Да гори оно в аду! Адская работенка. Адская жара. Провались оно все в ад! Слово «ад» давно стало обиходным, люди, употребляя его, нисколько не задумываются об истинном значении термина. Никто, говоря об адской жаре, не представляет себе котлы с кипящей серой. Адская работенка — это вовсе не взмыленный черт, уставший махать вилами. А сущий ад — это толкотня в час пик, скандал на планерке и шумная ссора у соседей. Для большинства современников это слово — просто фигура речи, присказка, привычная настолько, что ее даже не замечаешь. Из места вечных посмертных мук ад превратился в бессмысленную абстракцию, в иллюстрацию для сборника фольклора.
Содержание
Эволюция концепции воздаяния
Сложно сегодня найти человека, который считал бы вероятным существование классического средневекового ада. Впрочем, и сторонников строгого канонического христианства все меньше. Многие верят в абстрактного безымянного Бога — воплощение высшей силы и высшей справедливости. Те, кто считают себя христианами, вполне могут считать разумной концепцию перерождения, это уже не кажется парадоксом. Но концепция посмертного воздаяния по-прежнему актуальна, просто теперь она менее буквальна.
Сейчас даже религиозные люди, говоря о загробном наказании за грехи, предполагают все же что-то нематериального, духовного свойства, а не лизание раскаленных сковородок. А для атеистов и представителей ряда нехристианских религий это вообще только легенда. Ада, по их мнению, не существует. Если божественное возмездие и обрушится на головы грешников, то здесь, на земле — скажем, в следующей жизни. А ведь еще не так давно не верить в ад было так же странно, как сейчас всерьез обсуждать смолу и рогатых чертей.
При этом сам факт посмертного воздаяния обычно не оспаривается. Как говорил Вольтер, если бога не существует, то его нужно было бы выдумать. С дьяволом и адом — та же история. В жизни не так уж часто плохие поступки влекут за собой кару. Более того, сплошь и рядом попадаются энергичные веселые коррупционеры и здоровые жизнерадостные врачи-взяточники. И это отнюдь не примета времени. Нечестность — простейший путь к обогащению, а жестокость и бессовестность — легкий способ получить желаемое безо всяких моральных терзаний.
Справедливость Древнего мира
У этой моральной дилеммы есть два варианта решения. Либо принять такую несправедливость как неотъемлемую часть жизни, либо создать эффективную систему сдерживания. То есть самых бессовестных и агрессивных ждала прямая дорога в ад.
По первому пути пошло язычество. Сильный — прав, он получает лучшее, сильный — любимец богов. А слабые виноваты сами. Выживает более приспособленный. Таково было язычество. Поведение регулировалось исключительно законом, традициями. Вот так поступать нельзя — а вот так можно. Не «не убий», а не убивай гостя, не убивай в храме, не убивай преломившего с тобой хлеб. А в остальных случаях — либо «око за око», либо заплати виру.
Это отчетливо видно не только в греческих и египетских мифах. Даже в Ветхом Завете видны следы этого древнего жестокого мировоззрения. Часто поведение персонажей никак не согласовывается с нормами христианской морали. Они лгут, предают, убивают. Но при этом они чтут заповеди — бесчисленные нормы и запреты, регламентирующие поведение и быт. Они верят в единого бога и пользуются его несомненным покровительством. Почему? Потому что таково было мировоззрение тех времен. Если ты успешен — ты угоден богу, он покровительствует тебе. Если нет… что ж. Видимо, ты грешник. Жестокая дарвиновская теория, оправданная религией. В таких условиях ад — это очевидное излишество. Зачем кого-то карать, если его можно попросту зарубить мечом? Воздаяние здесь и сейчас, собственной рукой, если, конечно, сможешь.
Зачем нужен ад
Позже, с приходом христианства (а Ветхий Завет — это не христианство, это намного раньше), ситуация изменилась. Христос сказал : «Не убий, не укради и возлюби ближнего». Все. Вот и все правила. Христианская концепция человека, угодного богу, — это образец гуманизма при минимуме внешней атрибутики. Не важно, варишь ли ты ягненка в молоке матери его. Не важно, какой рукой ты совершаешь омовение после посещения туалета. Единственное, что имеет значение — это душа. Вектор сместился.
