Разговоры по душам с духамиС духами умерших людей (предков, друзей и недругов) люди общаются с древних пор. Медиумическими способностями обладали все известные жрецы, шаманы и прорицатели, но лишь три века назад эта грань оккультных способностей выделилась в отдельное эзотерическое направление под названием спиритизм.

Все мы немного медиумы…

Спиритизм — это вера в возможность необычайных проявлений духов в физическом мире. И вера эта, судя по всему, присуща человеку от природы. Ведь даже в Библии имеется упоминание об аэндорской волшебнице, занимавшейся прорицанием и вызывавшей души умерших. А в записях Григория Двоеслова находим рассказ о медиоланском епископе Дации (VI век нашей эры), который, проезжая через Коринф, избавил жителей одного дома от злого духа. Полтергейст, как его назвали бы сейчас, не давал житья почтенному семейству: по ночам в спальне раздавались рычание льва, блеяние овец, испуганное мычание коров и шипение змей.

Эти свидетельства отнюдь не единственные в истории спиритизма: большинство древних и современных ритуальных и магических практик (от шаманского камлания до всевозможных гаданий) так или иначе используют или интерпретируют трансцендентную информацию. И те, кто за этой информацией обращаются и, самое главное, ее получают, являются медиумами, то есть людьми, умеющими воспринимать сообщения, поступающие из потустороннего мира. Неслучайно среди прославленных медиумов всех времен и народов были просвещенные люди передовых взглядов — жрецы, врачи, ученые и писатели: когда уровень знаний современного общества казался им недостаточным, именно они предпринимали попытки получить нужную информацию у иных сил и частенько добивались успеха.

Однажды триста лет назад

Долгие столетия медиумические практики оставались уделом избранных, посвященных. В массы спиритизм пришел лишь в XIX веке. Честь разработки достаточно простой и доступной широкому кругу обывателей техники общения с духами принадлежит не выдающимся ученым, а простым американизм: именно они в середине позапрошлого столетия заразили весь Новый, а затем и Старый Свет новым модным увлечением спиритизмом.

Дело было так. В 1848 году в местечке Хайдесвилл, штат Нью-Йорк, в доме семейства Фокс, состоящего из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и двух весьма необыкновенных дочерей, начал по ночам раздаваться таинственный стук. Пока старшие Фоксы безуспешно пытались обнаружить плохо закрепленную створку окна или хлопающую дверцу шкафа, обвиняли в происходящем домашних животных и грызунов, младшая дочь Кэт сообразила, что звуки эти производятся разумным существом, и поделилась догадкой с сестрой, Девушки решили установить контакт с незваным гостем и предложили ему использовать для переговоров весьма простую систему знаков: один стук должен был обозначать «нет», а три быстрых стука подряд — «да». В ходе последующих переговоров выяснилось, что в доме поселился дух убитого разносчика: он подробно описал сцену своей трагической гибели и многие детали, которые никак не могли быть известны широкой публике. Покойный оказался весьма общительным духом: он безотказно «выходил на контакт» с девицами Фокс, даже когда они покинули родительский дом и переехали к своей замужней сестре.

Весть о необычных способностях девушек разнеслась сначала по округе, а затем и по всему континенту: этому немало способствовали журналисты, ученые и бизнесмены, посещавшие домашние «сеансы» сестер Фокс и констатировавшие несомненную научную ценность наблюдаемого явления.

Компетентные лица официально признали сестер Фокс «природными феноменами, посредницами между миром живых и загробным царством», медиумами, через которых люди могут вступать в контакт с потусторонними силами. Как водится, лишь только деятельность сестер получила широкую огласку, многие стали подражать им — и обнаруживать в себе способности медиумов, подлинные или мнимые.

Три источника и три составные части спиритизма

Вскоре после того, как в Америке появились профессиональные медиумы, увлечение спиритизмом охватило и старушку Европу. Благодатное поле для быстрого развития нового эзотерического течения в просвещенном европейском обществе подготовили труды шведского философа, теолога и ученого Эмануэля Сведенборга (1688-1772) и известного австрийского врача Франца Антона Месмера (1734-1815), автора теории «животного магнетизма».

