Новый биосенсор наделит роботов сверхобонянием

Запах

Международная группа ученых создала биосенсор, который поможет роботам получить обоняние человека. Высокоточные биологические датчики следующего поколения будут использоваться машинами для оценки качества пищевых продуктов и количества загрязняющих веществ в атмосфере.

Было нелегко наделить машины способностью различать запахи, которые являются зеркальными отражениями друг друга. Это мешало созданию машин с обонянием, аналогичным обонянию человека или превосходящим его, — говорят исследователи.

Разработка является заслугой ученых университетов Манчестера (Великобритания) и Бари (Италия). В основе нового биосенсора лежит одоранто-связывающий белок.

Такие белки располагаются в слизи полости носа и способствуют усилению чувствительности обонятельных нервов. При соприкосновении пахучего вещества с обонятельными рецепторами возникает ощущение запаха.

Исследовательская команда нашла способ производства таких белков в количестве, которое позволило бы использовать их в биосенсорах. Они использовали транзисторы с ароматными белками. С их помощью были измерены и записаны уникальные изменения тока во время реакции белков на пахучие вещества. В результате машина чувствует запах, а затем передает сообщение, которое впоследствии декодируется.

Ученые говорят о сверхвысокой чувствительности системы. По их словам, «электронный нос» имеет предел чувствительности, близкий к человеческому носу.

Мы создали новую чувствительную платформу, позволяющую разрабатывать более совершенные датчики, которые могут найти широкое применение в промышленности, — рассказали ученые.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature Communications.