Индейцы — это коренные жители территории Америки, проживающие до прихода европейцев и после них. Первооткрыватель данных земель Христофор Колумб в конце XV века, сделал ошибочное представление об индейцах, возомнив их, обитателями Индии. Переселение американоидной расы началось 70 тыс. лет назад до н.э. из северо-восточных земель Азии. Северная часть Америки начисляла 400 тыс видов индейцев.

Каждое племя имело свой язык речи и у некоторых видов народа он состоял из произношения жестов, и сигналов. Письменность представляла из себя вид пиктограмм — информация, нанесённая на объектах в виде рисунков и символов.

Содержание

История индейских племен

Кто такие Индейцы, перед которыми Американцы до сих пор извиняются

В далеком 1492 году испанский мореплаватель Христофор Колумб совершал свою первую экспедицию, ставшую в последствии для него знаковой.

Цель Колумба была Индия. Испанский король снабдил его кораблями и провизией в надежде, что мореплаватель откроет более короткий путь в этот, наполненный пряностями и другими необычными для европейцев вещами, материк.

И проплыв Атлантический океан, мореплаватели оказались у берегов нового континента, получивший в последствии название Америка.

Ступив на сушу, экспедиция встретила местных жителей. Это были смуглые люди с прямыми черными волосами и орлиным носом (впоследствии, антропологи определили людей с данными чертами к американоидной расе).

Считая, что они добрались до Индии, Колумб обратился к аборигенам, назвав их индейцами.

Интересно! До Христофора Колумба берегов Америки уже достигали корабли различных мореплавателей. Первыми из европейцев пытались покорить новый континент норманны. В X веке Эрик Рыжий был изгнан из Исландии и вместе с другими викингами он разместился в Гренландии. Несколько десятилетий норманны пытались освоить Америку, однако каждый раз им оказывали сопротивление индейцы, или, как их называли викинги, скрелинги. Кроме скандинавов, Америку пытались также открыть арабы, китайцы, финикийцы, евреи и древние египтяне.

Ошибку Колумба никто не стал исправлять и с тех самых пор коренное население Америки называют индейцами. Однако, народом их тоже назвать нельзя было. Индейцы – это более 400 различных племен, населявшие обе Америки от Аляски на севере до Огненной земли на юге, и имеющие более 300 языков и диалектов.

Создание конституции

Многие историки считают, что Конституция Соединенных Штатов была частично смоделирована по образцу Великого Закона мира, конституции Конфедерации ирокезов. В 1988 году Конгресс Соединенных Штатов принял резолюцию о признании влияния Лиги ирокезов на Конституцию и Билль о правах.

Древнейшие свидетельства хлопчатобумажной ткани были обнаружены археологами в пещерах Мексики, которые датируются 8000 годами назад. Были найдены остатки хлопчатобумажной ткани и коробочки хлопка, что делает коренных американцев производителями самого старого хлопка, найденного на сегодняшний день.

Во времена Старого Запада шайенны, апачи, навахо, команчи, сиу и черноногие были одними из основных индейских народов. Все они жили в районе, известном как Великие равнины Северной Америки, на обширной территории, простирающейся от реки Миссисипи до запада континента.

Чероки, как и многие другие племена, прослеживали свои семейные отношения по материнской линии. В результате многие женщины занимали руководящие должности. Женщины с большим влиянием стали известны как “Гигау”, что означает «Любимая женщина», высшая роль, на которую могла претендовать женщина-чероки. Это имя также переводится как «Женщина войны» и часто присуждалось отважным женщинам-воинам.

Влияние на язык

Бесчисленные индийские слова стали частью английского языка: барбекю, шоколад, гамак, ураган, красное дерево, картофель, скунс, сквош, сани и сурок.

Бюро переписи населения 1894 года подсчитало более 40 “официальных” войн с индейцами в Соединенных Штатах, которые стоили жизни примерно 19 000 белых мужчин, женщин и детей и жизни около 30 000 индейцев. В дополнение к официальным войнам с индейцами произошли сотни стычек между поселенцами и коренными американцами, которые привели к тому, что пионеры двинулись на запад, вторгаясь на традиционные индейские земли.

Война Тигуекса велась зимой 1540–41 годов армией Франсиско Васкеса де Коронадо против 12 пуэбло индейцев Тива по обе стороны Рио-Гранде в Нью-Мексико. Это была первая индейская война между европейцами и коренными американцами на американском Западе.

Нация навахо имеет самое большое население американских индейцев из всех резерваций коренных американцев.

Первое похищение в Америке произошло, когда итальянские исследователи похитили индейского ребенка, чтобы привезти его во Францию в июле 1524 года.

Первые красители

Кто такие Индейцы, перед которыми Американцы до сих пор извиняются

Столетия назад коренные американцы разработали процесс, при котором сушеные насекомые, питающиеся кактусами, могли превращаться в красный краситель, называемый кошенилью. Этот индийский краситель стал одним из важнейших экспортных товаров из Нового Света в конце 16 века. Этот красный краситель высоко ценился европейской тканевой промышленностью на протяжении сотен лет и использовался для окрашивания красной британской униформы во время Американской революции.

Во время падения римлян индейцы хохокам построили самый большой оросительный канал в Северной Америке. Одна из самых сложных ирригационных сетей, когда-либо созданных с использованием доиндустриальной технологии, хохокам создали 700 миль каналов вручную между 600–1450 годами нашей эры в Аризоне.

Резня Феттермана, названная индейцами “Битвой ста убитых”, произошла в Вайоминге в 1866 году. Это было худшее поражение армии на Великих равнинах до катастрофы на Литл-Биг-Хорн почти десять лет спустя.

Религии коренных американцев сильно различаются. Для одних Солнце было верховным богом, другие поклонялись богине смерти; третьи верили в нематериального и всемогущего Бога, называемого Маниту.

Сельское хозяйство

Коренные американцы выращивали и развивали многие растения, которые очень важны в современном мире, включая белый и сладкий картофель, кукурузу, бобы, табак, шоколад, арахис, хлопок, резину и жевательную резинку. Они также были первыми, кто сделал попкорн.

Сегодня в Вооруженных Силах Соединенных Штатов служит гораздо больший процент коренных американцев на душу населения, чем в любой другой расе или этнической группе.

Развлечения

Гребля на каноэ, прогулки на снегоступах, катание на санях, лакросс, эстафетные гонки, перетягивание каната и игры с мячом — это лишь некоторые из игр, в которые играли ранние коренные американцы и которые все еще нравятся сегодня. Слово “тобогган” происходит от алгонкинского слова “одабагган”, которое было изобретено индейцами в восточной части Соединенных Штатов для перевозки дичи по снегу.

Коренные американцы часто служили проводниками в исследовании Америки. Многие из их троп стали эмигрантскими дорогами, по которым позже прошли железные дороги.

