Новозаветный диагноз

Новозаветный диагноз

«Иди на крест!»

Историки, опираясь на документы, относящиеся к новозаветному времени, детально восстановили процедуру смертной казни через распятие. Она считалась в Риме самой позорной, и приговаривали к ней рабов, убивших своего господина, дорожных разбойников, отъявленных бунтовщиков и убийц. Приговор звучал кратко: «Иди на крест!» Кстати, по данным некоторых историков, так же звучало и самое страшное проклятие в Римской империи.

По мнению исследователей, казнь через распятие на самом деле представляла собой комплекс мучительных экзекуций, приводивших к смерти. Сразу после вынесения приговора обвиняемого подвергали бичеванию, используя для этого бичи-треххвостки с вшитыми в них металлическими стержнями, часто загнутыми в форме крючьев. Обреченному наносили, как правило, 20 ударов, и нередко уже это наказание приводило к смерти. Если же человек оставался жив, его выводили во двор тюрьмы и взваливали на плечи поперечную перекладину креста (весом от 34 до 57 килограммов), которую он и нес к месту казни. Там палачи привязывали жертву к кресту, стараясь максимально растянуть его руки. В некоторых случаях приговоренных не только привязывали, но еще и прибивали — вгоняя гвозди в предплечье ближе к ладони, между локтевой и лучевой костями. Реже гвозди также забивали и в голени, но чаще ноги оставляли свободными. Кстати, на кресте делали упор для ног — иначе казнимый мог очень быстро умереть от асфиксии. Самым опасным преступникам перед распятием молотком дробили суставы рук и ног, чтобы весь вес тела приходился на мышцы, увеличивая мучения.

Затем перекладину крепили к столбу, конструкцию поднимали и укрепляли вертикально. Поскольку процедура происходила рано утром, начало казни почти всегда приходилось на самые жаркие часы. Смерть на кресте наступала не ранее чем через несколько часов, но и не позднее чем через двое-трое суток. Все это время рядом с приговоренным находились палачи. Момент наступления смерти в то время определяли по тому, течет ли из ран кровь или нет. Для этого копьем или ножом примерно раз в полчаса на ногах или животе распятого делали надрезы. Палачи могли продлить агонию на потеху толпе, давая распятому попить. А могли и ускорить процесс, перебив ему голени.

Описанная процедура, судя по евангельским текстам, была соблюдена и во время казни Иисуса Христа. Как известно, одновременно с Назаретянином распяли еще двух разбойников, которые прошли аналогичную процедуру. Но Христос скончался намного раньше двух других (стих 33 главы 19 Евангелия от Иоанна).

Профессор Бреннер проанализировал все существующие христианские, римские и еврейские источники с детальным описанием смерти Спасителя и обнаружил перечень всех известных современной науке обстоятельств, которые свидетельствуют о риске тромбофлебита. «В описании последних часов жизни Иисуса содержится весь перечень предрасположенно-стей к тромбоэмболии легочной артерии, — заявил врач-гематолог. — А они не могут не привести к фатальному исходу«.

Свидетельские показания

На чем же основывается вывод доктора Бреннера? На описании последних часов жизни Иисуса Христа.

Познав, что будет предан одним из учеников, Спаситель испытал сильный стресс. Вот как святой Лука описывает молитву на Елеон-ской горе, перед поцелуем Иуды (глава 22, стих 44): «И находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю». С точки зрения медика, речь в этих словах идет о так называемом геморрагическом диатезе: «Из-за стресса повышается проницаемость стенок капилляров, в результате чего кровь истекает под кожу, образуя гематомы, — убежден доктор Бреннер. — Именно эти капли вымываются потом, придавая ему характерный розовый цвет«.

Последние сутки перед распятием Спаситель ничего не ел и практически ничего не пил. Кроме того, с 21 часа четверга до 9 часов пятницы Иисус находился в состоянии глубокого стресса, вызванного тремя судебными процессами, включая судилище у первосвященника Каиафы, где Назаретянин подвергался унижениям и избиениям. На суд к Понтию Пилату Спаситель пришел, судя по всему, совсем обессиленный, неспособный адекватно оценивать обстановку. Вот как описывает это святой Матфей (глава 27, стих 14): «И не отвечал ему (Пилату) ни на одно слово, так что правитель весьма дивился«.

