Накипело: Китай о России и русских

Мы кажется всё о России и самих себе знаем. Но нам всегда интересно, что думают о России и русских за пределами нашей страны. как они представляют Россию, историю России, русских. Наше знание о представлении и восприятии иностранцами России и русских позволяет и на себя, и Россию взглянуть по-новому. Сразу оговорюсь, что очень часто иностранцы не разделяют русских и народы России, для них мы все — русские. А какие представления Китая о России и русских?

Хочу напомнить, что далее я ссылаюсь на мнение и слова китайцев о истории Руси, России, русских. Поэтому не надо делать резких оценочных суждений и комментариев в адрес автора настоящей статьи. В адрес китайцев — можно, в рамках приличий и воспитанности самих комментаторов. Итак…

Интересные представления о России и русских сформировались в Китае. В интернете и СМИ Китая очень часто русских называют — «воинственный народ». В этом названии, по мнению самих китайцев, выражается восхищение и признание некоторыми китайцами прямолинейного характера русских и их свойства «смело любить и смело ненавидеть». И одновременно скрывается подсознательное неприятие китайцами бросающегося из крайности в крайность характера, присущего русскому народу.

Помимо этого китайцы видят в русских многое другое. По их мнению грубая сила — это не единственная отличительная черта русского человек. Характер и суть русского человека раскрывает история, география и многомерная русская культура. Китайцы определяют характер русских и многомерность русской культуры, как «крайность» во всём.

Китайцы считают, что согласно последним, но далеко не бесспорным историческим данным более тысячи лет назад постепенно возник народ русь (или россы, как их называли византийцы), первоначально образованный аристократической верхушкой варяжской знати и простыми славянами. Совершенно естественным для этого зарождающегося народа был характерен природный дух авантюризма и страсть к военному делу. К этому необходимо добавить уникальную способность терпеливо и стойко выносить лишения и унижения с целью достижения определённой цели, выносливость и трудолюбие. Всё это, по мнению китайцев, и заложило основу специфического и уникального национального характера русских.

Далее, по мнению китайцев, у руси возникла острая необходимость слияния с более развитой цивилизацией. После многих раздумий Русь остановила свой выбор на христианской религии Византии. От Византии Русь переняла довольно жёсткий авторитаризм, а также  бюрократическое устройство. В итоге православное христианство и авторитаризм вошли в саму суть и характер народа руси, который трансформировался в русский народ.

С того времени русский народ развивался далее, а результатом стала смешанная культурная модель, которая состояла из синтеза двух культур — скандинавской и византийской. Эти западные по своей сути элементы усилили тягу русского народа к Европе. Но, при этом само нахождение Руси на границе с Европой, сдержанность и терпеливость, необходимость ожидания удара врага и нанесения ответного удара, необузданность и ярость, осмысление и распространение учения Иисуса Христа и другие национальные черты постепенно и неосознанно формировали у русских особый национальных характер и образ мыслей, в котором сосуществуют божественное и варварское.

Особое влияние на формирование государства и характер русских оказала период владычества Золотой орды монголов. Многие российские историки называют этот период «монголо-татарским игом», который также отражает отрицательное отношение русского народа к власти «варварских» монголов. Однозначно то, что для русских эти воинственные и безжалостные кочевники были агрессорами и захватчиками. Однако конкретно в тот исторический период жестокость и восточный деспотизм стали неотъемлемой частью русского национального характера.

И в этом не было вины русских, ведь за более чем 240 лет монгольского владычества русские пропустили европейское гуманистическое идейное течение, включая эпоху Ренессанса и Реформации. Они были лишены возможности параллельного развития с Европой. А когда Москва начала подниматься с колен, она переняла у монгольского народа привычку к повиновению и стиль специфических социальных взаимоотношений, тем самым усилив восприятие авторитета власти.

Однако и русские патриотические настроения и национальное самосознание постепенно культивировались в процессе сопротивления монгольскому владычеству, формируя национальный характер. В длительном историческом периоде татаро — монгольского ига русский народ еще больше уверовал в православные сюжеты о Спасителе, а непреклонность, мужество, жертвенность и стремление к свободе проявлялись в характере русских в ходе борьбы и победе над жестоким монгольским правлением.

