В индуизме есть концепция тримурти, олицетворяющая три принципа, по которым живет и развивается вселенная: создание, поддержание и разрушение. Тримурти состоит из трех основных богов, которые есть суть одно целое: Брахма – создатель вселенной, Вишну – поддержатель вселенной и ее разрушитель – Шива. Без разрушения не бывает созидания. В индуизме также поклоняются и аватарам тримурти. Один из самых известных – Кришна.

Содержание

Кто такой Кришна?

Фото, напечатанные в религиозной литературе, часто представляют нашему взору фигуру человека со странным цветом кожи. В переводе с санскрита «кришна» означает тёмно-синий. А в религиозных текстах цвет кожи этого Бога описывается как «сходный с голубыми облаками». Таким его и изображают на страницах «Бхагавад-Гиты», книги, которую, без сомнения, можно назвать «Библией кришнаизма».

Кто такой божество Кришна его жизнь и смерть, стоит ли его бояться

Кришна

Но Бог также является персонажем других религиозных текстов. Это «Бхагавата-пурана», «Вишну-пурана», «Махабхарата» и «Харивамша». И тут для европейца возникает путаница. В одних текстах Кришна – это очаровательный малыш, шаловливо крадущий у своей матери масло, в других – пастушок коров и идеальный возлюбленный или мужественный воин, дающий наставления своему другу Арджуне. Но прежде всего, он является восьмой аватарой Вишну. А этот последний – один из ключевых богов индуистского пантеона.

Рождение Кришны

Считается, что Кришна был рожден в столице Ядавов Матхуре. В то время там правил царь Камса. Для того, чтобы получить власть, Камся сверг с трона своего родного отца. Однажды одна предсказательница сказала ему, что тот найдет свою смерть от восьмого сына своей родной сестры Деваки. Чтобы этого не случилось он запер ее в темнице вместе с мужем. А также убивал всех их детей.

Но Девака было очень богобоязненна и поэтому просила еще об одном ребенке. Через время ее молитвы были услышаны. Она смогла родить ребенка. Каково же было удивление родителей, когда они увидели новорожденного малыша.
Глаза его походили на лепестки лотоса. А рук было не две, а целых четыре. В каждой из них содержался определенный предмет: раковина, булава, остро отточенный диск и цветок лотоса. На груди был знак похожий на лабиринт. На шее было ожерелье с драгоценным камнем Каустубха. Его тело находилось в голубых одеяниях. Руки и ноги были усеяны различными браслетами. От его тела же исходило золотистое сияние. Все это продлилось лишь мгновение и младенец стал обычным.

Чтобы Камса не убил и этого ребенка обеспокоенные родители отдали ребенка приемным родителям: пастуху Нанда и матушке Яшоде. Они были простыми людьми, рабочими крестьянами, и со всей своей любовью приняли мальчика в семью.

Детство Кришны во Вриндаване

В детстве у Кришны происходило достаточно много событий, из которых он все равно выходил с достоинством и без единого намека на раны. К примеру, есть история родом из Вриндавана, где он жил, когда был еще маленьким.

Вместе с его семьей там проживала кормилица Путана. В ее груди содержались отравленное молоко. Им она хотела напоить Кришну, чтобы убить его, но ребенок не стал сосать грудь, и вместо этого высосал из нее жизнь. Тогда демон спрятался за тележкой в попытках лишить его жизни таким способом, но и тут у него ничего не вышло: Кришна пнул колесо и оно разлетелось в щепки. Другой демон обратился вихрем и хотел ветром унести ребенка, но тот взял и задушил демона. Множество демонов пыталось уничтожить Кришну, но все их попытки заканчивались неудачами. Он их всех уничтожал. В то время была река под названием Ямуна. Она была ядовита. В ней содержался яд Кальи. Кришна сумел поймать Калью за хвост и выгнать его из этой реки. Царь богов под именем Индра пытался смыть деревню Кришны. Для этого он устроил сильнейший ливень, но Кришна поднял гору и сделал из нее зонт, в котором смогло укрыться от напасти все население деревни со своими животными. Кроме того, был пожар, устроенный Агни, богом огня, но Кришна просто открыл рот и проглотил его

Юность Кришны

Кто такой божество Кришна его жизнь и смерть, стоит ли его бояться

Прошло уже много лет. Предсказание о гибели Камсы сбылось. Кришна вернулся в Матхуру и собственными руками убил его. Это вернуло трон его деду. Для себя же Кришна построил город, который находился посреди океана. Он назвал его Дварака. Правление там происходило по высшему закону. Дварака был богатым и красивым городом. В нем были прямые дороги, широкие улицы, красивые сады и парки. Жители ни в чем не нуждались. Каждый местный житель хотел общаться с Кришной и даже не думал предавать его. В этот город очень часто в гости к Кришне приезжали его братья Пандавы. Он любил их всем сердцем какой-то особенной любовью. На одного из братьев, а именно на Арджуну, Кришна смотрел как на лучшего друга. Кришна постоянно хлопотал о женитьбе своего лучшего друга на своей сестре Субхадре. Это должно было укрепить родственные связи и дружеские отношения между молодыми людьми. И это свершилось.

Братоубийственная война-Махабхарата

Однажды Дурьодхан обманул своего брата Юдхиштхира, из-за чего тот проиграл ему царство, братьев и жену. Тогда Драупади, жена Юдхиштхира, начала молить Кришну, чтобы он пришел к ней на помощь. Он услышал ее мольбы и явился перед ней. Он избавил ее от унижения, оказав тем самым величайшую помощь.

После всех этих событий законные владельцы на трон пришли забрать его у Дурьодхана. Но он не захотел выполнять их условия. Никакие способы не убедили его примириться со своими двоюродными братьями. Это и послужило поводом для начала братоубийственной войны.

Арджун, понимая, что лучшим его союзником и другом является Кришна, ранним утром поспешил к нему с официальным заявлением о просьбе в помощи. Но добравшись до него, он застал Кришну спящим. А возле его головы мирно сидел Дурьодхан. Когда Кришна проснулся и увидел своих братьев, он не понял, почему они тут находятся. Выслушав всю суть разногласий, Кришна дал им выбор: себя как возничего колесницы или же всю свою армию в бой. Арджун выбрал Кришну.
Когда обе армии уже стояли наизготове, Арджун опустил руки, бросил оружие и обратился к Кришне за советом о том, как ему правильно поступить: вступить в бой и запятнать свои руки в крови или же сбежать, чтобы все его считали трусом и беглецом. Кришна ответил ему, что смерть для воинов армии его противника и так уже была им предназначена, поэтому пусть он идет в бой и ни о чем не думает и не сожалеет.

Началась война, которая длилась 18 ужасный дней. Однажды, когда армия Арджуна находилась в смятении и непонятии, что же делать, а сам Арджун был весь в крови и уступал в бою, Кришна, забыв о своем слове ни при каких обстоятельствах не вступать в бой, кинулся на защиту друга. Но тот человек, на кого он хотел напасть сказал, что для него будет честью пасть от рук самого Кришны. Это отрезвило разум Кришны, благодаря чему он все-таки не стал нарушать данное собой слово.

Во время войны погиб Дурьодхан. Но Кришны стал первым, кто сообщил его матери об утрате. Но та даже не стала слушать Кришну и прокляла его. Она предрекла ему бесславную, ничем неприметную смерть, за что Кришна ее поблагодарил и удалился.

