На школьных уроках по биологии нам часто доводилось слышать, что человек является царём среди зверей. Это мнение активно поддерживают и многие современные учёные. Лишь бегло оглянув результаты «правления», мы легко убедимся, каких успехов достиг человек за время своего царствования. Огромный вред, нанесённый окружающей природе, сотни истреблённых видов животных и ещё столько же на грани вымирания… Сложно представить, что какой-либо правитель способен намеренно изводить своё царство, поэтому логичным становится вопрос, а чем человек отличается от животного, и так ли мы отличаемся от наших меньших братьев? И если да, то чем?

Чем человек отличается от животного?

Вопросы различия занимают умы человечества не первый год, данная тема интересует не только учёных и философов, но и обычных людей. Для того чтобы понять, каковы отличия человека от животного, необходимо понять, что делает нас похожими.

Человек — социальное животное или нечто большее?

Известный суфийский мастер К.С. Азими пишет: «Принято считать, что человек – это социальное животное. Однако такое мнение ошибочно. То, что человек живёт среди подобных себе, испытывает к другим людям различные эмоции, не делает его выше других живых существ. Животные, живущие в стае, также проявляют заботу и ненависть к себе подобным, избегая общества других животных. Слон не будет проводит время в обществе быков, он всегда останется со слонами.» Однако именно тот факт, что человек считает себя существом социальным, по мнению суфийского мыслителя, рождает ложное чувство превосходства в уме человека.

Стало быть, жизнь в социуме, в обществе себе подобных есть то, что не отличает, а напротив сближает нас с меньшими братьями. Напрашивается логичный вывод, что если животное, как и человек, испытывает эмоции, живёт в социуме и обустраивает свой быт, то оно ничем не отличается от нас. Но вывод этот в корне неверный.

И разница эта состоит в нашем сознании.

Счастье быть человеком

Ведические писания безапелляционно заявляют о том, что человек отличается от животных. Отличие это состоит не в умении думать и принимать логичные решения, а в наличии у нас сознания, которое позволяет делать осознанный выбор, не идя на поводу у своих инстинктов. Именно возможность делать такой выбор позволяет формировать свою судьбу. Отдельные ведические источники говорят о том, что рождение в этом мире в теле животного есть наказание за грехи прошлой жизни. Согласно Бхагават Гите, на нашей планете живёт более восьми миллионов живых существ.

Яджур-веда (12.36–37) говорит нам: «О учёная и терпеливая душа, после странствий в водах и растениях личность попадает в утробу матери и рождается вновь и вновь. О душа, ты рождаешься в телах растений, деревьев, во всём, что сотворено и одушевлено, и в воде.»

Согласно ведическим знаниям, если человек забывает о бесценном даре сознания, он становится похожим на животное, у него формируются вредные привычки, леность, желание больше есть и отдыхать, стремление силой подавлять других людей, животные инстинкты начинают брать верх над человеком, и вся его жизнь сводится к выживанию и битве за место под солнцем. Человек, избравший такой путь, обречён на страдания, потому что животные инстинкты легче и быстрее реализуются в теле животного. Невозможность реализовать свои цели толкает человека к страданиям, которые, накапливаясь, становятся настоящими муками. Сонм неисполненных желаний будет постоянно копиться, так как желания по своей сути безграничны. Это толкает человека в ещё большие неприятности, такие как алкоголь, наркотики, человек уходит от проблем, нереализованных амбиций, делая себе ещё хуже.

Иными словами, человек просто издевается над собой, шаг за шагом убивая себя и лишая бесценной возможности наслаждаться человеческим воплощением.

Вместе с тем, возможность изменить свою жизнь, изменить отношение к себе и людям, которые тебя окружают, есть великое благо, доступное только человеку. Сложно представить, что волк перестанет нападать на других животных, придя к осознанию того, что агрессия — это плохо. Безусловно, история знает не мало случаев, когда хищные животные были миролюбивы к травоядным собратьям, но такая дружба продолжалась недолго и имела, как правило, один исход, определённый инстинктами хищника.

