Огромные космические взрывы управляются магнетизмом

Компьютерная модель гамма-всплеска. Смерть одной звезды иногда может затмить миллиарды звезд в галактике. Причина заключается в том, что когда очень массивные звезды заканчивают свою жизнь, превращаясь в сверхновую, они выпускают огромное количество яркого света, известного как гамма-всплеск.

Теперь ученые нашли доказательства того, что за эти редкие события отвечают магнитные поля. Теоретики предсказывают, что магнитное поле может объяснить, как гамма-всплески (GRB) производят струи яркого излучения. Однако никто до сих пор не наблюдал присутствия магнитного поля в гамма-всплеске.

2 января 2009 гамма-всплеск вспыхнул и вскоре был обнаружен спутником НАСА «Swift», который непрерывно сканирует космос в надежде словить один из этих взрывов, так как они обычно длятся всего несколько секунд. Сообщение от «Swift» сразу же разлетелось по всему миру, обратив сотни телескопов к небу, в том числе и автоматический Ливерпульский телескоп, что находится на Канарских островах Ла-Пальма.

Телескоп оснащен фильтром, который распознает поляризованный свет, либо свет, сориентированный электрическим или магнитным полем. Действительно, обсерватория обнаружила поляризованный свет в гамма-всплеске, который помог исследователям обнаружить магнитное поле.

Это наблюдение дает нам первое измерение магнитного поля в послесвечении GRB,» — сказал  ведущий ученый космических полетов «Swift» НАСА в Центре Гринбелт, штат Мэриленд.

Исследователи, группу которых возглавляет астроном Ян Стил, директор Ливерпульского телескопа и профессор Ливерпульского университета Джон Мур, опубликовали свои выводы 10 декабря.

«Это первый признак того, что магнитные поля являются очень важными для гамма-всплесков, — сказал Стил. — Я думаю, что это хороший шаг вперед к пониманию строения сверхновых и роли магнитных полей для них».

Гамма-всплески происходят только в небольших группах звезд, и астрономы думают, что они могут быть связаны с гибелью более массивных звезд. Исследователи надеются наблюдать больше всплесков в будущем для подтверждения наличия магнитного поля и более подробного изучения этих светящихся извержений.