Смерть Кришны

Однажды Кришна гулял по лесу и решил отдохнуть. Он лег под одно из деревьев и уснул. В то же самое время по лесу гулял охотник, который хотел поймать дичь. Он увидел пятку Кришны и принял ее за кролика. Один выстрел и стрела оказалась в пятке Кришны. Охотник подошел, чтобы подобрать добычу, но увидел, что это Кришна. Он испугался на что Кришна сказал ему не переживать, так как он прекрасно знал, что это случится.
Новость о смерти Кришны повергла всех жителей в шок. После этого взрослые рыдали, маленькие дети перестали смеяться, цветы склонили свои головы, а с неба пошел дождь из листьев лотоса.
Так погиб Кришна, тихо, как обычный смертный человек, а имя охотника носило символическое значение и означало «Старость».

История Кришны

Кто такой божество Кришна его жизнь и смерть, стоит ли его бояться

Согласно священным текстам, в четвёртом тысячелетии до нашей эры в материальный мир из духовного сошёл Вишну, родившись в образе человека в городе Матхуре, как восьмой ребёнок Васудевы и его жены, принцессы Деваки. Он пришёл, чтобы явить людям свои религиозные принципы и показать божественные деяния. В эпизоде рождения Кришны действительно прослеживается немало сходных черт с жизнеописанием Иисуса Христа. Так, брату его матери было предсказано, что тот умрёт от руки восьмого племянника. И этот царь делал всё, чтобы убить ребёнка своей сестры. Немного другим образом, чем Христос, спасся от смерти Кришна. Это было мистическое перенесение младенца к приёмным родителям – пастуху Нанде и его жене Яшоде. В этот период жизни Кришну изображают как идеального юношу, играющего с девушками-пастушками и своей возлюбленной Радхой. Когда он возмужал, вернулся в Матхуру, убил своего дядю и вернул трон деду. После этого Кришна подружился с принцем Арджуной и давал ему моральные наставления перед битвой при Курукшетре. Но охотник с красноречивым именем «Старость» (Джара) ранил его своей стрелой.

Кришна в культуре

Люди, поклонявшиеся Кришне, встречались в ашрамах – импровизированных своеобразных храмах, которыми становились простые дома. Все заинтересованные во главе с гуру собирались для приобщения к духовным практикам, важную роль в которых играла философия. Подобные собрания характерны тем, что на них осуществляются жертвоприношения в виде еды – прасада. Само слово «ашрам» понимается как «защита».

Посещавшие место сбора общины находились под своеобразной опекой, распространявшейся Кришной. В таких местах располагались скульптуры божества и его изображения в компании с подругой Радхой. Ей посвящены мифы, повествующие о женщине, сопровождавшей Кришну. Многие ассоциируют Радху с воплощением бога в образе женщины.

Кришна – почитаемый религиозный кумир в Индии, поэтому его изображения присутствуют в каждом доме. Многочисленные сувениры, предлагаемые туристам, воспевают культ многоликого божества. Его день рождения отмечается большим фестивалем под названием «Кришна Джанмаштами».

Считается, что Кришна родился 19 июля 3228 года до н.э. по христианскому календарю, но праздник, по традиции азиатских верований, отмечается в августе-сентябре. День рождения бога приходится на 8 лунный день. Его именуют «Кришна Аштами».

Популярнейшей мантрой стала «Харе Кришна», провозглашаемая на санскрите. Она содержит 16 слов, переводимых как имена единого бога. Мантра придумана в 16 веке, а повсеместную популярность обрела в середине 20 века благодаря многочисленным проповедям кришнаитов. Считается, что регулярное повторение мантры позволяет очистить разум и карму, достигнув высшей любви – любви к Кришне.

Кришна – своеобразный религиозный эталон. Этого бога воспринимают как пророка и защитника. В то же время он – мудрый философ и учитель, друг и лидер. Вся индийская культура пронизана его учениями и наставлениями. Отражение заповедей Кришны можно найти в литературе, изобразительном искусстве, фольклоре, философии и религии.

Божественные писания, например, «Кришна Карнамрита», содержат множество фактов, взгляд на которые со временем модифицируется. Так, кришнаиты уверены, что Кришна не ел мясо и, становясь последователями учения, переходят на вегетарианство. На самом деле священные тексты содержат опровержения этим домыслам.

Мифы и легенды

Существование Кришны оправдано мифологией. В соответствии с ней Земля, чьи силы были исчерпаны атаками грешников и дьявола, обратилась к создателю – богу по имени Брахма – за помощью. Он передал мольбы Вишну, и тот послал в мир аватар, чтобы восстановить любовь и справедливость, изгнав злые силы. Судьба привела его в царскую семью, глава которой по имени Камса не славился порядочностью. Царю было предсказано, что ему суждено погибнуть от рук своего племянника, поэтому он убивал детей сестры сразу после рождения. Кришну отдали в приемную семью пастухов, поэтому наказание миновало его.

Детство и отрочество бога прошли на вольных хлебах, в кругу простых людей и скота. В юные годы одной улыбкой он дарил счастье окружавшим его людям. Его любили и животные, и люди. Кришна отличался умом и мудростью. Основные идеи праведной жизни он обсуждал со старцами, а с детьми участвовал в играх и затеях. Юношей он не знал страха перед дикими животными.

Вернувшись на родину, Кришна свергнул с трона дядю и, вернув власть наследнику Уграсену, стал принцем. Разделив власть между семьями Кауравы и Пандавы, одним он доверил армию, а вторым – свои заповеди и наставления. Сам же выбрал роль простого извозчика принца и полководца Арджуны.

В день битвы главнокомандующий войском Пандавы стушевался, так как был против кровопролития. Кришна пришел на помощь, и слова, произнесенные им, впоследствии упоминаются как цитаты из «Бхагавад-Гиты», или «Песни господней». В ней в 18 главах описывается значение долга и подвига в человеческой жизни.

Это учение помогает найти путь измученной душе и тем, кто нуждается в поддержке. Произведение воспевает бессмертие и существование высшего «я», которому не страшна гибель, так как оно вездесуще и не нуждается в телесном воплощении. Кришна также завещает людям учение о душе и о Дхарме – пути, благодаря которому человек знакомится с собственным «я» и узнает бога.

После того как межклановая рознь была пресечена, слава Кришны распространилась повсеместно. Однажды бог направился в лес на медитацию. Там его подстрелил охотник, принявший Кришну за оленя. Любопытно, что имя стрелка в переводе означает «старость». Кришна умер 18 февраля 3102 года до н.э. Некоторые считали, что причиной его смерти стали проклятия матерей, чьи сыновья погибли в войне между семьями Кауравы и Пандавы.

Любопытно, что Кришна упоминается в священных писаниях как любвеобильный бог. Его женами были 16 108 женщин, среди которых большинство – принцессы. Идеальной супругой считается его жена Рукмини.

Атрибуты и имена Кришны

Различные ветви и учения внутри индуизма дают этому божеству другие названия. Аватару Вишну часто именуют Гопалой или Говиндой. Эти имена прямо указывают на пастушка и идеального любовника. А для жителей Ориссы Кришна – это Джаганнатха. У Вишну более тысячи имён, многие из них присущи и его аватару. Но у кришнаитов есть своё толкование названия божества. Если делать ударение на букву «а», то имя переводится как «тёмно-синий». А если на «и», то Кришна означает «привлекающий». От такого толкования зависят и атрибуты божества. Говинда изображается как прекрасный смуглый юноша, часто с флейтой. Он стоит в расслабленной позе, скрестив ноги. Часто его рисуют в обществе возлюбленной Радхи. Но иногда у Кришны проявляются божественные атрибуты Вишну – множество рук, голов или чакра.

