БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

В самом начале развертывания строительства тоннелей на БАМе они получили почетный титул — «Ключи от БАМа». Это были наиболее затратные и сложные сооружения. Причем затратные не только по финансам и материалам, но по времени. Особенно Северомуйский тоннель который строили 26 лет. Все тоннели вводились в строй уже тогда, когда по всему БАМу было открыто движение. А для преодоления не построенных участков сооружались временные объезды по упрощенным нормам.

Мысовые тоннели — комплекс железнодорожных тоннелей на Байкало-Амурской магистрали, на участке Северобайкальск — Нижнеангарск (Бурятия). Тоннели выстроены на участке железной дороги, проходящем вдоль озера Байкал, и предназначены для пропуска поездов сквозь отроги Байкальского хребта, вплотную примыкающие к озеру. Длина тоннелей: 413,9 м (Первый Мысовой тоннель), 1843,4 м (Второй Мысовой тоннель), 1706 м (Третий Мысовой тоннель) и 1343,7 м (Четвёртый Мысовой тоннель). Все четыре тоннеля строились под два пути (сечение составляет 122—126 м²), однако через них проложен только один путь.

Первоначально для трассировки БАМа рассматривался Нюрундуканский вариант (по названию реки Нюрундукан) — значительно севернее Байкала, затем — береговой вариант. Если был бы принят первый вариант, то города Северобайкальска не было бы на карте России.

Но, после сравнения всех данных, к рассмотрению был принят береговой вариант. Но и здесь было аж четыре варианты трассы — низовой, с четырьмя тоннелями без эстакад и виадуков; эстакадный с четырьмя тоннелями и 300 эстакад и виадуков; верховой с тремя тоннелями и 150 эстакад и виадуков; верховой с четырьмя тоннелями и, по-прежнему, с наличием эстакад и виадуков.

Скажу честно, по всех источниках фигурирует эта цифра в 300 и 150 эстакад и виадуков. Мне кажется, что на таком маленьком участке это какая-то запредельная величина и, скорее всего, неправильная. Опечатка, которая кочует из публикации в публикацию.

Эстакадный, и особенно низовой варианты требовали значительного объема берегоукрепительных работ и были отвергнуты. Для дальнейшей разработки был выбран верховой вариант с четырьмя тоннелями. Все Мысовые тоннели – двухпутные, общая протяженность 5 071 метр.

Кстати, это единственные тоннели на всем БАМе, которые были построены двухпутными.

В феврале 1978 года тоннельный отряд № 16 (ТО-16) начал строительство Мысовых тоннелей. В ноябре 1986 года было закончено устройство галерей и порталов всех четырех тоннелей. Сдача всего комплекса в эксплуатацию осуществлена в 1989 году.

Памятный знак около Первого Мысового тоннеля. Очень необычно смотрится буква «М». Но все проходчики в тоннельном отряде — метростроевцы. Поэтому многие тоннели у нас имеют этот отличительный знак в виде буквы «М».

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Соответствующая автобусная остановка около базы строительства.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Каике-то бункера (скорее всего для инертных материалов) сделанные из железобетонных тюбингов.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

«Тоннели строят настоящие мужчины» — добавить тут нечего.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Трасса временного обхода. А сверху уже постоянная с защитной галереей.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Разобранный временный мост с деревянными устоями.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Постоянный мост между первым и вторым тоннелем.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Как вы в дальнейшем увидите, я снимал здесь два дня. В первое утро было грех упустить такую погоду, хотя разрешение на съемку в тоннелях было оформлено только на следующий день. Как оказалось не зря в это прекрасное утро я поехал снимать…

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Памятник строителям. На железобетоном рельсе стоит скрепер МоАЗ с табличкой: «МоАЗ №143. 25-тонный подземный автопоезд. Работал на строительстве тоннелей БАМа: Нагорного, Байкальского, Мысовых с 1975 по 1982 год. Установлен в день сбойки мысового тоннеля №2 16 октября 1982 года, в честь 60-летия образования СССР. Тоннельный отряд №16 УС. “Бамтоннельстрой”»

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Интересная обделка с ромбовидными отверстиями на стыке. Если не ошибаюсь, это специальный тип сейсмоустойчивой обделки диаметром 5,6 метра. В какой-то книжке читал, что такая обделка использовалась в одном из южных метрополитенах СССР. В ромб вкладывалась металлическая пластина, которая приваривалась к проушинам в блоках. Стык дальше замоноличивался.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Буква М здесь смотрится очень феерично.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Первый Мысовой тоннель длиной 414 метров и портал второго.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

А вот такая погода была на следующий день. В тоннелях не страшно, но виды снаружи особо не поснимаешь.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Один из двух пожарных резервуара емкостью 150 кубов. Такие резервуары есть в каждом тоннеле, кроме, кажется, первого.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Особенности проходки Второго Мысового тоннеля обусловлены тем, что с него началась вообще проходка Мысовых тоннелей с западного портала. Здесь отрабатывались технология и машины, организация производства и приемы труда. На строительстве этого тоннеля впервые была применена временная крепь.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Проходили обычным буровзрывным способом.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Внезапно заработала сигнализация — скоро поезд. Да еще и рабочий!

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Как же комфортно снимать в таком широком тоннеле!

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Так как вагон пассажирский, то получаем классический кадр уезжающих красных огоньков.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Из-за большого габарита были сложности с проходкой через слабые грунты. Особенно участки врезки от порталов и зоны тектонических разломов. Для их преодоления был разработан способ проходки под защитой опережающего экрана из труб.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Уширение габарита перед началом кривой.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Эх, жалко, что кривая не в ту сторону.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Снова заработала сигнализация. Позвонили диспетчеру и узнали, что поедет грузовой поезд. На фото наглядная разница фокусного расстояние. Это 40 мм.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Это 70 мм.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

А это уже 200.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Везде написано, что все тоннели монолитные, но внезапно мой сопровождающий говорит, что в третьем тоннеле есть опытный участок из железобетонных блоков. Значит идем туда тоже, хотя изначально я планировал посещение только одного тоннеля.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Но сначала поезд!

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Грохот стоит невообразимый.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Все, поезд ушел. Идем дальше.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Вид на участок между вторым и третьим тоннелем.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Каждое припортальное здание оборудовано вентиляцией. Но ее включают только летом для проветривания тоннелей. Иначе они «потеют» и влажность достигает 100%, что плохо сказывается на оборудовании.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Как хорошо, что все уличные кадры я отснял вчера.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Блокпост №6. Текила.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

А вот и опытный участок с железобетонными блоками в своде.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

По три блока с каждой стороны и замковой блок. Тут все просто.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

И кривая в нужную сторону для съемки. Но увы, следующий поезд еще не скоро, а надо ехать на Байкальский тоннель.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Портал третьего тоннеля.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Укрепляющая стенка.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Портал.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

И четвертый тоннель. В него я не ходил, увы. Надо было ехать дальше.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Памятник строителям.

БАМ. Мысовые тоннели (42 фото)

Поделиться

Огромное спасибо за организацию съемки всем сотрудникам Восточно-Сибирской железной дороги, ее пресс-службе и лично Аркадию Петшику и Роману Ринчинову.