В России могут отменить аудиторскую тайну

В России могут отменить аудиторскую тайну

Минфин и ЦБ готовят поправки к законам «О Банке России» и «Об аудиторской деятельности», согласно которым ЦБ и другим надзорным органам будет открыт доступ практически к любой информации, собранной аудитором в банках, финансовых и страховых компаниях.

Сами аудиторские компании будут обязаны сообщать в надзорные органы обо всех выявленных существенных нарушениях законодательства и надзорных требований.

Компании и банки единодушны: в случае принятия поправок понятие аудиторской тайны в отношении поднадзорных Банку России и Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) структур аннулируется, а аудит банков и финансовых компаний будет массово фальсифицироваться, пишет «Коммерсант».

Кампания по давлению на аудиторские компании для сбора государством информации о незаконных операциях их клиентов грозит перерасти в систему. В распоряжении издания оказалась последняя версия проекта закона о поправках в законы о ЦБ «Об аудиторской деятельности» и «О банках и банковской деятельности», которые в случае принятия практически полностью аннулируют понятие аудиторской тайны в банковском бизнесе. Поправки обсуждаются советом по аудиторской деятельности при Минфине с участием ЦБ. Директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский уже уведомил о них Ассоциацию российских банков. Исходя из документов, имеющихся в распоряжении «Ъ», они будут внесены в Госдуму правительством.

Поправки прямо устанавливают обязательство для аудиторов передавать в ЦБ, ФСФР и Федеральную службу страхового надзора (ФССН) информацию о деятельности их клиентов, а клиентам запрещается предпринимать какие-либо действия для ограничения круга информации, которая может быть доступна аудитору и передана в ЦБ. Список фактов, о которых аудитор, безусловно, должен сообщать в надзор, определен максимально широко. Это любые факты о деятельности банка или инвесткомпании, которые могут привести к прекращению ее деятельности из-за нарушения законов и нормативных актов ЦБ. Кроме того, аудитор должен сообщать ЦБ о «недобросовестной» деятельности клиента по отношению к аудитору, а также о выявлении любых операций, которые могут привести к отказу аудитора подписывать аудиторское заключение.

Отметим, что в первоначальном варианте поправок, в марте 2007 года, формулировки были еще более откровенными: они предполагали обязать аудиторов сообщать ЦБ о любых операциях, представляющих «угрозу интересам кредиторов (вкладчиков)», а раскрытие надзору такой информации вообще выводилось из-под понятия аудиторской тайны. Но и в нынешней версии от нее остается немного. Предвидеть действия ЦБ в отношении банков аудитор не может, а именно решения надзора в подавляющем большинстве случаев являются причиной прекращения деятельности банка (после отзыва лицензии). Аудиторы в случае реализации поправок будут лишены возможности «договариваться» с клиентами об устранении нарушений без огласки и будут вынуждены сообщать ЦБ о любых подозрительных фактах, обнаруженных в банках. После начала судебного процесса «Федеральная налоговая служба против Pricewaterhousecoopers» аудиторы предпочтут «стучать» под угрозой не только лишения лицензии, но и материальной и уголовной ответственности.

Действующий закон «Об аудиторской деятельности» не предполагает передачи информации о состоянии дел клиента кому бы то ни было, кроме как по решению суда. В статье 5 закона зафиксировано, что при проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны в том числе «обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица… за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ».

Исключения регулируются статьей 8 того же закона: в ней говорится о том, что «находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц… предоставляются исключительно по решению суда» и лишь уполномоченным на это законом лицам или органам госвласти. Той же статьей аудиторы обязаны не передавать сведения и копии документов, полученные в ходе аудита, третьим лицам без согласия клиента.

«Этот закон попросту оставит нас без работы»,— заявила руководитель департамента международной отчетности и банковского аудита аудиторско-консалтинговой группы «BKR интерком аудит» Елена Коротких. По ее словам, от новаций пострадают прежде всего крупные российские аудиторские компании, которые неизбежно столкнутся с оттоком банков-клиентов. «Никакой банк не допустит, чтобы на него «стучали» ЦБ», — говорит она. По словам Елены Коротких, клиенты уйдут к тем мелким компаниям, которые «торгуют» своими заключениями и за небольшую сумму готовы подтвердить своей печатью любую финансовую отчетность. «Для таких аудиторов-однодневок потеря лицензии не страшна: продали несколько заключений, закрылись и открыли новую компанию».

По мнению аудитора, от оттока клиентов застрахованы лишь аудиторские компании «большой четверки», в силу того что наличие заключения именно от этих международных компаний, как правило, является требованием контрагентов клиента.

В компаниях «четверки» (PWC, Ernst & Young, Deloitte, KPMG) с ситуацией знакомы, но ее не комментируют.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x