Во времена язычества было сразу видно, кого любят боги. Богат — значит, любят, значит, достоин. Помогают в делах, даруют удачу. Если неугоден — живешь бедно и плохо. О каком еще воздаянии может идти речь? А как быть христианам? В этой, совсем молодой тогда религии, внешняя атрибутивность сменилась внутренней. Хороший человек, соблюдающий все заповеди, мог быть и беден, и болен, и несчастен. Более того, наверняка крестьянин, который не ворует и не грабит, будет беднее разбойника и содержателя притона. Но как же это возможно? Где же тогда справедливость? Вот тут-то появляется концепция воздаяния. Рай и ад — это те самые кнут и пряник, которые регулируют поведение человека, в своих убеждениях и моральных критериях нестойкого. Ведь если кто-то считает ложь и воровство неправильным, то он в любом случае не будет этого делать. Но если он колеблется… Вот тут-то на помощь и приходит концепция посмертного воздаяния. Поступай правильно — и будешь награжден. А если согрешишь… Ад — это вечность, полная мук. Вполне весомый аргумент в пользу правильного выбора.
Догмат о чистилище
Правда, именно предполагаемая бесконечность наказаний и вызывала нарекания. Ведь тогда получается, что и тот, кто украл курицу, и тот, кто поджег приют, получают практически одинаковое наказание. Всем одна дорога — в ад. Да, вероятно, у вора в котле будет серы по щиколотку, а у поджигателя — по горло. Но все же, если посмотреть на эту ситуацию с позиции вечности… Не так уж это и справедливо.
Поэтому в католицизме был введен догмат о чистилище. Это — ад, но ад временный. Место покаяния грешников, не совершивших непростительных грехов. Они там отбывают наказание, очищаясь страданием, а потом, по истечении отведенного срока, попадают на небеса.
Этот догмат даже имеет подтверждение в Библии, хотя и косвенное. Ведь родственникам умерших предлагают приносить искупительные жертвы и молиться за упокоение души, а значит, в этом есть смысл. Но если наказание вечно и неизменно, тогда мольбы ничего и не меняют, следовательно, бесполезны.
Католичество — единственная ветвь христианства, придерживающаяся мнения о том, что грешники попадают не только в ад, но и в чистилище. И протестанты, и православная церковь полагают, что ни о каком временном искупительном наказании и речи быть не может. Но действительно, какой же тогда смысл в поминальных молебнах? Ведь они ничего не меняют. Особенно интересен ответ на этот вопрос, когда подобные поминальные ритуалы проводятся на платной основе и объявляются церковью необходимыми для умершего. Налицо очевидный парадокс.
Как выглядит ад
Что именно происходит в аду — загадка. В Библии сказано, что это — место вечных мук, но вот каких именно? Этот вопрос интересовал многих философов и богословов. Существовало множество концепций и догадок. В диспутах на эту тему богословы средневековья ломали копья не одно столетие. Кому и какое воздаяние полагается, как выглядит ад и что там происходит? Эти вопросы всегда интересовали людей. Проповеди, посвященные этой тематике, пользовались у прихожан огромной популярностью.
Сейчас многие, уверены, что круги ада — это действительно описание, взятое из религиозных текстов. Вполне логичная картина: деление на секторы, для каждого типа грешников — свой. По мере углубления грехи все тяжелее, а кара — все суровее.
На самом деле круги ада именно в таком виде придумал итальянский поэт и философ Данте Алигьери. В своей «Божественной комедии» он описал собственное путешествие по загробному миру: чистилищу, раю и аду. Каждый из этих миров состоял из секторов. Выражение: «На десятом небе от счастья» — тоже оттуда. В Божественной комедии рай состоял из десяти небес. И последнее, высшее небо, Эмпирей, предназначалось для чистейших, блаженных душ.