От многобожия к монотеизму

Кто такой божество Кришна его жизнь и смерть, стоит ли его бояться

Наиболее ранние свидетельства существования культа этого персонажа индуистского Олимпа относятся к пятому столетию до нашей эры. Но постепенно качества Кришны стали выделять его среди других богов. В девятом веке нашей эры его культ стал чрезвычайно популярным в Южной Индии. А ещё через триста лет сформировались и выкристаллизовались такие религиозные школы, как Шринатхджи (Раджастан), Витхоба (Махараштра) и Джаганнатха (Орисса). Кришну наделяли такими качествами, как «вечная юность», «излучающий сияние», «правда». И, наконец, в последнем изводе – гаудии-вайшнавизме – ему приписывается атрибут единого Бога – так называемая Абсолютная истина.

Западные кришнаиты: кто они?

В шестьдесят шестом году прошлого века проповедник Бхактиведанта Свами Прабхупада основал религиозную организацию «Международное Общество Сознания Кришны». Он исполнил волю своего наставника Бхактисиддханты Сарасвати и перевёл основы наудия-вайшнавизма на английский язык. В то время римское христианство переживало кризис. Новые веяния захватили жаждущих сакрума своей экзотикой. Основатели «Международного Общества Сознания Кришны» сначала зарегистрировались в США, потом подобные организации начали появляться и в Западной Европе. С падением так называемого железного занавеса религиозные общины стали появляться и на территории бывшего Советского Союза. Но эти люди в белых и шафрановых одеяниях, выбривающие себе голову – не единственные, кто верит в Кришну. «Общество Сознания» – лишь одна из многочисленных религиозных направлений внутри вишнуизма. Они называют Кришну верховным божеством, Абсолютом.

Радха в индуизме

В разных течениях индуизма образ Радхи трактуется по-разному. Поклоняющиеся Кришне воспринимают Радху как жену и вечную возлюбленную бога. В отдельных течениях образ Радхи интерпретируют как шакти — изначальную женскую творческую силу, которая стала источником для любых женских воплощений божества.

В этих традициях Радхе принято поклоняться больше, чем Кришне. А пастушки-спутницы Радхи считаются служанками богини. Сама же Радха считается источником наслаждений для Кришны и любимой пастушкой бога, которая занимает привилегированное положение. Согласно индуистским текстам, девушек-пастушек – шестнадцать тысяч. Из них сто восемь главенствуют над другими, над этими ста восемью главенствуют еще восемь, а Радха — главная среди них.

Любовные отношения между Радхой и Кришной оцениваются в многочисленных традициях индуизма по-разному. Одни учения описывают связь Радхи и Кришны как законную, утверждая, что божества состоят в браке. Последователи этого направления ссылаются на то, что в священных текстах описана свадьба Кришны и Радхи. Это ясно говорит о том, что отношения богов узаконены.

Приверженцы другой традиции считают, что во внебрачных отношениях, установленных наперекор моральным устоям и заветам религии, больше возвышенности. И это как раз те отношения, которые возникли между Кришной и Радхой. В этом направлении считается, что Радха замужем за другим, и страх разлуки и разоблачения усиливает любовь героини к Кришне.

Философия

Согласно гаудия-вайшнавскому богословию, божественная женская энергия ( шакти ) происходит из божественного источника, Бога или шактимана. «Сита родственна Раме; Лакшми принадлежит Нараяне; а у Радхи есть её Кришна». Так как Кришна рассматривается как источник всех проявлений Бога, «Радха, его супруга, является изначальным источником всех шакти» или женских эманаций божественной энергии.

Средневековый гаудия-вайшнавский богослов Джива Госвами в своём труде «Прити-сандарбха» утверждает что каждая из гопи проявляет различный уровень экстатической любви. Наивысший уровень любви к Кришне демонстрирует Радха.

Общее происхождение слов шакти и шактиман, в данном случае обозначающих женскую и мужскую ипостась Бога, указывает на то, что они неотличны друг от друга и есть одно целое. Практически все формы Бога в индуизме, также как и все девы, имеют женского партнёра, свою «лучшую половину» или Шакти. Без этой Шакти, они часто рассматриваются как не имеющие силы. В индуизме является обычной практикой поклонение Богу одновременно в его женской и мужской ипостасях, что и имеет место в случае с Радха-Кришной. Традиции, в которых Кришне поклоняются как сваям-бхагавану в его мужской форме, также включают в себя поклонение его женской половине Радхе, которую также почитают как верховное божество. Считается общепринятым представление, в котором единение Радхи и Кришны может означать единение шакти с шактиманом, причём подобная точка зрения существует также и за пределами ортодоксального вайшнавизма и кришнаизма.

В концепции шакти-шактимана, известной как шакти-паринама-вада, или учение о видоизменениях божественной энергии, можно обнаружить онтологическую структуру, описывающая «в-себе-и-для-себя» Бога.

Кришна — Шактиман, «обладающий шакти» (силой или энергией). Шакти есть одновременно и способность Кришны, оставаясь неизменным, преобразовывать себя в разнообразные формы наличного бытия, и сама эта наличность. В отличие от аватар, которые при всём их многообразии есть не что иное, как сам Кришна, как бы надевающий на себя разные личины, шакти являются сущностями иного порядка, имеющими своё основание в Кришне, неразрывно связанными с ним, но отличными от него и относительно самостоятельными. В качестве аналогии приводится соотношения солнца и его лучей, которые исходят из солнца, зависят от него, но вместе с тем есть нечто отличное от светила. Несмотря на то, что солнце излучает огромную энергию, оно всегда остается равным самому себе. Точно так же и Кришна всегда полон и не терпит никакого ущерба, несмотря на то, что преобразует себя с помощью своей шакти во множество форм. Последователи Шанкары не признают учение шакти-паринама-вады, поскольку считают, что если допустить видоизменения, неизбежно нужно признать то, что Брахман терпит ущерб, а тогда он не есть единое (адвая), что невозможно. Следовательно, любое изменение есть иллюзия. С другой стороны, такое мнение лишает последователей адвайты возможности объяснить происхождение многообразия форм наличного бытия, к тому же подобная трактовка Шанкары расходится с авторитетным свидетельством Упанишад, в одном из известных изречений которых доктрина шакти-паринама-вады находит своё подтверждение: «когда из целого вычитается целое, первоначальное целое остается целым».

Существует три вида шакти:

  1. Антаранга-шакти (внутренняя энергия)
  2. Бахиранга-шакти (внешняя энергия)
  3. Таташтха-шакти (пограничная энергия)

Антаранга-шакти наделяет Бога всемогуществом и пронизывает духовный мир («в-себе-и-для-себя»), который самодостаточен и существует вне времени. Как и Бхагаван, антаранга-шакти описывается предикатами сат-чит-ананда (вечносущая, сознающая, исполненная блаженства). В соответствии с этими предикатами в ней выделяются три уровня:

  1. Сандхини-шакти — субстрат духовной реальности, с её помощью Бхагаван поддерживает собственное бытие и бытие других живых существ, берущих в Нём начало.
  2. Самвит-шакти — способность обладать абсолютным знанием и сила этого знания, благодаря ей Кришна знает себя самого, духовный и материальный мир а также живые существа, она же даёт возможность живым существам постичь Бога.
  3. Хладини-шакти — способность Кришны испытывать высшее духовное блаженство самому и наделять блаженством других.