Особый вклад в дело популяризации общения с потусторонним миром внесли публикации о деятельности американского духовидца — Эндрю Джексона Дэвиса (1826-1910), которого многие последователи считают основателем спиритического учения. Именно он послужил связующим звеном между философскими теориями европейцев и практическим спиритизмом американцев: этот юноша в состоянии транса 6 марта 1844 года вступил в контакт с духами греческого философа Галена и Эмануэля Сведенборга. Сведения, почерпнутые им в ходе спиритического общения, послужили основой тридцати книг и двух автобиографий: «Магический жезл» (1857) и «Дальняя долина» (1885). Объем и точность информации, получаемой малообразованным американским парнем, изумляли исследователей: его откровения на много лет опережали возможности науки того времени. В 1846 году в книге «Принципы природы» Дэвис предсказал расцвет спиритуализма: «Мир вскоре будет приветствовать приход новой эры, когда духовный мир человека откроется для контактов и духовное общение станет нормой…» В своем дневнике 31 марта 1848 года Дзвис записал: «Утром, как только рассвело, чье-то дыхание коснулось моего лица, и я услышал сильный звучный голос: «Брат мой, сегодня мы начали славное дело: ты увидишь рождение нового жизненного проявления». Я остался в недоумении, не поняв смысла полученного сообщения». А между тем именно в этот день в Хайдесвилле сестры Фокс впервые осознанно вступили в общение с духом покойного разносчика, а в нашем мире началась эпоха продвинутого спиритизма…

Духи появляются и исчезают

Какую страну спиритизм покорил первой — даже раньше, чем Англию, Францию и Германию? Конечно же, Россию! Еще в период царствования Екатерины Второй здесь проводились опыты «магнетического сомнамбулизма» по методу ученика Месмера Армана Пюисегюра. Но хотя эксперименты придворных магнетизеров оказались неудачными и были прекращены по личному указанию императрицы, месмеризм вызвал самый живой интерес просвещенного русского общества: с 1810 года явление магнетизма широко обсуждалось в петербургских салонах, о нем писали А. Погорельский, В. Ф. Одоевский, А. С. Пушкин.

Неудивительно, что в начале Крымской войны (1853 г.) в России уже действовал спиритуалистический кружок, среди членов которого были друзья и родные покойного Александра Сергеевича Пушкииа: сестра поэта О. Павлищева, супруги Нащокины; убежденными адептами спиритизма являлись Ф. Н. Глинка, В. И. Даль, другие видные общественные и литературные деятели.

Вот как описывал спиритические сеансы Павел Воинович Нащокин: «У меня собиралось большое общество чуть не каждый день… Мы беседовали с духами посредством столиков и тарелок с укрепленными в них карандашами. На вопрос: «Кто пишет?» — было обыкновенно отвечаемо: «Дух такого-то» — большей частию то были души наших умерших знакомых. Довольно часто писали Пушкин, Брюллов и другие близкие мне литераторы и артисты». По свидетельству очевидцев, во время спиритических сеансов в доме Нащокиных были исписаны «горы бумаги». Но столь блистательная завязка имела весьма плачевный финал: по свидетельству Н. В. Берга, в 1854 году во время Страстной недели спириты испытали настоящий шок, положивший конец их деятельности, Дело было так: дух Пушкина, обещавший явиться на следующий сеанс, на свидание не явился, зато той же ночью учинил злую шутку — предстал перед Нащокиным на улице в обличье «мужичка в нагольном полушубке». Встреча эта так потрясла Павла Воиновича, что он принял решение «сжечь асе написанное духами и прекратить дальнейшие греховодные сборища». И действительно, сжег все до последнего листика: даже стихи, написанные под диктовку духа Пушкина, и рисунок, набросанный духом Брюллова (итальянский бандит на скале) — по отзывам очевидцев, «итальянец» был исполнен в неповторимой брюлловской манере, В доме Нащокиных отслужили молебен и больше спиритизмом не занимались…