Когда стремление человека быть свободным считали психическим заболеванием и как его «лечили»

Еще в конце 19 века в Германии был принят закон, в котором говорилось, что стремление быть свободным и бороться за свою жизнь является одним из главных прав человека. Согласно этому закону, заключенного нельзя было карать за побег из тюрьмы. Сейчас подобные законы действуют еще в нескольких государствах.

Но долгое время человечество отказывало в праве добиваться свободы многим людям, породив этим ненавистный институт рабства. Профессор Шнирер из романа Александра Беляева «Прыжок в ничто» полагал, что самостоятельно трудясь на почве Венеры, он сможет построить идеальное общество. Однако физический труд оказался слишком тяжелой вещью для профессора философии, в результате чего ему пришлось пересмотреть некоторые из своих позиций. После размышлений профессор пришел к выводу, что для построения идеального общества ему не хватает рабов. А рабство, скрепленное патриархальными отношениями, виделось профессору вполне приемлемым в идеальном мироустройстве.

Подобной точки зрения придерживались многие американские плантаторы 19 века, которые были уверены, что рабы в своих лачугах имеют все, что душе угодно. Эти уважаемые джентльмены искренне не понимали, с какой это стати чернокожие пытаются убежать на север к свободе. Правда, Гарриет Бичер-Стоу своей книгой «Хижина дяди Тома» открыла читателям глаза на истинную картину жизни рабов, но многие ли плантаторы уделяли время такому бессмысленному занятию как чтение?

В середине 19 века побегами рабов заинтересовались медики. В 1851 году доктор Сэмюэль Картрайт, входивший в Луизианскую медицинскую предложил свое объяснение побегам рабов. В своей статье опубликованной в 1851 году в «New Orleans Medical and Surgical Journal» этот, с позволения сказать, врач, доказывал, что стремление рабов к побегу есть сумасшествие.

Когда стремление человека быть свободным считали психическим заболеванием и как его «лечили»

Именно в этой статье впервые прозвучал термин «драпетомания» (по древнегречески «drapetes» означает «беглый раб», а «mania» — «безумие»). Как полагал Сэмюэль Картрайт, любой раб, пытавшийся более даух раз бежать от своего владельца болен драпетоманией. К счастью это психическое заболевание он считал излечимым, видимо и у самого Картрайта был опыт рабовладельца.

Лечить больных негров медик предлагал одним из излюбленных методов плантаторов южных штатов США, а именно хорошей поркой. Однако мало у кого из рабов подобный способ лечения вызывал прилив любви к своему хозяину, гораздо чаще к жажде свободы добавлялась искренняя ненависть. И рабы совершали новые попытки побега. А чтобы избежать этих попыток человеколюбивый медик считал необходимым применять к непокорным афроамериканцам такую меру как усекновение пальцев ног. Этот радикальный метод действительно предотвратил некоторые побеги…