Нехорошая квартира: чертовщина продолжается!

После публикации булгаковского романа «Мастер и Маргарита» дом на Большой Садовой, 10, известен далеко за пределами российской столицы. С момента первой публикации «нехорошая квартира» № 50 стала местом паломничества тысяч поклонников гениального мистификатора.

Толпы туристов со всего мира приносят сюда цветы, оставляют на стенах подъезда признания в любви, цитаты из булгаковского романа и из «Фауста» Гете, стихи собственного сочинения и просто пожелания. Лестничная клетка испещрена надписями и рисунками от пола до потолка! Пишут кто чем — ручками, маркерами, разноцветными мелками, бычками от сигарет и губной помадой: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», «Мастер — жив!»…

Недавно, правда, это «народное творчество» сильно пострадало. Гражданин, решивший, что помещение за № 50 принадлежит ему одному, в знак протеста замалевал табличку с надписью «Нехорошая квартира», а заодно на всех этажах дома черной краской старательно замазал стены геометрическими фигурами. Получились эдакие параллелепипеды и «квадраты Малевича» на пестром фоне. Впрочем, просуществовали они недолго — не растерявшись, поклонники Булгакова стали писать посвящения Мастеру белой замазкой поверх них, отчего интерьер подъезда теперь выглядит еще эффектнее.

Отчаявшись обрести спокойную жизнь, жильцы неспокойного дома, где днюют и ночуют ватаги не всегда отличающихся культурой поклонников писателя, несколько лет назад надумали возыметь от бесконечных посетителей хоть какую–то материальную выгоду. Так, в первом подъезде на первом этаже появился «Фонд спасения Дома Булгакова». А спасать действительно было что: квартира № 50, где около 3 лет Булгаков прожил со своей второй женой Татьяной Лаппой и куда впоследствии «поселил» своих знаменитых персонажей, находилась в аварийном состоянии. Трубы прорвало, потолок потрескался, обои отслоились уродливыми лохмотьями — словом, «нехорошей квартире» было ну очень нехорошо.

Поскольку помимо Михаила Афанасьевича в разное время на Большой Садовой, 10, жили, гостили и просто бывали очень многие известные люди — к примеру, Ворошилов, Луначарский, Фанни Каплан, Маяковский, Есенин с Дункан, Сологуб, Прокофьев, Мейерхольд, — в новоявленной галерее жильцы решили открыть их фотоэкспозицию. Собственно, фотографиями да шляпой для пожертвований этот псевдомузей и ограничился. Вскоре исчез и он: любопытствующих сюда приходила масса, но денег они, увы, не приносили.

В общем, несмотря на фантастическую популярность культового места, на протяжении десятилетий здесь никак не удавалось создать музей. А все потому, что Булгакова, да и само здание, начали «делить». В доме творилась натуральная чертовщина: противоборствующие стороны назло друг другу то электричество отключали, то меняли замки на дверях, то разбивали стекла. Шла настоящая битва за квадратные метры в престижном московском районе! Вышло в точности по Булгакову — все испортил квартирный вопрос.

В результате на Большой Садовой появились сразу два «как бы музея». Это кафе–гостиная «302–бис» и собственно сама злополучная экс–коммуналка № 50, переданная администрацией города под опеку фонда имени Булгакова, которым руководит Мариэтта Чудакова.

«302–бис» очень интересное и познавательное место, однако чем–то все же напоминает не «место памяти» великого писателя, а фан–клуб, в котором всего «чересчур». В стремлении воссоздать обстановку булгаковской Москвы организаторы собрали несметное количество фотографий писателя, книг, иллюстраций и рисунков, предметов быта того времени. Гостей у входа встречает кукла «Тряпичный Булгаков», а возле барной стойки висит куча всевозможных брелоков кота Бегемота по 80 рублей за штуку. Здесь же проживает и потрясающий черный кот Мотя, он же Бегемот. Его любимое занятие — слоняться по кафе и спать на коленях у бронзовой скульптурки Булгакова.

А стоит задернуть занавес, как кафе тотчас превратится в мини–театрик — тут регулярно проходят творческие вечера молодых поэтов и актеров. А еще здесь же показывают фильмы по булгаковским произведениям: в золоченые картинные рамы помещены жидкокристаллические мониторы, на которых демонстрируются «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Бег». Но и это не все. Тут же работает «Почта влюбленных». Пишешь романтическую записку и опускаешь в специальный ящик — говорят, желания исполняются. «Пусть каждый Мастер найдет свою Маргариту!»

Что же можно увидеть в «нехорошей квартире»? Не стоит ожидать многого. Главное здесь — атмосфера, а не вещи. Только 3 года назад администрация Москвы сумела изыскать средства для минимального косметического ремонта — на побелку стен и замену пола. К сожалению, всякое содействие официальных лиц на этом закончилось, хотя чиновники наперебой продолжают твердить о своей любви к Булгакову.

По большому счету, в просторных помещениях нет практически ничего, кроме фотографий Булгакова. В одной из комнат стоит небольшой книжный шкаф, где собраны различные издания «Мастера и Маргариты», в другой выставлены образцы замысловатой лепнины старых московских домов — дань ушедшему столетию. Недавно, правда, режиссер Владимир Бортко передал «нехорошей квартире» кое–какие любопытные реквизиты со съемок фильма, например шкатулку Маргариты и паспорт Воланда с фотокарточкой Басилашвили. А вообще, поскольку квартира не охраняется и на Большой Садовой, 10, творится не понять что, сотрудники фонда, собиравшие антиквариат «булгаковской эпохи», опасаются оставлять ценные раритеты в этих стенах и с надеждой на лучшие времена хранят их в своих архивах.

Между прочим, квартиру пару лет назад освятили. Учредителям фонда хотелось бы, чтобы читатели не трактовали роман поверхностно и перестали усматривать в нем лишь чертовщину.

Кстати, по–прежнему неясна и судьба памятника Булгакову. О планах по установке на Патриарших прудах знаменитого «примуса» известно давно, да на разговорах все как–то пока и завершается. Что, снова ваша мистика во всем виновата, Михаил Афанасьевич?

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x