Что такое глас? Значение слова  Восемь церковных гласов

Каждый, кому приходилось бывать на православном богослужении, не раз слышал, как диакон возглашает наименование песнопения, которое будет исполняться хором, и указывает номер гласа. Если первое в основном бывает понятно и не вызывает вопросов, то что такое глас, известно не всем. Попытаемся в этом разобраться и понять, каким образом он влияет на характер исполняемого произведения.

Особенность церковного пения

Церковные пение и чтение — это важнейшие составляющие богослужения, и отличие между ними заключается лишь в мелодической широте. Это вполне очевидно, так как православное пение представляет собой не что иное, как чтение ? расширенное и положенное на определённую музыкальную основу. В то же время и само чтение является пением ? мелодически сокращённым в соответствии с его содержанием и требованиеями Устава Церкви.

В церковном пении задачей мелодии является не эстетическое украшение текста, а более углублённая передача его внутреннего содержания и раскрытие многих особенностей, которые невозможно выразить словами. Само по себе оно является плодом вдохновенных трудов святых отцов, для которых песнопения были не упражнениями в искусстве, а искренним выражением их духовного состояния. Им принадлежит создание Устава песнопений, регламентирующего не только последовательность исполнения, но и характер тех или иных мелодий.

Значение слова «глас» в применении к церковному пению

В Русской Православной Церкви богослужебное пение базируется на принципе «осьмогласия», автором которого является преподобный Иоанн Дамаскин. Согласно этому правилу, все песнопения делятся на восемь гласов в соответствии с их содержанием и заключённой в них смысловой нагрузкой. Для каждого из них характерен строго определённый напев и эмоциональный окрас.

Что такое глас? Значение слова  Восемь церковных гласов

Закон осьмогласия пришёл в Русскую Православную Церковь из Греции и получил у нас определённую творческую переработку. Это выразилось в том, что в отличие от греческого оригинала, где церковные гласы служат для обозначения только лада и тональности, на Руси они обозначают главным образом некую мелодию, закреплённую за ними и не подлежащую изменению. Как уже было сказано, гласов всего восемь. Из них четыре первые — это основные (атентические), а последующие ? вспомогательные (плагальные), в задачу которых входит завершение и углубление основных. Разберём их подробнее.

Гласы Светлого Воскресения и Великой Субботы

На Пасхальных богослужениях, где все песнопения имеют светозарный, величественный окрас, служба построена в первом гласе и параллельном ему вспомогательном пятом. Это придаёт общему звучанию характер воззвания к Небесам и позволяет настроить душу на возвышенный лад. Являясь отражением небесной красоты, эти песнопения вселяют в нас духовную радость. На этом примере хорошо видно, что такое глас, дарующий ощущение праздника.

Что такое глас? Значение слова  Восемь церковных гласов

В Великую Субботу перед Пасхой, когда всё в мире замерло в ожидании чуда Воскресения Христова, и души людей исполнены умиления и любви, во храмах Божьих звучат нежные и трогательные напевы, отражающие тончайшие нюансы внутреннего состояния молящихся. В этот день церковная служба построена целиком на втором гласе и дополняющем его шестом. Что такое глас второй, иллюстрируют также и заупокойные службы, где на его эмоциональном окрасе построены все песнопения. Это как бы отражение переходного состояние души из бренного мира в жизнь вечную.

Два гласа, весьма различных по частоте исполнения

Относительного третьего гласа нужно заметить, что на его основе построено весьма мало песнопений. По частоте использования его в богослужении он занимает предпоследнее место. Степенный, но одновременно и твёрдый, исполненный мужественного звучания, он как бы вводит слушателей в размышления о тайнах Горнего мира и о бренности земного существования. Наиболее ярким примером может служить хорошо всем известный воскресный кондак «Воскресение Христово».

Что такое глас? Значение слова  Восемь церковных гласов

Очень характерно звучание песнопений, построенных на четвёртом гласе. Их отличает торжественность и быстрота, побуждающая к веселью и радости. Ими наполнено содержание мелодии и подчёркивается значение слова. Глас четвёртый является одним из наиболее востребованных в православных службах. Заложенный в нём оттенок покаянности неизменно напоминает нам о содеянных грехах.

Пятый и шестой плагальные (вспомогательные) гласы

Пятый ? плагальный глас. Значение его весьма велико: он служит для придания большей глубины и завершённости песнопениям, исполняемым на основе первого гласа. Его интонации наполнены призывом к поклонению. Чтобы в этом убедиться, достаточно прослушать воскресный тропарь Воскресению Христову или приветствие «Радуйся». Оба эти произведения несут в себе одновременно оттенки печали и радости.

Шестой глас является вспомогательным ко второму и подчеркивает печаль, располагающую к покаянию о содеянных грехах и в тоже время переполняющую душу умилением и надеждой на Господнее всепрощение. Это скорбь, растворяемая утешением. Как уже говорилось, второй глас дарит ощущение перехода в иной мир, и потому наполнен светом, шестой же больше ассоциируется с погребением. По этой причине на его основе исполняются песнопения второй половины Великой Седмицы.

Что такое глас? Значение слова  Восемь церковных гласов

Завершение перечня осьмогласия

Реже всего в православных храмах можно услышать песнопения, положенные на седьмой глас. Греки ? авторы закона осьмогласия ? именовали его «тяжёлым». Характер исполняемых на его основе песнопений важный и мужественный, что вполне объясняет данное ему название. За внешней простотой этих мелодий скрывается целый мир ? глубокий, великий и непостижимый. Это своего рода повествование о Небесном Иерусалиме и Будущем веке.

Прослушав такие высокие образцы церковного пения, как «О Тебе радуется…» и «О преславного чудесе…», можно без труда составить представление о том, что такое глас. Восьмой глас ? последний, он завершает перечень элементов, составляющих осьмогласие. Он полон царственной высоты, совершенства и зовет к упованию на Безначального Отца, сотворившего видимый и невидимый мир. В то же время, слушая его, невозможно не заметить некий оттенок печали, вызванной мыслью о собственной греховности.