Это самые странные музыкальные инструменты в мире (5 фото)

Экспериментальные музыкальные инструменты всегда вызывали интерес у публики. Инженеры, связанные с музыкой, трудятся не покладая рук, чтобы расширить диапазон звукоизвлечения и еще больше удивить слушателей. Так, в 2015 году студия MONAD представила всему миру уникальные 3D инструменты на одной из нью-йоркских конференций. Настоящим хитом мероприятия стала двухструнная пьезоэлектрическая скрипка. Она достаточно громоздкая и скорее похожа на реквизит для научно-фантастического фильма. Разумеется, звуки этого инструмента отличаются от тех, что издает обычная скрипка.

Кто является создателем пьезоэлектрической скрипки?

Это самые странные музыкальные инструменты в мире (5 фото)

Этот странный музыкальный инструмент увидел свет благодаря сотрудничеству архитекторов из Майами Эрика Голдемберга и Вероники Зальцберг с мультинструменталистом Скоттом Халлом. Музыкант известен тем, что на протяжении нескольких десятилетий пытается изобретать необычные инструменты. Вот что говорят сами авторы: «Наше желание придумать нечто подобное появилось, когда мы поняли, что архитекторы очень похожи на музыкантов по ряду эстетических и технических вопросов. Мы хотели расширить функциональные возможности скрипки и ряда других инструментов. Мы получили эту модель в результате скрупулезных исследований по проектированию и вычислению, а также прямого взаимодействия с музыкантами, в том числе со скрипичными композиторами». На выставке были представлены еще четыре изобретения авторов, в том числе виолончель.

Как звучит этот инструмент?

Журналисты сразу же поспешили поинтересоваться у создателей пьезоэлектрической скрипки, как она будет звучать. На этот вопрос Эрик Голдемберг дал такой ответ: «Наше детище не предназначено только для выставок. У каждого из наших оригинальных инструментов сохранена функциональная и эргономическая структура. Например, скрипка. Ее звук будет очень похож на то, что вы ожидаете. Если хотите параллелей, то вспомните отличия между шестиструнной и электрической гитарами».

Фантазии музыкантов и архитекторов простираются далеко за пределы агрессивных научно-фантастических открытий. Кому-то может показаться, что пьезоэлектрической скрипке не место в симфоническом концертном зале. Но она является частью древней традиции создания необычных музыкальных инструментов. Представители этой линейки всегда балансировали на грани науки и фантастики, музыки и магии. Перед вами некоторые из самых интригующих предшественников пьезоэлектрической скрипки.

Стеклянная гармоника

Это самые странные музыкальные инструменты в мире (5 фото)

Если вы когда-нибудь лизали палец, а затем проводили по краю стекла, вам знаком это звуковой феномен. Китайцы использовали этот прием для создания музыки, начиная с 12 века. Этот эффект использовал в своих опытах Галилей, а популяризировал ирландец Ричард Покрих. В 1745 году композитор Кристоф Виллибальд Глюк поразил зрителей на своем концерте целым набором необычных стеклянных инструментов, воспроизводящих ангельские звуки. Ну а когда президент Бенджамин Франклин присутствовал на одном из концертов в Лондоне, он был также очарован звучанием стеклянной чаши.

Официальное изобретение

Американский лидер потребовал изобрести фактический инструмент. Так и появилась стеклянная гармоника, состоящая из полусфер определенных размеров. Сосуд закреплен на горизонтальной металлической оси и частично погружен в ящик-резонатор. Музыкант должен вращать механизм при помощи ножной педали, одновременно совершая прикосновение к краям полусфер. Так рождаются удивительные звуки, которые иногда могут доводить слушателя до экстаза. Моцарт, однажды услышав игру слепого музыканта, вдохновился на написание Адажио для сольной стеклянной гармоники и квинтета (флейта, гобой, альт и виолончель). Популярность этого инструмента пошла на убыль, когда концерты перешли на более масштабные площадки.

Октобас

Это самые странные музыкальные инструменты в мире (5 фото)

Гектор Берлиоз был большим поклонником этих массивных трехструнных гигантских инструментов. Высота самого гигантского октобаса достигает 12 метров, ну а самый первый представитель этого семейства был намного меньше — «всего» 3,5 метра. Изобретен он был Жаном-Батистом Вильмом в середине 19 века. По существу изобретатель не произвел никаких кардинальных изменений, взяв за основу контрабас, увеличив возможности реестра на октаву ниже, сделав струны толще, а также поместив на инструмент сложную ножную педаль. Без этого элемента октобас просто не зазвучит, ведь руки простых смертных не простираются на несколько метров в высоту. Контрабасист Нико Абондоло так рассказывает об игре на октобасе: «Это был сюрреалистический опыт. Наверное, то же самое чувствовала Алиса, попав в Страну чудес».

Терменвокс

Этот инструмент был изобретен в советской химической лаборатории на основе экспериментальной измерительной установки в 1920 году. Создатель терменвокса Лев Термен произвел на свет не одно изобретение, однако именно это принесло ему всемирную известность. В 1928 году советский химик перебрался в Соединенные Штаты Америки, где и запатентовал свое детище.

Принцип работы

Это самые странные музыкальные инструменты в мире (5 фото)

В основе терменвокса лежат два высокочастотных колебательных контура, каждый из которых настроен на одну и ту же частоту. Электрические колебания создаются электронным ламповым генератором. Когда сигнал проходит через усилитель, то при помощи громкоговорителя он трансформируется в звук. Это устройство фактически открыло дорогу поколению электронных синтезаторов, с одним единственным отличием: здесь нет клавиш. Звукоизвлечение контролируется при помощи изменения положения ладоней музыканта в непосредственной близости с антеннами. В том случае, когда ладони перемещаются вокруг стержня, это позволяет регулировать высоту звукового потока, ну а манипуляции вокруг дуги терменвокса влияют на громкость. Когда расстояние между ладонью и антеннами увеличивается или уменьшается, меняется индуктивность колебательного контура, тем самым меняется частотность звука.

Знаменитые поклонники

Как видим, этот музыкальный инструмент единственный в своем роде. Ведь звуки воспроизводятся без непосредственного физического контакта с инструментом. Одна из виртуозов владения терменвоксом, американка Клара Рокмон, говорила, что он может воспроизводить даже тишину. Среди поклонников этого инструмента можно отметить выдающихся классических композиторов Дмитрия Шостаковича и Перси Грейнджера. За жуткое звучание терменвокс полюбился создателем фильмов ужасов.

Дорога на большой экран

Эти звуки накаляют атмосферу на экране более эффективно, чем крики и неожиданные сюжетные повороты. Композитор Миклош Рожа использовал терменвокс для звукового эффекта в фильме Альфреда Хичкока «Завороженный», а также в картине Билли Уайлдера «Потерянный уик-энд». Обе ленты вышли на широкий экран в 1945 году. Музыка терменвокса была услышана миллионами людей после того, как ее включили в заставку сериала «Чисто английское убийство».