственную корону и особые знаки власти.

При этом корона верховного правителя Верхнего Египта была белого цвета, а также имела форму кегли. В Нижнем Египте фараон носил красную корону, подобную цилиндру. Единым египетское царство сделал фараон Мен. После этого короны, по сути, объединили, вставив одну в другую, сохранив при этом их цвета.

Сдвоенные короны назвали пшент — это символы власти в Древнем Египте, которые сохранились на многие годы. В то же время каждая корона правителя Верхнего и Нижнего Египта имела свое название. Белая именовалась атеф, красная — хеджет.

В то же время египетские правители окружали себя небывалой роскошью. Ведь они считались сыновьями верховного бога солнца Ра. Поэтому символы фараонов Древнего Египта просто поражают воображение.

Помимо перечисленных это еще и обруч, на котором изображен змей-уреус. Он славился тем, что его укус неизбежно приводил к мгновенной смерти. Изображение змеи располагалось вокруг головы фараона, голова ровно в центре.

Вообще, змеи — самые популярные символы власти фараона в Древнем Египте. Они изображались не только на головной повязке, но и на короне, воинском шлеме и даже поясе. Попутно они сопровождались украшениями из золота, драгоценных камней и цветной эмали.

Особенности фараонского правления

Фараонов в разговоре по имени не называли. К ним обращались «Бог» либо же «его величество». Фараоны имели особый облик:

  1. Многочисленные украшения из золота (браслеты и цепи).
  2. Набедренная гофрированная пряжка, на которой имелся бычий хвост и металлическая пряжка.
  3. Прозрачная туника.
  4. Накладная борода, сплетённая в косичку.
  5. Парик.

Этот наряд они не снимали даже перед своими родными. Жили эти правители в потрясающих дворцах, где прислуживали верховные жрецы и их сыновья. Эти «боги» не могли заниматься тем, чем желали. Они обязаны были участвовать в церемониях и исполнять определённые ритуалы на протяжении всей жизни.

Жители Египта были уверены, что именно благодаря фараону происходят все события на земле. На протяжении всего дня он вершил суд, принимал наставления и молитвы жрецов, приносил жертвы богам, читал отчёты чиновников.

Наследником престола мог быть только ребёнок, который родился от кровного брака. Женщины, который на свет порождали будущего фараона, имели большую власть.

Хоронили их в пирамидах, перед этим превратив в мумию. Вместе с ними в загробную жизнь отправляли вещи, слуг и воинов, так как считалось, что они просто вернулись на небо, и эти люди и предметы могут им там потребоваться снова.

Начало истории о древнем проклятии фараонов

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

В течение последних недель до события в Египте происходили странные события. Пользователи сети интернет связывают их с легендой о проклятии фараонов.

«Последний миг жизни приблизится на крыльях к тем, кто дерзнул нарушить покой короля»,- такую надпись нашла команда Картера на своде гробницы фараона. Многие не сомневаются, что кара фараонов уже настигла всех, кто вскрывал тайники с саркофагами.

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Загадочная история началась почти столетие назад, когда команда британского египтолога Картера наткнулась на тайник с захоронением мальчика-фараона Тутанхамона. Спонсировал экспедицию лорд Карнарвон. Эта находка заставила поверить, что кара настигнет всех, кто нарушил покой фараона.

Символом египетской верховной власти считалась кобра. Когда змея проглотила любимую канарейку Картера, разломав довольно прочную клетку, многие заговорили о проснувшемся проклятии. В общей сложности двадцать рабочих, которые трудились на раскопках под руководством Картера преждевременно ушли из жизни.

Следующей «жертвой» мстительного фараона стал сам заказчик раскопок. Лорд Карнарвон ненароком задел комариный укус, когда брился, и занес инфекцию. Такая оплошность стоила ему жизни, врачи не смогли справиться с заражением крови.

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Писатель Сэр Артур Конан Дойл придумал образ неких энергетических сгустков — «элементалий». Якобы, жрецы создали их, чтобы охранять покой фараона в загробном царстве. После этого тема мести фараонов стала очень популярной, интерес СМИ к подобным рассказам не утихал, а в прессе появлялись все новые «свидетельства» и подробности проклятия фараонов.

Почему золотой парад египетских фараонов напугал народ и местные СМИ

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Если проанализировать события последних недель до парада, то легко поверить, что в Египте и правда «проснулись» некие древние силы, которые наказывают людей за то, что мумии опять потревожат. По легенде, во время погребения фараона жрецы накладывали особые чары, они находились «в спящем режиме» до тех пор, пока мумию не трогают. Интересно, что по верованиям древних египтян, у подобной защиты не было срока давности. Неслыханные почести, с которыми будет осуществляться перевозка мумий, не повлияли на последствия.