Из животных, завезенных европейцами, лошадь была наиболее значимой. В 17 веке испанцы завели лошадей, которые сбежали. Коренные американцы быстро приспособились к использованию лошади, езде без седла, что значительно облегчило охоту на буйволов, а также защиту или нападение.

Племена ирокезов, в том числе могавки, онейда, онондага, каюга и сенека, сражались на стороне Великобритании во время Американской революции (1775–1783). Они ничего не получили от Англии за свое участие, и Соединенные Штаты захватили их территорию. В отместку американцы уничтожили 40 лагерей ирокезов, а выжившим пришлось укрыться в Канаде.

В период с 1820 по 1845 год десятки тысяч индейцев чероки, чикасо, крик и семинолов были вынуждены покинуть свои земли в соответствии с Законом о переселении индейцев и отправиться на запад, на Индейскую территорию (Оклахома). Во время их путешествий около 25% умерли из-за суровых зим, голода, болезней и истощения. К 1930 году территория к востоку от реки Миссисипи была практически очищена от индейцев.

В одной из последних вооруженных попыток индейцев сохранить свой образ жизни битва при Литтл-Бигхорне произошла в Монтане в июне 1876 года. Возглавляемый подполковником Джорджем А. Кастером, он и его войска потерпели жестокое поражение от рук воинов племен сиу и шайенов. Битва при Литтл-Бигхорне была величайшей победой индейцев и худшим поражением армии в долгой и кровавой войне индейцев равнин.

Занятия древних индейцев

Индейцы, как правило, занимались охотой и собирательством, но некоторые из индейских племен были уже хорошо знакомы с земледелием и скотоводством. Основу хозяйственной жизни индейцев составляла охота на бизонов. Мясо бизона шло в пищу, из его шкуры делали одежду и жилища и, даже, бизоний помет использовался, как топливо. Он хорошо горел и давал много тепла.

Но, как бы индейцы не охотились на бизонов, они со своими луками и стрелами не могли серьезно повлиять на численность этих животных. Только, когда в Америке появились европейцы и их огнестрельное оружие, численность бизонов стала очень быстро сокращаться, и к настоящему времени эти животные в Америке вымерли полностью.

Многие индейские племена имели совершенную систему ремесла. Изготавливали прекрасные гончарные сосуды, одежду, оружие и предметы, связанные с украшениями. Коллекция индийской керамики находится чуть ли не в каждом современном американском музее.

Индейцы верили в то, что каждое племя происходит от какого-то одного животного, которое считалось священным. Такая вера в священного предка в виде животного или, даже, растения — называлась тотемизм. Племена называли себя по именам тех или иных животных:

  • племя медведя;
  • племя волка;
  • племя ворона;
  • племя бешеной собаки.

Члены каждого племени носили похожие головные уборы. Для их изготовления требовалось брать перья только конкретных птиц. Причем перья должны были быть определенной длины и цвета. Такие уборы носили не для красоты, а для того, чтобы все видели, с кем имеет дело. Впрочем, надевали их конечно же, не каждый день. Так было неудобно охотиться или заниматься повседневными делами. А только во время крупных религиозных праздников.

Какими навыками обладали индейцы, как воины

Индейцы были храбрыми воинами. Чтобы запугать врага они наносили на свои тела и лица краску. До сих пор существует представление о том, что боевая раскраска индейцев была чуть ли не самым главным фактором, который отпугивал европейцев. Индейскому воину нужно было учиться громко и пронзительно кричать с теми же целями, для того, чтобы напугать потенциального врага.

Об одном легендарном индейском охотники рассказывали, что он мог крикнуть так, что бизон падал замертво, а медведь мог от этого крика просто от неожиданности свалиться с дерева. Правда это или нет — неизвестно. Но европейские колонизаторы боялись индейцев и не доверяли им. Во многих произведениях американской литературы индейцы изображены, как хитрые жестокие люди, обладающие каким-то специальным знанием, которого нет у белых. Возьмите, к примеру, индейца Джо из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера» или истории о многочисленных индейских проклятиях.

Все равно европейцы оказались сильнее. Сегодня большая часть Америки индейцам уже не принадлежит.

Для того, чтобы они могли сохранить свой быт, на территории многих штатов США для них отведены специальные районы, которые находятся под управлением индейских вождей. Такие территории называются резервации. Но занимают они чуть больше двух процентов территории Соединенных Штатов Америки.

Современность

Кто такие Индейцы, перед которыми Американцы до сих пор извиняются

Современные молодежные группы, такие как бойскауты, девушки-скауты, девушки у костра и индийские гиды YMCA, включают программы, основанные в основном на индийских знаниях, искусстве и ремеслах, воспитании характера и жизни на свежем воздухе.

Эпидемия оспы в 1834 году сократила число индейских деревень с 1600 до 130. В 1837 году две трети из 6 000 индейцев умерли от оспы.

До прихода европейцев американские индейцы были на удивление свободны от серьезных заболеваний и редко умирали от болезней. Это, однако, резко изменилось, когда начали прибывать европейцы и колонисты, принося с собой корь, скарлатину, брюшной тиф, грипп, коклюш, туберкулез, холеру, дифтерию, ветрянку и оспу. Эпидемии на протяжении многих лет унесли жизни миллионов людей, некоторые из которых достигли 80-90% населения в наиболее пострадавших районах.

Территории и города

Индейцы жили по всей Северной и Южной Америке. В Соединенных Штатах индейцы жили на Аляске, Гавайях и на материковой части. Об этом свидетельствуют многие факты, в том числе и фото. Разные племена и культуры жили в разных областях. В центре страны жили индейцы равнин, в том числе такие племена, как команчи и арапахо. В юго-восточной части страны жили такие племена, как чероки и семинолы.

Было много групп коренных американцев:

