БЕСЕДЫ О ТОНКОМ МИРЕ. ЖИЗНЬ БЕЗ СМЕРТИ. Наталия Спирина ЧАСТЬ2

БЕСЕДЫ О ТОНКОМ МИРЕ. ЖИЗНЬ БЕЗ СМЕРТИ. Наталия Спирина ЧАСТЬ2

ГЛАВА 3
УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ В ТОНКОМ МИРЕ.

В Учении говорится, что условия Тонкого Мира надо понять. Указывается также, что нужно думать о будущей жизни в Тонком Мире. «Не поможет людям не думать о будущем. Каждый день можно прекрасно подумать о лучшей жизни за пределами Земли» (64). И потому среди наших земных забот мы можем начать думать, что в Тонком Мире нам не нужно будет заботиться о том, чтобы хватило средств для выживания при постоянной инфляции, о квартире, о голоде и холоде.

Так как никаких этих забот, которые здесь так нас обременяют, там не будет. И тогда легче будут переноситься наши теперешние тяготы, потому что мы будем знать, что все пройдет и там ничего этого не будет. А что же будет в Тонком Мире? Вот об этом и надо подумать, «о лучшей жизни за пределами Земли». « Чем прекраснее воображение, тем родятся лучшие возможности там, где царит мысль» (65). А для этого надо, как рекомендуется в Учении, развивать воображение, которое чрезвычайно нам понадобится. Мы должны уже сейчас вообразить, чего же мы там хотим. И чем лучше мы вообразим, тем больше хороших возможностей у нас будет. Ведь там царит мысль.

Освобождение от тела не есть освобождение от духовных язв. «Нужно понять, что империл (то есть яд раздражения. – Н.С.) и грубые земные вожделения дают свои тяжкие язвы, которые дух должен залечивать в тонком теле. Язвы духа переносятся в Мир Тонкий, если они не изжиты на Земле» (66). Если тут мы взращиваем, лелеем и поощряем всякие вожделения, позволяем себе раздражаться, злиться, завидовать, унывать, то эти язвы духа, если не изжиты на Земле, перейдут с нами туда. Они нас, конечно, и здесь мучают, но там будут мучить несравнимо больше.

«Кто же подумает о преуспеянии в Тонком Мире, если не позволено говорить и мыслить. Учение, не знающее Тонкого Мира, не будет путеводное, ибо существование земное не будет даже сотою частью жизни в Мире Тонком» (67). Мы знаем, какая еще совсем недавно была у нас идеологическая установка, — разве нам позволено было думать о загробной жизни? Даже мыслить и говорить об этом было нельзя. Многие религии также не дают полного и точного представления о том, что нас там ожидает. «Значит, полезно знать условия более продолжительного существования» (68). В Учении Живой Этики подчеркивается, что в основном существование там продолжительное, за исключением тех случаев, когда, быть может, нужно что-то очень срочное выполнить на Земле, — тогда дух быстро перевоплощается. Все индивидуально, у каждого свое задание и своя карма. Но мы должны знать, что пребывание в Тонком Мире может быть как длительным, так и кратким.

«Приготовление к слоям высшим, прежде всего, состоит в очищении сознания, в развитии жизни сердца. Но об этих условиях нужно уметь помнить» (69). Сердце там играет, как и здесь, решающую роль. Если сердце развито, если оно устремлено к добру, полно любви, сочувствия, сострадания, желания помочь, там, конечно, оно устремит нас в высокие сферы. Потому что чем выше существа, тем больше они жалеют, любят, тем они более сердечны. В Учении говорится о том, что есть три радости Бодхисаттв: радость помощи, радость даяния и радость вечного познавания. Вот радость высших существ: помощь, даяние и познавание, — этому нас и призывают радоваться.

Что сказано о питании в Тонком Мире? Тут мы питаемся известно чем – продуктами из плотной материи. Там «обоняние является как бы своего рода питанием» (70). «… Тонкий Мир полон запахов. Чем выше, тем совершеннее они. Но низшие слои полны разложения» (71). Надо сказать, что из наших пяти чувств мы очень развиваем зрение, слух, а вот развитием обоняния мы как-то мало озабочены. Многие любят запахи цветов, некоторые любят духи, но мы не думаем о сознательном развитии этого чувства. Тем не менее мы могли бы уже здесь развивать наше обоняние: можно различать, как по-особому пахнут различные цветы или, скажем, фрукты; сравнить их запах и, например, запах мяса и определить, какой запах нас привлекает. Сказано, что низшие слои Тонкого Мира полны разложения, то есть они наполнены отвратительными запахами. Один из Подвижников сказал: «Добро есть благоухание, а зло есть ядовитое зловоние». Свойства людей также имеют свои запахи, и Подвижники чувствовали это даже на Земле. А в Тонком Мире это все будет реально явлено. Мы пока еще не особенно хорошо различаем эти запахи, но все-таки иногда чувствуем запах человека – приятный он или нет. Причем это не зависит даже от состояния здоровья. А от Подвижников и от их мощей, по свидетельству многих, исходит благоухание.

Так что в Тонком Мире мы будем питаться ароматами, и к этому надо подготавливать наше обоняние.

ЗНАЧЕНИЕ УСТРЕМЛЕНИЯ И СОЗНАНИЯ В ТОНКОМ МИРЕ.

«Каждое духовное устремление дает свои отложения, которые принимают вид тонких энергий при переходе в Тонкий Мир. Так важно устремляться в Высшие Сферы. Восторг духа и радость сердца дают те энергии, которые питают тонкое тело» 72. Давайте подумаем, чему восторгается наш дух. Мы радуемся красотам природы, красотам искусства, красивым чувствам в людях, наконец, у нас есть радость общения… Когда мы мыслим едино, в гармонии друг с другом, это большая радость. И все эти радости дают те энергии, которые питают наше тонкое тело и поднимают нас в более высокие сферы. «Конечно, только чувство, насыщенное высшими порывами, дает нужные энергии» 73.

