Неандертальцы вымерли из-за того, что не могли придумать творчество (3 фото)

Неандертальцы вымерли из-за того, что не могли придумать творчество (3 фото)

Наши братья по разуму слишком рано становились взрослыми. Вот и не выдержали конкуренции с людьми.

Доказано: неандертальцы это отдельный вид людей. От нас они отличались не только внешним видом. Ученые обнаружили: неандертальцы практически не занимались творчеством — не рисовали на стенах пещер, не лепили из глины, не изготавливали украшений. Вся их деятельность имела практический смысл, а предметы, сделанные их руками, были напрочь лишены какого-либо символизма.

У неандертальцев было короткое и трудное детство

В то же время люди нашего вида еще 50 тысяч лет назад мастерили дудочки, вырезали фигурки и прочие артефакты из слоновой кости, делали бусы, покрывали стены пещер увлекательными изображениями по мотивам своей жизни. А скульптура, известная, как «Венера каменного века»,  — это вообще верх проявления символического мышления.


Знаменитая неолитическая Венера создана нашим видом людей

Неандертальцы вымерли из-за того, что не могли придумать творчество (3 фото)

Почему мы и неандертальцы были такими разными — в смысле способностей к творчеству? Этот вопрос задала себе Эйприл Ноуэлл (April Nowell), канадский археолог палеолита (Paleolithic archaeologist)  из Университета Виктории (University of Victoria, Canada), изучающая происхождение искусства и языков.

Ответ таков: корни различия надо искать в детстве людей и неандертальцев, которое длилось разное время.

Как выяснилось, неандертальцы созревали гораздо быстрее людей.  Это продемонстрировали исследования зубов неандертальских и человеческих детей, проведенные Татьяной Смит (Tanya Smith) из Гарварда (Harvard University).

Быстрое созревание приводило к тому, что неандертальские дети почти не играли — времени не было. Они рано начинали жить самостоятельно. А ведь именно игры развивают мышление, формируют мозг. И чем дольше играет ребенок, тем сложнее его игры. Тем лучше развиваются зоны, отвечающие за социальное поведение, за способности рассуждать и абстрактно мыслить, за воображение и, в итоге, за желание и возможность творить.

В то же время сам мир игр выдуман и символичен. Нет его — нет и символичности.

Итого: способности творить у неандертальцев не развивались потому, что они мало играли в детстве.

Выводы Эйприл Ноуэлл дополняют результаты, полученные Симоном Нойбауэром и Жан-Жаком Юбленом (Simon Neubauer and Jean-Jaques Hublin) из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology in Leipzig, Germany). Они обнаружили, что неандертальский мозг рос быстрее человеческого. А это приводило к тому, что окружающая среда мало влияла  на его развитие, на формирование связей между нейронами. Неандертальцы, по мнению  немецких исследователей, напоминали людей,  страдающими аутизмом.

Словом, мы по-разному воспринимали мир. И наше восприятие, в итоге, победило. А неандертальцы, увы, вымерли примерно 30 тысяч лет назад. 

КСТАТИ

Люди начали смотреть кино тысячи лет назад. А неандертальцам не показывали

Сенсационное открытие  сделали исследователи из Кембриджа (Cambridge University)  и  австрийского Университета прикладных наук в городе Санкт-Пелтен (Sankt Poelten’s University of applied sciences), взглянув под совершенно неожиданным углом зрения на наскальные рисунки. На так называемые петроглифы, которыми древние люди покрывали стены пещер.

Неандертальцы вымерли из-за того, что не могли придумать творчество (3 фото)

— Это не просто картинки, — объяснил суть наскальных рисунков Фредерик Бейкер (Frederick Baker) из университетского музея археологии и антропологии (Cambridge University’s Museum of Archaeology and Anthropology). — Это — часть аудио- визуального представления.

По мнению ученых, в те далекие времена, когда настоящего кино еще и в помине не было, развлечение подобное ему уже существовало. Древние художники рисовали на стенах пещер различные сценки. И старались изобразить последовательность событий —  одна картинка служила продолжением другой. Как в мультипликации. И на экране.

— По стенам наскальные рисунки, конечно, не двигались, — продолжает Бейкер, — но некая иллюзия движения возникала в мозгах зрителей.  А они собирались специально — послушать рассказчика и «посмотреть кино».  Кинотеатром становилась пещера подходящего размера.

Неандертальцам подобные развлечения были чужды.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

x