Северо-западное побережьеКоренным американцам северо-запада не нужно было заниматься сельским хозяйством. Земля была полна животных; море было полно рыбы. Большинство деревень были расположены около океана. Древесина была в изобилии, и местные жители использовали леса для строительства больших домов. Одним из уникальных нововведений индейцев северо-запада стали большие каноэ, способные вместить до 50 человек. Они были вырезаны из гигантских красных деревьев.
КалифорнияУроженцы Калифорнии были благословлены мягкой погодой. Более 100 индейских групп жили там. Те, кто жил у моря, могли жить за счет рыбной ловли и местных растений. Те, кто жил внутри страны, например, помо, охотились на мелкую дичь. Они также собирали желуди и растирали их в кашу.
ПлатоКоренные американцы плато жили в районе между Каскадными и Скалистыми горами. В этом районе было много крупных рек, и он был основным источником пищи и путешествий. Зимой в этом районе было холодно, и чтобы защитить их, местные жители строили дома, которые находились частично под землей. В этом районе проживало около 20 групп.
Большой бассейнИндейцы Большого Бассейна проживали в Неваде и Юте, на большей части западного Колорадо. Это был дом индейцев шошонов и пайутов. Это была жаркая и сухая земля. Тех, кто жил там, называли «копателями», так как они были вынуждены копать большую часть своей еды.
Юго-западУроженцы юго-запада были разделены на две группы, некоторые из которых были охотниками, а некоторые – фермерами. Пуэбло были самыми известными из местных жителей этого района. Они были фермерами и выращивали много культур. Пуэбло использовали оросительные каналы, чтобы принести воду для своего сельского хозяйства. Апачи и навахо вошли на юго-запад около 1500 г. и были охотниками-собирателями.
РавниныВеликие равнины простираются от реки Миссисипи до Скалистых гор. В этих районах были большие стада буйволов и антилоп, которые давали обильную пищу. Коренные американцы равнин включали сиу, шайеннов и команчей.
Северо-востокКоренные американцы с северо-востока жили в районах, богатых реками и лесами. Некоторые группы были постоянно в движении, в то время как другие строили постоянные дома. Две основные культуры на северо-востоке были ирокезы и алгонкины. В течение многих лет коренные американцы северо-востока воевали друг с другом.
Юго-востокЮго-восток был самым густонаселенным из всех регионов Северной Америки. Здесь жили чероки, крик чокто, семинолы. Многие из уроженцев юго-востока охотились на оленей, буйволов и других животных. Большинство коренных американцев на юго-востоке были фермерами.

Внешний вид

Индейцы Северной Америки, фото и изображения которых представляют особый интерес в связи с их самобытными нарядами, имели особый внешний вид. Одежда коренных американцев до прибытия европейцев отличалась в зависимости от племени и климата, в котором они проживали.
Кто такие Индейцы, перед которыми Американцы до сих пор извиняются
Однако были некоторые общие сходства. Основной материал, используемый коренными американцами в одежде, – это шкуры животных. Обычно они использовали шкуры животных, на которых охотились за едой. Многие племена, такие как чероки и ирокезы, использовали оленьи шкуры.

В то время как равнинные индейцы, которые были охотниками, использовали шкуру буйвола, а инуиты с Аляски использовали шкуру тюленя или карибу. Некоторые племена научились делать одежду из растений или ткацких ниток. Вся их одежда была сделана вручную.

Часто одежда была украшена. Коренные американцы использовали перья, шерсть животных, таких как горностай или кролик, иглы дикобраза и, после прибытия европейцев, стеклянные бусы для украшения своей одежды.

Большинство американских индейцев носили штаны. Это был просто кусок материала, который они заправили в пояс. Во многих районах, особенно в районах с теплым климатом, это было все, что носили мужчины.

Многие мужчины ходили без рубашки в течение большей части года. Они носили только плащи, когда становилось очень холодно. Равнинные индейцы были известны своими сложными и украшенными военными рубашками.

Женщины коренных американцев обычно носили юбки и леггинсы. Часто они носили рубашки или туники. В некоторых племенах, таких как чероки и апачи, женщины носили более длинные платья из оленьей кожи.

Большинство коренных американцев носили какую-то обувь. Обычно это были туфли из мягкой кожи, называемые мокасинами. В холодных северных районах, таких как Аляска, они носили толстые ботинки, называемые муклуками. Индейские одежда, головные уборы и маски часто использовались в религиозных церемониях.

Особенности населения и менталитета

Индейцы Северной Америки, фото которых сохранились до наших дней, имели свои отличительные черты:

  • вера в природные божества и Великого Духа;
  • наличие обрядов, соответствующих каждому из событий в жизни человека;
  • сочетание обрядов и медицины.

Уважение и уважение к природе имели первостепенное значение. Американские индейцы считали природу даром от Бога, который нужно всегда почитать и обращаться с ним должным образом.

Традиции, законы и ритуалы

Церемонии и ритуалы издавна играют жизненно важную в культуре коренных американцев. Их убеждения и практики составляют неотъемлемую и целостную часть самого их существа. Как и другие коренные народы во всем мире, их убеждения находились под сильным влиянием их методов получения пищи – от охоты до сельского хозяйства.
Кто такие Индейцы, перед которыми Американцы до сих пор извиняются
Они также создавали законы и ритуалы, которые давали силу преодолевать жизненные трудности, а также события и вехи, такие как половое созревание, брак и смерть. С годами практики и церемонии менялись в зависимости от потребностей племен.

Национальная кухня

Когда Христофор Колумб впервые поплыл на Багамский архипелаг, он поверил, что достиг Азии. Однако вскоре стало ясно, что он вошел в Новый Мир, ранее неизвестный европейцам, с незнакомыми новыми людьми, флорой и фауной. Вероятно, наибольшее влияние на культуру Старого Света оказало быстрое внедрение декоративных и пищевых растений Нового Света.

Вскоре орхидеи из тропических лесов Центральной и Южной Америки стали пользоваться большим спросом в дополнение к коллекциям теплиц богатых европейцев. Христофор Колумб отправился в регион в поисках маршрута для получения специй.

Однако он нашел не корицу и гвоздику, которые он искал, а душистый перец, чили и другие виды перца. Вскоре новые продукты из Америки были представлены во всем мире.

Некоторые виды продуктов были быстро приняты в кухню всего мира, например:

  • кукуруза;
  • картофель;
  • новые сорта бобов и тыквы;
  • помидоры и многие другие продукты.
    Кто такие Индейцы, перед которыми Американцы до сих пор извиняются

В настоящее время около 60% потребляемой в мире пищи происходит из Нового Света.

Языковые особенности

Существовало около 200 языковых семей, на которых ранее говорили коренные американцы. Скорее всего, некоторые из них связаны между собой и происходят от достаточно старого общего предка. Также известно, что широко использовались язык жестов и рисунок.

Общественная организация

Женщинам «принадлежали» все дети, вся земля, рабочий инвентарь и постройки. Им приходилась основная забота об урожае и домашнем хозяйстве, что конечно определяло общественную жизнь. Счёт родства вёлся по женской линии. Женщины оказывали огромное влияние на все дела. От их решения зависела жизнь пленных, однако пленницы и их дети оставались неприкосновенными. Муж поселялся в дом, где живёт супруга, только после рождения ребёнка. Брак, как правило, заключался по инициативе родителей, но не был принудительным, и последнее слово оставалось за молодыми. Развод был свободным, но практиковался редко. Уважение к старости, отождествляющейся с мудростью, было общепринятым.

Род был основной общественной единицей алгонкинов. По преданию, происходил от одного отдалённого предка, чьё имя и носил род (обычно растения или животного). Браки внутри рода не допускались. Род мог усыновить члена другого племени или пленного врага. Род был призван мстить за убитого сородича или требовать за него выкуп, имел отдельное кладбище, наследовал имущество умерших членов. Несколько родов объединялось в племя. Иногда племя составлялось из объединений нескольких родов— фратрий.