Сложно представить себе ситуацию, когда слон побежит спасать быка. Такое возможно, пожалуй, в детской сказке, цель которой развить в ребёнке лучшие качества, такие как взаимовыручка, помощь ближним. Скорее, даже пробудить то, что заложено в нас в отличие от животных изначально самой природой. Но чаще человек ввиду различных обстоятельств отказывается от таких важных и нужных понятий. Тогда, согласно Ведам, человек должен начать искать путь к Богу, к тому, чтобы открыть в себе божественное начало, заложенное природой. Научиться быть терпимым, открытым и честным. Такому подходу учит любая конфессия.

Но в современном мире эти понятия отходят на второй план, уступая место алчности, погоне за наживой и сиюминутным удовольствиям, всё меньше делая нас человеком и всё больше животным. Очевидно, что в данной ситуации выбор лежит на нас самих, какими мы хотим видеть себя и общество вокруг нас? Безразличным и черствым или открытым и светлым? Что готов сделать именно я для того, чтобы мир стал лучше? Именно такой подход и такой вопрос, согласно Ведам, делает нас человеком. И задавать этот вопрос нужно регулярно, помнить о том, что мы ответственны за свою судьбу, что только мы сами можем сделать осознанный выбор, ни наш друг, ни близкий или учитель, а именно мы.

Люди и животные: отличие лишь в форме

Как нам уже известно, вопросы отличия человека от животного занимали умы людей много лет. Своё отражение это находит в буддизме, в частности в «Вималакирти нирдеша сутре». Вималакирти наиболее близок нам тем, что был мирянином, на своём пути он сталкивался с разными преградами, преимущественно с теми же, которые возникают и перед современным человеком.

Однажды у Вималакирти спросили: «Как стоит относиться к животным?», на что мудрец ответил: «Бодхисаттва должен смотреть на живые существа как на посвящённого человека, реализующего нирвану, который принимает телесную форму для другого перерождения».

Согласно концепции буддизма, любое животное входит в категорию «живых существ» и требует по отношению к себе нравственного принципа «не навреди». Лама Сопа Ринпоче говорит: «Человек, стремясь за богатством и славой, сам превращает свою жизнь в череду страданий. Тогда он (человек) ничем не отличается от животного, чья цель – вкусно поесть и сладко поспать. И это страшная трагедия жизни».

Действительно, поступки животного и человека имеют общую цель – получение блага в материальном мире. Главное отличие человека от животного – в его оболочке и количестве привнесённого страдания. Но как же возможно сделать осознанный выбор, спросите вы?

С точки зрения буддизма, наш разум слишком затуманен, мы просто не способны принимать рациональное, осознанное решение. Буддизм просто не делает различий. Тому, кто практикует, кто следует пути Будды, должно быть безразлично, кто перед ним, человек или кошка. Любое живое существо требует сострадания и заботы. Вместе с тем, буддизм не отрицает того, что человек способен рассуждать, и этот навык развит у него гораздо больше, чем у других живых существ.

Действительно, человек способен выстраивать более сложные логические цепочки, это наделяет нас способностью к духовному росту, работе над собой, которой лишены животные. Но чаще человек пренебрегает этим, сводя свою жизнь до животных инстинктов. Более того, бытует мнение, что, не обладая определёнными знаниями, мы не сможем точно сказать, кто перед нами, слон или перевоплощённый святой.

Известна притча, согласно которой, Асанга медитировал в пещере двенадцать лет с целью увидеть Будду, когда же он покинул пещеру, то увидел умирающую собаку. Асанга принял её страдание, как своё, и вылечил израненное животное. Его видение стало иным, препятствия зрения рассеялись, и он увидел Будду Майтрею.

Любой человек хочет избавиться от страданий и быть счастливым. Согласно буддизму, у нас для этого больше возможностей, чем у животных. Мы, в отличие от братьев наших меньших, способны выбирать благостные поступки, достойное поведение и следование нравственным принципам.

Такой подход буддизма делает его схожим с позицией Веданты: человек, в отличие от животного, – хозяин своей судьбы, и только он сам, а не дремлющие в нём животные инстинкты, способен избавить себя от страданий.

