Чем дальше, тем всё больше нас уверяют, что скоро человек высадится на Луну, а там и до Марса рукой подать. Но, как-то странно это всё происходит — почему вдруг сразу все туда устремились?

В двух словах — кто и что для этого делает

В США по заказу НАСА создают сверхтяжёлую ракету для полётов на Луну. Компания Илона Маска усердно строит свой Starship, который сначала опробуют в лунной миссии. Корабль «Орион» уже готов. Посадочный лунный модуль тоже на подходе.
Кстати, в американской программе принимают участие несколько стран.

У Китая пока нет сверхтяжёлой ракеты, но в мае 2020 года они успешно испытали новый пилотируемый корабль для лунной миссии.

Россия не торопится, но и не собирается отказываться от экспедиции на Луну. Строим корабль «Орёл». Принято решение о проектировании сверхтяжёлой ракеты «Енисей» — обещают к 2028 году сделать…

Интересно, что американцы всерьёз озаботились даже правовой стороной — проталкивают свою версию разграничения сфер влияния в космосе.

Вывод — все, кто может летать, начали шевелиться и куда-то собираются…

Но, зачем?

За всеми этими проектами и громкими словами — ни слова о главном:
Что нам надо на Луне? Кому это всё нужно? Почему такой ажиотаж???

Хорошо, мы угрохаем КУЧУ денег, долетим, построим базы, ангары, электростанции, жилые модули, даже оранжереи и т.д…

Почему все вдруг собрались на Луну? (5 фото)
Нет, оно конечно красиво и круто…

А что мы от этого всего получим? Как повысится качество нашей жизни?

Полезные ископаемые?

Добыча полезных ископаемых на Луне — старая идея. Что ценного на Луне? Пока там нашли всего две вещи: Титан (TiO2) и Гелий-3.

Гелий-3 на деле пока не нужен — это для термоядерного синтеза, которого мы ждём лет 40, но так его и не осилили до сих пор…

Титан — это уже интереснее, этот металл и сейчас востребован. Есть даже карты по залежам титана на Луне.

Почему все вдруг собрались на Луну? (5 фото)
Залежи титана на Луне по данным станции Clementine(США).

А выгодно ли добывать его там?

Сколько стоит доставка 1 кг с Луны на Землю? Я нашёл оценку в 40.000$. Пусть даже они ошиблись в разы — сейчас поймёте почему это не особо важно.
Сравниваем: цена концентрата титана Вольногорского комбината — 63 руб/кг… Или там же: «Рутиловый песок цена от 69 960 р/т. Содержание двуокиси титана (TiO2) — 85%, 93% или 95%.».
Я правильно понял, что это ~1 доллар за килограмм титанового «концентрата»?

Ну и где выгода? Даже если цену доставки грузов с Луны снизить в 1000 раз(!) — пусть даже 40$ за кг, всё равно это убыточно…
Даже если неимоверными усилиями построить на Луне завод и возить чистый титан, а не его оксид — на пунктах вторсырья титан принимают не дороже 200 руб/кг, то есть особого его дефицита нет…
О чём тут вообще разговаривать?

Больше на Луне вроде ничего не нашли…

Ну и что тогда мы там добывать будем? Если только платиноиды найдутся… или что-то ещё крайне редкое, но для этого основательная геологоразведка нужна, и не дешёвая.

Астрономические обсерватории

Россия осуществила очень успешный проект, запустив радиотелескоп «Спектр-Р» или «Радиоастрон». Он дал просто феноменальные данные за счёт высочайшей разрешающей способности (режим интерферометра в связке с земными телескопами).

Почему все вдруг собрались на Луну? (5 фото)

«Радиоастрон» летал по вытянутой орбите вокруг Земли и прекратил работу, хотя физически мог бы её продолжать — сказалась невозможность технического обслуживания. Кроме того, необходимость дозаправки коррекционных двигателей всегда ограничивает срок работы таких аппаратов (то же самое было с телескопом «Кеплер»).

Установка стационарной обсерватории на Луне резко облегчит все виды работы по обслуживанию. А итоговая база телескопа будет больше, чем у «Радиоастрона». Здесь лишь вопрос цены и нужности.

Это же просто здорово! Но…
Будем честными, — фундаментальная наука всегда затратна и не даёт быстрой отдачи. Это круто, но разорительно… Такие проекты, как «лунная обсерватория», лучше делать через международную кооперацию.
Какой капиталист или какая страна в одиночку в это вложатся???

Но, делать это всё равно нужно:

Без фундаментальной науки у нас не будет ни телепортов, ни варп-двигателей… застой в физике длится лет 50 уже…

Перенос на Луну промышленности

Это действительно важная и крайне нужная вещь. Всю вредную химию и металлургию услать на Луну, оставив Землю цветущим садом. Круто?