Племя имело собственное наименование, определённую территорию заселения, ведения хозяйства, охоты и рыболовства. Отличало племя также его особый диалект(язык). Управлялось племя советом, состоявшим из старейшин (сахемов) и военных вождей отдельных родов. Заседания его были открытыми, и на них мог высказать своё мнение любой мужчина (если женщины считали необходимым — от их имени). Некоторые племена заключали союзы и объединялись в подобие конфедераций, в основном для военных целей.

Власть была признанного авторитета, не обладавшая правами принуждения, основанная на коллективной собственности, коллективном труде, коллективной поддержке и взаимопомощи.

Религия

В основе религии алконгинских племён лежали анимистические представления(вера в существование душ и духов, которыми наделяются различные объекты, процессы и явления природы). Все почитаемые ими духи назывались маниту. Солнце и луна, озёра и реки, леса был добрыми маниту; змеи, драконы, холод и шторм — злыми. Большинство маниту представлялись различными животными, однако некоторые представлялись и людьми (маниту солнца — мужчина). Это были духи, почитавшиеся всем племенем.

Но, кроме них и родовых тотемов, индейцы верили в существование личных духов-покровителей. Каждый индеец почитал какое-нибудь животное в качестве своего покровителя, своего маниту, благорасположением которого он начинал пользоваться с 10—12 лет. Чтобы приобрести маниту, индеец должен был поститься, пока не приснится его маниту в виде животного. Шкуру или перо, или какую-либо часть своего духа индеец носил всегда с собой, веря, что это его спасёт в любой передряге и принесёт успех (как крестик в общем). Изображение маниту наносилось на тело и на одежду индейца…

Посредниками в общении с духами и врачевателями были жрецы — шаманы. Они должны были знать лечебные свойства трав, всевозможные заговоры и заклинания. Очень детального и строго ритуала поклонения индейским богам не существовало, носителями древних легенд и сказаний являлись наиболее опытные и пожилые члены племени, хранителем тотема — особое лицо, «хранителями веры» — специально выделенные люди, а многие обряды составляли особую категорию и регулировались тайными обществами, члены которых поклонялись своим избранным духам…Религиозные церемонии и празднества сопровождались песнопениями, игрой на барабане и звуками погремушек. Индейцы с их верованиями представлялись европейцам-христианам начала XVII в.»язычниками» и «варварами», что во многом определяло складывающиеся отношения…

Классификация индейских племен

Принятая классификация индейских народов основана на культурно-исторических регионах (ареалах) расселения. Внутри регионов подразделение племен производилось по лингвистическому принципу.

Выделяют следующие ареалы расселения индейских племен (речь идет о территории современных США, без учета Мексики и Канады):

  • Калифорния;
  • Северо-Восток США (Вудленд);
  • Большой Бассейн;
  • Межгорное плато;
  • Великие равнины;
  • Северо-западное побережье;
  • Юго-восточное побережье;
  • Юго-Запад США.

Индейцы Калифорнии (в современном понятии этого названия) составляли одну из самых многочисленных культурных групп и включали множество племен. Среди наиболее известных индейских племен Калифорнии можно выделить следующие: пайюты, олони, чумаши, мивоки, мохаве, юки и другие.

Индейцы Вудленда представляют собой множество союзов племен, достаточно многочисленных, воевавших друг с другом, а после прихода европейцев – и с ними. Среди племен индейцев Северо-Востока США выделяют такие народы: абенаки, алгонкинские племена (собственно алгонкины, а также кри (лесные и равнинные), массачусеты, могикане, мохеганы, делавары, пекоты, оджибве, оттава, шауни (шони), черноногие, шайенны и др.), ирокезские племена (кайюга, мохоки, онайда, онондага, сенека, тускарора), гуроны и так далее. Одним из самых воинственных племен Вудленда были ирокезы, которые воевали с индейцами алгонкинской группы и европейцами. Ирокезы быстрее других племен поняли преимущество огнестрельного оружия и успешно его применяли против своих врагов. В качестве союзников это племя имело голландцев, а позже – англичан, воюя на их стороне против французов за земли и сферу влияния. Жили ирокезы в длинных домах из коры, в каждом из которых размещалось целое семейство.

Племена Большого Бассейна представляют собой ряд народностей, среди которых: юта, пима, шошоны, пайюты, банноки, гошуты и другие.

Индейцы межгорного плато: не-персе, салиши, кайюсы (племя исчезло), кликитаты, палусы, юматилла.

Индейцы Северо-Запада США: нутка, латгава, тлинкиты (жили на Аляске), суквомиши, кликитаты, скокомиши и так далее. Стоит отметить, что индейские племена смежных культурных ареалов обитания часто смешивались между собой. Нельзя четко разграничивать места обитания определенных племен между регионами, зачастую племя делилось на несколько разновидностей (по образу жизни или роду деятельности) и относилось к разным ареалам.

Индейцы Великих равнин, или, как еще говорили, индейцы прерий — многочисленная группа племен, которая включает в себя множество известных названий: оджибве (равнинные), оттава, кри (равнинные), апачи (группа воинственных племен), арапахо, черноногие, шайенны, команчи, кроу, кайова, миссури, сиу (группа племен), ассинибойны и другие.

Многие индейские племена под влиянием европейских переселенцев меняли образ жизни и род деятельности. Так, шайенны, занимавшиеся земледелием и охотой, после знакомства с европейцами перешли на конную охоту на бизонов и ушли в прерии. В результате этого шайенны оказались вынуждены воевать с команчами и другими исконно равнинными племенами. Жили шайенны и другие равнинные индейцы в типи — переносном жилье из деревянных шестов и шкур бизонов.

Группа племен сиу (дакота, кроу, ассинибойны) ранее проживали в районе Великих озер, но были вытеснены алгонкинами и переселились в прерии. Там они занимались конной охотой на бизонов и отчаянно воевали за свои земли с европейцами. Кстати, сиу славились как одни из самых воинственных индейских племен. Основным их оружием были лук со стрелами, копье и томагавк (изначально не топор, а палица), а позже – ружья. Жили сиу в землянках или типи (в походах). Среди известных сиу – вождь племени хункпапа Сидящий Бык.

Индейцы Юго-Востока США – это также многочисленная группа племен, которая включает в себя: тускарора, ючи, ямаси, тимукуа, семинолы, алабама, калуса, катоба, маскоги, чероки и других. Многие племена Юго-Востока США родственны индейцам других регионов. Так, чероки родственны ирокезам. Они в давние времена покинули привычный ареал обитания в районе Великих озер и переселились на юг. Чероки известны тем, что в начале 19-го века их вождь Секвойя ввел в обиход слоговую азбуку, которая используется и в наше время. Многие известные во всем мире люди среди своих предков имеют индейцев из племени чероки (Джонни Депп, Чак Норрис, Барак Обама, Элвис Пресли, Квентин Тарантино).
Индейцы Юго-Запада США относятся к группе племен пуэбло (апачи, навахо, кочими, мохаве, пима и так далее). Строили глинобитное жилье, занимались земледелием, керамикой, обработкой меди и другими ремеслами. Жили довольно большими поселками.