Дантовский ад
Ад, описанный в поэме «Божественная комедия», состоял из девяти кругов:
- Первый круг — Лимб. Там ждали Судного дня те, кто не узнал Слово Божие не по собственной воле: некрещеные младенцы и чистые душой язычники.
- Второй круг — для похотливцев и развратников. Вечный ураган, бесконечное вращение и удары о скалы.
- Третий круг — для обжор. Они гниют под нескончаемым дождем.
- Четвертый круг — для скупцов и транжир. Они таскают огромные камни, постоянно вступая из-за них в ссоры и драки.
- Пятый круг — для яростных и скучающих. Болото, в котором бесконечно сражаются гневные, топча ногами дно, состоящее из тел унылых людей.
- Шестой круг — для ложных пророков и еретиков. Они покоятся в пылающих могилах.
- Седьмой круг — для насильников. Они кипят в крови, страдают в пустыне. Их рвут псы и гарпии, поражают стрелы, поливает огненный дождь.
- Восьмой круг — те, кто предал доверившихся им. Их ждет бесконечное разнообразие наказания. Бичевание, огонь, багры и смола. Для них ад — это пожирание змеями и превращение в змей, бесконечные болезни и страдания.
- Девятый круг — предатели. Их кара — лед. Они вмерзли в него по шею.
География ада
Но все кошмарные описания — это действительно ад, придуманный поэтом и писателем. Конечно, он был глубоко религиозным человеком, но «Божественная комедия» — не апокриф. И даже не богословский трактат. Это всего лишь поэма. И все, что в ней описано — это только плод фантазии автора. Конечно, Данте был гений, поэтому поэма получила мировую известность. Идея разделенного на круги ада и небес, вздымающихся одно над другим, превратилась в истину настолько привычную, что люди уже и не знают, кто был ее автором.
Вопросом о том, где ад расположен и как он на самом деле выглядит, задавался не только Данте. Версий было множество. Большая часть богословов помещала ад под землей, некоторые полагали, что жерла вулканов — это путь в преисподнюю. Аргументом, подтверждающим эту теорию, служил тот факт, что по мере углубления под землю температура повышалась. Это мог подтвердить любой шахтер. Конечно, причиной этому были раскаленные адские котлы. Чем глубже шахта — тем ближе к преисподней.
После того как ученые смогли точно ответить на вопрос о том, что же происходит и в небе, и на земле, концепцию пришлось пересмотреть. Теперь богословы склоняются к мысли, что ад и рай, если и существуют буквально, то точно не в нашем мире. Хотя, скорее всего, это категории все же духовные. Для мук вовсе не нужны кипящие котлы, а для наслаждения — райские кущи. Духовные терзания и радости не менее ощутимы, чем телесные.
Но до сих пор можно встретить заметки, в которых сообщается, что геологи излишне увлеклись бурением, и теперь в преисподнюю ведет скважина. В ад, по мнению журналистов, можно путешествовать и на космическом корабле — ведь Солнце отлично подходит под определение. Большое и горячее — там найдется место всем грешникам.
Ад и Аид
Впрочем, то, что ад — это место вечных терзаний, теория относительно новая. Ведь во времена язычества тоже был загробный мир. В Древней Греции люди верили, что после смерти души людей пересекают реку забвения, попадая в царство мертвых — Аид. Там они блуждают вечно, беспамятные и не осознающие себя. И цари, и нищие, и великие воины — все равны перед ликом смерти. Кем бы ни был при жизни человек — все, что от него останется, это тень, для которой нет ни прошлого, ни будущего. Правил Аидом бог загробного мира, тоже Аид. Злым он не был, как не был и богом смерти. Отделял душу от тела Танатос, а провожал ее в загробный мир Гермес. Аид же правил царством мертвых, никаких жестокостей и преступлений не совершая. По сравнению с прочими богами греческого пантеона он был весьма добродушен и незлоблив. Поэтому когда в фильмах Аида изображают похожим на демона — это очень далеко от правды. Подземный мир — не царство зла и боли. Аид — место вечного покоя и забвения. Позже это же представление о загробной жизни переняли и римляне.