Сущность хладини-шакти — высшая стадия любви Богу (према), которая выражается в преданном служении (бхакти). Радха считается олицетворением хладини-шакти, вечной супругой Кришны. Кришна — пурна-шактиман («обладающий всеми шакти») а Радха — пурна-шакти («полная шакти»), то есть высшая, объемлющая все остальные, подобно тому как Кришна есть источник всех аватар, Радха есть источник всех шакти.

Радха-Кришна «нераздельны и неслиянны», их бытие относится к философской категории ачинтья-бхеда-абхеда. Однако Кришна представляет собой мужское начало, а Радха — женское, поэтому Кришна всегда играет доминирующую роль, а Радха — подчинённую. Их взаимоотношения описываются в традиционной вайшнавской литературе эзотерическим эротическим языком.

Ряд интерпретаций различных традиций в понимании поклонения имеют общую базу персонализма. Последователи гаудия-вайшнавской традиции Чайтаньи, в своей доктрине и миссии придерживаются строго персоналитстических взглядов на природу Бога. В гаудия-вайшнавизме Кришна объявляется верховной и изначальной ипостасью Бога, Чайтанья почитается как объединённая аватара Радхи и Кришны, признаётся реальность и вечность индивидуальных душ, преподносятся конкретные методы приближения к Абсолютной Истине, наивысшим аспектом которой считается Бог в своей личностной форме.

Понимание Радхи-Кришны в гаудия-вайшнавизме тесно связано с концепцией расы. Богословское использование термина впервые встречается в одном из афоризмов «Веданта-сутр», составленых по крайней мере за два тысячелетия до появления школ Нимбарки и Чайтаньи: «Воистину, Господь есть раса» (расо ваи сах). В этой фразе выражена точка зрения на природу Бога как на верховного наслаждающегося расой — вечным духовным вкусом.

В своих беседах с Чайтаньей, Рамананда Рай, перед тем как начать описание роли Радхи в лилах Вриндавана, говорит о её качествах, среди других текстов цитируя стих из «Чайтанья-чаритамриты» 2.8.100.

Традиции

Кто такой божество Кришна его жизнь и смерть, стоит ли его бояться

Радхе-Кришне поклоняются в следующих традициях индуизма:

Бхагаватизм

В Ведах и Пуранах, Радха и другие формы глагола радх имеют такие значения, как «совершенство», «успех» и даже «богатство». «Господа успеха» Индру называют Радхаспати. Термин радхаспати также используется в значении «Господь удачи» по отношению к Махавишну и употребляется Джаядевой. Слово радха упоминается в «Атхарва-веде» и «Тайттирия-брахмане».

Шарлот Водевиль, в своей работе «Evolution of Love Symbolism in Bhagavatism» («Эволюция любовного символизма в бхагаватизме») проводит параллели между Радхой и героиней поэмы Андал «Тируппавай» по имени Наппиннай, которую также упоминает Наммальвар, называя её невесткой Нандагопы. Несмотря на то, что взаимоотношения Радхи и Наппиннай с Кришной имели разную природу, Наппинай считается источником Радхи в пракритской и санскритской литературе. В традиционном ритуальном танце кураваи, Кришна танцует со своей супругой Наппиннай.

Относительно взаимоотношений преданных с Кришной и динамики взаимоотношений самой возвышенной преданной Кришны (Радхи) и объекта её любви, Шарлот Водевиль говорит следующее:

Это очень сложные взаимоотношения, преданный «одновременно един и отличен от Господа», даже в радости единения присутствует боль разлуки. На самом деле, согласно Ямуначарье, самой возвышенной формой преданности является не встреча, но то, что непосредственно сопровождает её, — страх новой разлуки.

Радха-Кришна упоминается в «Яшастилаке» (959 год), за два столетия до периода Джаядевы. Кроме того, упоминания о Радхе-Кришне встречаются в романе Баны «Кадамбари» (VII в. н. э.). Радха также описывается в «Брахмавайварта-пуране» и «Падма-пуране».

Нимбарка-сампрадая

В Нимбарка-сампрадае, также как и в Рудра-сампрадае, юному Кришне поклоняются вместе с его супругой Радхой. Эти традиции кришнаизма считаются самыми древними традициями, основанными на поклонении Радхе-Кришне.  Согласно Нимбарке, Радха является вечной супругой Вишну-Кришны. Нимбарка также упоминает о том, что Радха вышла замуж за своего возлюбленного Кришну. Таким образом, он «спасает» Радху от существовавшего вокруг её фигуры «ореола безнравственности» или аморальности и наделяет её особыми достоинствами.

Нимбарка-сампрадая, основанная Нимбаркой, является одной из четырёх авторитетных сампрадай вайшнавизма. Учёные относят появление традиции к IX — XIII векам, однако последователи традиции считают, что сампрадая была основана Нимбаркой 4500 лет назад в ведийский период. По причине разрушения мусульманами Матхуры и Вриндавана в XIII — XIV веках, никаких источников, проливающих свет на историю традиции, не сохранилось.

Такие учёные как Сатьянанд Джозеф, Проф. Расик Бихари Джоши, Проф. М. М. Агравал и некоторые другие, полагают, что Нимбарка был либо современником Шанкары, либо жил в несколько более ранний период. Нимбарка был первым ачарьей, установившим, наряду с поклонением Кришне, поклонение Радхе, — метод поклонения, называемый сакхи-бхава-упасана. В «Веданта-камадхену-дашашлоке», комментарии Нимбарки на «Веданта-сутры», говорится:

Шримати Радха — это левая часть тела Всевышнего Господа, она блаженно восседает, как и Сам прекрасный Господь, которому служат тысячи гопи: мы медитируем на эту Верховную Богиню, исполняющую все желания.

Эту тему продолжил Джаядева и другие средневековые поэты, привлечённые присущей этой философии блаженной духовной красотой.

В Нимбарка-сампрадае, Радха и Кришна имеют равное значение, вместе выступая объектом поклонения. [22] Труд основоположника традиции Нимбарки «Веданта-париджата-саурабха» считается одним из самых ранних комментариев на «Веданта-сутры». Позднее, другие ачарьи сампрадаи в XIII — XIV веках во Вриндаване составили бо́льшую часть литературы о божественной чете, или, как они её называли, Югала-Кишоре. Свами Шри Шрибхатта, старший духовный брат Джаядевы, подобно ему составил «Югала-шатаку», предназначенную для исполнения в музыкальном стиле дхрупада. В отличие от Джаядевы, который составил свою «Гита-Говинду» на санскрите, «Югала-шатака» Свами Шрибхатты была написана на региональном диалекте хинди брадж-бхаша, распространённом во Врадже. Остальные ачарьи этой традиции также писали на враджа-бхаше. По причине ограниченной распространённости этого диалекта, в настоящее время труды этих ачарий практически не исследуются, хотя они и были написаны за несколько веков до начала периода Шести Госвами Вриндавана.

Так или иначе, единственным объектом поклонения в Нимбарка-сампрадае является объединённая божественная чета Радха-Кришна. Согласно «Махавани», труду, составленному в XV веке Свами Харивьясой Девачарьей:

Я непрестанно прославляю Шримати Радху, которая есть никто иная, как Кришна, и Шри Кришну, кто есть не кто иной, как Радха. Их единение представлено камабиджей и они являются вечными обитателями Голока Вриндаваны.

Таким образом, философия и богословие культа Радха-Кришны взяли своё начало в Нимбарка-сампрадае, которая сделала огромный вклад в развитие традиции поклонения Радхе-Кришне в кришнаизме.