Резервации

В настоящее время индейцы США проживают компактно в резервациях или же рассеявшись по всей территории страны. Крупнейшей резервацией является «Нация навахо» площадью 67 тысяч квадратных километров. Она расположена на территории штатов Юта, Аризона и Нью-Мексико. Резервации являются полугосударственными образованиями со своими законами, правительством, судами и правоохранительными органами.

Численность населения индейских племен

В доколумбовой Америке (речь идет только о территории США) индейцы, по подсчетам ученых, насчитывали немалую популяцию общей численностью до 75 миллионов. Конечно, перепись населения среди них никто не проводил, и точную цифру называть очень сложно. На сегодняшний день в США проживает не более 5 миллионов индейцев. Наиболее «индейским» штатом можно назвать Калифорнию, в которой проживает более 750 тысяч индейцев, далее следует Оклахома (420 тысяч) и Аризона (370 тысяч).
Среди племен в настоящее время самыми многочисленными являются чероки, навахо и сиу. Численность населения каждого из указанных племен превышает 100 тысяч человек.

Коренная американская безнадега. Как индейцы уживаются с белыми

Кто такие Индейцы, перед которыми Американцы до сих пор извиняются

Собственное правительство, особые паспорта, даже своя валюта — у представителей коренного населения Америки самые широкие права и всевозможные льготы, но индейцы все равно стремятся к полной независимости. Несмотря на огромные компенсации от Вашингтона, качество их жизни не улучшается. К тому же они по-прежнему спиваются и среди них все больше распространяется наркомания.

Праздник света

«Мы так счастливы, что у нас дома наконец-то появился свет, это просто праздник какой-то. Почти 15 лет обходились без электричества», — рассказывает РИА Новости 40-летняя Неда Билли из племени навахо.Она живет в Дилконе, штат Аризона. В небольшом хогане — традиционном жилище народа навахо, состоящем всего из одной комнаты, — ютится вся семья: Неда с мужем и пятеро детей. По ее словам, электричества в резервациях нет у многих, часто нет и водопровода — воду таскают ведрами из колодца.Это подтверждают и исследователи из Robert Wood Johnson Foundation и Harvard T. H. Chan School of Public Health, указывающие, что «свыше четверти коренных жителей американского континента испытывают проблемы с электричеством, живут без интернета и питьевой воды».Проблема в том, что половина племени сидит без работы, а обеспечить дом коммунальными удобствами — дорогое удовольствие. Только электричество обойдется в 40 тысяч долларов. Причем местные жители предпочитают молчать о трудностях, не откровенничая с журналистами, особенно иностранными.Индеец навахо Манли Бегай — младший — исключение из правила. Гордость племени, один из немногих, кому удалось получить высшее образование и выбиться в люди. Преподаватель в Университете Северной Аризоны (Northern Arizona University). Он признается: его пугает то, в каких условиях люди живут в резервациях. «Как-то я проходил мимо парковки неподалеку от института. Так вот, студенты-индейцы делали домашнюю работу прямо в старой машине, включили свет и что-то писали. Потом я узнал, что у них нет ни компьютеров, ни интернета», — говорит Манли. Хотя, добавляет, он американские власти выделяют неплохие средства на поддержку коренного населения континента

Государство в государстве

В США насчитывается порядка 550 индейских племен, живущих в более чем 300 резервациях. Около полумиллиона коренных американцев — в Калифорнии.Индейцев признали гражданами страны лишь в 1924 году — для этого приняли особый закон. Чуть ранее конгресс одобрил Генеральный акт о распределении. Земли, принадлежавшие коренным американцам, разделили: часть оставили за индейцами, остальное выкупили власти.В результате индейцы лишились двух третей общинных земель. Однако им предоставили самые широкие права, о которых другие нацменьшинства и не мечтают: они могут принимать законы и формировать собственное правительство, у них серьезные налоговые льготы. Фактически резервация — это государство в государстве.Индейцам разрешили торговать алкоголем и табачными изделиями без акцизов и открывать у себя казино (в других регионах подобный бизнес под запретом). Игорные дома есть у 65 процентов племен, однако лишь десять процентов из них получают достаточные доходы, чтобы распределять их между всеми членами племени.Несмотря на и так полуавтономное существование, индейцы максимально дистанцируются от Вашингтона, объявляя о суверенитете. Так, навахо провозгласили квазигосударство Нация Навахо с парламентом, правительством и собственной полицией

Усыновление как способ ассимиляции

Чтобы помочь детям индейцев вырваться из нищеты, их усыновляют белые американцы. Корреспондент РИА Новости пообщалась с 55-летней женщиной из Сан-Хосе, штат Калифорния, которую в свое время взяли в семью. Она просила называть ее Дженнифер.»Меня, коренную американку (нам не нравится, когда нас называют индейцами), удочерили в младенчестве — в год и четыре месяца. Я очень люблю свой народ лакота-сиу, но если бы я осталась в резервации, явно не смогла бы получить два высших образования и найти высокооплачиваемую работу в одной из ведущих американских инженерных компаний», — говорит Дженнифер.Зачастую коренные американцы не справляются с воспитанием детей, продолжает она. «Я очень горжусь тем, что я из индейского племени. Но не могу отрицать: главные проблемы моего народа — наркомания и алкоголизм», — добавляет Дженнифер.Она активно борется за то, чтобы улучшить условия жизни лакота-сиу, однако добиться результата очень сложно.

Дан Нанамкин из племени коренных жителей Колвилла Нез Персе в Неселеме, штат ВашингтонПривлечь внимание к этим проблемам пытается и певец Джозеф Ройбен Сильверберд (Серебряная Птица). Его мать — из племени апачей (их осталось чуть более 57 тысяч человек), которое считается самым закрытым и непокорным в Америке, отец — испанец. Он рассказывает, что родился где-то на знаменитой Route 66, известной как «Мать дорог», когда семья колесила с гастролями по Америке. С шести лет вместе с родителями выступал в цирке, потом стал исполнять фолк-песни о трагической судьбе коренных американцев.Между белыми и индейцами — «гигантская культурная пропасть», отмечает Джозеф. Есть две точки зрения на то, как исправить ситуацию. Одни считают, что надо просто позволить индейцам «вернуться к традиционному образу жизни — поклоняться своим богам, говорить на родном языке, заниматься рыбалкой и охотой». Другие видят спасение в ассимиляции. Но на это потребуется не одно десятилетие. А пока вырваться из резервации представителям коренного населения Америки помогает лишь служба в армии.

10 самых известных племён североамериканских индейцев

Индейцы – это общее название всего коренного населения Северной и Южной Америки, жившего здесь до прихода европейцев. И возникло оно, как известно, по той простой причине, что «первооткрыватель» (весьма спорно!) этого континента, Христофор Колумб, был искренне уверен, что прибыл в Индию.

