Надувные толпы столкнули лбами кинематографистов

Страшное дело — компания «Толпа в коробке» подала в суд на фирму «Надувная толпа». Истец утверждает, что его надули. Ответчик говорит, что ничего подобного. При этом обе компании занимаются тем, что профессионально надувают людей. Правда, ненастоящих, а кукол. Но куклы эти наравне с живыми людьми снимаются в кино и рекламе.

О картонных силуэтах, изображающих в кино людей, к примеру, в концертном зале или на трибунах стадиона, не слышал только ленивый. Но принято считать, что в нашу «цифровую эпоху» фоновую массовку в рекламе и кино все без исключения дорисовывают на компьютерах — так проще и дешевле.

Однако так происходит далеко не всегда — многие кинопроизводители, предпочитающие «живую натуру», используют десятки, сотни, а то и тысячи надувных манекенов.

Наиболее распространённая и массовая модель — это розовое туловище без рук и ног, но с головой. После доставки на место в контейнерах эти куклы надувают, потом надевают на них самую настоящую одежду (вплоть до рубашки с галстуком), затем каждый манекен получает парики и маски, в мельчайших деталях имитирующие лица. Причём существует куча вариантов — и лиц, и париков. Дополнительно можно напялить очки, бороды и усы — всё что угодно (надувной приятель, как говорится, отдыхает).

Накачивание и одевание — весьма трудоёмкий процесс. И, думается, раздеть и сдуть манекены ничуть не легче .

Заметим, что встречаются и версии, которые уже «по умолчанию» имеют лица и одежду — надул и всё. А есть модели с полноценными руками и ногами. Они используются, например, для изображения убитых и раненых на поле боя солдат.

За 1 час команда из 4-5 человек может полностью подготовить больше ста кукол. На этой странице есть видеоролик — настоятельно рекомендуем его посмотреть.

Манекены эти производят на заказ преимущественно в Китае, а в США бизнес на «надувных зрителях» делают две компании. И вот между ними возник конфликт, о котором даже сообщила CNN.

Начнём с «Толпы в коробке» (Crowd in a Box). Двое её владельцев Джон Стэньер (John Stanier) и Марк Вулперт (Mark Woolpert) утверждают, что были первыми, кто придумал «надувные гуманоидные фигуры» (Inflatable humanoid forms).

По их словам, идея родилась, когда кинематографист Стэньер обнаружил, что из-за высокой влажности с картонных силуэтов, имитирующих толпу на съёмках, стала слезать краска. Вместе с Вулпертом он занялся поисками «трёхмерного решения» и нашёл его в виде надувных манекенов.

Ответчик Джо Биггинс (слева) с парочкой надувных подопечных (фото Brad Hines).

Первый американский патент компания получила в 2001 году, а затем ей выдали ещё три. «Наши патенты охватывают использование надувных гуманоидных фигур на заднем плане в кинофильмах, — рассказывает 58-летний Вулперт. — Так что использование любого типа надувных человекоподобных форм в кино, как говорят мои адвокаты, является нарушением наших патентов. А Джо Биггинс (Joe Biggins) не раз заявлял в прессе, что он был изобретателем этих вещей… Но в то время как он их использовал, мы создавали их и патентовали!»

35-летний Биггинс, как вы поняли, является владельцем «Надувной толпы» (Inflatable Crowd). «Если вы оглянетесь назад и посмотрите на историю кино, то поймёте, что в использовании на съёмках манекенов и гуманоидов нет ничего нового», — говорит он, отказываясь комментировать надвигающуюся тяжбу.

По словам Вулперта, он встречался Биггинсом и его поверенными, чтобы попытаться решить проблему и «наладить рабочие отношения»: «Но мы так ни к чему определённому и не пришли, — признаётся предприниматель. — А поскольку в нашей индустрии всё завязано на торговые марки и патенты, у нас не было альтернативы, пришлось подать в суд».

У Биггинса, конечно же, имеется своя версия. Он заявляет, что «Надувную толпу» придумал независимо и самостоятельно, о «Толпе в коробке» ничего на тот момент не зная. В Голливуд он прибыл в конце 1990-х и начал как ассистент режиссёра — брался за работу, к которой никто другой притрагиваться не хотел. А идея пришла в его голову, когда потребовался «экономичный способ» заполнить людьми трибуны ипподрома для съёмок фильма «Фаворит» (Seabiscuit).

Когда эта картина вышла на экраны в 2003-м, Биггинс уже имел «растущий бизнес», так как «его уникальное решение старой голливудской дилеммы» попало на первые полосы центральных газет.

Сегодня Inflatable Crowd — это готовые ко всему на складе 30 тысяч надувных туловищ со всеми необходимыми принадлежностями. Но главное — завидное портфолио: куклы Биггинса, не считая рекламных роликов, снялись более чем в 50 художественных фильмах. Среди них, к примеру, боксёрские драмы «Малышка на миллион» (Million Dollar Baby) и «Нокдаун» (Cinderella Man).

В последнем, кстати, было использовано 11 тысяч манекенов. Для картины «Призрак оперы» (The Phantom of the Opera), снимавшейся в Лондоне, потребовалось всего 315 надувных кукол, но и они позволили существенно сэкономить: только проживание одного человека из массовки обошлось бы в $160 в сутки, а заполнить надо было 800-местный театр.

Одним словом, Inflatable Crowd является лидером на своём своеобразном рынке, что вызывает у держателей патентов из Crowd in a Box понятно какие чувства: «У него, кажется, связи в Голливуде получше, чем у нас», — сокрушается Вулперт. И действительно, «Толпе в коробке» удалось поучаствовать лишь в пяти фильмах, пяти телешоу и 22 рекламных роликах. Впрочем, «Супер Начо» (Nacho Libre) и «Будь круче» (Be Cool) «Толпа в коробке» всё же сумела записать себе в актив.

Силы «надувных толп», как видим, неравны, но у обеих сторон есть свои преимущества. А решиться всё должно на судебном заседании, намеченном на ноябрь нынешнего года.