Это растение использует квантовую механику, чтобы сделать фотосинтез более эффективным (5 фото)

В малайзийских джунглях есть невероятное растение с синими листьями, известное как бегония венценосная (Begonia Pavonina). Но причина, по которой ее листья являются синими, еще более невероятна.

Побочные эффекты

Некоторые из хлоропластов растения, в которых происходит процесс фотосинтеза, имеют кристаллическую структуру, которая способна замедлить свет. Это позволяет цветку поглощать больше зелено-красного света, но имеет побочный эффект: отражение синего света. Поэтому растение имеет такой необычный внешний вид.

Эти хлоропласты идеально подходят для плохого освещения, которым характеризируется нижний слой тропических лесов. Синие растения получают на 5-10% больше света, чем зеленые.

Как растения решают свои проблемы

На самом деле это блестящее решение. Растения должны справляться с любым препятствием, с которым они сталкиваются, не имея возможности убежать. Здесь мы видим свидетельство того, что растение на самом деле развило способность физически манипулировать незначительным количеством света, которое оно получает, — так говорит ведущий автор исследования Хизер Уитни. Это довольно удивительное и совершенно неожиданное открытие.

Исследование было проведено группой из Университета Бристоля и Университета Эссекса. Ученые изучили расположение тилакоидов — наноскопических структур в хлоропластах, где происходят химические реакции, связанные с фотосинтезом.

Результаты исследования ученых

Как правило, тилакоиды случайным образом распределены в пределах хлоропластов, но в этих бегониях они распределяются очень равномерно и действуют как плотные кристаллы. Тилакоиды используют солнечный свет, чтобы превратить воду и углекислый газ в глюкозу и кислород. Когда солнечный свет проходит через лист, упорядоченное распространение тилакоидов создает квантовый эффект, который замедляет свет, в результате чего растение может проводить большее количество химических реакций.

Ученые обнаружили под микроскопом, что отдельные хлоропласты в этих листьях отражают синий свет почти так же ярко, как зеркало, сказал ведущий автор исследования Мэтт Джейкобс. Внутренняя структура имеет необычную организацию, включающую в себя чрезвычайно однородные слои, размер которых – всего 100 нанометров в толщину.

Исследователи полагают, что эти специальные хлоропласты используются в качестве резервного генератора, когда не хватает света. Они могут быть найдены во многих других растениях, где не определяют цвет листьев.