Чем человек отличается от животного: научный взгляд

Современный научный подход сводится к тому, чтобы показать, насколько велико различие между человеком и животным. Наиболее очевидным является отношение к природе: человек подстраивает природу и условия под себя, в то время как животные лишь адаптируются. Сложно представить стаю волков, вырубающих лес для постройки нового микрорайона.

Человек, в отличие от животных, может творить. Да, это действительно так, человек пишет стихи, сочиняет музыку и возводит памятники архитектуры. Но можно ли сказать, что это отличает его от бобра, строящего плотину, или группы муравьёв, возводящих муравейник? Отличие тут не в способности творить, а в объёме интеллекта, так называемого IQ, который у человека выше, чем у животного. Это подтверждается исследованиями американских учёных, которые доказали, что человек способен запоминать больше информации и выстраивать сложные логические схемы.

Человек обладает абстрактным мышлением, то есть он способен рассуждать о вещах, не относящихся непосредственно к его выживанию в природе. Это действительно важная особенность, она позволяет нам обдумать прочитанную книгу, порассуждать о своём поведении, задуматься о более глубинных вещах.

Антрополог Дуайт Рид подтверждает эти выводы, утверждая, что объём кратковременной памяти у человека в два раза выше, чем у наших ближайших собратьев-обезьян, что позволяет нам делать несколько вещей одновременно, или, выполняя физический труд, рассуждать о высоком. Наши четвероногие друзья лишены такой привилегии. И это ещё одно отличие нас от животных.

Философская наука говорит о том, что главное отличие человека от животного в способности мыслить. Деятельность человека, с точки зрения философии, имеет созидательный характер, в то время как животный мир опирается на потребительскую модель поведения.

Кроме того, с точки зрения науки человек склонен испытывать внутреннюю пустоту, он наделён потребностью к духовному развитию. Животное довольно, если у него есть пища и возможность отдохнуть. Хорёк или шимпанзе не станут задумываться о смысле жизни или одиноки ли они во вселенной, их мысли более приземлены, они живут сегодняшним днём. Кроме этого, человек наделён способностью к духовному поиску, у кого-то эта способность дремлет, а кто-то искреннее пытается найти ответы на свои вопросы. Человек верит в Бога, провидение, а животное верит лидеру, вожаку стаи. Зверька не заботит проблема мироздания, он не ищет ответов на вопрос «кто мы и откуда пришли».

Осознанность делает человека человеком

Не кажется ли вам, что во всех научных выводах есть что-то объединяющее? Всё, что отличает человека от животного, можно объединить под термином «осознанность». Да, то, на что учёные тратили силы и время, было давно известно мудрецам прошлого. Главное, да и, пожалуй, единственное отличие человека от животного – его осознанность. Именно она даёт нам возможность принимать взвешенное решение, придерживаться не только моральных принципов, но и законов, которые, по сути своей, являются результатом осознанной деятельности человека.

Именно эта особенность даёт нам возможность жить, а не выживать, быть человеком, а не идущим на поводу у инстинктов животным. Нам дана уникальная возможность прийти в мир тем, кто может этот мир изменить, и мы ей пользуемся, к сожалению, в подавляющем большинстве некорректно.

Мы строим фабрики и вырубаем леса, ведём промысел на диких животных, ловим рыбу, осушаем болота… Да, мы меняем мир, руководствуясь своей способностью к творчеству, но такого рода способность становится инстинктом, если мы забудем про осознанный выбор.

Но, увы, не меняем себя, как верно отмечают последователи учения Будды. На нашем взгляде лежит пелена, пелена эгоизма, алчности и наживы. Того, что заставляет нас двигаться не по зову своего сердца, а под воздействием инстинктов. Но в наших силах сделать всё, чтобы избавиться от этой пелены, по-другому посмотреть на себя и мир вокруг нас, стать человеком в лучшем смысле этого слова. Стать созидателем, творцом, но не разрушителем и охотником. Уже сейчас каждый может решить, как ему творить и жить: в гармонии с природой или оставаясь «царём», узурпировавшим трон.