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

К загадочным событиям можно отнести и корабль, который неожиданно для всех заблокировал Суэцкий канал, и крушение поезда в Сохаге, унесшее человеческие жизни, и многочисленные пожары, в числе которых серьезное возгорание на швейной фабрике. Также, в Каире накануне вдруг обрушилось 10-этажное здание, серьезно пострадали 29 человек, восемь погибли.

Подготовка парада фараонов несколько месяцев, но именно к окончанию всех работ, участились и различные происшествия в разных уголках Египта. Жители утверждают, что «проклятие фараонов» не давало о себе знать сто лет но теперь, они всерьез опасаются, что неведомая сила обрушит на Египет весь гнев древних правителей этой страны.

Кто «участвует» в золотом параде фараонов

Величественная процессия намечена на 18 часов каирского времени в субботу. За сорок минут платформы должны преодолеть намеченный маршрут. Мумии царственных особ были найдены во время раскопок в Долине царей и в Луксоре. Первой удачей археологов стало открытие гробницы ТТ320, расположенной на Западном берегу Луксора в Дейр-эль-Бахари. Начиная с 1881 года были найдены мумии фараонов Секененре Таа, Яхмоса I, Аменхотепа I, Тутмоса I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сети I, Рамзеса II, Рамзеса III и Рамзеса IX, а также царицы Яхмоса-Нефертари.

Эстафету удивительных находок подхватил французский египтолог Виктор Лоре, который раскопал гробницу короля Аменхотепа II (KV 35) в 1898 году. Тогда же в Луксоре были найдены мумии фараонов Аменхотепа II, Тутмоса IV, Аменхотепа III, Меренптаха, Рамзеса IV, V, VI и Сети II.

Самый «старший фараон»

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Возглавит шествие древних правителей фараон Секененра Тао II. Он правил Южным Египтом примерно 3600 лет назад. Он был правителем Фив и последним фараоном семнадцатой династии. Известен он тем, что начал освободительную войну против гиксосов, а его борьбу продолжили сыновья.

Королева Яхмос-Нефертари

Она была дочерью Секененры Таа и супругой своего родного брата Яхмоса первого, изгнавшего гиксонов. Чета стала основателями 18 династии, среди их детей был и фараон Аменхотеп первый. Египетский народ почитал эту королевскую чету как обожествленных правителей, место их упокоения считалось священным.

Фараон Аменхотеп I

Третим в процессии проследует второй фараон 18 династии. Историки допускают, что он взошел на трон в юном возрасте, а фактической правительницей оставалась его мать Яхмос-Нефертари.

Царь Тутмос II

На шестой платформе находится мумия фараона Тутмоса II. Он взошел на трон после женитьбы на сводной сестре  Хатшепсут. Прожил он всего 30 лет.

Царица Хатшепсут

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

За мумией супруга проследует самая почитаемая и могущественная царица Египта — царица  Хатшепсут. Он была регент-монархом и единовластно правила государством от имени своего пасынка. Её называли «лучшей из благородных дам». Она объявила себя фараоном, хотя никто до нее не нарушал запрета для женщин получать верховную власть.

Царица занималась развитием торговли, отправляя экспедиции за редкими товарами. В годы ее правления строились многие величественные сооружения.

Царь Аменхотеп III

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Фараон восемнадцатой династиии считается одним из самых удачливых правителей Египта. Его супругой была царица Тия, ее мумия в кортеже будет следовать сразу за мужем.

Правитель известен тем, что осуществил строительство грандиозного храма в Ком Эль-Хиттане. Тысячи туристов приезжают, чтобы увидеть огромные статуи  Аменхотепа III и его царицы, символ их вечной любви и силы.

Фараон Рамзес II

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Сложно оценивать, кто из древних царей самый могущественный. Каждый из них внес свою лепту в историю египетской цивилизации. Часто говорят, что самым известным правителем был третий фараон девятнадцатой династии Рамзес II, его правление датируется с 1279 по 1213 годами  до рождества Христового.

Каждый из “участников” золотого парада Фараонов навсегда останется достоянием мировой истории. Вот только данное историческое событие омрачено различными суевериями и слухами, которые активно обсуждаются в социальных сетях Египта.

