Это не тот вопрос, которым мы задаемся каждый день. Надо признать, что чаще всего нас интересует скорее «хлеб насущный дай нам днесь». Но рано или поздно каждый подходит к этому вопросу. Который сейчас звучит скорее: «Есть ли душа вообще?» Невероятно, но многие люди не верят в душу. Но она есть и когда она уходит, тело остается безжизненным.

Именно поэтому, когда близкий наш умирает мы говорим: «он ушел», хотя вот же лежит перед нами. Многие поэты и художники воспевали душу, но надо признать иногда мы принимаем за душу нечто другое. Например, наш ум, разум или интеллект. Но это всего лишь части нашего тонкого тела, которые прилагаются к грубому. Мы не можем видеть тонкое тело.

А душа еще тоньше, чем тонкое тело и она отвечает за сознание, которым пронизано наше тело, подобно свету. Посмотрим, что об этом говорит Шримад Бхагаватам 1.3.32:

«Помимо грубой концепции формы существует иная, тонкая концепция формы, не имеющей внешних очертаний, невидимой, неслышимой и непроявленной. Форма живого существа отлична от этой тонкой формы, иначе оно не могло бы рождаться вновь и вновь».

И в комментариях Шрила Прабхупада объясняет, что живое существо, то есть душа, обладает духовной формой, которая находится вне сферы грубого материального или тонкого психического бытия. Но при этом оно ответственно за их работу и когда душа уходит, психика и само тело перестают функционировать. Но когда мы очень глубоко спим или под наркозом, то все равно можно почувствовать присутствие души по дыханию.

Что такое наша душа на самом деле?
душа находится в сердце

В Шветашватара-упанишад (5.9) сказано еще больше: «Если кончик волоса разделить на сто частей, а затем кажду из них разделить еще на сто, размер одной такой части будет равен размеру вечной души». То есть она настолько маленькая, что ее невозможно увидеть ни в один даже самый мощный микроскоп, но при этом обладает невероятной энергией, поддерживая наше тело. Душу можно сравнить с духовным атомом, который временно находится среди материальных атомов и который распространяет сознание на все тело. Таких душ неичислимое множество.

В Мундака-упанишад (3.1.9) о душе говорится так:

«Размером индивидуальная душа не больше атома, и ощутить ее присутствие можно только совершенный разум. Эта крошечная душа, которая парит в пяти воздушных потоках, находится в сердце и распространяет свою власть на все тело живого существа»

Вот поэтому мы так чувствуем свое сердце по-особенному. Поэтому сердце всегда и везде было главным символом. Не мозг. А именно сердце, потому что в нем сокрыта главная причина жизни этого тела.

Эта крошечная искорка — частичка энергии Господа. Она неотлична в какой-то мере. Но если Господь это бескрайний океан, то душа это капелька. Это сверкающий свет от огромного солнца.

Когда-то в незапамятные времена, так давно, что и неизвестно было ли это когда-нибудь, Бог пожелал стать многими и мы отделились — души, Его вечные неотъемлемые частицы. Но это уже совсем другая история…