Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Автобусы «ЛиАЗ-677» проработали на маршрутах Комсомольска-на-Амуре ровно 40 лет.

Первые экземпляры поступили в город в апреле 1971 г. и поступали ежегодно ещё в течение 25 лет. Всего успело прибыть свыше 500 новых автобусов, последние — в 1996 г.

После этого новых поступлений больших городских автобусов не было до 2008 г. Транспортники были вынуждены в течение 15 лет капиталить старые Лиазы, продлевая их срок работы до 20-25 лет при положенном сроке в 7 лет. Только в конце 2008 г. в город начинают поступать новые южнокорейские автобусы Daewoo BS106, а затем и российские ЛиАЗы-5256, а 677-е, проработав ещё 4 года, были единоразово отставлены от работы волевым решением в начале июня 2011 г. Связано это было с бедственным финансовым положением комсомольского ПАТП-1 — старые автобусы не столько приносили прибыли, сколько убытков, сказывался их возраст и увеличивающиеся с каждым годом расходы на ремонт и обслуживание, тем более что к этому времени в город успело поступить уже достаточно большое количество новых автобусов. В итоге несколько десятков старых Лиазов отправилось остывать сначала в гараж, а через некоторое время их потихоньку, несколькими партиями стали увозить на порезку.

В этом посте предлагаю фотоотчёт с Комсомольской металлобазы, где и нашла последнее пристанище наша последняя рабочая партия этой советской автолегенды. Узнал я об этом совершенно случайно, увидев один из списанных автобусов едущим на буксире по Северному шоссе. После этого я обнаружил их на металлобазе. Увозить сюда Лиазы начали примерно с 2010-го, а с 2011 г. они стали тут появляться массово. Жалкие, убитые, помятые, в заплатках, перекрашенные не один раз, некоторые уже без стёкол и фар, в большом количестве они производили весьма гнетущее впечатление. Каждый раз после посещения этого места у меня оставалось чувство грусти и потери. Ещё бы — ведь я много лет ездил ребёнком в этих гремящих воняющих бензином, но таких родных железных чемоданах, мы все ждали, когда их заменят новыми автобусами, а вот теперь они ушли тихо и незаметно, не оставшись даже на постаменте возле родного ПАТП, где служили добрых 40 лет. Вероятно, руководству нашего автобусного парка не до того.

На сегодня от нескольких десятков старых Лиазов, работавших в Комсомольске в последние годы, здесь осталось только несколько ржавых остовов, лишь отдалённо напоминающих один из символов моего детства. Служебных тоже не осталось, изредка только «вымпеловские» наведываются из Амурска.

Вначале несколько общих фото разных лет.

Фото с первого визита на металлобазу. 175-й и 158-й автобусы как раз списали в 2010-м г.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

А это уже после массового списания, первая привезённая на порезку партия. 25-й, 31-й, 61-й, 23-й, 416-й, 110-й, 64-й, 428-й, 112-й, 436-й…

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Через полгода — «свежая» партия: 415-й, 41-й, 42-й, 112-й, 1-й, 39-й, 153-й…

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Спустя год — новая порция: 440-й, 335-й, 156-й…

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Ещё полгода — появился и 450-й редкого синего цвета, работавший только утром и вечером, иногда я его видел на Орловской-Лесной на развозке рабочих ПАТП.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

«Конец истории».

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Здесь мы ездили на работу, в школу, на дачу…

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Далее по одному-два фото найденных здесь экземпляров.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

175-й и 158-й работали в городе, я их помню.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

25-й последние годы работал на Дзёмгах. В 1990-е гг. такая схема окраски выдавала автобусы-«экспрессы» — они ездили через остановку, помню их на 26-м, 20-м маршрутах среди «гармошек».

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

. С 6-го маршрута — на порезку!

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

У 31-го был красивый госномер — КА 222 27. Работал и в городе, и на Дзёмгах.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

31-й и 61-й больше по Дзёмгам ездили.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

23-й последние годы служил на заказах и редко появлялся в городе.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

У 110-го тоже был красивый госномер — КА 444 27. Да и внешне он был довольно ухожен. Работал в городе.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

416-й на «единице» последние годы часто видел.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

112-й в последние годы тоже редко появлялся, в основном на заказах.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

147-й — последние годы на служебных развозках работал.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

. А 42-й и 41-й больше по Дзёмгам.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Салон 41-го.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

В нём был последний в городе компостер! Оторвать, жаль, не удалось — сильно приржавел.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Знаменитый тюнингованный Лиаз)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

149-й работал в городе, до упора. Тоже неплохо выглядел.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Борт №1 ! Этот везде ездил — и в городе и на Дзёмгах…

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

…как и 39-й. Первоначально он был красным.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

153-й был оборудован учебной кабиной, ездил в городе.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

415-й тоже на «единице» часто видел.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Как и 436-й. Иконку деревянную в нём нашёл)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

450-й — служебная развозка рабочих ПАТП.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

407-й долго выглядел страшненьким, после покраски совсем немного поездил.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

156-й в последние годы работал на поселковых маршрутах.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

111-й — последний тосненский Лиаз и один из самых новых — 1996-го выпуска. Он даже внешне не сильно износился.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

151-й — Лиаз-долгожитель)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Передок 442-го долго украшала лошадь, после покраски тоже совсем немного поездил.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

335-й — тоже долгожитель, тоже на поселковых маршрутах работал.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

462-й редко видел, последний раз — в 2009 г.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

440-й — другой автобус, проработавший 25 лет.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

166-й — последний яхромский Лиаз и тоже один из самых новых — 1996-го выпуска. Был оборудован учебной кабиной. Работал в центре города.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

14-й — везде прыгал, и в городе и на Дзёмгах, на разных маршрутах. Сейчас от него только шасси осталось.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

165-й выглядел внешне весьма прилично даже в последние годы работы. Именно на нём я в последний раз прокатился по маршруту по городу, в мае 2011 г.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

335-й запорошён в снегу

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

В 2014 году оставшиеся непорезанными автобусы приобрели особо устрашающий вид. 462-й в апреле 2015-го был ещё цел.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Ящик для бутылок до сих пор на сиденье)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Учебный 432-й — последний маршрутный Лиаз в городе, задержавшийся в работе на полгода дольше остальных. Отставлен в конце 2011 г

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

166-й Яхромский Лиаз, сжатый до размера легковушки.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

«Лиаз в разрезе».

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

14-й после обжига.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

147-й и сегодня тут стоит…

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

…вместе со 149-м…

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

… и 403-м-тюнингованным.

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)

Со 2 апреля 2011 г. стоимость проезда и провоза багажа — 15 рублей. Два месяца Лиазы успели покатать за 15 рублей)

Как ушли комсомольские Лиазы (67 фото)