Пуштимарга

Кто такой божество Кришна его жизнь и смерть, стоит ли его бояться

Валлабха, основатель традиции пуштимарга, ещё до Чайтаньи установил поклонение Радхе. Последователи этой традиции отождествляют себя с девушками-подружками и служанками (сакхи) Радхи в духовном мире, которые имеют привилегию устраивать интимные любовные лилы Радхи-Кришны.

В произведениях одного из выдающихся поэтов этой традиции, Дхрувадасы, уделено особое внимание интимным лилам Радхи-Кришны. В его поэме «Чаураси-пада», а также в комментариях его последователей, всячески превозносится духовное благо, получаемое от постоянной медитации на вечные лилы Радхи-Кришны.

В валлабха-сампрадае, также как и в других традициях вайшнавизма, принимается первостепенное богословское значение «Шримад-Бхагаватам», но игнорируются некоторые лилы, не относящиеся к категории взаимоотношений Радхи, Кришны и гопи. При этом делается упор на аспект сладлости, или расы, этих взаимоотношений.

Гаудия-вайшнавизм

Гаудия-вайшнавизм является одним из течений древней индуистской традиции кришнаизма. «Гаудия» происходит от исторического названия провинции в Восточной Индии — «Гаудадеша», которая располагалась на территории современных Западной Бенгалии и части Бангладеш. В ранней бенгальской литературе можно проследить эволюцию понимания Радхи и Кришны.  По мнению учёных, однако, источник главной героини поэмы Джаядевы «Гита-говинда» остаётся неразрешённой загадкой санскритской литературы. В то же время существуют ссылки на более чем 20 литературных источников, датируемых более ранним периодом, чем «Гита-говинда». Образ Радхи является одним из наиболее неуловимых в санскритской литературе; она описывается только в отдельных текстах пракритской и санскритской поэзии, упоминается в нескольких надписях и ряде трудов по грамматике, поэзии и драме. В XII веке, бенгальский поэт и вайшнавский святой Джаядева продолжил эту традицию и создал изысканную лирическую поэму о страстной преданности, поэму, которая положила начало огромному движению бхакти в Бенгалии.

Предположительно в 1415 году выдающийся бенгальский поэт и певец Бару Чандидас написал «Шри Кришна киртан», собрание замечательных песен, прославляющих Радху и Кришну. Данный текст рассматривается как одно из наиболее важных свидетельств раннего отображения популярной истории «любви Господа Кришны к девушке-пастушке Радхе» в бенгальской литературе и религии. 412 песен «Шри Кришна киртана» поделены на 13 разделов. В них представлены различные вариации историй Радхи-Кришны, обеспечивающие отличный материал для сравнительных исследований. Из манускрипта становится ясно, что песни должны были воспеваться или декламироваться под определённые раги. В научных кругах существуют определённые дебаты относительно происхождения этого текста, имеющего огромное религиозное значение. В гаудия-вайшнавизме метафизическое положение Радхи и поклонение ей было установлено Кришнадасом Кавираджей в его «Чайтанья-чаритамрите». Изложенная им доктрина преобладала среди последователей Чайтаньи во Вриндаване после ухода последнего в 1534 году. Согласно гаудия-вайшнавскому богословию, Кришна, желая испытать всю глубину любви, которую Радха испытывает к нему, явился на земле как Чайтанья Махапрабху — Кришна в умонастроении Радхи. Основным занятием Радхи как Чайтаньи было воспевание имён своего возлюбленного Кришны.

Один из самопроявленных (нерукотворных) мурти Кришны, Радха-Рамана, был установлен Гопала Бхаттой Госвами. Радха-Рамана почитается не просто как Кришна, а как Радха-Кришна.  Регулярное поклонение Радха-Раману в храме, расположенном во Вриндаване, продолжается и по сей день, и состоит из ежедневно совершаемых ритуалов,  целью которых является получение возможности непосредственного общения с Радхой и Кришной.

Манипурский вайшнавизм

Вайшнавы Манипура поклоняются Радхе-Кришне.  Царь Гариб Ниваз, правивший Манипуром в период с 1709 по 1748 год, получил инициацию в гаудия-вайшнавизм, где Кришне поклоняются как верховной ипостаси Бога сваям-бхагавану. Он практиковал вайшнавизм в течение 20 лет до самой своей смерти. С тех пор Ассам стало посещать множество гаудия-вайшнавских проповедников и паломников.

Постепенно, с распространением гаудия-вайшнавизма, поклонение Радха-Кришне стало преобладающей религиозной практикой региона. Практически в каждой деревне был открыт вайшнавский храм. Танец раса и другие лилы являются отличительной чертой регионального фольклора, например, в одном из традиционных театральных представлений, одна и та же танцовщица изображает как Кришну, так и Радху.

Сваминараяна-сампрадая

Поклонение Радхе-Кришне занимает особое место в Сваминарана-сампрадае. Сам основоположник традиции Сахаджананда Свами, известный также как Бхагаван Сваминараяна, упоминает Радха-Кришну в своём труде «Шикша-патри».  Он также инициировал строительство ряда храмов, в которых основными мурти были Радха-Кришна. Сваминараяна «объяснял, что Кришна является во многих формах. Когда он находится вместе с Радхой, он почитается как Верховный Господь под именем Радха-Кришна; когда он с Рукмини, он известен как Лакшми-Нараяна». В первом храме традиции Сваминараяна, построенном в Ахмадабаде в 1822 году, на центральном алтаре были установлены мурти Нара-Нараяны, а также Кришны и Арджуны. По левую сторону от главного алтаря были установлены мурти Радхи-Кришны.Согласно богословию этой индуистской традиции, у Кришны есть множество женских спутников, гопи, и из всех гопи Радха считается самой главной и самой возвышенной преданной Кришны. Те, кто хотят приблизится к Кришне, должны культивировать в себе духовные качества Радхи.  В богословии традиции Сваминараяна, Голока рассматривается как самая высшая обитель духовного мира. В некоторых из храмов движения, как, например, в Шри Сваминараян Мандире в Мумбаи, установлены мурти Шри Голокавихари и Радхикаджи — Кришна в своей форме наслаждающегося общением с гопи.  Взаимоотношения Кришны с гопи символизируют отношения между Богом и его преданными.

В других религиях

По мнению некоторых учёных, золотой век в культурно-религиозном развитии Индии наступил с синкретизацией индуистской и мусульманской культуры и религии, произошедшей в результате покровительства некоторыми мусульманскими правителями изучения санскрита и переводов с санскрита на персидский язык. Некоторые мусульманские поэты этого периода создали произведения на темы Радхи и Кришны.

Маха мантра. Исторические акценты

Давайте теперь обратимся к дошедшей до нас мудрости прошлого. В классической философии Санкхьи, основанной на Ведах и заложившей фундаментальные основы современной Йоги, изложена следующая теория происхождения материи. В основе всех 5 элементов, из которых состоит наш материальный мир, лежит звуковая вибрация, которая является самой тонкой, пограничной с нематериальным и непроявленным миром, переходная часть материи. Переходя в более грубые виды вибраций, звук порождает эфир (пространство) — самый тонкий первоэлемент, который, в свою очередь, аналогично формирует воздух. Из воздуха происходит огонь, из огня — вода, которая тем же образом формирует уже землю. Таким образом из тонких материальных структур происходят более плотные, которые и формируют всё то, что мы с вами можем ощущать с помощью наших органов чувств. Получается, что все материальные проявления нашего мира в основе своей являются звуковыми волнами. Поэтому воздействие с помощью мощных вибраций на каузальную природу всего, что нас окружает, позволяет наиболее эффективным образом её изменять.