По самым разным подсчётам, до появления «цивилизаторов» на двух американских материках жило от 6 до 15 (а по мнению некоторых исследователей – и до 46) млн. человек (около 2200 племён), из них от 2 до 4 млн. (400 племён) – на территории нынешних США и Канады.

Ну а к началу XX века, благодаря «заботе» белых людей, в Северной Америке осталось всего 250 тысяч (!) индейцев. (И кто-то ещё сомневается, что история освоения Дикого Запада была прямо связана с самым диким геноцидом коренного населения!?)

Для сравнения: испанцы и португальцы, «осваивавшие» Южную Америку и тоже не очень-то считавшие местных индейцев за людей, всё-таки не вырезали их целыми деревнями и не заражали специально европейскими болезнями (иммунитета от которых у инков-кечуа, арауканов, мохо и т.д. не было). Они обращали их в христианство (да, часто – совсем негуманными методами) и ассимилировали.

В итоге сегодня в Южной Америке насчитывается более 40 млн. потомков тех индейцев, а в Северной (в США и Канаде вместе) – порядка 3,5 млн. Многие североамериканские племена были уничтожены до последнего человека.

Давайте вспомним хотя бы 10 самых известных нам (по книгам и кинофильмам) племён индейцев Северной Америки, когда-то многочисленных и отважных.

10. Шайенны (чейенны)

Кто такие Индейцы, перед которыми Американцы до сих пор извиняются
Шайенны – индейцы Великих Равнин, были охотниками на бизонов, кочевавшими от Блэк-Хиллс до реки Арканзас. До середины XIX века они достаточно неплохо уживались с белыми поселенцами, но их, само собой, всё больше беспокоило, что пришельцы с другого континента не просто разгуливают, где хотят, по их землям, но и основывают здесь фермы, строят военные форты и т.д.

Шайенны дважды (в 1825 и 1851 гг.) заключали с американским правительством договоры о дружеских и торговых отношениях (а также и о разграничении территорий), но, как известно, американцы вовсе не старались эти договоры соблюдать.

И вот, после нескольких серьёзных инцидентов (в том числе внезапного нападения отряда полковника Дж. Чивингтона на мирный лагерь шайеннов и арапахо у Сенд-Крик и уничтожения Дж. Кастером поселения вождя Чёрного Котла на реке Уошита) шайенны «вышли на тропу войны» против белых.

Они объединились с соседними племенами (арапахо, кайова, команчами и др.), сыграли большую роль в Великой Войне Сиу, заслужив славу яростных и храбрых бойцов, но всё-таки вынуждены были сдаться в 1877 г.

Сегодня шайеннов осталось около 11,5 тысяч человек, они живут в резервациях.

9. Делавары

Кто такие Индейцы, перед которыми Американцы до сих пор извиняются
Делаваров мы знаем, главным образом, благодаря произведениям Дж. Фенимора Купера. Они жили в районе границы нынешних США и Канады, вдоль рек Делавэр и Гудзон.

Кстати, название “делавары” – вовсе не «родное» для племени: капитан Сэм Аргайл назвал залив, на берегах которого проживали индейцы ленни-ленапе, в честь сэра Томаса Уэста, лорда де ла Вэрр, ну а вместе с заливом европейцы, недолго думая, заодно «переименовали» и местных жителей.

И, на самом деле, делавары вовсе не были такими уж благородными и свободолюбивыми, какими их изобразил в своих книгах Купер. До прихода европейцев они постоянно воевали с соседями-ирокезами (и ирокезы, чаще всего, побеждали).

И с появлением белых людей делавары почти сразу же установили с ними взаимовыгодные отношения, в отличие от многих других племён предпочтя не воевать, а торговать и, например, служить в американской армии скаутами. Во многом именно благодаря этому они, в итоге, и выжили. Сейчас делаваров насчитывается примерно 16 тысяч человек.

Кстати, именно вождь ленапе Таммани в 1625 г. продал голландцам Манхэттен.

8. Навахо

Кто такие Индейцы, перед которыми Американцы до сих пор извиняются
Навахо – одно из самых многочисленных на сегодняшний день племён индейцев Северной Америки (их более 280 тысяч человек). Живут они, главным образом, на территории штатов Аризона и Нью-Мексико.

В отличие от многих соседей, навахо были оседлыми индейцами, занимались земледелием (выращиванием кукурузы), скотоводством и охотой, а также владели ремеслом: гончарным делом, плетением корзин, ткачеством и т.д. (позаимствовав эти умения у своих предшественников на этой территории – индейцев пуэбло).

После прихода белых земли навахо сначала принадлежали испанцам, экспансии которых племя долго сопротивлялось (но при этом заимствовало у них много полезного: например, коневодство, выращивание плодовых и деревьев хлопка, производство сыра и т.д.).

В 1860 г., после войны за территории нынешних штатов Техас, Нью-Мексико, Невада и т.д. между Мексикой и США, индейцы навахо оказались в американской резервации (которая сегодня имеет полуавтономный статус и даже собственных президента, суд и полицию).

В годы Второй мировой войны индейцы навахо, служившие в армии США, получили известность, как лучшие шифровальщики – «говорящие с ветром» (дело в языке навахо, – настолько редком и сложном, что его не понимал никто из противников).

7. Команчи

Кто такие Индейцы, перед которыми Американцы до сих пор извиняются
Команчи были отлично известны и своим соседям, и белым европейцам как очень воинственное и храброе племя. В бою им не было равных (особенно после того, как они освоили верховую езду).

Окрестные индейские народы считали команчей настоящим бедствием, потому что они, довольно часто устраивая набеги, брали в плен женщин (делая их наложницами) и совсем маленьких детей, – чтобы воспитать их по своим собственным традициям.

С соплеменниками, нарушившими законы команчей, они обращались не менее жестоко: так, женщину, пойманную на измене мужу, могли убить или (в редких случаях) «просто» отрезать ей нос.

Белые поселенцы тоже сильно опасались заходить на территорию команчей, – это была верная смерть. Кроме того, команчи знамениты ещё и тем, что они первыми среди всех индейских племён поставили разведение лошадей «на поток», поставляя их, в том числе, и соседям.

Главным у них был именно военный вождь, управлявший целой структурой отрядов различного назначения: конных, пеших, разведчиков и даже подобия «тыловой службы».

И мексиканцам, и техасцам команчи доставили немало проблем. Армии США удалось сломить их сопротивление только в 1874 г. в сражении у каньона Пало-Дуро в Техасе.

Сегодня команчей – около 14,5 тысяч.

6. Апачи

Кто такие Индейцы, перед которыми Американцы до сих пор извиняются
Не меньше крови попортило европейским колонизаторам ещё одно индейское племя, кочевавшее на «спорных» землях между мексиканцами и американцами – воинственные апачи. Вообще-то, это общее название шести достаточно крупных племён, из которых ярче всех проявили себя в войнах с белыми чирикахуа-апачи и липан-апачи.