Ценность этого словами не передать — это действительно может стать той самой Великой, а главное крайне полезной целью!
Но, прежде чем хлопать в ладошки, вспомните цену доставки 1 кг груза с Луны. И посмотрите на цену ракеты для полёта туда…

ОДНА американская «лунная» ракета SLS стоит 800 млн $ если заказана серия пусков. И 1600 млн $ если изготавливается единичный экземпляр.

Почему все вдруг собрались на Луну? (5 фото)
Это часть той самой ракеты SLS для полёта на Луну. Полезная нагрузка ~100 тонн.

Оценили сколько усилий нужно только для ОДНОГО полёта? Ведь, для той самой лунной промышленности, на Луну нужно сначала доставить с Земли оборудование для заводов… А это миллионы тонн…
Прикиньте, сколько воздуха мы отравим при таких объёмах перевозок… про суммы деньги я просто молчу…

Так что — сначала новая физика, которая даст новые способы транспортного сообщения с Луной. И только потом всерьёз занимаемся этой задачей. А пока — увы…

Луна как двигатель развития

Вот это уже больше похоже на правду. Новые технологии возникают там, где решаются задачи за пределами старых потребностей. А освоение Луны и Марса — как раз такими и являются.

Здесь требуются новые материалы и новые технологии их обработки — это всё нужно изобретать и создавать. Повышенные требования к космическим аппаратам в итоге ведут к тому, что найденные решения приходят и в обычную жизнь — микроэлектроника стремительно уменьшается в размерах, а солнечные панели уже и на крышах домов устанавливают… Решение вопросов передачи данных ведёт к совершенствованию уже и «гражданских» средств связи. И так далее…
В конце концов, это создание новых предприятий и рабочих мест.

Но, это всё теория. С тем же успехом, а то и с большей прямой пользой можно осваивать морские глубины. Там и полезных ископаемых полно и технологии требуются…
Можно и воздушный транспорт развивать — делать его более чистым и выгодным. Пример — Celera-500L, уникальные решения которой обещают устроить настоящую революцию в малых авиаперевозках.

Почему все вдруг собрались на Луну? (5 фото)
Celera-500 — новый тип самолёта

Можно зелёной энергетикой заниматься — там и материаловедение, и технологии…

Да, пилотируемые полёты на Луну и Марс способствуют развитию некоторых направлений инженерии. Но, они не решают напрямую сегодняшние проблемы Земли, как это делает зелёная энергетика или изучение океана.

Что в итоге.

А в итоге, видно, что космос действительно может быть полезным — услуги связи, картографии, метеорологии и прочие развиваются не смотря ни на что и весьма востребованы.

Видно, что и от стремления на Луну может быть что-то полезное. Но, никакого ощутимого влияния на жизнь людей Луна не окажет при сегодняшнем подходе.
Флаг, воткнутый в лунный реголит, не накормит голодных и дороги не отремонтирует.

Эффект будет примерно как от спортивных состязаний — много шума, много потраченных денег, а на выходе — пустота. Ибо, забитые мячи ничего не дают — выгоду получают только владельцы клубов (это как космические агентства).

И что — на Луну не надо?

Нет, наоборот, обязательно НАДО! Иначе с таким утилитарным подходом мы скатимся в каменный век — «жрать, спать…» ну и далее по списку…

Вопрос лишь в том, как это делать.
Сначала в Старом Свете возникла потребность в пряностях и поэтому стали искать короткий путь в Индию.
А мы наоборот — сначала летим, а потом будем думать — за каким лешим нас туда несёт…

Луна — это не только пустынная глыба камня, это ещё и вакуум, пониженная сила тяжести, отсутствие газов земной атмосферы, что плохо для людей, но хорошо для оборудования и промышленности (металлургия, сварка, литьё, пайка и т.д…). Не забудем и о радиации. Всё это вместе даёт новые условия, которыми просто надо научиться пользоваться.
Сначала человек боялся огня — в нём можно сгореть, но потом мы его приручили и теперь используем. Так и на Луне.

Речь о том, что людям на Луну (да и на Марс) выгоднее идти не наперегонки, а планомерно и в международной кооперации. Нужно чётко понять зачем она нам, наметить стратегию именно освоения Луны, а не устраивать соревнования по «флаговтыку» и спокойно решать поставленные задачи.

Таким нахрапом как сегодня, ничего не выйдет, всё будет как у американцев с миссией «Аполлон» — прилетели, сфоткались и забросили на полвека, потому что не нужно.

Лететь надо после того, как будут определены потребности и готовы технологии для их решения — тогда появится смысл начинать испытания в реальных условиях.
Ладно, можно и без готовых технологий — наработаем по ходу…
Но, хоть цели-то определить нужно!

Кто-нибудь слышал о внятных программах освоения? Не о том, как мы долетим да Луны и на каких ракетах, а как будем её осваивать…

Ведь никакой видимой выгоды сейчас от Луны не планируется. Единственное что просматривается — желание «не отстать, вдруг там что-то есть». Ну… тоже вариант…

Может, я что-то не понимаю?