Другими словами, то, что мы способны увидеть, услышать или ощутить, согласно философии Йоги и Санкхьи, — это ещё не все. За видимой грубой материей стоит тонкая энергия, гораздо более тонкая, но всё же материя. И именно с ней мы можем взаимодействовать через звук, так как он настраивает наше сознание на восприятие тонкой природы вещей. Мантра — это звук, и соответственно, тоже вибрация, наделённая мощной силой стоящей за ней энергии, к которой в итоге обращается практик посредством её использования (рецитации), — вибрация, способная оказывать серьёзное воздействие на сознание человека как на тонкоматериальную структуру, часто изменяя его мировоззрение и судьбу.

В упанишадах и пуранах

В «Калисантаране-упанишаде» полубожественный мудрец Нарада получает завет от Брахмы — практиковать чтение молитвы, т.к. это позволит достичь просветления. При помощи мантры можно стать бессмертным и свободным от дурного влияния эпохи Кали-юги.

Кто такой божество Кришна его жизнь и смерть, стоит ли его бояться

В «Калисантаране-упанишаде» Нарада получает завет от Брахмы.

В религиозном тексте «Падма-пуране» повествуется, что тот, кто поклоняется Богу Шри Хари и говорит о нем вслух, становится свободным от смертных грехов. Вера гаудия-вайшнавов гласит, произнося одно слово «Кришна» человек повторяет 3 тыс. имен Вишны.

В другом священном тексте «Агни-пуране» сообщается, что, проговаривая маха-мантру, не концентрируясь на словах, читающий сможет достигнуть жизненного благополучия. В еще одном писании под названием «Ананта-самхита» говорится, что это великая молитва, благодаря которой все живые существа могут быть вознаграждены освобождением, и рассказывается о необходимости регулярного ее воспевания.

Чайтанья и Бхактиведанта Свами Прабхупада

В Индии популяризовал маха-мантру в начале XVI в. святой Чайтанья, который распространял ее публичное воспевание по всей территории страны. Он предсказал, что в будущем ее будут воспевать по всему миру.

В конце XX в. монах по имени Бхактиведанта Свами Прабхупада начал проповедовать учение святого Чайтаньи не только в Индии, но и во всем мире. Эту мысль подсказал ему его учитель Бхактисиддханта Сарасвати. Чуть позже в 1966 г. он создал свою религиозную организацию. При жизни этот великий человек, знающий, что такое истинная вера, открыл несколько вайшнавских храмов, объездил весь мир 14 раз и сделал маха-мантру популярной во всех странах.

Особенности и значение

Все религии поддерживают мнение, что звуковые вибрации мантр способствуют активации духовной энергетики. Маха-мантра яркий тому пример. Эта великая молитва позволяет очистить разум, получить просветление и душевный покой. Маха-мантра составлена из имен санскритских богов. И что примечательно, каждое имя обладает определенным значением, в котором заключен сокровенный смысл. «Харе» – прямое обращение к Божественной энергетике «Радха». «Кришна» – имя Божества, которое означает «тот, кто притягивает всех». «Рама» – переводится как «тот, кто доставляет наслаждение жизнью».

Эти три слова являются основными в Маха-мантре. «Харе» в данном случае являет собой понятие энергии единого бесконечного источника для всех и каждого. При правильном исполнении мантры Харе Кришна призывается универсальная мощная энергия, которая помогает растворить вредные привычки человека, избавить его от негативных эмоций. Регулярное повторение этих волшебных слов способствует освобождению от беспокойства и страхов, мешающих нормальной жизни.

Мантра Харе Кришна – очень красивая в исполнении молитва. Даже слушая ее, создается ощущение полета, легкости и блаженства, дарованное Божественными силами. А такое происходит нечасто. Особенно если слушатель является заядлым скептиком. Порой такие люди и вовсе не верят в существование высших сил, а переводам молитвенных текстов и их происхождению находят вполне рациональное пояснение.

Регулярное исполнение или чтение Маха-мантры несет собой ряд, как многим кажется, непостижимых преимуществ:

  • избавляет от вредных привычек, очищает разум от злых помыслов, уничтожает отрицательные эмоции;
  • спасает от депрессии, стрессового состояния и тревожности;
  • лечит от душевных страданий и мук;
  • доставляет ощущение духовного экстаза;
  • дарит чувство радости, спокойствия и мира.

Это такое счастье – получить очищение, забыть о негативе. Именно этих благ сегодня не хватает каждому человеку. Многие же не могут справиться с внутренними страхами, из-за чего обращаются к специалисту. Но не всегда доктор душевных проблем способен помочь пациенту. Только знающие профессионалы посоветуют послушать мантру Харе Кришна, запомнить ее слова и подпевать. Тем более что слов в тексте Маха-манты всего 16 и запомнить их порядок сможет даже ребенок:

«Харе Кришна Харе Кришна

Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама

Рама Рама Харе Харе».

Кстати говоря, Маха-мантра, или более известное ее название «Харе Кришна», не является конкретной собственностью кришнаитов. Эта молитва практикуется в разных религиозных веяниях, как на территории Индии, так и за ее пределами. Историкам и археологам удалось найти немало доказательств, что Маха-мантру исполняли в древней Руси. Только вместо четок старцы применяли свои длинные бороды. Об этом не раз говорила известный искусствовед и этнолог С. В. Жарникова.

К сожалению, предоставить точный перевод Маха-мантры не может ни один человек. И если задуматься, в этом нет ничего удивительного. Текст мантры написан на санскрите, а каждое отдельное слово Маха-молитвы имеет несколько значений.

Кто такой божество Кришна его жизнь и смерть, стоит ли его бояться

Современное общество привыкло, что мантра Харе Кришна имеет прямое отношение к кришнаитам. Представители данного религиозного течения утверждают, что их перевод является дословным, однако многие культурологи готовы с ними поспорить и предоставить немало фактов их заблуждения. Сам перевод от кришнаитов звучит следующим образом: «О Господь, о твоя внутренняя энергия, займи меня служением Себе». Для ярых безбожников смысл этих слов непонятен, а у некоторых и вовсе вызывает неприятное ощущение. Причина тому – уверенность, что человек не должен быть рабом и не обязан служить какому-либо Божеству.

Последняя часть перевода Маха-мантры от кришнаитов имеет очень интересный и весьма необычный смысл. В данной интерпретации говорится о чистейшем душой служении. Не идолопоклонничество, а материнские чувства. Создающие себе кумиров, особенно в Божественном смысле, никогда не смогут ощутить духовную благодать. А вот матери, служащие своим детям, постоянно испытывают благо Всевышнего. Они душой сердцем заботятся о своих чадах, даруют им чистую любовь, оберегают от напастей и во всем помогают. В тексте Маха-мантры слово «служение» имеет синоним «забота». Соответственно, в переправленном виде текст будет звучать как «научи меня всегда помнить и заботиться о тебе».

Основной смысл Маха-мантры – хранить воспоминания о Боге в самом сердце. И если разобраться, когда в сердце теплится упоминание о Божестве, ощущается присутствие его духовной силы. Конечно, в современном мире очень сложно не испытывать страданий, депрессии и негатива. Однако если постараться, удастся поставить блок от всех неприятностей, улыбаться и дышать полной грудью. Вся негативная информация собирается в голове, она же пагубно воздействует на состояние человека. Но если ум будет очищен, то расстояние до Божественной силы сокращается в несколько раз, а значит, человек может напрямую открыться Всевышнему. Тем, кто хочет жить по Божественным заповедям и желает познать Бога, следует регулярно повторять мантру Харе Кришна. Но это не значит, что единожды повторив ее, произойдет очищение. Некоторые практикуют Маха-мантру годами. Но самое главное, что постепенно они замечают, как меняется жизнь, улучшается окружающая аура и восстанавливается жизненный баланс.