«Дух нагнетается различными рычагами. Любовь и устремление являются самыми мощными рычагами. Любовь к Иерархии и устремление к Служению дают импульс для высших насыщений» 74.Вот это самые высокие наши чувства. « Эти мощные рычаги направляют дух к совершенствованию не только на Земле, но и в Тонком Мире» 75.

«Мудрость в том, чтобы мужественно понять будущую жизнь»76 – так сказано в «Надземном». Мы знаем, как многие относятся к переходу в иной мир. Тут требуется мужество и знание. «…Лишь ярким представлением о будущей жизни можно преобразить земное существование»77. То, что мы сейчас изучаем, понадобится нам не только в будущем, но преображает и наше сегодняшнее земное существование. Мы начинаем понимать, что уже сейчас должны до какой-то степени преобразиться и усовершенствоваться, так как там можно только продолжать начатое на Земле, но невозможно ничего начинать. И эта подготовка должна начаться с сегодняшнего часа и продолжаться всю жизнь.

«Нужно научиться мыслить о будущем, точно готовясь немедленно перейти в дальнее странствование…»78. Будущее – это наша будущая жизнь в Тонком Мире, абсолютно для всех неизбежная, и мы уже сейчас готовимся к этому дальнему странствованию. Как уже упоминалось, нигде так подробно, обстоятельно, по-деловому и научно не говорится о загробном существовании, как в Учении Живой Этики. Религии утверждают, что прожив одну жизнь, мы обрекаем себя или на вечное блаженство, или на вечные муки. Но это нам мало что разъясняет, — как подготовиться к этой жизни, как там жить и что делать. Учение Живой Этики вооружает нас таким удивительным знанием, что мы можем спокойно двигаться вперед.

«Оказавшись за пределом трех измерений, даже самый хладнокровный ужаснется, если сердце его не приготовлено к следующему познанию»79. Обратите внимание на условие: к этому должно быть подготовлено сердце. «Так невозможно принять красоту и торжественность Тонкого Мира без своевременного утончения сердца»80. Мы должны подумать о том, что утончает наше сердце и что делает его готовым к принятию всей красоты и великолепия Тонкого Мира.

«Можно в темноте стоять бессмысленно перед прекраснейшими произведениями искусства, но ведь темнота в нас самих! (…) Так, если кто-то остается в темноте, пусть винит лишь себя. Но ужасно остаться во тьме четвертого измерения, и все следующие измерения превращаются в ужасные гримасы без освещения Огнем сердца» 81.

«… Жизнь в Тонком Мире, несмотря на всю его реальность, может быть очень смутной для малосознательного и неустремленного духа»82. Значит, наше пребывание там зависит от того, какой у нас дух – устремленный или мало сознательный. « Потому правильно сказать, что все жизни, все миры постольку реальны, поскольку сознание наше может вместить условия их» 83.Надо сказать, что для некоторых людей даже пребывание в плотном мире бывает какое-то неясное, они многого не замечают, живут среди своих собственных забот, как в тумане. Жизнь идет, но все интересное и прекрасное, что есть даже в нашей земной жизни, проходит мимо сознания таких людей.

«Многие хотят знать подробности Тонкого Мира, но многие будут жестоко озадачены. Вся зримость Тонкого Мира относительна, по развитию сознания. Можно восхищаться светом, но можно очутиться в тумане. Можно волей строить прекрасные созидания, но можно остаться на грудах мусора. Можно сразу усвоить язык духа, но можно пребыть немым и глухим. Каждому по делам его. Каждый сознает по сознанию. Мир Тонкий очень справедливое состояние. Можно убеждаться, как даже простое сознание, но просветленное любовью, преуспевает» 84. Значит, как важно уметь любить – любить прекрасное, любить добро, любить людей, — тогда даже простое сознание там преуспеет.

« … В Тонком Мире любовь есть ключ ко всем затворам. Для многих людей воображение есть недоступная отвлеченность, но в Тонком Мире каждая крупица накоплений воображения есть путь к возможностям»85. Мы уже здесь начинаем учиться видеть и слышать. Можно прийти в музей посмотреть картины и ничего не увидеть, можно слушать прекрасную музыку, но, ее не поняв, услышать, лишь набор звуков, потому что мы не воспитали, не приучили к этому наши слух и зрение. Вот почему так важно с детских лет развивать умение видеть и слышать путем всяких занятий музыкой, живописью и всем, что касается искусства; это важно и для этой жизни, и для будущей.

В Тонком Мире почти невозможно обрести новое сознание. «Духовная сущность, перейдя в Тонкий Мир, продолжает свое сознательное или полусознательное существование в зависимости от развития своего высшего манаса или духовности. Вот и здесь, на Земле, много ли людей, живущих вполне сознательной жизнью? Как внизу, так и вверху. Только с тою разницей, что там все ярче, все определеннее, и, следовательно, интенсивнее, как в ту (сознательную), так и в другую (бессознательную) сторону. Нужно твердо понять, что то, что не было осознано при жизни на Земле, не будет осознано и в Тонком Мире. … В Тонком Мире почти невозможно обрести новое сознание. Здесь, в земной жизни, нужно закладывать зерна устремлений…»86. Обратите внимание на это понятие – «зерна устремлений». Здесь мы только начинаем устремляться, только закладываем зерна, а там они дадут всходы, но все-таки они должны быть заложены на Земле, — зерна, «которые в Тонком Мире претворятся в знания. Иначе нам незачем будет возвращаться на Землю» 87. Значит, мы возвращаемся для того, чтобы произвести посев новых устремлений, — уже на следующем, более высоком уровне.

«Число людей, которые сохраняют непрерывность четкого и бодрствующего сознания при переходе в Тонкий Мир, хотя бы в средних слоях его, не так уж подавляюще велико. Многие при переходе засыпают или влачат там полусознательное и тягостное существование. Вариации в состояниях сознания беспредельны» 88. Мы же должны стремиться уже теперь думать о том, чтобы сохранить непрерывность сознания при переходе и не потерять его там.

