Дитя гор, полюбившее равнину

Чудо-инструмент – альпийский рогБальдур Байер, один из лучших в Европе мастеров по изготовлению альпийского рога, живет в северогерманской деревушке, где горы можно увидеть разве что во сне. Его имя переводится со старонемецкого языка как «властитель».

Подарок деда


Чудо-инструмент – альпийский рог

Герр Байер увез инструмент почти за тысячу километров от места его рождения, на север Германии, и заставил звучать по-новому. Прежде чем стать господином звуков, а затем непререкаемым авторитетом среди тех, кто играет на альпийском роге, Бальдур Байер был скромным учителем физкультуры. Чтобы понять, как случилось превращение сельского учителя в европейскую знаменитость, перенесемся в первые послевоенные годы.

Стоял в селе Ротебуде винокуренный заводик, где делали самогон, а возле него – винная лавка. Жители Ротебуде, как во всей Северной Германии, много лет обходили лавку стороной. Пили то, что делали своими руками. Овощей, фруктов, ягод вокруг хоть отбавляй. Самодельный первач шел, что называется, за милую душу.
Взрослые мужчины дрова заготавливали, пни выкорчевывали, поля распахивали, а ребятня – дома. Чтобы мальчишки без дела не сидели, их отправляли работать на заводик, там они следили за процессом дистилляции. Дежурили по очереди, не оставляли производство без присмотра. Вдруг беда какая?
Дед Бальдура был талантливым резчиком по дереву. Мастерил лодки, известные по всей округе. Однажды вырезал мазурскую трубу – рог, сделанный в традициях немецко-польских обитателей Мазурских лесов.

– Выучись подавать сигнал, – сказал он внуку и вручил трубу двухметровой длины. – Места у нас глухие. Вдруг неполадка, а то недобрый человек на винокурню забредет или, хуже того, лесной зверь? Дунешь разок-другой – взрослые сразу поймут: опасность.

Бальдур вспоминает:

– Для меня, в ту пору десятилетнего мальчишки, труба была довольно длинная, метра два. Но дудеть научился. С той поры понятие «мазурская труба» и слово «самогонка», которое пришло из русского языка, так и застряли в моем сознании.

Недуг и победа над ним

 

Бальдур Байер уверен, что здоровье ему подарила игра на альпийском горне
Бальдур Байер уверен, что здоровье ему подарила игра на альпийском горне

Прошло несколько десятков лет. Вахта на винокурне ушла в прошлое. Настал момент, когда Бальдур, к тому времени вышедший на пенсию учитель физкультуры, вторично вытащил на свет свою трубу. Случилось это вскоре после обследования у врача, который поставил страшный диагноз – рак. Сеансы химиотерапии, сделанные вовремя, помогли, но потом болезнь вернулась.

Бальдур стал готовиться к худшему: мысленно прощался с родней, вспоминал детство. И однажды почувствовал неукротимое желание напоследок прикоснуться к мазурскому рогу. Отыскал в сарае инструмент, аккуратно опустил на траву массивный раструб гигантской дудки и набрал в легкие воздух.

Звук получился неожиданно мощный – не разучился старик играть! В тот момент он почувствовал какое-то облегчение. Отныне каждое утро Байер будил сельчан игрой на роге. И делал это много недель подряд.

Сегодня Бальдур точно знает: именно труба помогла ему окончательно победить болезнь. Почему?

– Игра на роге освобождает от недуга, – поясняет он. – Выдувая мелодию, ты словно исторгаешь болезнь из своих легких, подобно тому, как африканские знахари излечивают соплеменников ударами в бубны или итальянцы, ужаленные тарантулом, пускаются в пляс и таким образом противостоят действию яда. Чтобы играть на роге, нужно иметь не только желание и хороший слух, но и сильные легкие. А с другой стороны, как легкие разовьются, если их не нагружать?!