Россия, освободившись от монгольского ига, на долгое время застыла, медленно приходя в себя, восстанавливаясь и набирая силы. Резкое движение началось к концу XVII века, когда династия Романовых, которая сменила Рюриковичей, передала власть Петру I. Именно этот правитель, известный последующим поколениям как «Великий», столкнувшись с отсталостью и ограниченностью России, решил отправиться в более просвещенную в то время Европу, чтобы найти ответ на вопрос о том, как спасти Родину. Только благодаря неустанным стараниям Петра Великого Россия открыла новую главу истории, ориентированную в то время исключительно на Запад.

Петр I стал заменять заметно отставшие византийскую и монгольскую культуру культурой передовой на то время западной цивилизации. Он стал менять и старые традиции, развивать науку, искусство, торговлю. Масса прогрессивных деятелей начинают искать путь России на Запад, и такие люди будут неотъемлемой частью всех последующих поколений России.

Надо признать, что большая часть усилий в эпоху Петра I была осуществлена именно с помощью жестких средств в исконно «русском стиле». И это не только вновь доказало любовь русских к крайностям, но и стало скрытым предвестием для последующих ожесточенных споров между западниками и славянофилами и усугубило непостоянство в русском национальном характере, сочетание крайней жестокости и сентиментальности.

По мнению китайцев в русском характере есть особенность,которая прямо противоположна индивидуальной свободе. Великий русский писатель Лев Толстой считал, что это воплощение «принципа пчелиного роя», когда каждая пчела целиком и полностью зависит от коллектива — пчелиного роя. И многие века русские писатели прославляли такой коллективистский принцип и патриотический дух. Ведь говоря о русском человеке, можно отчетливо увидеть, что судьба отдельной личности вверяется общей судьбе народа. Китайцы считают, что русские отверженно вверяют собственную судьбу в руки определенного человека, могут полностью доверять и подчиняться «ему». Этим «кем-то» мог быть царь прошлых поколений, которого крестьяне называли «батюшка», или Сталин, который «принял Россию с сохой, а оставил с ядерной бомбой».

По представлениям китайцев в русских во всей полноте отражается и принцип яркой индивидуальности: без сомнений, Россия — это страна, полная героев, но в то же время она также является государством, богатым «маленькими людьми», а поиск свободы характерен для каждого исторического периода России.

Воплощением двойственности русского характера по мнению китайцев являются коллектив и индивидуальность, при этом такая двойственность также отражает природу крайностей в русских. Русский философ Николай Бердяев толковал русский характер в своей книге «Русская идея» таким образом: «Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт».

Китайцы считают, что русский национальный характер похож на двуглавого орла на государственном гербе, который упирается не в одну крайность, а сразу в две. Что касается трансформации и противостояния между этими крайностями, то им явно не хватает переходного пространства и промежуточного звена: для прыжка из одной крайности в другую хватает лишь мгновения, из-за чего русским трудно найти настоящий «русский дух» в этих непрекращающихся метаниях, и раз за разом в разных эпохах из глубины русской души звучит один и тот же вопрос: куда движется Россия?

По мнению китайцев стремление к крайностям заложено в русский характер, и это также скрытая культурная линия, из-за которой в процессе непрерывного познания России китайцы называют её народ «воинственным». Китайцы считают, что русским нравится прибегать к грубой силе, а не к логике. И поэтому китайцам трудно осознать, что русские подарили миру Чайковского, Репина и Достоевского. Эта любовь русских к применению силы заставила китайцев, по их мнению, игнорировать и не заметить такую особенность русских, как гармоничное соединение коллективизма и индивидуальности в их сознании. И эта же иллюзия влияет на общее понимание и восприятие китайским народом русского народа.

Китайцы считают, что единственный способ полно и правильно узнать и понять русских — это войти в духовный мир русских мыслителей, философов, писателей и поэтов. По мнению китайцев русская культура — одна из самых противоречивых и уникальных культур в современном мире. Глубокое понимание русского характера требуется не только для того, чтобы находить общий язык с русскими при культурных обменах, но и для попытки найти дорогу к устойчивому развитию нынешних российско-китайских отношений.

Что вы думаете о представлениях китайцев о России и русских? А какое ваше мнение о России и русских? Прошу помнить о взаимном уважении друг к другу, не зависимо от национальности. Это обсуждение, не надо никого обижать и оскорблять.