«Вполне сознательны в Тонком Мире лишь те, кто при жизни создали связь с мирами высшими через сердечное устремление к эволюции и к сохранению такого сознания»89. Что такое эволюция? Это раскрытие того божественного начала, которое заложено в каждом из нас Отцом нашим Небесным. И когда мы стремимся к эволюции – путем очищения, самосовершенствования, устремления к Высшему, — мы раскрываем то божественное, что в нас заложено, и тогда эволюция наша продолжается. Если мы этого хотим и к этому устремляемся – тогда и наше сознание будет сохранено.

«Так материалист, при самом развитом интеллекте, но отрицающий всякую духовность, всякую возможность существования в мирах высших, может и не иметь сознательной жизни в высших слоях Мира Тонкого, ибо, не создав, не закрепив высших притяжений, он почти сейчас же будет вовлечен в вихрь земного притяжения…» 90. Значит, если материалист не признает ни Бога, ни духовного мира, ни Высшего Мира, то вскоре после перехода в Тонкий Мир его опять начнет вовлекать вихрь обратного, то есть земного притяжения, ибо другого притяжения он себе не создал. «…И в полусознательном или бессознательном состоянии будет ожидать нового воплощения» 91. То есть между воплощениями он пребудет там без всякой пользы для себя.

«Конечно, можно представить себе, каково будет это новое рождение, ибо, исключая случаи высоких духов, такое почти немедленное возвращение на Землю – нежелательно. …Пребывание в Тонком Мире имеет великое значение для питания и усиления и претворения накопленных энергий в духовные силы» 92. Значит, тут мы накапливаем энергии нашим устремлением, трудом и знаниями, а там претворяем их в духовные силы. Какой великий процесс там совершается! «Потому можно представить себе, какое происходит разложение духовной сущности при длительном отсутствии такого питания.

В Учении Жизни сказано – «у людей тонкое тело почти оформлено, но ментальное оформлено лишь у избранных». Следовательно, полусознательное или даже временное пресечение сознания в высших слоях Тонкого Мира в большинстве случаев пока неизбежно.

Достижение сознательного существования или сохранения полного сознания во всех оболочках и во всех сферах и есть величайшее достижение Архата. Это и есть Амрита, или истинное бессмертие. Потому все усилия Великих Учителей и направлены на расширение сознания человечества, на развитие ментального тела, на пробуждение высшего устремления для создания магнитного тока или вихря, влекущего дух в высшие сферы»93. Значит, развитию ментального тела помогает расширение сознания, а расширение сознания дают нам книги Живой Этики.

«Не думающий о смысле бытия в течение земной жизни готовит себе тьму в Тонком Мире. (…) Необходимо думать о следующем пути. Пусть такие размышления будут первобытными, но они все-таки разовьют воображение…»94. Значит, даже самые первобытные представления о загробном мире уже лучше, чем его полное недопущение, чем недумание о нем, «иначе человек ввергается среди совершенно ему непонятных обстоятельств. Когда человек привыкает мыслить о встречах, ему радостных, он уже воспитывает в себе воображение, и оно будет открывать вход в соответствующие сферы» 95. Думая о переходе, мы будем представлять радостные встречи с теми, кого мы любим, с нашими близкими или Вышестоящими, к которым мы стремимся, и это уже очень поможет нам.

«Человек может бесконечно облегчать себе вход в Тонкий Мир. Велика радость, если можно войти, как в дружеский дом, найти тех, к кому стремился, и вздохнуть облегченно о конце еще одного земного пути. Но такое состояние будет следствием сознательного воображения» 96, то есть его надо себе представить. «Потому вы понимаете, насколько Мы устремляем ко всему, что развивает воображение. Мы знаем, как постепенно складывается это драгоценное качество» 97.

Поговорим еще о пребывании в неизбежном для всех нас Тонком Мире. Вот что говорит Учение: «Вступая в Тонкий Мир, можно ясно держать перед собою решение идти к Свету…»98. Вот что очень важно. Если мы здесь в течение земной жизни стремимся к Свету, то и там продолжим наш путь к Свету; мы пойдем туда, держа перед собой решение «спешить к совершенствованию, и при этом каждое наставление чрезвычайно важно» 99. Значит, для перехода в Тонкий Мир очень важны все наставления, которые для нас даются в Учении.

«Если мы уже на Земле приближаемся к распознаванию, то при переходе в Тонкий Мир это достижение будет благодатью. Главное, явления отчаяния и растерянности препятствуют усвоению новых условий…»100. Вы знаете, что многие переходят в состоянии отчаяния и растерянности, и это очень мешает осваивать новое место пребывания. «… Но если мы твердо запомним, куда идем и зачем, то мы сразу найдем много помощников»101. Значит, надо держать в сознании, что нам там помогут, что в Тонком Мире есть руководители. Это очень оптимистично, что мы там будем не одни, и если захотим, чтобы нам помогли ориентироваться, нам там обязательно помогут.

«Печально существование тех, кто одолевается чувствами низкими. Грубость, самость и самомнение и некоторые другие отмеченные человеческие черты проявляются на сферах надземных как страшные кармические удары» 102. Здесь, в плотном мире, грубость наиболее очевидна, но самость и самомнение не всегда бывают сразу заметны и могут прикрываться самыми благими чувствами и действиями. А в Тонком Мире такие явления очень заметны и сразу вызывают определенную негативную реакцию в виде страшных кармических ударов.

«…В Мире Тонком нет ничего страшнее, как бессердечие; оно низвергает дух на такую ступень, на которой Мир людской становится чужд человекоподобию» 103. Тут, конечно, мы тоже страшимся и избегаем бессердечных людей, но там, где этот страшный порок буквально низвергает в пропасть, такие люди ужасают своим чудовищным обличием.

Вот как сказано в «Гранях Агни Йоги» о том, что такое сердце: «Вам же путь к Свету и забота о нем. Где сердце ваше, там и путь, ибо путь устилается сердцем. Если хотите, называйте его «путь сердца». Сердце – великий Магнит, одноподобный Высшему Миру. В нем «все» человека. Сердце переживает все оболочки. Великую тайну Скажу: сердце бессмертно. Не умирает оно, но переходит из оболочки в оболочку, все время раскрывая, развертывая и расширяя свой огненный потенциал, в сущности своей беспредельный» 104. Значит, сердце может развиваться беспредельно. «Когда сознание перенесено в сердце, тогда утверждается непрерывность сознания, то есть бессмертие» 105.

