Что делать нефтяным державам, если все пересядут на электромобили и когда это может случиться?

В условиях ужесточения борьбы за нефть в купе с падением спроса на неё в пору задуматься об альтернативных возобновляемых источниках энергии, одним из важнейших атрибутов которых являются средства её хранения. Спрос на аккумуляторы растёт изо дня в день, ну а самыми распространёнными на сегодня являются литиевые. Проблема в том, что месторождений лития на сегодня известно не так уж и много, что вполне может означать ужесточение борьбы и за них, тем более, что у России с литием вполне серьёзные проблемы.

В мире резко начал возрастать спрос на электромобили, а лития больше не становится. Илон Маск ещё в 2016 году говорил, что для обеспечения выпуска Tesla 500 000 автомобилей в год будет означать необходимость скупать весь литий в мире. Тут он, очевидно, лукавил, ведь в 2020 Tesla производит уже более 1 млн. автомобилей, а дефицита нет. Дело в том, что в земной коре литий встречается во множестве соединений и, соответственно, добывать его можно множеством разных способов, ну а наиболее экономически выгодной на сегодняшний день является добыча карбоната лития из пересохших солёных озёр. Самое большое в мире месторождение лития находится в Боливии — озеро Уюни. При этом бóльшая часть мировых резервов, то есть уже разработанных месторождений, сосредоточены в Чили. Ни один из около десятка водоёмов не дотягивает по запасам до Уюни, но уже сегодня там добывают около 43% от мирового объёма.

Что делать нефтяным державам, если все пересядут на электромобили и когда это может случиться?
Эта инфографика немного устарела, но она наиболее полно отражает положение дел. У нас всё же есть и добыча, и собственное литиевое производство, обеспечивающее наши новые электробусы — завод Лиотех в Новосибирске.

К сожалению, в России месторождений лития практически нет, что может вполне стать проблемой в не самом далёком будущем. Ресурсы лития в нашей стране оцениваются примерно в 1,5 млн. тонн, что, согласно прогнозам, составит ежегодное потребление в мире уже в середине 2020-х гг. Очевидно одно — изменение тренда в области энергетики в сторону сокращения добычи нефти, так как по прогнозам, те объёмы, которые добывались до сегодняшнего дня, всё к той же середине 2020-х, перестанут быть необходимы. Так, например, в Норвегии собираются запретить продажу автомобилей с ДВС уже в 2025 году, в Германии, Нидерландах и Индии — в 2030-ом. Учитывая, что создание новых производств по разработке технологий альтернативной энергетики, а также систем её хранения займёт годы и даже десятки лет, начать необходимо уже сегодня, чтобы не упустить момент. Подписывайтесь на S&F, чтобы первыми узнавать самое интересное из мира науки, и делитесь ссылкой на него с друзьями и в социальных сетях.