Они делали набеги не только на испанцев и французов (которые первыми заняли территории будущих Мексики, Техаса, Луизианы и т.д.), а позже – на мексиканцев и американцев, но и на соседние племена индейцев (причём были крайне жестоки с пленниками).

Больше всего апачи прославились своим талантом к «партизанской войне»: они умели напасть совершенно неожиданно и скрыться за считанные минуты.

Среди них было немало военных вождей, наводивших ужас даже на бывалых ветеранов противника: Колорадо, Кочис, Викторио, Юх, Найче. Но наиболее известным среди них стал Джеронимо, продолжавший вести войну с армией США ещё четверть века после того, как индейцев Великих Равнин загнали в резервации (до 1886 года).

Сегодня апачей насчитывается порядка 112 тысяч.

5. Чероки

Кто такие Индейцы, перед которыми Американцы до сих пор извиняются
Чероки – одно из 5 племён, которых новоприбывшие белые американцы отнесли к «цивилизованным индейцам». За что же они удостоились такой чести? За то, что чероки фактически первыми из коренных жителей Северной Америки отказались от кочевого образа жизни и даже попытались построить собственное государство.

Весь XVIII век это племя воевало как с белыми пришельцами, так и с соседями, но в начале XIX в. они заключили мир с правительством США, приняли христианство, стали охотно перенимать элементы европейской культуры (вождь Сейквойя, взяв идею у «цивилизаторов», изобрёл письменность чероки, и уже при его жизни 90% его соплеменников умели читать и писать).

Мало того, на своих территориях они основали более 30 школ, издавали газету и даже составили свою конституцию! И, кстати, самые знатные и самые богатые вожди чероки (представьте себе) имели плантации и чёрных рабов.

Но, увы, всё это им не помогло. Довольно обширные земли чероки были лакомым куском для белых фермеров и властей, и поэтому в 1838-1839 гг. индейцев насильно выселили на засушливые Великие Равнины. В пути, получившем в истории название «Дорога слёз» погибло до 15 тысяч чероки.

Сегодня их насчитывается более 300 тысяч – это самое крупное племя в США.

4-е место. Ирокезы

Это наиболее известное и воинственное племя Северной Америки. Благодаря способностям к изучению языков, они успешно вели торговлю с европейцами. Отличительная особенность ирокезов – их маски с крючковатым носом, которые были призваны защищать хозяина и его семью от болезней.

3-е место. Инки

Инки – загадочное племя, жившее на высоте 4,5 тыс. метров в горах Колумбии и Чили. Это было высокоразвитое общество, создавшее систему ирригации и использовавшее канализацию. До сих пор остается загадкой, как инкам удалось достичь такого уровня развития, и почему, куда и как вдруг исчезло целое племя

2-е место. Ацтеки

Ацтеки отличались от других племен центральной Америки иерархической структурой и жестким централизованным управлением. На высшей ступени стояли жрецы и император, на низшей – рабы. Широко применялись человеческие жертвоприношения, а также смертная казнь, причем за любые провинности.

1-е место. Майя

Майя – самое известное высокоразвитое племя центральной Америки, знаменитое необыкновенными произведениями искусства и городами, целиком высеченными из камня. Они также были превосходными астрономами, и именно они создали нашумевший календарь, заканчивающийся 2012 годом

Кто были предки индейцев?

Гипотеза о том, что индейцы были потомками древних евреев, египтян или греков, существовала на протяжении столетий, но воспринималась как очень неоднозначная. Джеймс Адэр, колонист XVIII века, который торговал с индейцами на протяжении 40 лет, писал, что их язык, обычаи и социальная структура очень похожи на еврейские.

Он писал в своей книге «История американских индейцев»: «Очень трудно заставить преодолеть себя, не говоря уже о других, изменить устоявшиеся взгляды. Я ожидаю, что подвергнусь цензуре за противоречие общепризнанным взглядам или вмешательство в дискуссию, волнующую учёных с момента открытия Америки».

В последние годы д-р Дональд Пантер-Йейтс, который придерживается схожих взглядов, столкнулся с негативной реакцией других учёных.

В науке существует широко устоявшееся мнение, что индейцы произошли от монголов. В исследовании 2013 г., опубликованном в журнале Nature, указывается на наличие некоторых древне-европейских корней. Был проведён анализ человеческих останков из Сибири возрастом 24 000 лет. Учёные не выявили никакого их сходства с азиатскими народами, только с европейскими, при этом всплыла отчётливая связь с американскими индейцами. Но современное научное сообщество скептически относится к идее о том, что индейцы могут быть потомками древних жителей Ближнего Востока или древних греков, как это предположил Йейтс и другие учёные.

Йейтс сам по происхождению индеец-чероки. Он имеет степень д-ра по исследованию античности и является основателем института генетических исследований DNA Consultants. Всё это позволило ему разработать уникальные теории об истории американских индейцев и их связях с древними культурами. Анализы ДНК могут стать подтверждением этих теорий

Генетические сходства

Индейцы входят в пять генетических групп, известных как гаплотипы, каждый из которых обозначен буквами алфавита: A, B, C, D и X.

В статье «Аномалии ДНК чероки» он указывает на ошибку, распространённую во многих генетических анализах. «Генетики говорят, что A, B, C, D и X — это индейские гаплотипы. Поэтому они присутствуют у всех индейцев. Но это всё равно, что сказать: все люди передвигаются на двух ногах. Следовательно, если скелет какого-то существа имеет две ноги, то это человек. Но на самом деле, это может оказаться кенгуру».

Любое расхождение с гаплотипами обычно списывается на смешение рас после колонизации Америки европейцами, а не на первоначальные гены индейцев.

Но Йейтс, проанализировавший ДНК чероки, пришёл к выводу, что подобное смешение невозможно объяснить примесью европейских генов после 1492 г.

«Откуда же тогда взялись не европейские и не индейские гены? — задаётся он вопросом. — Уровень гаплогруппы T у чероки (26,9%) сопоставим с уровнем жителей Египта (25%). Египет — это единственная страна, где T занимает доминирующие позиции среди других митохондриальных линий».

Йейтс уделил особое внимание гаплотипу X, который «практически отсутствует в Монголии и Сибири, однако распространён в Ливане и Израиле».

В 2009 г. Лиран И. Слуш из Израильского технологического института опубликовал исследование в журнале PLOS ONE, где утверждалось, что гаплотип распространился по всему миру с Галилейских холмов в северном Израиле и Ливане.

Йейтс пишет: «Единственный народ на Земле, имеющий высокий уровень гаплотипа X, кроме индейцев таких племён как оджибве, — это друзы, живущие в северном Израиле и Ливане».