Вот эпизод из жизни великой Жанны д, Арк. Когда ее сожгли на костре, то не сгорело от ее оболочки только сердце. Палачи не могли его сжечь, — оно было настолько огненно, что не могло сгореть. И тогда они бросили его в реку. Вот что значит огненное сердце!

«…Мир Тонкий не поможет духу окружиться тонкими энергиями, если заразы духа не изжиты на Земле» 106. То есть там нельзя приобрести энергии другого качества, если они тут не приобретены. «В Мире Тонком не уйти от своих переживаний. Так же как собственный свет освещает окружающее, так и собственная тьма заглушает все пространство» 107. И не вина Тонкого Мира, если кому-то там темно, это собственная тьма, которая все вокруг человека погружает во тьму.

«Представим себе сферу, поглощенную газами низших вожделений; те сферы и поглощают духов, не освободившихся от земных тягостей» 108. «Высшие сферы Тонкого Мира заслуживают внимания и уважения, но низшие могут быть вредными. Чистые сердцем не подлежат заразе одержания, но тухлые сердца могут привлекать ужасных сущностей»109. Какое страшное выражение — «тухлые сердца». Это бессердечие, которое уже совершенно разлагает дух. «В низших слоях затемненные сознания творят потемки, но чем выше сознание и мысль, тем светлее нерукотворное сияние» 110.

«… В Тонком Мире обусловливаются задания земной жизни. Люди менее всего это допускают, но обитатели Тонкого Мира отлично знают, что каждая их земная жизнь происходит с их ведома или, вернее, с их согласия. Каждый, приступающий к новой земной жизни, имеет искру просвета, когда он понимает, какой именно груз заставляет принять то или иное испытание. Но сами люди не желают понять, как сложилась их судьба» 111. Это очень интересный момент. Значит, в Тонком Мире мы сами обуславливаем, намечаем задания следующей земной жизни. Но когда мы воплощаемся, этого мы уже не помним, хотя кто-то все же выполняет намеченное, а кто-то бессознательно уклоняется от него. «Даже в лучших слоях Тонкого Мира невозможно пребывать бесконечно. И там кто-то печалуется о новых испытаниях» 112, то есть о новом воплощении, которое является всегда испытанием, «но иные, как воины испытанные, устремляются к новым победам» 113, это те – кто не боятся и готовы к новому воплощению.

В Учении говорится: «Появление сознания о Тонком Мире будет преддверием к продвижению» 114. Значит, для того, чтобы духовно продвинуться, нужно, чтобы у нас появилось знание о Тонком Мире, и это нам очень поможет в нашем продвижении. «В различных верованиях заключаются намеки о непрерывности жизни, но эти напоминания недостаточно убедительны, иначе люди пытались бы приготовиться к лучшему продвижению» 115. А мы знаем, что люди не особенно пытаются готовиться к продвижению, значит, имеют недостаточно знаний о следующем этапе жизни. «Иногда люди хотят купить лучшее будущее денежными взносами, но золото не ценно в Тонком Мире» 116. Тут под денежными взносами подразумеваются церковные молитвы за ушедших, их покаяние, взнос на благотворительные нужды, на храмы, — делающие эти взносы думают, что этими деньгами они подготовятся к хорошему месту в Тонком Мире. Но для этого же надо и сознание иметь соответственное. Да, золото не ценно в Тонком Мире. «Добрые действия должны быть сопряжены с добрым сознанием, тогда они принесут радость на Земле и в Надземном Мире; инструмент будет настроен и зазвучит в гармонии с высшими мирами» 117. То есть для того, чтобы себе обеспечить хорошее место в Надземном Мире, требуются добрые действия и доброе сознание. Вернее, надо начинать с сознания, тогда будут и добрые действия. Только это и поднимет нас в более высокие сферы Надземного Мира. Именно, «инструмент будет настроен». Обратите внимание, что наше сознание, наше состояние, наши чувства – это инструмент, который можно настраивать, и тогда он «зазвучит в гармонии с высшими мирами». Часто люди в поздравлениях к празднику или ко дню рождения пишут: «Желаю вам хорошего настроения». Точно настроение посылается нам откуда-то, с неба падает или кто-то нам его дарит! Ведь настроение – это настрой, он зависит исключительно от нас самих. Кто нас будет настраивать? И поэтому желать хорошего настроения – это значит предполагать, что сам человек себя настроить никак не может. Но это на самом деле не так. Именно тут и говорится о том, что инструмент настроен тогда, когда доброе сознание сопряжено с добрыми действиями. И не нужно тогда желать нам хорошего настроения, мы сами его хозяева и творцы.

«Урусвати знает, что не думающий о смысле бытия в течение земной жизни готовит себе тьму в Тонком Мире» 118. Если мы, будучи на Земле, начали хотя бы немного думать о смысле нашего бытия и нашего пребывания здесь, то мы уже готовим себе в Тонком Мире не тьму, а дальнейшее продвижение по этому пути. «Необходимо думать о следующем пути, — говорит Учение. – Пусть такие размышления будут первобытными, но они все-таки разовьют воображение, иначе человек ввергается среди совершенно ему непонятных обстоятельств»119. В Учении очень часто говорится о развитии воображения. На это надо обратить внимание, ибо без воображения нельзя творить ни на Земле, ни в Тонком Мире, где без него нельзя даже представить себе жизнь.

«Когда человек привыкает мыслить о встречах, ему радостных, он уже воспитывает в себе воображение, и оно будет открывать вход в соответственные сферы»120. Если мы начнем уже сейчас воображать эти радостные встречи, тем самым мы уже делаем какую-то предпосылку для того, чтобы там эти встречи были. Если же мы будем себя запугивать всякими ужасами, которые ждут нас в Тонком Мире, можно тогда и на эти ужасы напороться.

