Астрономы нашли звезду, не «выдувшую» газ из своей планетной системы

Изображения диска вокруг звезды HD 21997, полученные с помощью телескопа ALM

Исследователи пытаются найти другие системы, похожие на HD 21997, для дальнейшего изучения «гибридов»: они могут быть звеном между ранней и поздней фазами эволюции диска вокруг звезд.

Группа астрономов обнаружила «гибридный» диск из пыли и газа вокруг звезды HD 21997, хотя ее газовое облако должно было исчезнуть примерно 20 миллионов лет назад — это открытие, возможно, заставит пересмотреть существующую модель формирования планет, сообщает Институт астрономии Общества Макса Планка.

При рождении звезды, похожие на Солнце, окружены диском из газа и пыли, внутри которого формируется планетная система: пылевые частицы «слипаются» в относительно большие тела — планетезимали, из которых образуются планеты. Согласно существующей модели формирования планет, когда в диске формируются планетезимали, газ вокруг звезды быстро исчезает: «падает» на нее, «выдувается» в пространство интенсивным излучением или же становится частью будущих планет — газовых гигантов.

Группа астрономов под руководством Агнес Коспаль (Agnes Kospal) из Европейского космического агентства с помощью радиотелескопа ALMA и космического телескопа «Гершель» пронаблюдали за звездой HD 21997 возрастом примерно 30 миллионов лет, которая находится в созвездии Печи на расстоянии 235 световых лет от Земли.

Они заметили широкое пылевое облако вокруг нее, однако помимо него, как показал телескоп ALMA, работающий в миллиметровом диапазоне электромагнитных волн, у звезды существует и газовое кольцо, причем не совпадающее с пылевым: оно гораздо ближе к HD 21997. Кроме того, общая масса газа в нем примерно в 30-60 раз больше массы Земли, что противоречит данным предыдущих исследований.

«Присутствие первичного газа вокруг звезды возрастом 30 миллионов лет озадачивает <…> Газ в диске такого типа вокруг молодой звезды должен исчезнуть в течение примерно 10 миллионов лет», — добавил Томас Хеннинг из Института астрономии. Сейчас исследователи пытаются найти другие системы, похожие на HD 21997, для дальнейшего изучения «гибридов»: они могут быть звеном между ранней и поздней фазами эволюции диска вокруг звезд.