Вулканы, которых никто не видел (6 фото)

неизвестные вулканы

Глубоководные вулканы расположены настолько далеко от поверхности воды, что до недавних пор человечество даже не подозревало об их существовании. Сегодня нам известно достаточно много.

Несмотря на то что их извержения остаются незамеченными на поверхности, подводные вулканы в ответе за большую часть минералов, из которых состоит океаническая кора. По данным геологических исследований, в то время как поверхностные вулканы выбрасывают около одного-двух кубических километров магмы, извержения глубоководных вулканов выбрасывают в 15 раз больше магмы на поверхность морского дна.

Что такое подводные вулканы?

океаническая кора

Поверхность морского дна, скрытая от нас бурными водами, покрыта остатками сотен тысяч вулканических взрывов. Подробные геологические исследования утверждают, что около 70% земной коры образовано подводными вулканическими поясами, как, например, Атлантический. Эти пояса соответствуют местам, где тектонические плиты раздвигаются и продолжают двигаться в противоположных направлениях.

В местах раскола земной коры на поверхность, а в этом случае на океаническое дно, вытекает огромное количество магмы, которая, остывая, образует новую твердь. Эти процессы настолько мощны, что образуют множество сильных и активных вулканов.

На самом деле подводные вулканические пояса являются самыми крупными вулканическими системами Земли. Поскольку они расположены глубоко на дне океана, эти системы долгое время оставались неизученными. Современные технологии позволяют не только узнать много нового о действии глубоководных вулканов, но и показать миру до сих пор невидимые сейсмические системы, которые отвечают за формирование морского дна.

Текущие исследования

вулканический период

Сегодня ученые плохо представляют себе частоту и манеру глубоководных извержений. Пока нет данных о структуре земной коры, образованной в результате этих извержений. Фактически нам ничего не известно о большей части земной поверхности. Но эта ситуация постепенно меняется.

Чтобы восстановить историю подводной сейсмической и вулканической активности, ученые изучают потоки лавы с помощью их гидроакустических свойств. То есть они анализируют, каким образом лава отражает звуковые волны, излучаемые сонаром, и то, как эти отражения меняются в зависимости от глубины и возраста застывшей магмы.

Новые данные, опубликованные в апреле 2016 года, спекулируют на том, что самые активные этапы извержения лавы на океаническом дне происходили в последние четыре тысячи лет. В геологических масштабах это практически новорожденные вулканы.

Новые возможности

фотографии

Совсем недавно группа ученых отправилась к вулканическому поясу недалеко от берегов Исландии. С помощью глубоководного робота им удалось сделать ряд фотографий океанического дна очень высокого разрешения. Это позволяет рассмотреть и оценить подводную земную кору в таких подробностях, какие раньше и не предполагались научным сообществом. Океаническое дно представлено на этих фотографиях в таких деталях, что его изучение можно сравнить с геологическим изучением суши.

Эти наблюдения, наряду с пространственной оценкой распространения потоков лавы, позволяют ученым предположить, сколько лавы и в какой период было выброшено на дно из недр Земли.

Ранний вулканический период

наблюдение

Фотографии подтверждают относительно юный возраст лавы. По ним также можно оценить и активность вулканического пояса. Например, ясно прослеживаются периоды, когда никаких извержений не было на протяжении многих веков и даже тысячелетий. Кроме того, ученые обнаружили на фотографиях недостаток лавы.

Используя современное моделирование, ученые могут рассчитать, сколько лавы необходимо, чтобы заполнить раскол между двумя тектоническими плитами. Количества, зафиксированного учеными, недостаточно, чтобы оправдать толщину нового слоя земной коры, который составляет около 10 километров.

Это навело исследователей на идею о том, что должен был быть и более ранний период вулканической активности, который не отражен на фотографиях. Они пока не могут точно определить, когда именно проходил этот ранний этап сейсмической и вулканической активности, но предположения основываются на логичном периоде от 20 до 10 тысяч лет назад.

История подводных вулканов

исследование

Первый подводный вулкан, зафиксированный в истории, называется Колумбо, и расположен он в восьми километрах от острова Санторини. В 1650 году в результате скопления магмы под куполом произошел взрыв, замеченный на поверхности. Это стало первым свидетельством существования вулканов не только на суше.

Несмотря на то что отдельные подводные, доселе неизвестные вулканы были замечены еще во времена позднего Возрождения, реальный масштаб подводной вулканической активности и ее влияние на строение земной коры были совершенно не изучены вплоть до последних десятилетий.

До 2012 года геологи не могли точно определить ось основных глубоководных вулканических поясов, не говоря уж о том, чтобы оценить объем и возраст потоков лавы. Сегодня, по сравнению с 2012 годом, прогресс очевиден, но геологи не намерены останавливаться на достигнутом. Они намерены узнать, из чего, каким образом и как быстро формируется океаническое дно.

Оказывается, популярная фраза о том, что мы меньше знаем об океане, чем о космосе, получила очередное подтверждение.