Что происходит с кораблем, зажатым во льдах? (8 фото)

Весь мир с тревогой наблюдает за развитием драматичной ситуации с судном «Академик Шокальский», зажатым во льдах Антарктиды.

В истории мореплавания в ледовой ловушке оказывались сотни кораблей, а с момента истории с челюскинцами в 1934 году Международной службой морской навигации начат систематический отсчет «ледовых инцидентов» – сегодня их насчитывается уже 1658. В России с тех пор зафиксирован 231 случай попадания судов в «ледовые клетки», из которых 38 закончились в той или иной степени трагично. Что же происходит с кораблем в этом случае и как можно избежать катастрофы с гибелью экипажа? С этим вопросом мы обратились к инженерам-судостроителям и капитанам дальнего плавания.

Как рассказал корреспонденту «Эксперт Online» конструктор кораблей ледового класса с 27-летним стажем, доктор технических наук Алексей Новоселов:

«Когда судно попадает в арктический ледовый плен, оно подвергается мощнейшему давлению на корпус, которое по кинетической энергии может быть сопоставимо с ударом 20-тонного метеорита, летящего со скоростью 5 тыс. км/ч. По практике мы знаем, что подобные космические объекты оставляют воронку на поверхности земли диаметром несколько километров и около 200 метров в глубину. С каждой минутой ледовый вал все больше «наваливается» на корабль со всех сторон, поэтому все зависит от скорости оказания помощи – или с земли ледокольным путем, или с воздуха, но тогда можно спасти лишь людей, а о самом судне можно забыть: оно рано или поздно превратится в груду металлолома неузнаваемой формы».  

Зажатый льдами «Свердловск». Фото 1933 года.

Что происходит с кораблем, зажатым во льдах? (8 фото)

Что происходит с кораблем, зажатым во льдах? (8 фото)

Что происходит с кораблем, зажатым во льдах? (8 фото)

Участник советской испытательной комиссии ледоколов, капитан 2-го ранга Сергей Никончук, в свою очередь, рассказал, как это происходит на практике и что чувствует команда в период попадания корабля в ледовую ловушку:

«Сначала слышится чудовищный грохот, перемешанный со скрежетом железа, а судно начинает раскачивать из стороны в сторону. Затем оно постепенно накреняется в ту сторону, где давление ледяного массива слабже. Несмотря на «полный ход» двигателей, оно останавливается – в этот момент, если мгновенно не остановить турбины, они просто загорятся, а винты оторвутся. Обшивка с жутким гулом и скрежетом проваливается вовнутрь. Тут, естественно, все зависит от прочностных характеристик обшивки, заложенной конструкторами. У кораблей морской зоны не ледового класса просто нет шансов – корпус будет смят за считанные часы, в нем появятся огромные пробоины, в которые лед острыми углами проникает в трюм и в итоге практически «разрезает» судно на куски, а на палубе происходит настоящий ад – она вскрывается как консервная банка, люди, находящиеся на палубе, проваливаются вниз и попадают в мясорубку – переламываются тяжелыми предметами, разрезаются оторванными кусками металла и сминаются падающим оборудованием, которое, кстати, постоянно коротит, искрит и даже взрывается. Затем происходит осадка корабля от деформации – он постепенно теряет архимедову устойчивость, оседает вниз. В трюм заливается ледяная вода, и члены экипажа, еще по каким-то причинам оставшиеся в живых, в течение 10-15 минут превращаются в плавающие ледяные призраки».

25 декабря российское исследовательское судно «Академик Шокальский» застряло во льдах Антарктики. На судне 48 ученых и туристов из Австралийской антарктической экспедиции, а также 20 членов экипажа. В правом борту моряки обнаружили трещину, после чего был послан сигнал бедствия. Фото сделаны с палубы судна.

Что происходит с кораблем, зажатым во льдах? (8 фото)

Что происходит с кораблем, зажатым во льдах? (8 фото)

Что происходит с кораблем, зажатым во льдах? (8 фото)

Что происходит с кораблем, зажатым во льдах? (8 фото)