Как отмечали Рождество в Средние века?

Как отмечали Рождество в Средние века?

В конце каждого года, 25 декабря, христиане Западной Церкви празднуют Рождество Христово. Эта традиция своими корнями уходит в глубину веков. 25 декабря 360 г. римский епископ Либерий (352-366 гг.) посвящал в монахини сестру Марцеллу. Обращаясь к ней, он сказал: «Ты видишь, сколько собралось народа в день праздника Рождения твоего Жениха (Христа)». Отсюда видно, что уже в IV веке празднование Рождества Христова именно в этот день было принято на Западе как церковное установление.

Ранние христиане не праздновали Рождество Христово. Появление нового праздника в христианстве связано с желанием церкви распространить свою веру и вытеснить все другие религии. Во II-IV вв. христианство очень активно соперничало с митраизмом, который был распространен в Римской империи. Митра — солнечный бог; наступление Нового года древние связывали с приходом весны, началом сельскохозяйственных работ и отмечали праздник 22 декабря (день солнечного солнцеворота). Стремясь вытеснить культ Митры, христианская церковь видоизменила митраистское празднование «рождения непобедимого бога-Солнца», превратив его в праздник Рождества Христова.

Первыми Рождество стали праздновать христианские общины в Риме, а самое раннее упоминание относится к 354 году. Принятие праздника для всего христианского мира произошло лишь спустя столетие в 431 году на Эфесском соборе.

По сравнению с Европой, на Руси традиция празднования Рождества Христова появилась достаточно поздно — в X веке после принятия новой веры — христианства. Христианские праздники тесно переплетались с языческими культами, и Рождество не стало исключением, впитав в себя традиции зимнего древнеславянского праздника в честь духов-предков (святки). Пережитки этого языческого праздника сохранились в «святочных» обрядах (ряженые, гаданье), ставших со временем неотъемлемой частью Рождества.

Этот праздник совпадал с языческими празднествами, которые проводились ранее у греков, римлян и языческих народов Запада. Церковь должна была бороться против языческих обрядов этого празднества, которые соблюдались наряду с новыми, христианскими. Одним из самых действенных средств для обращения народных обрядов в христианское празднество стало увеличение церковных служб в эти дни, торжественность их совершения. Для этого стали организовывать особые церковные зрелища — «мистерии» из жизни Иисуса Христа.

Рождество Христово праздновалось в Средние века с особой торжественностью. Накануне праздника храмы, роскошно украшенные и освещенные тысячами свечей, были переполнены молящимися. Вся ночь проходила в совершении разных служб при участии хора певчих и всех прихожан. В числе древнейших церковных гимнов был, например, гимн, повествующий о поклонении пастухов родившемуся Богомладенцу. С XI века в Западной Церкви становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей». Такой обряд совершался в ночь накануне первого дня праздника, между утренней и ранней обедней — мессой. На мраморном столике, возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых находилась статуя или изображение Девы Марии. Пять старших священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь. К ним подходил мальчик из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям Рождение Спасителя, произнося евангельские строки.

Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в разных местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: «Слава в вышних Богу…» Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимна в стихах. Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие двух женщин, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» — «Мы ищем, — отвечали они, — Спасителя, Христа». Женщины (каноники) отдергивали завесу, которая скрывала статую Младенца Иисуса. Указывая на нее, они говорили: «Вот он -этот Младенец, со Своей Матерью». Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву Марию гимном: «Буди благословенна Царица неба», а потом торжественной процессией возвращались в алтарь. При этом они пели: «Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!» Затем следовал возглас священника, которым начиналось совершение обедни.

Такова одна из древнейших мистерий, которая в виде так называемого «Вертепного действа» была известна и на Западной Украине, куда перешла из Польши, Интересно, что Византия в этом отношении опередила Запад: здесь мистерии появились уже в V-VI веках, а в Х-ХI веках в церкви святой Софии в Константинополе и других городах торжественно устраивались драматические представления. Что касается Западной Церкви, то здесь мистерии развивались в связи с богослужением. Само название средневековых действ — «мистерии» — указывает на это: «мистериум» или «министериум» означает «служба, церковный обряд».

Из числа рождественских мистерий, находившихся еще в связи с церковным богослужением, но уже наполовину отделившихся от него, можно привести одну, содержащуюся в мюнхенской рукописи начала XIII века. Мистерия открывалась появлением «пророков Христа». Этим прологом обычно начинались рождественские мистерии. Каждый из них произносил свое пророчество о Спасителе, затем возвещал о рождении Христа, пелись рождественские церковные гимны.

После этой сцены по порядку евангельского повествования следовали Благовещение Деве Марии, поклонение волхвов и пастырей, гнев Ирода, убиение невинных младенцев и бегство в Египет Святого Семейства. Все эти события передавались в соответствии с евангельским повествованием. В частных же сценах евангельские эпизоды уже дополнялись и вымышленными сценами.

С большой выразительностью исполнялся обряд Поклонения волхвов. Возле яслей находилось ложе Марии, возле которой стоял праведный Иосиф, «в соответственном его роли одеянии и с длинной бородой, — как говорится в указаниях постановки мистерии. — Вверху видна звезда». Ясли устраивались уже не у церкви, а на церковном дворе, где и происходило представление мистерии и где делались разные приспособления: трон для Ирода, места для окружавшей его свиты, для воинов и оруженосцев, места для иудейских законников, которых призвал Ирод, для сцен в Египте и т.п.