Знаменитые фараоны

На протяжении тысячелетий в Древнем Египте правили царские династии. Нам многое известно о фараонах и царицах из этих великих династий по их пышным гробницам и памятникам, воздвигнутым в их честь.

Первым правителем Египта был царь Нармер, который объединил страну около 3100 г. до н. э. Поздние фараоны, как, например, Джосер и Хуфу, вошли в историю благодаря великим пирамидам, которые они выстроили в качестве своих гробниц. Фараоны обычно наследовали трон благодаря царскому происхождению. Однако в некоторых случаях к власти приходили военачальники, как например, Хоремхеб. И хотя правителями Египта традиционно были мужчины, несколько могущественных женщин были сделаны фараонами. Наиболее знаменитая из них – греческая царица Клеопатра, которая правила Египтом в 51 г. до н. э.

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Хафра (правил 2558–2532 гг. до н. э.)

Хафра (Хефрен) – сын фараона Хуфу. Он остался в истории благодаря своей великолепной гробнице, пирамиде в Гизе и Большому сфинксу, который ее охраняет.

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Аменхотеп I (правил 1525–1504 гг. до н. э.)

Фараон Аменхотеп возглавлял египетскую армию в походах в Нубию. Он также основал деревню работников в Дейр-эль-Медина.

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Хатшепсут (правила 1498–1483 гг. до н. э.)

Хатшепсут была единокровной сестрой и женой Тутмоса II. Когда ее муж умер, ее назначили править Египтом до достижения зрелого возраста ее малолетним пасынком Тутмосом III. Однако царица Хатшепсут была честолюбивой и короновалась сама, сделавшись фараоном. Хатшепсут знаменита своими торговыми экспедициями в страну Пунт. Стены ее храма в Дейр-эль-Бахри повествуют об этих экзотических путешествиях.

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Тутмос III (правил 1479–1425 гг. до н. э.)

Тутмос III остался в истории как храбрый царь-воин. Он вел многочисленные военные кампании против Сирии на Ближнем Востоке. Летописи того времени повествуют о том, что Тутмос бесстрашно шел в бой во главе своей армии, не заботясь о собственной безопасности. Он одержал знаменитую победу при Мегиддо, а после при Кадеше. Тутмос III был погребен в Долине царей.

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Эхнатон (правил 1379–1334 гг. до н. э.)

Египтяне верили во многих богов. Однако когда к власти пришел Эхнатон, он ввел поклонение одному богу – солнечному диску Атону. Он перевел столицу из Мемфиса в Ахетатон (ныне известный как Эль-Амарна). Его главной женой была красавица царица Нефертити.

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Тутанхамон (правил 1334–1325 гг. до н. э.)

Этот фараон взошел на трон, когда ему было всего девять лет. Он умер в возрасте 18 лет. Тутанхамон остался в истории благодаря своей гробнице в Долине царей, которая содержала удивительные сокровища.

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Рамсес II (правил 1279–1212 гг. до н. э.)

Один из самых знаменитых фараонов, Рамсес II был сыном Сети I. Он выстроил множество прекрасных храмов и нанес поражение хеттам в Кадешской битве в 1274 г. до н. э. Главной женой Рамсеса была Нефертари. Рельефы с изображением этой изящной царицы можно увидеть на храме Рамсеса II в Абу-Симбеле. Рамсес прожил долгую жизнь и умер в возрасте 92 лет. Он был погребен в Долине царей.

Рамзес II: политические решения

Время правления этой четы весьма спорное. С одной стороны, войны с хеттами за власть над Палестиной, Финикией и Сирией, стычки с морскими пиратами – шерденами, военные походы в Нубию и Ливию, с другой стороны – широкомасштабное каменное строительство храмов и гробниц. Но общее одно – разорение из-за непомерных налогов в пользу царской казны трудового населения государства. При этом знать и жрецы, наоборот, имели возможность повысить свой материальный достаток. Увеличивало траты из казны и то, что египетский фараон Рамзес II привлекал в свою армию наемников.

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам
С точки зрения внутренней политики Рамзеса II следует отметить, что время его правления было временем очередного подъема Древнего Египта. Понимая необходимость находиться постоянно на севере государства, фараон переносит столицу из Мемфиса в новый город – Пер-Рамсес в дельте Нила. В результате была ослаблена власть аристократии, что, однако, не повлияло на укрепление власти жрецов.