Местные медики назвали практику «выдувания болезни» старческой причудой. Но спорить с Бальдуром не стали.
Ему же важно было убедить людей в том, что его метод работает.
Байер победил рак! Теперь он даже принимает участие в соревнованиях по триатлону, метанию молота и лыжных пробегах. Врачи, видя явные улучшения, дали пациенту «добро» даже на 30-километровый лыжный забег по альпийской равнине.
В результате медицина получила потрясающие результаты: в анализах бывшего больного – ни малейших следов рецидива, а Бальдур наконец увидел своими глазами родину альпийского рога. Он приехал в Швейцарию на соревнования и услышал, как звучит «альпхорн» в родных пенатах. Там он узнал о том, что в Альпах с помощью рога могли переговариваться между собой пастухи и лесники, разделенные расстоянием до десяти километров, что старейшим считается инструмент 1100 года, а первое подробное описание игры на роге и его конструкции датировано 1527 годом.
Тогдашние умельцы заповедали: мастерить его лучше всего из пихты, причем строго учитывая характер расположения годовых колец.

Старый инструмент и новые планы

 

Альпийская идиллия
Альпийская идиллия

В Альпах Бальдура посетила дерзкая идея – самому сделать редкий инструмент. Он засел за книги. Какая пихта подходит больше всего? Как строгать начало мундштука? Как лучше скреплять шесть основных фрагментов рога? В дело идут кора и корни пихты, стебли тростника, опилки, обработанные смолами и лаками. Все эти премудрости господин Байер осилил самостоятельно.

Но изготовить рог – половина дела. У него тонкие стенки, которые легко повредить. Из-за перепадов температуры в них возникают трещины. Поэтому не только создать, но и сохранить инструмент – целая наука.

На создание первого рога у Бальдура ушло 15 лет. Услышав, как поет творение бывшего учителя, главный мэтр «альпхорностроения» в мире Ганс-Юрген Зоммер пришел в восторг. Некогда он тоже был самоучкой, а нынче – создатель уникальной студии на северо-западе Швейцарии, где разучивают 360 сочиненных им мелодий для альпийского рога. За это Зоммер был удостоен высшей национальной награды – Золотого скрипичного ключа – за вклад в развитие народной музыки.

– Мелодии пастухов и лесников, выдуваемые на роге, становились культурным достоянием с помощью профессиональных музыкантов, – говорит маэстро от рога Зоммер. – Великие композиторы, среди которых Бетховен и Россини, рисуя звуком пейзажи, использовали мелодии, характерные для этого уникального инструмента.

Зоммер поддержал мечту Байера – создать на севере Германии ансамбль альпийских горнистов. Это означало, что надо изготовить до двенадцати инструментов, каждый со своим голосом, а затем обучить желающих игре на них. Бальдур был уверен, что рог придаст новые оттенки северо-германским рыбацким и матросским песням, и хотел создать самый лучший инструмент:

– Если уж я строю «альпхорн», то звук его должен быть даже лучше, чем в Альпах. Иначе к чему эти старания?

Пока амбициозный Байер учился изготавливать и хранить свои первые инструменты, у него появились придумки, которые мастер запатентовал. Например, классический альпийский рог высверливают от корня дерева к его верхушке, постепенно сужая отверстие. Бальдур же попробовал, так сказать, изменить направление: у него диаметр уменьшается от верхушки к корню – и рог звучит отлично. В его мастерской – настоящая деревянная головоломка, в которой разобраться может лишь хозяин.
Он с удовольствием привечает ребятишек из той самой школы, в которой проработал много лет:

– Хотите освоить альпийский рог? Дело похвальное. Но учтите: хип-хоп не пройдет. Здесь народная классика. К тому же учу играть не для забавы и не за деньги.
Так что подумайте, прежде чем браться за учение…

Летят над водой озера Гламмзее веселые и печальные звуки, радуя односельчан, которые вечерами коротают время на террасах с кружками пива в руках и наслаждаются закатом. Приезжие говорят: «Закроешь глаза – кажется, что вокруг альпийская идиллия, что ты где-то в Австрии или Швейцарии, а не на полпути между Ростоком и Шверином».

Альпийский рог – древний инструмент – в наши дни обретает новое рождение.
Сохранив лучшее, что в нем было, немцы придумали современную технологию изготовления «альпхорна». Они разнообразили его звучание, научились по-новому играть старые мелодии, а современную музыку – с учетом традиций.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x