Взрыв поезда 3 июня 1989 года: почти атомная катастрофа

Взрыв поезда 3 июня 1989 года: почти атомная катастрофа

Человечество постаралось, чтобы в его истории к XXI веку было зафиксировано великое множество взрывов. И самыми мощными, конечно, стали взрывы изобретённого в прошлом столетии вида оружия – атомного. Атомные взрывы стоят особняком, и совершенно по праву. Однако существуют такие взрывы «традиционного характера», которые по своей мощности вполне могут быть сопоставлены с атомной бомбардировкой. Так, взрыв 3 июня 1989 года под Уфой по мощности вполне сопоставим с атомными бомбами, сброшенными в августе 1945 года на Японию.

Почему это стало возможно?

Совершенно очевидно, что причиной взрыва, повлекшего катастрофу проходивших по железной дороге двух пассажирских поездов, стал мощнейший взрыв на расположенном рядом газовом трубопроводе «Сибирь – Урал – Поволжье». По данным последующего расследования, в районе катастрофы образовалась утечка газа, который оказался тяжелее воздуха и поэтому не испарился, а накапливался в низине. По предварительным расчётам, утечка газа продолжалась три-четыре недели, что позволило скопиться огромному объёму взрывоопасного газа. Когда же поезда проходили через этот район, возникла искры, которая и спровоцировала взрыв. Картина происходящего ясна и неоспорима. Разнятся лишь версии причин произошедшей трагедии.

Официальная версия гласит, что повреждения трубе газопровода было нанесено ещё несколькими годами ранее, при прокладке самого трубопровода – ковш экскаватора нанёс удар по трубе, через какое-то время в месте удара образовалась трещина, через которую и начал просачиваться газ. Другой версией является мнение, что трещина и утечка появились из-за коррозионного воздействия на трубу. Есть сторонники и у мнения, что газопровод изначально являлся бомбой замедленного действия, так как энергетики строили этот объект повышенной опасности по обычным строительным нормам. В частности, с трубопровода на стадии проектирования были сняты кабели связи и функции автоматического управления, которые бы смогли предотвратить катастрофу: падение давления в трубе было бы немедленно зафиксировано и место утечки обнаружено задолго до того, как объём скопившегося газа достиг опасной стадии. Наконец, присутствует и версия о том, что взрыв 1989 года в Башкирии является диверсией осуществлённой иностранными спецслужбами.

Предупреждениям не вняли

Хотя даже ещё за несколько часов до катастрофы можно было избежать крушения поездов и многочисленных человеческих жертв. Движение железнодорожного транспорта по этому участку довольно оживлённое и поэтому в течение суток до взрыва машинисты нескольких проходивших через него поездов сообщали, что в этом районе чувствуется сильный запах газа. Буквально за несколько часов до происшествия машинист товарного поезда напрямую заявил диспетчеру, что при такой степени загазованности пускать здесь поезда просто смертельно опасно. Однако информация об этом не успела дойти до ответственных лиц, в чьей компетенции было перекрыть движение поездов по этому направлению.

3 июня в 23 часа 15 минут по московскому времени (по местному времени это был уже 1 час 15 минут 4 июня) в момент прохождения двух пассажирских поездов, один «Новосибирск — Адлер», другой «Адлер – Новосибирск», на перегоне Аша – Улу-Теляк произошёл мощнейший объёмный взрыв газа. Его мощность специалисты оценили в 12 килотонн, что ненамного меньше мощности атомной бомбы, разрушившей Хиросиму – 16 килотонн. Взрыв не только фактически полностью уничтожил оба поезда, но и привёл к сильнейшему пожару и уничтожению деревьев в радиусе двух-трёх километров от эпицентра, а также выбило стёкла в части построек города Аша. Расположенного в 11 километрах.

Самая крупная железнодорожная катастрофа в российской истории

Проходившие в близи места скопления вырвавшегося из трубопровода газа два пассажирских поезда были фактически мгновенно уничтожены. 27 вагонов и два электропоезда были превращены в обугленные остатки прямо на железнодорожном полотне, оставшиеся 11 вагонов были отброшены от путей ударной волной, но и из них семь вагонов полностью сгорели. Железнодорожное полотно было полностью разрушено на участке протяжённостью в 350 метров. Суммарная численность находившихся в двух поездах людей составляла 1370 человек, из них 1284 пассажира и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Из них пострадали 1198 человек: 575 погибли и 623 получили ранения, причём ранения были в большинстве своём серьёзные и очень серьёзные, ожоги и тяжёлые травмы.

Сила взрыва и интенсивность возникшего после него пожара были таковы, что тела 327 погибших остались неопознанными: там нечего было опознавать, это был пепел, в лучшем случае небольшие фрагменты тел. Среди погибших числился 181 ребёнок – как раз начался сезон летних отпусков, многие семьи и детские коллективы ехали на море или уже возвращались из отдыха. Так, погибло большинство детей – членов юношеского состава хоккейной команды «Трактор» из Челябинска. Кроме того, многие эксперты полагают, что реально число погибших в катастрофе может быть больше: при покупке билетов на поезд не регистрируются дети младше пяти лет, а такие наверняка были в поездах, едущих на черноморское побережье или возвращающихся оттуда.

Александр Бабицкий

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x