Кто такой божество Кришна его жизнь и смерть, стоит ли его бояться

Как действует?

При регулярном исполнении мантры Харе Кришна читающий сможет почувствовать эффект спустя несколько дней. И в первую очередь возникает спокойствие на душе. Веды утверждают, что слова Маха-мантры заставляют человека почувствовать духовный экстаз, который несравним ни с одним мирским чувством.

Могущество мантры Харе Кришна заключено в очищающей медитации. Звуковая вибрация Маха-мантры дает возможность забыть о неприятностях и злости, которые гнетут исполнителя. Мощная энергия накрывает человека с ног до головы, восстанавливая его душевное спокойствие. Следующий признак действия мантры Харе Кришна заключается в смене интересов. Человек, регулярно практикующий такое песнопение, начинает терять интерес к пагубным привычкам. В данном случае речь идет об алкоголе, похоти, азартных играх.

Дальнейшая польза от Маха-мантры полностью зависит от человека. У одних восстанавливается семейное благополучие, у других появляется взаимопонимание с коллегами, а у третьих находится общий язык с детьми.

Многие родители, когда у их чада наступает переходный возраст, начинают читать мантру Харе Кришна. И что самое интересное, Божественная энергетика, дарованная родителю сверху, наполняет душу ребенка и оберегает от разных неприятностей.

Кто такой божество Кришна его жизнь и смерть, стоит ли его бояться

Как правильно читать?

Мантра Харе Кришна не требует особых условий исполнения. Ее можно воспевать лежа на диване, находясь в очереди в магазине, прохлаждаясь на лавочке в парке, делая работу по дому или занимаясь личной гигиеной. Ни одно действие не считается нарушением или оскорблением Божественной энергии. И все же для получения большего эффекта разработан определенный стандарт исполнения Маха-мантры. Прежде всего – время исполнения. Лучше всего практиковать мантру Харе Кришна ранним утром, когда за окном еще темно, на рассвете или до наступления восхода солнца. Столь раннее время выбрано не просто так. До прихода солнца ум человека находится в максимальном расслаблении и спокойствии, а значит, гораздо проще сосредоточиться на произношении имени Божества.

Конечно, не каждый человек способен подняться ранним утром. У одних это связано с физиологической особенностью организма, у других – с работой. Сегодня многие люди работают в ночную смену и, придя домой, они только и мечтают добраться до мягкой подушки и нежного одеяла. Соответственно, утреннее воспевание они наверняка пропустят. Вторым фактором получения быстрого результата является правильность проведения медитации. Иначе данный процесс называется «джапа-медитация». Предпочтительно, чтобы практикующий человек для исполнения мантры принял позу лотоса. Важно, чтобы спина была ровной, позвоночник прямым. Глаза при этом можно закрыть или оставить открытыми, все зависит от человека.

Перед началом медитации следует сделать 3 глубоких вдоха и выдоха. Таким образом, удастся полностью успокоиться, расслабиться и настроиться на предстоящее действие.

Кстати, дыхательное упражнение необходимо делать перед началом любой медитации.

Кто такой божество Кришна его жизнь и смерть, стоит ли его бояться
Прежде чем приступать к воспеванию Божества, требуется исполнить Панча-таттву. Наверняка многим непонятно, что это и какие преследует цели. В целом этот термин обозначает 5 воплощений Бога, в которых он являлся на землю в XV веке. Это как раз и был Шри Чайтанья Махапрабху со своими четырьмя сподвижниками. Панча-таттва предполагает распространение правил компанейского исполнения мантры.

После произнесения панча-таттвы можно приступать к практике мантры Харе Кришна. Считать количество прочитанных мантр следует по четкам, которые должны присутствовать в руках человека. Четки можно купить или сделать самостоятельно. Их отличительная особенность заключается в наличии 109 бусин. Каждая отдельная бусина требует повторения Маха-мантры от начала и до конца. Таким образом, за одну медитацию следует прочесть текст 108 раз. 109 бусина не требует прочтения, на ней необходимо либо закончить медитацию, либо перевернуть четки и начать воспевание по второму кругу.

Новички на один круг воспевания тратят примерно 15 минут. Лица, регулярно практикующие мантру Харе Кришна, справляются за 7 минут. Количество кругов так же зависит от возможностей человека. Желающие получить посвящение у духовного учителя, воспевают мантру как минимум по 16 кругов за одну медитацию. Джапа-медитация требует от практиканта сосредоточения на звуковых волнах молитвы. Чем меньше человека будут окружать отвлекающие факторы, тем правильнее пройдет медитация.

Кто такой божество Кришна его жизнь и смерть, стоит ли его бояться

Как держать четки?

Четки используются во многих религиозных движениях, однако кришнаиты придают этому элементу особое значение. Эти правила легко соблюдать даже не приверженцам вайшнавского движения. Четки необходимо брать в правую руку. Первая бусина примыкает к среднему пальцу и слегка прижимается большим, после чего можно приступать к чтению мантры.

Прочитав первый текст, большим пальцем сдвигается на себя первая бусина. На ее место встает вторая. И так до самого конца. На протяжении всего чтения мантры указательный палец должен быть слегка отогнутым, чтобы он не мешал процессу перемещения бусин.

Такой способ перебора четок очень прост, а самое главное – он не позволяет человеку запутаться в количестве повторений произносимой мантры.

Кто такой божество Кришна его жизнь и смерть, стоит ли его бояться

Текст мантры «Харе Кришна»

Каждое слово «Великой мантры» обладает большой силой.

Звучит она следующим образом:

«Харе Кришна Харе Кришна

Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама

Рама Рама Харе Харе».

Значение и перевод

Перевод мантры «Харе Кришна» является условным, т. к. каждый звук на санскрите имеет несколько значений.
Слова мантры обладают большой силой, наполняют внутренней энергией.

Примерно в священном тексте говорится следующее:

«О, Господь, о, Твоя внутренняя энергия, займи меня служением Себе».

Значение слов:

  • «Кришна» – 8-е воплощение бога Вишну, в переводе «всепривлекающий», «тот, кто притягивает всех», у славян «Кришний» – «покрывающий все»;
  • «Харе» – 650-е имя Вишну, означает «энергия всевышнего».
  • «Рама» – 7-е воплощение Вишну, переводится как «радующий всех», «услаждающий всех».

Смысл текста

Регулярно начитывая индуистскую молитву, практикующий сообщает о своей готовности посвятить себя служению Богу, получает возможность наполниться благодатной энергией Высших сил и вырваться из круговорота жизни и смерти.

Чтец признает себя частью Бога, принимает Его способности, вследствие чего обретает возможность строить свой новый мир.

Как правильно пользоваться Маха-мантрой

Маха-мантру можно прослушивать в наушниках или проговаривать самостоятельно в любое время дня. Место также не имеет значения – воспевать молитву богам разрешено на свежем воздухе и в помещении, во время отдыха, перед сном или после пробуждения, при ходьбе и даже при выполнении домашних дел.

Главное условие для достижения успеха – положительные эмоции, которые необходимо испытывать на протяжении всей практики.

