Кто такая Баба Яга?

Кто такая? Все знают. Это один из первых персонажей славянской мифологии, с которыми сталкивается русский ребенок, слушая сказки в глубоком детстве. Персонаж, который леденит кровь и заставляет поглубже залезать пол одеяло. Не странно ли? Это ведь всего лишь бедная старушка, одиноко живущая в лесу. Почему вдруг становится так страшно? Причем, страшно становится не одним русским детям. Баба Яга – персонаж, широко распространенный у славянских народов. Её зловещий образ заставляет прятаться под одеяло не только русских, но и белорусских, сербских, чешских детей.

Кто же она такая?

Попробуем разобраться. Вспомним, когда в русских сказках герой оказывается перед домиком Бабы Яги? Правильно – тогда, когда отправляется из обычного мира в дальнее и опасное путешествие в неведомую страну, где правит какой-нибудь инфернальный злодей типа Кощея Бессмертного. По мнению многих ученых, в сказках мы имеем остатки древней славянской мифологии, которая, перестав быть серьезным учением об устройстве мира, стала источником назидательных историй для воспитания подрастающего поколения.

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Итак, отправляясь за пределы человеческого мира, герой должен преодолеть границу между миром живых, и миром мертвых. И первый, кого он встречает под темными сводами потустороннего леса – это странная на вид старушка.

Она живет в домике на курьих ножках. Это не случайная деталь. У древних славян, судя по некоторым косвенным данным, существовал обряд огораживания племенных территорий могилами предков, которые должны были защищать родичей от всякой нечисти. Для этого на границе ставился «дом мертвых» – специальная маленькая избушка, в которой покоились останки умершего сородича. Чтобы это захоронение не разорили дикие звери, избушку-домовину ставили на высокие пеньки, со стороны действительно похожие на курьи ноги. То есть, наш сказочный герой сталкивается в лесу не с живой старушкой, а с мертвой.

Об этом говорит и нос, который «в крышу врос», и костяная нога, которая выдает в старушке иномирное существо. Этой костяной ногой она стоит в царстве мертвых, охраняя зону перехода. Баба Яга – богиня смерти. Это славянский Харон и одновременно Цербер. Кроме того, исследователи сравнивают Ягу с богом мертвых в религии древних индийцев, которого звали Яма.

Причем, раз попавшись к Бабе Яге на глаза, спрятаться от нее уже почти невозможно. Она как полагается смерти догонит любого, ибо обладает способностью летать в ступе (надо заметить, это более комфортный способ передвижения по сравнению с метлами, на которых летают западные ведьмы).

Каждому ребенку известно, что может сделать Баба Яга с беспечным путником: она может его изжарить в печке и съесть. В этом случае, сказочный маршрут тут же, в избушке, и закончится. Баба Яга – страж, живущий сразу между двумя мирами. Если слишком близко и неосторожно подойти к миру мертвых, это, скорее всего, кончится печально. Шутки со смертью опасны. Однако обычно в сказках Ивану-царевич справляется с этой опасностью. Как это ему удается?

Для начала, герой обычно проявляет исключительное присутствие духа и начинает общаться с грозной богиней Смерти так, как будто это обычная старушка. Он весьма нахально требует, чтобы избушка развернулась «к лесу задом, к нему передом». Потом заявляет, что «бабушка» должна его накормить, напоить и спать уложить. Напор удалого доброго молодца настолько силен, что избушка, в самом деле, поворачивается, а старушка, чтобы не спугнуть потенциальную жертву, начинает выставлять на стол угощение.

Кто такая Баба Яга?

Однако потом манера поведения героя кардинально меняется. Отведав угощения, он так вежливо и проникновенно благодарит хозяйку избушки, что она теряется, и забывает о своих изначальных кровожадных намерениях. Надо сказать, вежливости в древнерусской традиционной культуре придавали огромное значение. Соблюдение правил поведения было одним из ключевых показателей «качества человека». Поэтому в сказках про Бабу Ягу заключен огромный воспитательный момент: вежливость и благожелательность могут тронуть сердце даже самой старухи Смерти!

Проникнувшись добрыми чувствами к главному герою, Баба Яга начинает смотреть на него чуть ли не как на любимого внучка. И вместо того, чтобы сожрать доброго молодца – она помогает ему. Дает волшебный клубочек, который становится путеводной нитью, позволяющей достичь цели похода, минуя опасности.

Впрочем, есть и иная тактика: тоже вполне русская. Её использовал другой Иванушка русских сказок: не царевич, а маленький крестьянский мальчик, которого украли для Бабы Яги её верные помощники – гуси-лебеди. Что-то требовать от инфернальной бабушки мальчик Иванушка не мог. Для этого ему не хватало молодецкой удали и мужской харизмы, которыми обладал царевич. Поэтому он сделал по-другому. Когда Баба Яга растопила печь и приготовилась его жарить, он не стал проявлять ни малейшего несогласия с грядущей процедурой. Жарить, так жарить – надо, так надо.

Он просто прикинулся дурачком: не знаю де, как правильно на печную лопату садиться, не умею, научи. Иванушка верно сыграл на чувствах старой ведьмы, ведь учить и наставлять молодое поколение – затея не менее сладкая, чем обгладывание молодых косточек. Увлеченная педагогическим порывом, Баба Яга решила на собственном примере продемонстрировать бестолковому тинэйджеру, как нужно правильно группироваться перед заходом в печь. Уселась на лопату максимально компактно. И тут Иванушка не растерялся, да и затолкал своего мудрого наставника в топку и крышечкой прикрыл. Получить от бабушки подарков ему, конечно, не удалось. Однако жизнь свою он спас.

Уважаемый читатель волен выбирать любую из предложенных тактик. Мой долг как автора выполнен. Тот читатель, который дочитал текст до конца, может спокойно ходить по волшебным лесам: не один, так другой способ обязательно должен сработать. Хотя, это не точно.