«Человек может бесконечно облегчать себе вход в Тонкий Мир. Велика радость, если можно войти, как в дружеский дом, найти тех, к кому стремился, и вздохнуть облегченно о конце еще одного земного пути. Но такое состояние будет следствием сознательного воображения»121. Опять обратите внимание на это качество. Итак, мы представим себе, как войдем в прекрасный, дружеский дом, встретим там тех, кого мы любим, с кем мы хотим встретиться, и вздохнем облегченно о конце пути, от которого многие из нас порядочно устали. Тонкий Мир – это реальный мир.

«Нужно привыкать мыслить о целых мирах, реально существующих. Тонкий Мир не есть только наше состояние, он именно представляет из себя целый мир со всеми возможностями и препятствиями. Явление жизни Тонкого Мира недалеко от земного, но в иной плоскости. Все заработанное не исчезает, наоборот, оно умножается. Но если здесь трудно сохранить ясность сознания, то там это еще труднее, ибо встречаются множество явлений новых для нас порядков эволюции. Там особенно нужно хранить завет о ясности сознания. Конечно, это и выражается истинным синтезом» 122. Мы уже говорили о синтезе, о том, как он нужен. Наш удел – не узкая специальность или узкая колея какого-то мышления или идеологии, а синтез, как вмещение таких особенностей, которых, может быть, мы еще не знаем, но готовы их допустить и вместить.

«Тонкий Мир имеет многообразные утверждения земного мира. Даже прообраз времен года проходит по сознанию Тонкого Мира. Потому образы растений, или гор, или поверхности вод не чужды Тонкому Миру, конечно, в преображенном состоянии. Сердце, знающее Мир Тонкий, знает и цветы, и горы, и снега, и моря. Цветы успевают в богатстве форм, но цвет их несказанно сложнее красок Земли; снега белее и кристальнее и гуще земных. Можно начать распознавать целую структуру Мира Высшего, тем самым человек, запасшийся на Земле сознанием ясным и благим, будет добрым строителем и в Тонком Мире. Вместо обезображений человек будет вносить прекрасные пропорции и ритм, отвечающие великолепию Беспредельности»123. Значит, человек там творец и может вносить и образы, и пропорции, и ритм, делая прекрасным все окружающее. «Разве так непомерна обязанность духа, если он усовершенствовал сердце? Ведь лишь светоносное сознание сердца вознесет тонкое тело в высшие Обители»124. Одной головой, одним мозгом мы в высшие Обители не вознесемся – лишь сердце светоносное вознесет. «Так каждый, кто приготовит сердце свое и возвысит сердца ближних, тот уже творит волю Пославшего»125.

«…Здоровое мышление будет и добрым. Такое непременное качество даст и благотворный внутренний огонь»126. Здесь приводится очень интересное положение о том, что доброе мышление дает внутренний огонь. «Урусвати знает, как в сумерки Тонкого Мира можно вносить огонь целительный. Тонкое тело как чаша фосфора. Можно извлекать из нее свет неисчерпаемый…

Мы любим проходить по сферам, нуждающимся в свете, и забросить искры огня»127. – так делают наши Старшие Братья в Тонком Мире. «Так и каждый человек может в любом состоянии быть источником света»128. Разве это не прекрасно, что каждый из нас, если он захочет этого и настроен, может быть источником света. «Мыслитель говорил: «Добро есть свет»»129. Вспоминаются слова Христа из Евангелия: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5:16). Потому что весь наш свет и наши добрые дела – все это исходит от Отца небесного, поскольку и наша божественная сущность – это искра Его огня, Его света.

О ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ТОНКОМ МИРЕ.

Это очень интересно: мы думаем, что мы только тут болеем, но оказывается, там тоже люди болеют, и в этом, конечно, виноваты они сами.

«Прежде всего, нужно помочь на Земле, но такая же помощь нужна и в Тонком Мире. Своего рода эпидемия ужаса потрясает Тонкий Мир. Кроме битвы, там возникают настоящие заболевания. Люди на Земле чрезвычайно привыкли бояться всяких зараз. Они приносят те же опасения и в Тонкий Мир. Там мысль ужаса творит»130. Там, конечно, зараз быть не может, потому что в Тонком Мире совсем иная субстанция и тела, и бактерий, но «мысль ужаса творит». «Ужель люди не признают, что все свои земные предубеждения они приносят с собою в Тонкий Мир? Если на Земле не легко освободиться от всяких пагубных наростов, то в Тонком Мире еще труднее. Там кристаллизуются все земные запасы. Считаю, что положение планеты много улучшилось бы, если груз, приносимый в Тонкий Мир, сделался бы лучшего качества. Мысль, только одна мысль может истребить множество микробов»131.

В Учении сказано, что люди, боящиеся болезней, в Тонком Мире болеют, — конечно, не на самом деле, но ощущая реакцию той болезни, которой они боятся заболеть. Вы же знаете, как много значит мнительность и в земной жизни. Можно мнимо заболеть, забеременеть, вообразить, что у тебя рак, и так далее.

ОДЕЯНИЯ В ТОНКОМ МИРЕ.

«…В мире мысли обычно надеваем наши прошлые одежды. У людей, не сохранивших памяти о прошлом, часто возникает в Тонком Мире затруднение. Они помнят отдельные части одеяний разных эпох, и потому получается самое разнообразное смешение. Они чувствуют необходимость немедленно создать себе одеяние, но недисциплинированное воображение представляет лишь какие-то обрывки одеяний. Видя на окружающих различные одеяния, вновь пришедшие начинают спешно блуждать мыслями, и каждый удар мысли приносит им неожиданный предмет»132. То есть они представляют себе часть своего наряда, и эта часть появляется, но так как мыслить организованно люди не умеют и не могут продумать до конца свою одежду, то выглядит она очень пестро и негармонично.