Рамзес II и его «каменная» деятельность

Необычайно плодотворное храмовое зодчество правления Рамзеса II связано прежде всего с сооружением таких знаменитых храмов, как Большой и Малый Абу-Симбел в Абидосе и Фивах, пристройки к храмам в Луксоре и Карнаке, храм в Эдфу.

Храм в Абу-Симбел, состоящий из двух храмов скального типа, был сооружен в том месте Нила, где в XX веке совместно с СССР будет возведена знаменитая Асуанская плотина. Неподалеку находящиеся каменоломни Асуана дали возможность украсить порталы храмов гигантскими изваяниями фараона и его жены, а также изображениями богов. Большой храм был посвящен самому Рамзесу и еще трем богам – Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Именно этих трех богов изваяли в скульптурах и поместили в святилище скального храма. Вход в храм украшали сидящие каменные гиганты – изваяния Рамзеса II – по три с каждой стороны.

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам
Малый же храм был посвящен Нефертари-Меренмут и богине Хатхор. Украшен у входа стоящими в полный рост фигурами Рамзеса II и его жены, чередующимися по четыре с каждой стороны от входа. Кроме того, Малый храм в Абу Симбел рассматривался еще и как гробница Нефертари.

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Аменемхет III и коллекция Эрмитажа

Есть в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге скульптура из черного базальта, изображающая этого фараона сидящим в канонической позе. Благодаря хорошо сохранившимся письменам мы узнаем, что Аменемхет III – правитель Среднего царства, который много сил и времени отдавал строительству прекраснейших храмов. К ним прежде всего следует отнести храм-лабиринт в районе Фаюмского оазиса.

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам
Благодаря мудрой внутренней политике Аменемхету III удалось сильно снизить влияние управителей отдельных номов – номархов и объединить их, основав Среднее царство. Военных походов в целях расширения границ этот фараон почти не предпринимал. Исключением может служить война в Нубии и военные походы в страны Азии, в результате которых они и были открыты. Среди них была и Сирия.

Основное направление деятельности Аменемхета III – строительство и улучшение жизни колоний. Благодаря этому колонии были созданы на Синайском полуострове, богатом медными рудниками, которые и разрабатывались для Среднего царства Аменемхета III. Разрабатывались здесь и месторождения бирюзы. Масштабными были и работы по ирригации земель в районе Фаюмского оазиса. Была возведена насыпь, благодаря которой осушенные почвы на большой территории оазиса стали доступными для земледелия. На этих же территориях Аменемхетом III был основан город бога Себека – Крокодилополь.

Эхнатон-реформатор и царица Нефертити

Среди имен великих египетских фараонов особо выделяется имя Аменхотепа IV, или Эхнатона. Сын Аменхотепа III считался еретиком – он, изменив вере отца, уверовал в бога Атона, воплощенного в солнечном диске и изображавшегося на рельефах в виде солнечного многорукого диска. Имя, данное отцом и означавшее «Преданный Амону», он изменил на то, которое означало «Угодный Атону».

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам
И столицу перенес в новый город, названный Атон-пер-Ахетатон, в область Египта Эль-Амарна. Решение такое было принято в связи с сильно укрепившейся властью жрецов, которые фактически подменяли собою власть фараона. Реформаторские идеи Эхнатона коснулись и искусства: впервые в рельефах и фресковых росписях гробниц и храмов стали изображать романтические отношения фараона и его жены – царицы Нефертити. Причем по особенностям изображения они уже не походили на канонические, скорее, их можно было бы назвать предтечей натуралистической живописи.

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Клеопатра – царица египетская

Среди всех египетских фараонов и цариц самой известной, пожалуй, считается Клеопатра. В мировой истории ее часто называют и роковой, и египетской Афродитой. Она являлась наследницей великой династии египетских фараонов из македонского рода Птолемеев, назначенных на эту должность Александром Македонским. Клеопатра – жена Марка Антония и любовница Юлия Цезаря – была последней царицей Египта периода эллинизма. Она была высоко образована, музыкально одарена, знала восемь иностранных языков и с удовольствием посещала Александрийскую библиотеку, участвуя в философских беседах ученых мужей. Личность Клеопатры вызывает много фантазий и легенд, а вот фактической информации о вкладе ее в развитие Египта совсем немного. До сих пор она остается самой таинственной и загадочной из всех правительниц египетской земли.

Как жили Фараоны Египта и смогли заставить людей поклоняться им как Богам

Список египетских фараонов можно было бы продолжить, ведь были среди них еще персоны, достойные отдельного разговора. История Египта вызывает постоянное внимание людей разных поколений, и интерес к ней не иссякает.