Телескоп NuSTAR обнаружил черную дыру, впавшую в «послеобеденный сон»

Телескоп NuSTAR обнаружил черную дыру, впавшую в «послеобеденный сон»Черная дыра в одной из галактик в созвездии Скульптора, которая ранее активно поглощала межзвездный газ, теперь прекратила активность и впала в «послеобеденный сон», длящийся уже около десяти лет, свидетельствуют данные, полученные астрономами с помощью космического телескопа NuSTAR, говорится в сообщении НАСА.

«Заснувшая» черная дыра массой около 5 миллионов масс Солнца находится в центре активной галактики NGC 253 (известной также как «Серебряная монета»). В этой звездной системе, расположенной в 8 миллионах световых лет от Земли, процессы образования новых звезд идут с очень высокой скоростью.

Прежние наблюдения с рентгеновского телескопа «Чандра», проведенные в 2003 году, показали, что черная дыра активно поглощает газ. «Наши результаты свидетельствуют, что черная дыра уснула за последние десять лет. Периодические наблюдения с помощью телескопов „Чандра“ и NuSTAR смогут сказать нам определенно, проснулась ли она вновь. Мы надеемся, что если она проснется в ближайшие несколько лет, мы сможем это увидеть», — сказал Брет Лэмер (Bret Lehmer) из Центра космических полетов имени Годдарда НАСА.

Ученые отмечают, что черные дыры в центрах галактик прекращают поглощать материю и впадают в спячку только тогда, когда в их окрестностях исчерпываются запасы «пищи». Черная дыра в NGC 253 необычна, потому что она «заснула» прямо во время активных процессов звездообразования, которые идут вокруг нее.

Серия одновременных наблюдений с помощью рентгеновского телескопа высокого разрешения NuSTAR и его «старшего коллеги» — «Чандры», проведенная в сентябре и ноябре 2012 года, позволила ученым достоверно установить, что черная дыра в галактике уже не поглощает материю.

Космический телескоп NuSTAR был запущен в июне 2012 года. Он находится на орбите высотой около 630 километров. Как ожидается, 350-килограммовый космический аппарат проработает на орбите как минимум два года. Телескоп работает в диапазоне рентгеновского излучения высокой энергии, причем он имеет чувствительность в 100 раз выше и пространственное разрешение в десять раз лучше, чем все другие рентгеновские телескопы.