«То же случается и с мысленными постройками, и, в конце концов, приходится уничтожать целые безобразные нагромождения. Недаром советуем в жизни напрягать мысль и понять чувство гармонии. Положительно каждое духовное накопление пригодится в Тонком Мире»133. Тут есть очень интересное выражение: «понять чувство гармонии». Почему люди там строят какие-то безобразные сооружения? У них нет этого чувства гармонии, они не занимались искусством, не знакомились с произведениями искусства, не смотрели на них и поэтому не представляют себе красоту сооружений. Значит, насколько важно здесь заниматься, например, изобразительным искусством, — не обязательно рисовать самому, но знать картины, скульптуры, архитектурные сооружения великих мастеров, так как это пригодится и для пребывания в Тонком Мире. Когда мы путешествуем, бываем в старинных городах, видим необыкновенной красоты готические соборы, сооружения каких-то других эпох, любуемся ими, тем самым мы уже приобщаемся к гармонии.

«Мы любим одеяния простые, не мешающие труду. Лучше, если в жизни каждый будет устанавливать наиболее удобное одеяние, оно пригодится ему и в Тонком Мире. Очень печально, когда и там надевают неудачные земные платья. Конечно, руководитель разъясняет безобразие и неудобство, но некоторые настолько тупы, что даже не понимают смысла советов»134. Обратите внимание, в Учении неоднократно упоминается понятие руководителя в Тонком Мире. Если люди могут понять его советы, он даст эти советы, поможет даже в том, в какие одежды достойно облачиться. «К тому же такие жители хотят сообщаться лишь словами и не могут воспринять мысленного сообщения»135. А там сообщения совсем не требуют слов. Если тут мы отчасти привыкаем уже к мысленным контактам и сообщениям, то там это нам очень пригодится.

Можно творить свой облик в Тонком Мире по желанию. Там «не изменяется облик, кроме разве особого желания к тому. Мысль творит образы в Тонком Мире. Можно вызвать из глубин веков любимые образы и закрепить их, если имеется достаточное воображение»136. Значит, развивать воображение надо начинать уже на Земле. Может быть тем, кто здесь представляет себя молодым и красивым, в Тонком Мире это очень пригодится.

«Мысль может ясно работать в Тонком Мире, если она достаточно упражнялась уже в земной жизни. Вы помните, как один вновь перешедший в Тонкий Мир не умел себе воспроизвести одежды, ибо утерял четкость мышления. Но это качество сохраняется свободною волею. Каждый должен знать, что ему следует достичь, тогда и совет Руководителя будет услышан. Руководитель приближается там, где ухо открыто»137. Вот это нам нужно очень запомнить для того, чтобы там иметь руководителя и получать полезные советы.

ГЛАВА 4
СЛОИ ТОНКОГО МИРА

Тонкий Мир имеет много слоев, или сфер, начиная с низшей и далее – средние и высокие.

Что же происходит в низших слоях Тонкого Мира? Там «царят сумерки, ибо жители не умеют думать о Свете»138. Здесь, на Земле, чтобы не было сумерек, мы включаем электроэнергию, а там мы сами освещаем эту сферу, — вот что интересно. Значит, если мы там думаем о свете – тем самым мы его уже создаем, потому что там все создается мыслью, и даже такое проявление зависит от мысли. «Она рождает свет» — так сказано в Учении о мысли. Значит, если мы думаем о чем-то мрачном, угрюмом, унылом, то если произвести съемку наших излучений, а к этому уже дело идет, можно увидеть мрачное, дымное облако, порожденное этими мыслями. В Тонком Мире все это будет хорошо видно. Если же человек мыслит радостно, возвышенно, то его аура будет светиться. Почему вокруг Святых нимбы? Потому что, думая о самом высоком и чувствуя самое высокое, они излучают свет на все окружающее.

«Низшие слои Тонкого Мира являют много безобразия. Необходимо от него очистить Землю» 139. Мы знаем, сколько безобразий на Земле, – достаточно включить телевизор, чтобы увидеть их в большом количестве; и все это отражается на Тонком Мире. Потому и говорится, что вначале необходимо очистить Землю. «Так, когда говорю о силе Красоты, имею в виду не только Землю, но и Мир Тонкий» 140. Вспомним вновь девиз Святослава Николаевича Рериха: «Будем всегда стремиться к Прекрасному!» Как и все, что он говорил, это утверждение имеет очень глубокое значение. Стремиться к прекрасному на Земле – значит стремиться к прекрасному и в Тонком Мире. Сила Красоты везде играет главную роль.

Урусвати «видела наполненность Тонкого Мира; вместе с тем могла изумляться толпами, бродящими без труда»141. Она видела низкие слои Тонкого Мира и толпы, которые там ничего не делают, бессмысленно двигаясь в никуда. «Конечно, был показан тот слой Тонкого Мира, который Нас очень огорчает. В нем показаны современные одежды, которые усиливают и земной образ мышления. Люди, малые горожане, так же толкутся, как на площади современного города. Очень огорчает Нас, что такая толпа менее всего доступна эволюции»142. В этих людях нет никакого импульса вперед, к совершенствованию, к чему-то более высокому, к тому, что составляет принцип эволюции. А насильственно наши Великие Учителя никого не двигают и двигать не могут, потому что существует закон свободной воли – человек должен двинуться сам, и когда он уже двинулся, тогда ему помощь будет оказана, но нужно, чтобы он этого движения захотел.

«Можно также наблюдать, что мышление их (этих толп. — Н.С.) настолько эгоцентрично, что они не стремятся за пределы своего круга»143. Именно эгоцентричность замыкает сознание в узкий круг земной безысходности, сосредоточивая человека на себе, на своем быте, на своем узком мирке. «Получается толчея, но не движение; они заражают друг друга и не умеют взглянуть наверх, совершенно так же, как и на Земле»144. Значит, уже тут надо скорее начинать стремиться взглянуть наверх. «…Поразительна наполненность таких слоев»145. Когда человек попадает в такие слои Тонкого Мира, надо скорее поверх них устремиться дальше, ввысь.