Бичевание не могло не усугубить физическое состояние Сына Божьего. Удары бичей разрывали мышцы до костей, нанося то, что врачи называют «множественными рваными ранами поверхности тела». Известны случаи, когда подобными бичами переламывали ребра. «При таких травмах, — объясняет профессор Бреннер, — иммунная система дает команду к значительному росту производства лейко- и тромбоцитов. Кроме того, была нарушена нормальная система кровообращения. Говоря медицинским языком, мы имеем дело с травматическим шоком и массивной кровопотерей. Подобное состояние уже можно назвать предрасположенностью к образованию тромбов«.

После бичевания Назаретянин понес свой крест на Голгофу. Дорога эта имеет длину четыре километра, а в конце следует крутой подъем на высоту 600 метров. Не будем забывать, что при подобных физических нагрузках кровь активно циркулирует по сосудам. А насыщенность ее сверх нормы тромбоцитами способствует образованию тромбов в любых (а не только поврежденных) местах. Кроме того, нарастал процесс обезвоживания.

Иногда в ходе приготовления к распятию римляне оказывали преступникам милость, давая испить кислого одурманивающего напитка, после чего приступали к казни. По мнению Бреннера, это зелье на какое-то время могло облегчить участь приговоренного, однако затем оно усиливало процесс обезвоживания.

В первые часы на кресте состояние организма несколько стабилизировалось. Однако на солнцепеке нарастали явления обезвоживания, в том числе загустения крови.

«Даже если процесса тромбоза до этого времени не было, то на кресте он, безусловно, начался«, -убежден израильский врач.

Через несколько часов казни мышцы рук и торса, вынужденные работать в непривычном «растянутом» состоянии, начинают испытывать сильные перегрузки, что вызывает судороги. Они затрудняют дыхание, и приговоренный ре-флекторно переносит нагрузку на ноги, тем самым резко увеличивая кровоток по глубоким венам ног. Это может привести к отрыву сформировавшегося тромба. Минут за 30-40 тромб совершает путешествие по сосудам и приходит к разветвлению легочной артерии. Здесь он закупоривает русло, и в течение нескольких секунд наступает смерть.

Именно такую картину и рисуют нам евангелисты: Иисуса распяли приблизительно около трех часов пополудни в пятницу, а умер он в девятом часу этого же дня, то есть спустя 5-6 часов после начала казни. Все евангелисты говорят о скорой, против ожидания, смерти Спасителя: «Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели его уже умершим, не перебили у него голени» (Иоанн, глава 19, стих 32-34).

Диагноз Бреннера краток: «Смерть Иисуса Христа из Назарета была вызвана тромбоэмболией легочной артерии«.

С диагнозом, поставленным израильским профессором, в принцип согласен и российский профессор В. Жаров, хотя и не однозначно. «Тромбоэмболия легочной артерии — весьма распространенная причина внезапных смертей, -говорит он. — Чаще всего в современной практике мы сталкиваемся с тромбом, образовавшимся в глубоко расположенных венах нижних конечностей или малого таза. Оторвавшись, такой тромб перемещается в правое предсердие, через трехстворчатый клапан проскакивает в правый желудочек сердца, где у него остается один путь — в легочную артерию. Попадая на седловину легочной артерии, он перекрывает ее русло или полностью, или до критических размеров. Во втором случае следующая порция крови тромбуется — и просвет сосуда перекрыт полностью. Вместе с тем известно, что при распятии смерть наступает от остеостатичных положений. Так что говорить об однозначности такого вывода уважаемого коллеги я бы не стал, тем более что объективные данные нам неизвестны«.

Как бы то ни было, но ответ на вопрос, почему умер Спаситель, наверное, так и останется загадкой для человечества.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x