Культурные и лингвистические сходства

Несмотря на то, что значительная часть культуры чероки была утрачена, Йейтс в своей книге «Кланы чероки» отмечает, что до сих пор сохранились легенды о предках, которые приплыли из-за морей и говорили на языке, похожем на древнегреческий. Между языками индейцев, египтян и ивритом можно проследить некоторые параллели.

Прототипом белокожего полубога Мауи индейцев-чероки может быть ливийский предводитель флота, убитый фараоном Птолемеем III около 230 до н.э., считает Йейтс. Слово «мауи» похоже на египетское слово, означающее «мореплаватель» или «проводник». По легенде, Мауи научил индейцев всем ремеслам и искусству. Он дал название для вождей чероки «аматойхи» или «мойтой», что можно перевести как «мореход» или «адмирал», говорит Йейтс.

Он вспоминает легенду одного из кланов чероки об отце Мауи по имени Таноа. Йейтс считает, что Таноа мог быть греческого происхождения. «Таноа был отцом всех светловолосых детей, он пришёл из земли под названием Атиа», — пишет он.

Под Атиа может подразумеваться Аттика — исторический регион, окружавший греческую столицу Афины. «Атиа» была местом, где находится «множество высоких храмов из алебастра», один из которых очень просторный, он был создан как место для встречи людей и богов. Там проходили спортивные соревнования, праздники в честь богов, встречи великих правителей, оно было источником войн, заставивших людей переселиться за океан.

«Сложно придумать легенду, которая бы более точно отражала греческую культуру», — пишет Йейтс. В гавайском языке существует слово «кариой» — развлечение, отдых. В греческом языке использовалось практически то же самое слово».

Он отмечают и другие сходства.

«По словам старейшин, чероки, как и хопи, в древности говорили на языке не индейского происхождения. Но затем они перешли на могаукский язык, чтобы продолжать жить вместе с ирокезами. Их старый язык, похоже, включал большое количество заимствований из греческого, языка птолемейского Египта и древнееврейского», — говорит он.

Адэр отмечал лингвистическое сходство между ивритом и языками коренного населения Америки. Как и в иврите, существительные в индейских языках не имеют падежей и склонений, пишет Адэр. Другое сходство — отсутствие сравнительной и превосходной степеней.

«Ни в одном языке, за исключением иврита и индейских языков, не наблюдается такого дефицита предлогов. Индейцы и евреи не имеют служебных частей речи, чтобы разделять слова. Поэтому они должны присоединять определённые символы к словам, чтобы преодолеть этот дефицит», — пишет он.

Взгляд из прошлого

Адэр способен пролить свет на культуру индейцев, что не под силу Йейтсу. Адэр активно общался с индейцами сотни лет назад, когда их традиции были ещё живы. Разумеется, следует допустить, что, будучи иностранцем, он мог неправильно истолковать некоторые аспекты их культуры.

«Из моих наблюдений я сделал вывод, что американские индейцы — прямые потомки израильтян. Возможно, это разделение произошло, когда древний Израиль был морской державой, либо уже после того, когда они попали в рабство. Последняя версия наиболее вероятна», — говорит Адэр.

У них схожая структура племени и организация жрецов, а также обычай устраивать священное место, считает он.

Он приводит один пример схожести обычаев: «Согласно законам Моисея, женщина после путешествия должна пройти очищение. У индейских женщин тоже существует обычай, когда они на некоторое время уединяются от своих мужей и любых общественных дел».

Адэр объясняет отсутствие обычая обрезания следующим образом:

«Израильтяне 40 лет жили в пустыне и могли бы и не вернуться к этому болезненному обычаю, если бы Иисус Навин не ввёл его. Первые поселенцы в Америке, столкнувшиеся с тяжёлыми условиями жизни, могли отказаться от этого обычая и затем полностью забыть, особенно, если в путешествии их сопровождали представители восточных языческих народов».

Похоже, что сами чероки неоднозначно относятся к работам Йейтса. Центральный сайт чероки опубликовал выдержки из исследования Йейтса, однако отдельные комментарии, сделанные его читателями, указывают на то, что чероки не желают поддерживать подобные теории.

Говоря о клане чероки, Йейтс утверждает: «Некоторые из них исповедовали иудаизм, несмотря на то, что старейшины Объединённой китувы (организация чероки) яростно отрицают это».

Знаменитые индейцы

  • Джозеф Брант — вождь племени могаук, офицер английской армии.
  • Уго Чавес — президент Венесуэлы.
  • Эво Моралес — президент Боливии.
  • Алехандро Толедо — бывший президент Перу.
  • Ольянта Умала — президент Перу.
  • Сидящий Бык — вождь хункпапа-сиу.
  • Секвойя — вождь племени чероки, изобретатель слоговой азбуки чероки (1826), основатель газеты «Чероки Феникс» на языке чероки (1828).
  • Джеронимо — военный «лидер» апачей.
  • Капитан Джек — вождь индейского племени модоков.
  • Неистовый Конь — предводитель индейцев лакота.
  • Мэри Смит-Джонс — специалист по лингвистике и активный политический деятель, представительница американских индейцев южной Аляски.
  • Джим Торп — легкоатлет-многоборец, 2-кратный чемпион олимпийских игр 1912 г.
  • Шифровальщики навахо — группа индейцев навахо, работавшие в годы Второй мировой войны в армии США радистами-шифровальщиками.
  • Дэн Джордж — канадский и американский киноактёр, поэт и писатель
  • Монтесума
  • Куаутемок
  • Куана Паркер — вождь команчей
  • Текумсе
  • Понтиак — вождь индейского племени оттава из группы алгонкинов в Северной Америке.
  • Оцеола — вождь и военачальник индейского племени семинолов (Флорида)
  • Пушматаха
  • Джоуи Беладонна — вокалист группы Anthrax
  • Роберт Трухильо — бас-Гитарист Metallica
  • Химматон-Йалаткит (Вождь Джозеф) — выдающийся вождь не-персе
  • Вовока
  • Красное Облако
  • Вашаки
  • Сат-Ок — Длинное Перо, племя Шеванезов; Stanisław Supłatowicz, 1920—2003, писатель, автор повестей «Земля солёных скал» и «Таинственные следы»
  • Сэмпсон, Уилл — американский киноактёр и художник, в молодости чемпион родео
  • Янгблад, Руди — американский актёр
  • Сент-Мари, Баффи — канадская фолк-певица
  • Мартинес, Эстер — американский лингвист
  • Хейз, Айра — американский морской пехотинец, участник Второй мировой войны.
  • Фокс, Вивика — американская актриса
  • Пеллетье, Бронсон — канадский актёр
  • Чичу, Джонатан — канадский хоккеист
  • Осман, Дэн — американский скалолаз и экстремал
  • Уоллис, Велма — американская писательница
  • Матус, Хуан — шаман из индейского племени яки, главным образом известный по произведениям Карлоса Кастанеды.
  • Стьюди, Уэс — американский киноактёр.
  • Минс, Рассел — американский общественный деятель, борец за права индейцев, киноактёр.