Астрономы объявили об открытии Планеты Х в Солнечной системе (3 фото)

Астрономы нашли новую (после удаления Плутона из списка) девятую планету Солнечной системы планета Х. Она в 10 раз больше Земли и удалена от Солнца в 7 раз дальше, чем Нептун.

Неизвестная планета Х

Об этом открытии заявили ученые из Калифорнийского технологического института в Пасадене Константин Батыгин и Майк Браун. Название для планеты пока не придумано и астрономы окрестили ее просто — Планета Х. Впрочем, ее еще никто не видел, в том числе и крестные отцы.

Астрономы объявили об открытии Планеты Х в Солнечной системе (3 фото)

Планета Х была открыта с помощью математического анализа гравитационных эффектов, которые испытывают объекты пояса Койпера. Это удаленная от Солнца область, где в большом количестве вращаются мелкие и крупные астероиды и карликовые планеты. Эти небесные тела остались здесь в качестве строительного мусора после формирования Солнечной системы.

— Изучая орбиты этих небесных тел мы пришли к выводу, что на их траекторию явное воздействие оказывает какой-то скрытый гигант, — заявил Браун.- Составив компьютерную модель, мы вычислили параметры планеты-невидимки.

В принципе, в астрономии это обычное дело. Примерно таким же образом ученые предсказали существование Урана и Плутона задолго до их визуального обнаружения.

Видео: документальный фильм Планета Х существует

Оказалось, что масса Планеты Х в 10 раз больше массы Земли. А вращается она вокруг Солнца по очень вытянутой орбите. В момент наибольшего сближения с нашим светилом планету-невидимку и звезду разделяет 200 астрономических единиц (астрономической единицей называется расстояние от Солнца до Земли — ред.).

В этот момент Планета Х находится в 7 раз дальше от центра Солнечной Системы, чем Нептун. А самая дальняя точка орбиты находится в 1200 а.е. от Солнца. Именно из-за большой удаленности астрономы никогда не наблюдали Планету Х в телескоп. Полный оборот вокруг Солнца 9-я планета совершает один раз в 15 тысяч лет.

Так вращается планета X. Схема из журнала Science

Убийца плутона

Любопытно, что один из авторов открытия 9-й планеты Майк Брайн по иронии судьбы раньше носил прозвище… «убийца 9-й планеты». Дело в том, что до 2006 года девятой планетой Солнечной системы считался Плутон. Однако в 2005 году Майк Браун открыл Эриду — планету, которая немного превосходила Плутон по размерам. А вскоре выяснилось, что в поясе Койпера таких небесных тел несколько.

В итоге Международный астрономический союз решил ввести в определение понятия «планета» третий критерий: планета должна расчистить свою орбиту от других небесных тел, сопоставимых по масштабу.

Астрономы объявили об открытии Планеты Х в Солнечной системе (3 фото)

В итоге Плутон был разжалован в карликовые планеты, а число планет Солнечной системы сократилось до восьми. Что же касается Брауна, то он выпустил научно-популярную книгу под красноречивым заголовком «Как я убил Плутон».

— Самое интересное, что уже тогда я был убежден: Планета Х обязана существовать на окраине Солнечной системы, — вспоминает Браун. — В 2003 году наша группа открыла малую планету Седна. Она по размерам немного уступает Плутону и Эриде, но ее орбита лежит далеко за пределами пояса Койпера и не подвержена гравитационному влиянию Нептуна.

Седна на тот момент была самым дальним из известных крупных тел Солнечной системы. Возникал вопрос, какая сила заставила ее выйти на такую нестандартную орбиту? Ответ очевиден: вытащить Седну на такую далекую траекторию могла только массивная планета размером с Нептун.

Кто такой Константин Багытин?

Астрономы объявили об открытии Планеты Х в Солнечной системе (3 фото)

С Майком Брауном все понятно. Это авторитетный ученый с большим стажем и блестящим послужным списком. А кто такой Константин Батыгин? В возрасте 13 лет он вместе с родителями переехал из России в США. С блеском окончил Гарвардский университет.

Константину еще нет 30 лет, но он уже является профессором Калифорнийского института технологий! О нем говорят, как о математическом и компьютерном гении. В их тандеме с Майком Брауном расчеты и компьютерное моделирование — это зона ответственности Константина.

Впрочем, официально говорить об открытии 9-й планеты еще рано. Надо ее увидеть и зафиксировать. Теперь среди астрономов развернулось соревнование на титул первого ученого, который поймает Планету Х в телескоп.

Константин Батыгин и Майк Браун намерены и здесь удержать первенство, в их распоряжении находится большой телескоп в обсерватории Джемени на Гавайях. Но у них теперь много конкурентов по всему миру.

Петр

Выражаю благодарность Майк Брауну и Константину Батыгинну за открытие объекта Седна. Это новый научный прорыв в астрономии, который позволил Российскому ученому Петру Плеханову получить модель строения всей Солнечной системы и раскрыть существование в небесной механике законов формирования групп и систем. Очень сожалею, что автор это открытие увязал с идеей существования Планеты -Х, которая ведет в никуда.

Ответить