Время и место для практик

Наиболее действенным мантропение будет тогда, когда подсознание человека становится восприимчивым к новой информации, производящей замену деструктивных установок, удаление всевозможных блоков, очистку от негативного влияния. Такими периодами считаются утро и вечер каждого дня. Если проговаривать священный текст сразу после пробуждения или перед сном, когда организм расслаблен, а ум свободен от мыслей, можно добиться высоких результатов.
Лучшим временем для пения мантр считается утро и вечер.

Правила прочтения

При воспевании древней молитвы важно правильно воспроизводить каждый звук. Переставлять слова местами недопустимо. Санскрит – точный язык, не приветствующий замены звуков. Например, гласная «о» никогда не заменяется на «а». Существует понятие долгих гласных – когда последние растягиваются голосом в пении.

Хорошей тренировкой произношения молитвы на санскрите станет ее трансляция в аудиоверсии в исполнении кришнаитского гуру.

Правила прослушивания

Во время прослушивания необходимо контролировать:

  • дыхание – оно должно быть ровным, спокойным и глубоким, способствующим вхождению в легкий транс;
  • тело – необходимы полное расслабление и концентрирование внимания на возникающих ощущениях;
  • разум – требует очистки от страхов, злости, негативных мыслей, т. к. ум должен быть свободным от тревог и готовым к записи счастливого сценария.

Нужно ли использовать четки

Считается, что для того, чтобы обрести умение отличать правду ото лжи, Маха-мантру необходимо произнести 108 раз. Для достижения благополучия потребуется пройти 4 круга по 108 раз, 8 кругов даруют возможность соприкоснуться с божественной силой, 16 – активизируют процесс трансформации личности.
Четки помогают не сбиться со счета при чтении мантры.

Чтобы произносить молитву нужное количество раз и не отвлекаться на счет, используют четки со 108 бусинами.

Алгоритм:

  1. Возьмите круглые четки со 108 деревянными бусинами и более крупной 109-й бусиной Кришны.
  2. Зажмите пальцами элемент, следующий сразу за шариком Кришны.
  3. Произнесите текст мантры полностью.
  4. Затем зажмите следующую бусину и снова прочтите молитву.
  5. Повторяйте эти действия, пока не доберетесь до элемента Кришны (в этот момент еще раз читать Маха-мантру не нужно).
  6. Чтобы пройти новый круг воспевания, разверните четки и начните перебирать бусины в обратном направлении.

Медитации для усиления эффекта

Еще более эффективным считается чтение мантры в медитативном состоянии.

Любая Джапа-практика требует подготовки и соблюдения некоторых правил:

  1. Уединитесь в тихом уютном месте, отключите источники шума и примите удобную позу (например, лежа или полусидя).
  2. Сделайте 3 глубоких вдоха и начните расслаблять тело.
  3. Сформулируйте свое намерение, если хотите изменить какую-либо ситуацию или исполнить мечту.
  4. Начните вслух проговаривать слова молитвы «Харе Кришна», в середине медитации можете перейти на шепот, в конце следует читать текст с помощью внутреннего голоса.
  5. Одновременно с проговариванием необходимо рисовать в воображении счастливую картину жизни, представлять нужные образы, испытывать эмоции с высокими вибрациями – радость, воодушевление, любовь, благодарность, предвкушение.
  6. Не выходите из медитации моментально, побудьте в этом состоянии гармонии и умиротворения еще какое-то время, постарайтесь перенести его в текущую жизнь.

Почему мантра не помогает

Древняя индуистская молитва способна помочь каждому. Если эффект проявляется слабо или отсутствует, причина кроется в чтеце. Скорее всего, не выполнено одно из важных условий – это может быть отсутствие регулярности, искренней веры или безэмоциональное произношение сакральных слов.

Действия для усиления силы буддийской мантры

Эффект от прочтения мантры можно усилить. Для этого необходимо совершить несколько действий:

  1. Во время первых практик рекомендуется читать слова четко и громко.
  2. Нужно настроиться на Божественную волну и искренность при обращении к высшим силам.
  3. В момент прочтения человек должен иметь чистый разум без дурных мыслей.
  4. Читая ее текст, необходимо обращать внимание на произношение слов.
  5. Нужно выбрать спокойное место для чтения молитвы.

Преимущества регулярного прочтения

От регулярного исполнения священного текста человек получает больше пользы, чем от разового прочтения. Можно выявить несколько преимуществ:

  1. Человек избавляется от дурных привычек и становится здоровым.
  2. Читающий мантру просветляется и начинает испытывать чувство духовного удовольствия.
  3. Происходит очищение от последствий кармы.
  4. Человек начинает ощущать положительные эмоции: любовь, радость, умиротворение, просветление.
  5. Очищаются разум и сердце.
  6. Воспевающий молитву душевно прогрессирует.
  7. Личность читающего гармонизируется.
  8. Исполняющий священный текст становится более спокойным.
  9. Читающий «Харе Кришна» избавляется от людских страданий.

Все эти преимущества влияют на общее состояние человека и делают его более крепким, милосердным и чистым душой.

Маха мантра в наше время

В наше время широкую известность Маха мантра Хари Кришна приобрела благодаря активной просветительской деятельности Свами Шрилы Прабхупады (1896–1977 гг.). По словам основателя вайшнавского движения, повторение маха мантры — это метод возрождения сознания Кришны в каждом. Он поясняет, что все люди — живые духовные души, изначально обладающие сознанием Кришны. Однако, всё время находясь в материальном мире, из-за влияния его гун сознание загрязняется — и большинство людей постоянно пребывает в майе — иллюзии. Она заключается в том, что мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя сами зажаты в тиски её суровых законов. Мы прилагаем огромные усилия, стремясь покорить материю, но попадаем в ещё большую зависимость от неё. Однако, по его мнению, стоит человеку возродить в себе сознание Кришны, как эта иллюзорная борьба с материальной природой мгновенно прекратится, а значит, и страдания людей прекратятся.

Существует ещё одна точка зрения на свойства Маха мантры и возможности для её применения, высказанная известным писателем, историком и философом Алексеем Васильевичем Трехлебовым. Исходя из знаний, проверенных на собственном практическом опыте, он делает вывод о том, что Маха мантра состоит из трёх энергетических проявлений, соответствующих трём именам Бога: «Кришна» — как отрицательная энергия, «Рама» — как положительная энергия и «Хара» — как равновесие между ними. С помощью произношения имён Бога осуществляется налаживание контакта с этой мощной сущностью. По его словам, повторение мантры Харе Кришна помогает уравновесить работу левого и правого полушарий головного мозга, что соответствует равновесию образного и логического типов мышления, лунной и солнечной энергии, женского (инь) и мужского (ян) начал в сознании человека. Алексей Васильевич поясняет, что если начитывать Маха мантру по всем правилам, то отстающее полушарие будет подтягиваться к доминирующему. Благодаря этому начинается синхронная работа обоих полушарий, а человек вследствие такой работы начинает воспринимать мир по-новому — видя происходящее вокруг более целостно и объективно.

В любом случае, прибегая к рецитации той или иной мантры, начинающему практику полезно изучить разностороннюю информацию о той традиции, в которой данная мантра используется, историю её происхождения, событий и личностей, связанных с ней, а самое главное, иметь представление о качестве той энергии, которая войдёт в вашу жизнь посредством практики выбранной мантры.

Будьте объективны, изучайте информацию и занимайтесь саморазвитием, а выбор адекватных и эффективных инструментов уже за вами. Ом!