О сознании людей, находящихся в некоторых слоях Тонкого Мира, говорится: «Именно беспросветная тоска подавляет их — причина лишь в неумении мыслить и воображать»146. Если бы у этих толп было умение мыслить, воображать, то они могли бы продвинуться, но тут – бесконечная тоска от этой неподвижности. «Никто не учит мыслить во всей дисциплине. невозможно подняться в высшие слои»147.Никто не заботится о развитии воображения, но без этих крыльев

Читая все это, думаешь: как важно правильно воспитывать детей, начиная с самого крохотного возраста, как нужно в школах и в дошкольном возрасте развивать в детях воображение и устремление к чему-то более прекрасному. И если это будет развито в детстве, оно останется на всю жизнь. В некоторых семьях уже можно наблюдать, как прекрасно воспитываются новорожденные младенцы: около их кроваток развешивают репродукции картин Н.К. Рериха, включают красивую музыку. Такие дети уже к году знают эти картины и среди них имеют любимые. Недавно в семье наших сотрудников родилась девочка, ей только месяц. У таких крох выражение глаз еще бессмысленное, блуждающее, но она уже сознательно и неотрывно смотрит на портрет Елены Ивановны Рерих, на картины Николая Константиновича Рериха, и если начинает плакать – успокаивается только под классическую музыку.

В Тонком Мире « сферы обусловлены иными основами. Там земные деления не могут иметь никакого значения»148. Что значит «земные деления?» Имеются в виду деления на касты или слои общества – низшие и высшие, бедные и богатые; раньше делили на сословия: крестьяне, мещане, дворяне и так далее. Индию буквально разъедает деление на четыре касты. «Урусвати знает о вреде системы различных каст. Не будем иметь в виду лишь касты Индии. К сожалению, под разными наименованиями касты существуют во всех народах, и также они вредны и подлежат изъятию»149. В Тонком Мире никаких таких делений нет и быть не может.

«В низших слоях каждая похоть возрастает, но зато в высших сферах лучшие качества увеличиваются»150. Мы уже говорили: с чем придешь, то и найдешь, что принесешь, то и будет увеличиваться и усиливаться. Значит, насколько важно уже здесь приобрести такие чувства и качества, которые стоит увеличивать в Тонком Мире.

«Существуют многие описания Тонкого Мира. Но во всех затрагивается лишь один слой, к которому наблюдатель прикоснулся»151. Если мы читаем чьи-то описания Тонкого Мира, то мы должны знать, что это только тот слой, который описывающий знает, к которому он прикасался. «Так, один говорит о низшем состоянии, чуть ли не о чудовищных призраках; другой повествует о спящих тенях; третий утверждает о полном подобии с земным миром; четвертый расскажет о телах светящихся – так каждый опишет, что ему запомнилось. Но ошибка в том, что обычно один слой принимается за весь Тонкий Мир»152. Это надо иметь в виду, и наверное, вы уже сталкивались с подобными описаниями. «Из такого заблуждения получаются непримиримые суждения и взаимообвинения. Но если люди поймут все разнообразие Тонкого Мира, они уразумеют, насколько им полезно стремиться к высшим сферам»153. Так что если один говорит, что там темно, а другой – что светло, то никакого противоречия в этом не будет. На самом деле может быть и то и другое.

«Существует особый тип людей, утверждающих, что им нечего делать на Земле и незачем жить. Но если они придут в Тонкий Мир с таким убеждением, они и там пребудут бездельниками. Теперь, если люди мысленно ограничивают Мир Тонкий лишь внешним подобием мира плотного, они и останутся в такой ограниченности и не сумеют запастись новым опытом»154. То есть они будут воображать, что там – точно так же, как и здесь, и потому ничего нового они не увидят и не познают. «Не многие помышляют о высших сферах и даже страшатся сияния материи люциды, и само обострение мышления уже пугает ограниченный ум»155. Так что если мы здесь в чем-то себя ограничиваем, то и там мы тоже будем в своих преградах находиться. «На Земле люди уже должны предпослать себе, где они хотят продолжить свои преуспеяния. Мы должны сами напрячь свободную волю, чтобы наша мысль явилась вестницей приуготовляющей в Мире Тонком»156. Вот и мы сейчас, не теряя времени, должны решать, где мы хотим быть, что мы хотим делать и какими должны быть. «Пусть ваша мысль летит перед вами и уготовляет вам следующий дом прекрасный»157.

«Хочу, чтобы сотрудники представили себе разные слои Тонкого Мира. Нет хуже представить себе Тонкий Мир как нечто, украшенное благоденствием! Вот земля стонет от убийств, насилий и лжи. Следствия заблуждений наполняют и Тонкий Мир»158. Вот это очень важно знать – как наши миры взаимосвязаны.

«Люди полагают, что в Тонком Мире можно находиться лишь в одной сфере по духовному сродству. Даже такое утверждение условно. Поистине, каждый привлекается в определенную сферу, но это не препятствует ему посылать мысль в иные сферы. По этим мысленным мостам могут происходить новые общения, лишь бы закон отталкивания не проявлялся. Но и такое препятствие можно преодолеть, лишь бы посылаемая мысль была четкой и доброй» 159. Значит, где мысль – там и мы.

«Если можно на Земле как будто освободиться от разных явлений, то сферы надземные не так легко позволяют духу менять сферы. Надземные сферы имеют свои вихри, в которые дух втягивается. Эти вихри можно назвать вихрями искупления. Смотря по условию устремления или вожделения, дух попадает в эти вихри и может перейти в другие сферы, лишь искупив и трансмутировав свои энергии. Условия Тонкого Мира нужно понять. (…) Нет действия, или мысли, или ступени, которые не устремляли бы дух в известный вихрь» 160. Все наши страсти, переживания, так же как и высокие устремления, — это все вихри, но несут они в разные сферы.

«Кто слышал хотя бы однажды, пространственное рычание и стенание, имеет представление о низших надземных слоях. Правда, нужно устремиться за пределы этих явлений ужаса. Даже пролетая сквозь них, довольно нестерпимо прикасаться к междуземному неестественному положению. Так нужно принять путь Тонкого Мира как сознательное устремление к Миру Огненному»161. Тонкий Мир – это не конечное состояние, и только Мир Огненный, Мир Духа, может быть целью наших устремлений, туда и надо направляться, будучи в Тонком Мире, если есть о нем представление.