Возвращаясь от яслей, пастухи встречались с волхвами, и между ними происходил разговор, после чего волхвы беседовали про появившуюся на небе необычную звезду. «Я изучал звезды, — говорил первый из них, — их природу и различное движение, и я в совершенстве знаю их число. Но когда я смотрю на эту звезду, то более и более удивляюсь, потому что еще никто, кажется, не видел еще такой… Однако после более внимательного размышления я прихожу к выводу, что родилось Дитя, Которому покорится мир и перед Которым вострепещет вся вселенная»… Два других восточных мудреца не уступали первому в ученых рассуждениях.

Автор мюнхенской мистерии был, несомненно, лицом церковным — монахом, и, может быть, одним из преподавателей в монастырской школе. Воспитанники таких школ обычно принимали участие в представлении мистерии. И не случайно, что эта рукопись была написана в Мюнхене, — ведь «мюнх» по-немецки «монах», и город когда-то рос вокруг монастырских стен… С середины XIII века в больших городах Западной Европы стали появляться особые корпорации, члены которых специально занимались организацией мистерий во время церковных праздников. Представители Церкви лишь наблюдали за общим ходом дела, так как Церковь по-прежнему поддерживала такие действа. Так продолжалось до XVI, а в Испании — до XVII-XVIII веков, после чего мистерии вышли из церковного обихода. Но и сегодня почти в каждом храме в рождественские дни можно увидеть влияние былых мистериальных традиций: скульптурное изображение яслей Христовых, лежащего в них Богомладенца, стоящих рядом Деву Марию и праведного Иосифа. А перед яслями — фигурки пастухов и волхвов, пришедших поклониться Спасителю мира.

Из сохранившихся источников известно, что маскарады устраивали еще в ХIV-ХV веках! В Англии, например, на 12-й день святок устраивали праздник-маскарад, напоминающий наши славянские забавы с ряжеными. В каждом замке из всех «заводил», весельчаков и шутников выбирался самый веселый и нарекался «Лордом беспорядка». «Лорд» подбирал для себя «свиту» и все вместе они организовывали развлечения, танцы и маскарады. Вся команда была разодета в яркие одежды, украшенные лентами и колокольчиками. В Шотландии такой «массовик-затейник» назывался «Мнимым аббатом», что не меняло самой сути его предназначения — устраивать праздник с играми и танцами для односельчан. В его свите обязательно был парень, наряженный лошадью. Как тут не вспомнить нашу славянскую «Козу», с которой молодёжь ходила по деревне шумной и весёлой компанией!

Украшение домов на Рождество вечнозелеными растениями имеет дохристианское происхождение. Во время празднования сатурналий в Риме ветви лавра и других растений широко использовались в торжественных процессиях и для украшения домов. В странах Северной Европы вечнозеленые растения, не сбрасывающие листву на зиму, воспринимались как символ вечной жизни и были объектами религиозного поклонения. Омела считалась священной у друидов Британских островов, которые приписывали ей множество волшебных свойств. Для римлян она была символом мира: если враги встречались под ее сенью, это означало, что они сложили оружие и заключили перемирие (отсюда обычай целоваться под омелой). Другим популярным с праздником зимнего солнцестояния. Полено (а иногда и целый ствол дерева) выбиралось на Сретение и тщательно сберегалось, чтобы за лето оно успело как следует просохнуть. В рождественский сочельник полено сжигалось в очаге вместе с углями от прошлогоднего полена.

Рождественские свечи своим происхождением обязаны еврейскому празднику Ханукка (посвященному повторному освящению Второго храма в Иерусалиме, 164 до н.э.). В средние века существовал обычай устанавливать свечу в центр венка из лавровых ветвей и зажигать ее в рождественский сочельник, а затем и в каждый вечер рождественской недели. Этот обычай был особенно распространен в Ирландии, где в рождественский сочельник католики в период гонений ставили свечи на подоконники в своих домах, чтобы священник, оказавшийся поблизости, мог найти этот дом и отслужить в нем мессу. В Америку этот обычай принесли ирландские иммигранты в XIX веке. Именно он положил начало современному обычаю украшения домов и общественных зданий иллюминацией.

В католических странах символом праздника и элементом праздничного убранства служит не столько рождественское дерево, сколько рождественские ясли. Обычно они рождественским украшением был и остается остролист, которому также приписывались чудесные свойства. Согласно одной из легенд, Христу перед распятием возложили на голову венец из колючего остролиста; отсюда — обычай украшать дома рождественскими венками. В Средневековье рождественское полено у германских племен Северной Европы было элементом обрядов, связанных представляют собой уменьшенную копию вертепа (пещеры), в котором родился Христос, с фигурками Марии, Иосифа, пастухов, волхвов и животных, окружающих ясли с младенцем Иисусом. По преданию, этот обычай установил св. Франциск Ассизский в Греччо (Италия): в рождественский сочельник 1223 он устроил ясли с настоящими людьми и животными в роли евангельских персонажей.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x