Такой мир вовсе не похож на привычную концепцию ада. Происхождение этого названия, тем не менее, у ученых сомнения не вызывает. Ад — это древнегреческий Аид, всего лишь одна буква «потерялась».
Боги и демоны
Христиане заимствовали у греков не только название поземного мира. Ангелы ада, то есть демоны, козлоногие и рогатые — это ведь практически двойники сатиров и фавнов. Эти низшие божества традиционно служили образцом мужской силы и неутомимости — а значит, и плодородия.
В древнем мире высокое либидо, способность к оплодотворению однозначно расценивались как проявления витальности. Следовательно, они были напрямую связаны с обильными всходами, с урожаями, с приплодом скота. Традиционное воплощение витальности, жизненной энергии, плодородия — козел. У него позаимствовали копыта и рога фавны, и он же — одно из воплощений Сатаны.
Аид традиционно тоже считался богом плодородия и богатства. Подземный мир — это мир серебра, золота и драгоценных камней. В землю закапывают семя, чтобы весной оно взошло урожаем.
Чудовищное, противное человеческой природе козлорогое исчадие ада — это всего лишь древний, утративший былое величие бог плодородия. Сложно сказать, почему именно так произошло. С одной стороны, новая религия часто заимствует элементы предшественницы, творчески их при этом перерабатывая. С другой, христианство — религия аскетичная, похоть и блуд осуждающая. С этой точки зрения, бог плодородия действительно выглядит воплощением греха.
Адские персоналии
Если низшая демоническая иерархия, лишенная индивидуальных черт, происходит от языческих богов, то вот высшие эшелоны дьявольской власти — товар штучный, авторский. Так же, впрочем, как и святые. Библия говорит только об одном боге — и об одном дьяволе. Есть ангелы и есть павшие ангелы. Все. Остальное — привнесенные в религию размышления богословов и ученых мужей, рассуждающих о том, что такое рай и ад. Это — искусственные порождения. Именно поэтому новые христианские течения, к примеру протестантизм, отрицают существование святых и персонализированных демонов.
Ангелы ада, высшая демоническая иерархия, впервые упоминаются в средние века. О них пишут специалисты-теологи и демонологии, инквизиторы, расследующие дела ведьм и еретиков. Причем зачастую их мнения по поводу специализации того или иного демона расходятся. Скажем, Бинсфельд в 1589 году писал, что каждый демон — воплощение одного из пороков. Гордость — Люцифер, похоть — Асмодей, жадность — Мамона, обжорство — Вельзевул, гневливость — Сатана, лень — Бельфегор, зависть — Левиафан. А вот Баррет спустя двести лет утверждал, что демон лжи — Сатана, искушения и соблазнения — Мамон, мести — Асмодей, а ложных богов — Вельзевул. И это мнения только двух специалистов. На самом деле путаницы намного больше.
Либо ад — это место, в котором служащие должны регулярно проходить курсы повышения квалификации и осваивать смежные области знаний, либо демонологии все же не совсем искренни.
Любопытный факт. Всем известные персонажи романа «Мастер и Маргарита», Бегемот и Азазелло, были не придуманы писателем, а заимствованы из литературы по демонологии. Бегемот — демон, который упоминается в книге Еноха. Кроме этого, в 17-м веке состоялся знаменитый обряд экзорцизма. Демонов изгоняли из настоятельницы монастыря, и этот процесс был тщательнейшим образом записан. Бегемот был пятым по счету бесом, покинувшим несчастную женщину. Голова у него была слоновья, а задние ноги — бегемота.
Азазелло же — это Азазель, демон не христианский, а иудейский. Булгаков писал правду. Это действительно демон засухи и пустыни. Евреи, кочующие по засушливым территориям, как никто знали, насколько убийственной может быть жара и сушь. Так что сделать его демоном-убийцей было вполне логично.