«…Очень губительно засорение ближайших сфер около планеты. Низшие тонкие тела, как мошенники на базаре, толкутся, затрудняя успешное образование спирали строительства. Нужно иметь особое стремление, чтобы проникнуть за пределы этих ужасных накоплений»162.

Высокие слои Тонкого Мира, «очищенные от грубых физических устремлений, уже испытывают огненную благодать, низшие подвалы Тонкого Мира подвергаются еще физическому ощущению пламени. Притом чем больше физической шелухи, тем огонь может действовать болезненнее. Вот откуда сведение о пламени адовом. Так не напрасно каждое истинное знание будет направлять в высшие слои. Также будет вполне научно предостеречь от перенесения грубой похоти в Тонкий Мир»163.

«Маракара есть очень тяжкое место в низших слоях Тонкого Мира. Тягостно быть там, ибо Прана почти не проникает туда. Но тем не менее приходится проникать в эти сатанинские слои»164.

«Приготовление к слоям высшим, прежде всего, состоит в очищении сознания, в развитии жизни сердца. Но об этих условиях нужно уметь помнить»165.

«Урусвати знает непрерывность жизни. Некто спросит – «к чему твердить о таком общеизвестном законе?» Но дело в том, что этот закон забыт и отвергнут большинством обитателей Земли. Они доходят до такой нелепости, что полагают уход с Земли прекращением существования. Другие сумели даже сон считать перерывом сознания. Но огромное большинство вообще не умеет мыслить о потоке жизни, потому необходимо напоминать о непрерывности жизни. Можно говорить о различных видах жизни, но зерно жизни непрерываемо.

Невозможно говорить о законе нравственности, если причина и следствие не будут представлять непрерывную нить»166. Тут речь идет о законе кармы. Если человек считает, что он проживет только семьдесят или восемьдесят лет, то зачем ему быть нравственным? Зачем ему совершенствоваться, бороться с собой и утверждать лучшие качества? Для чего? «Ешь, пей и веселись, потому что завтра умрешь» — так говорили древние римляне. Но когда мы знаем о непрерывности жизни, о том, что мы пожнем то, что сейчас сеем, то мы начнем задумываться о своем самосовершенствовании, о своей дальнейшей эволюции. Насколько же важно понять непрерывность жизни!

«Усмотрите, как легкомысленно люди относятся к своему надземному существованию. Люди все же полагают, что земная жизнь есть главная, забывая, что она есть краткая остановка в пути непрерывном. Пусть люди, хотя бы в первобытном мышлении, задают себе вопрос – «неужели стоит жить, если ничто не существует дальше?» В то же время люди говорят о непрерывности движения, но такая непрерывность не наводит их на мысль о непрерывности их существования. Нужно твердить, нужно спешно твердить, иначе Новый Мир окажется дряхлым и ветхим»167.

«Когда тьма завладеет своим имуществом, остальные, которые могут восходить, распределяются по лучам»168, то есть после ухода с Земли, в Тонком Мире, идет сортировка: людей безнадежных, духовно погибших, тьма увлекает в низшие сферы; остальные располагаются по лучам: кто к кому и к чему стремился – тот туда и прилежит. По устремлениям идет рассортирование людей, а устремление лежит в сердце. «Так исчезают несоответствия и чувство вражды само исчезает. Как созвучные волны света, собираются духи и подымаются к вместилищу. (…) Вражда, так неразрешимая в плотном мире, сама растворяется среди эфирных, очищенных лучей. Не только в высших сферах, но уже в средних слоях Тонкого Мира чувство вражды поникает за ненадобностью. Нужно понять эти законы лучевых распределений. Одно осознание их уже ослабит даже здесь злобу вражды»169.

«Нужно сохранить всю силу сознания при достижении высших сфер Тонкого Мира»170, то есть нужно все время помнить: сохранить сознание. «Но лишь синтетическое сознание дает эту возможность. Также нужно приучиться к скорейшей ориентации, но что же кроме синтеза поможет в этом? (…) Можно ли оценивать все богатства Природы, если наш глаз не навык к подвижности?»171 Что тут подразумевается под словом «синтез», который, оказывается, там очень нужен? Некоторые люди замыкаются в круг своей узкой специальности; другие же, имея специальность (каждый должен ее иметь), интересуются еще и искусством, литературой, живописью, архитектурой, замечают красоты природы, то есть все время расширяют свое сознание до пределов синтеза. Тогда и в Тонком Мире они смогут увидеть очень многое из того, что не могли бы увидеть, если бы у них не было такого расширенного сознания. Ценна не земная специальность, но качество восприятия и вмещения, — то, о чем говорилось в данном параграфе. Надо научиться в земной жизни воспринимать как можно больше явлений и вмещать их, не отрицая, но изучая.

«Не удивительно, что деление слоев Тонкого Мира не совпадает с условными классами Земли. Можно оказаться в Тонком Мире среди очень неожиданного подбора соседей»172. Там происходит деление не по классам и не по специальностям, а по каким-то другим признакам. «Такая неожиданность грозит лишь тем, кто пришел с грузом земных пережитков. Кто же утончил духовные меры, тот найдет исполнение своих предчувствий»173. «Справедливо можно желать знать, как совершаются переходы из разных сфер. Не трудно понять, что очищенный Агни является решающим условием»174. Значит, надо запасаться психической энергией. «Если будем постепенно наполнять шар огненосным газом, он начнет соответственно подыматься. Вот грубый пример перехода в различные сферы Тонкого Мира. Сущность тонкая может самосильно подняться, если ее огненное зерно будет наполнено соответственно. Огонь-трансмутатор помогает усваивать новые высшие условия. Агни способствует пониманию языков каждой сферы, ибо взаимоотношение существ утончается при восхождении»175. Значит, психическая энергия помогает подниматься в более высокие сферы, а также понимать мысли других существ. Психическая энергия даже в земной жизни часто помогает почувствовать мысли собеседника, а не только базироваться на его словах.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

x